Размер
—
Фиксированный размер. Ботинки простейшей конструкции, имеющие один размер и не предполагающие регулировки по длине. Помимо явного недостатка в виде невозможности подстройки по размеру, такая конструкция имеет и достоинство — она считается более прочной и надежной, чем регулируемая, и при правильном подборе «крепче» сидит на ноге, что делает подобные ботинки более подходящими для выполнения различных трюков. В целом же ролики с фиксированным размером подойдут либо взрослому пользователю, у которого нога уже не растет, либо ребенку, если речь идет о паре на один сезон.
—
Регулируемый размер. Ботинки, позволяющие регулировать размер в определенном диапазоне — обычно в пределах 3 – 5 размеров, например 36 – 39 или 28 – 32. Преимущества данного варианта очевидны: он позволяет оптимально подстраивать ботинок под размер ноги, одну пару роликов могут по очереди использовать разные люди, а уж для роликов, покупаемых растущему ребенку, регулируемый размер — просто спасение: без этого пришлось бы менять ролики каждый год. С другой стороны, регулировка усложняет конструкцию ботинка и снижает его прочность, поэтому в профессиональных моделях («агрессивных», беговых и т.п.) подобная конструкция распространения не получила.
Сам же размер приводится по стандартным размерам обуви. При этом перечисление размеров — например, «
39,
40, <
...a href="/list/436/pr-17105/">41» — означает, что ролики выпускаются в нескольких модификациях с фиксированным размером; а запись через дефис, наподобие «39 – 41», соответствует одному ботинку с регулируемым размером.
Отметим, что формальное соответствие размеру ноги ещё не обязательно означает, что ролики подойдут конкретному пользователю. Во-первых, человеческие ноги имеют индивидуальные очертания, и нормальная по длине модель может оказаться, к примеру, тесной в подъёме. Во-вторых, некоторые производители могут весьма вольно обращаться с размерами, особенно когда речь идёт о бюджетных моделях. Поэтому при выборе рекомендуется не полагаться на заявленные цифры, а проверить удобство ботинка «вживую» (или хотя бы уточнить, насколько заявленные размеры соответствуют фактическим), особенно для детских роликов.
Сейчас на рынке представлены такие размеры роликов: 25, 26, 27, 28, 29, 30, 31, 32, 33, 34, 35, 36, 37, 38, 39, 40, 41, 42, 43, 44, 45, 46, 47.Расположение колес
—
В одну линию. Подобные ролики, называемые также однорядными, несколько похожи на традиционные коньки — только вместо лезвия на каждом ботинке установлена рама, в которой и закреплены колёса, одно за другим. Данный вариант является на сегодняшний день наиболее популярным — он считается подходящим для создания роликов под любой стиль катания и позволяет предусматривать практически любое количество колёс. При этом сама по себе езда не слишком сложна и доступна даже новичкам. Главным недостатком однорядных роликов является слабая поперечная устойчивость; впрочем, этот недостаток весьма условен и может оказаться критичным разве что для самых маленьких ездоков, а обратной его стороной является хорошая маневренность и пригодность к высоким скоростям.
—
Попарно. Роликовые коньки, оснащаемые 4 колёсами, установленными попарно, в виде прямоугольника. Также именуются «двухрядными», или «квадами». Наиболее очевидным достоинством данного варианта является отличная поперечная устойчивость, заметно снижающая вероятность падений по сравнению с колёсами, установленными в одну линию, и облегчающая выполнение на роликах «танцевальных» номеров. С другой стороны, подобный стиль катания популярен преимущественно на Западе, а в Украине и России распространения не получил, вследствие чего и «квады» на рынках СНГ встречаются нечасто.
—
Задние колеса попарно. Своего рода ком
...промиссный вариант между одно- и двухрядными роликами, описанными выше. Данная конструкция, как правило, предусматривает обычную однорядную раму, однако на задней оси устанавливаются спаренные колёса вместо одного обычного. Благодаря этому ролики заметно превосходят двухрядные модели по маневренности, а однорядные — по поперечной устойчивости. Впрочем, в целом они считаются «учебно-тренировочным» вариантом — для тех, кто хотел бы научиться ездить на однорядных роликах, однако по той или иной причине не может сразу начать с них.
— В одну линию (с перестановкой). Ролики, в которых можно устанавливать колеса по своему желанию. Для начинаний можно установить задние колеса в два ряда, а уже научившись хорошо кататься, можно выстроить их в одну линию.Жесткость колес
Жёсткость колёс, штатно поставляемых с роликовыми коньками.
Чем больше число, приведённое в данном параметре — тем более твёрдые материалы используются в конструкции колёс и тем они жёстче. Жёсткие колёса «охотнее» катятся по разным поверхностям, на них легче разгоняться, они позволяют точнее чувствовать поверхность под ногами и не так быстро стираются, как мягкие; с другой стороны, сцепление с дорогой у таких колёс хуже, они больше подвержены вибрациям и толчкам и требуют особой осторожности при прохождении поворотов. Поэтому колёса с высокой жёсткостью (
83А и выше) характерны в основном для профессиональных моделей, а начинающим роллерам рекомендуются мягкие варианты.
Отметим, что большинство современных роликов допускает замену колёс; эта процедура является обязательной время от времени, так как колёса склонны стираться, однако при необходимости можно поменять и вполне пригодный для езды комплект — на более жёсткий, или наоборот, более мягкий.
В то же время, опытный человек покупая новые ролики, может заранее подобрать нужную жесткость колес среди представленных на рынке:
78A,
80A,
81A,
82A,
83A,
84A,
85A,
86A,
88A,
90A,
94AДиаметр колес
Диаметр колёс, штатно поставляемых в комплекте с роликовыми коньками.
Данный параметр обычно выбирается производителем исходя из стиля катания, для которого предназначены ролики (см. выше). Общее правило таково: чем
крупнее диаметр — тем более «скоростными» считаются колёса и тем менее они чувствительны при попадании на неровности. Колёса диаметром порядка 76 – 82 мм считаются универсальными, именно такие размеры встречаются в большинстве фитнесс-роликов и трюковых моделей (см. «Стиль катания»). В беговом снаряжении этот размер может быть заметно больше — это делается для того, чтобы обеспечить быстрый и плавный ход. А вот на «агрессивных» моделях колёса, наоборот, маленькие — при таком стиле езды критически важно чувствовать все неровности под роликами.
Светящиеся колеса
Наличие
светящихся колёс в комплекте поставки роликов. Система подсветки, применяемая в таких моделях, работает за счёт вращения колёс — благодаря этому при движении колёса подсвечиваются разноцветными вспышками.
Данная функция встречается в основном в моделях начального уровня, предназначенных для детей. Её назначение двояко: помимо того, что подсветка придаёт роликам оригинальный внешний вид, она также делает ездока более заметным — что может пригодиться, например, при езде во дворе многоэтажного дома, по которому периодически проезжают машины.
Класс подшипников
Класс подшипников, установленных в роликовых коньках.
Существует несколько стандартов, по которым может обозначаться данный параметр. Наиболее популярный — ABEC (Annular Bearing Engineering Committee), также часто встречается обозначение по ILQ (InLine Qualified). И в том, и в другом случае класс подшипника выражается цифрой, поставленной после аббревиатуры:
ABEC 1,
ABEC 3,
ABEC 5,
ABEC 7,
ABEC 9 или
ILQ 5,
ILQ 7,
ILQ 9. Чем выше эта цифра — тем выше точность, с которой изготовлен подшипник, тем более качественным (и, соответственно, дорогим он является). Смысл же конкретных цифр в обоих стандартах фактически одинаков. Так, подшипники 1 и 3 класса характерны в основном для детских моделей начального уровня, причём они используются не столько с целью снижения стоимости, сколько в свете того, что более качественные детали устанавливать в такие ролики просто не имеет смысла. 5 класс считается вполне достаточным для фитнесс-роликов среднего уровня и недорогих трюковых (см. «Стиль езды»), а более высокие значения характерны в основном для профессионального снаряжения.
Отдельно отметим, что класс подшипников не связан с их скоростными характеристиками — речь идёт исключитель
...но об общем качестве сборки. А вот на чём этот момент заметно сказывается — так это на сроке службы: точная подгонка деталей способствует снижению их износа и повышению долговечности подшипников.Материал ботинка
Основной материал, используемый в конструкции ботинка. Отметим, что этот материал не является единственным: мягкие разновидности обуви (см. «Тип ботинка») обязательно дополняются жёстким каркасом, жёсткие — наоборот, мягкой вкладкой. Однако свойства ботинка зависят в первую очередь от основного материала.
— Нейлон. Мягкий материал, применяющийся в роликах с соответствующим типом ботинка. Этот материал весьма популярен в спортивной обуви в целом и роликовых коньках в частности: он недорог, достаточно прочен, может иметь любые расцветки, к тому же на рынке представлено много разновидностей нейлона, в т.ч. с довольно продвинутыми характеристиками (на практике качество материала, как правило, напрямую связано с ценовой категорией роликов). Благодаря всему этому нейлон на сегодняшний день является, по сути, основным материалом для мягких ботинок всех уровней, от простейших до профессиональных.
— Кожзаменитель. Материал, имитирующий внешний вид натуральной кожи. Как и нейлон, используется для мягких ботинок и имеет множество разновидностей, различающихся по качеству. Однако по ряду причин применение кожзаменителя характерно в основном для довольно продвинутых роликов, включая
беговые модели, и качество данного материала вполне соответствует классу снаряжения.
— Микрофибра. Ещё один вариант, встречающийся в мягких разновидностях ботинок. Основой микрофибры являются полимерные синтетические нити чрезвыч
...айно малой толщины, благодаря чему этот материал отличается рядом полезных особенностей. В частности, он хорошо сохраняет тепло и в тоже время обеспечивает отвод влаги, позволяя коже «дышать», при этом быстро сохнет, легко чистится и стирается. В то же время, и стоит микрофибра недёшево. Вследствие всего этого в роликах она, по сути, является профессиональным спортивным материалом и встречается в моделях соответствующего уровня (и то довольно редко).
— Пластик. Этот материал для твёрдых роликовых ботинок является фактически тем же, чем нейлон является для мягких. Он отличается сочетанием невысокой стоимости с обилием расцветок и неплохими характеристиками прочности, а также доступен во множестве сортов, среди которых можно выбрать вариант практически на любой случай — от недорогих детских роликов до прочных профессиональных моделей. И то, что пластиковые ботинки встречаются редко, обусловлено не характеристиками пластика, а слабой распространённостью жёсткой обуви в целом.
— Углеволокно. Материал на основе вытянутых нитей углеродного волокна. Используется в жёстких ботинках и считается весьма продвинутым: при меньшем, чем у пластика, весе углеволокно обладает чрезвычайно высокой прочностью, сравнимой с характеристиками стали. В то же время в роликах, даже профессиональных, подобная прочность требуется редко, а стоят ботинки из данного материала недёшево. Поэтому углеволокно не получило широкого распространения.Материал рамы
Материал, из которого выполнена рама роликовых коньков — элемент конструкции, на который непосредственно крепятся колёса.
Общие тенденции среди материалов для рам таковы. Пластиковые конструкции лучше гасят вибрации и толчки; металлические за счёт жёсткости, с одной стороны, создают некоторые дискомфорт, с другой — более упруги и лучше подходят для толчков и прыжков. Применение металла для рамы считается показателем довольно высокого класса роликов, хотя реальная необходимость в таком материале присутствует далеко не всегда.
Однако, помимо этого, каждый тип материала имеет и свои специфические особенности:
— Пластик. Недорогой материал, характерный преимущественно для простых роликов, рассчитанных на прогулочную езду (иными словами — моделей для отдыха, см. «Стиль катания»). Как правило, обладает достаточной прочностью для такого применения, однако более сложные задачи могут вызвать проблемы — причём не только из-за возможной поломки пластиковой рамы, но и из-за невысокой упругости, слабо подходящей для прыжков.
— Углепластик. Он же «карбон» — композитный материал, сочетающий пластик с углеволокном. Данный вариант считается чрезвычайно продвинутым за счёт того, что рамы получаются не менее прочными, чем металлические, при этом они выгодно отличаются упругостью и отсутствием постоянных деформаций даже при сильных нагрузках. Ключевой недостаток данного варианта — высокая стоимость.
— Сталь. Главным достоинством стали с...читается высокая прочность, к тому же стоит она несколько дешевле сплавов на основе алюминия и магния. В то же время этот материал имеет большой вес и сравнительно легко деформируется под воздействием нагрузок. Поэтому в современных роликовых коньках подобные рамы практически не встречаются.
— Алюминий. В данном случае речь, как правило, идёт не о чистом алюминии, а о различных сплавах на его основе (исключая дюралевый — о нём см. ниже). В целом данный материал считается более продвинутым, чем пластик — в частности, при довольно небольшом весе он отличается неплохой прочностью. Да и выглядят алюминиевые рамы достаточно привлекательно. В то же время существует множество разновидностей данного материала, различающихся по характеристикам и цене; при этом наиболее доступные склонны гнуться при довольно небольших нагрузках, а прочные и стойкие, как правило, и стоят недёшево.
— Дюралевый сплав. В данном случае подразумевается высококачественная разновидность сплава алюминия с медью и некоторыми другими добавками. Дюраль сочетает невысокий вес с отличными характеристиками прочности, а также не деформируется даже при довольно сильных нагрузках; с другой стороны, он весьма дорог. По этим причинам основной сферой применения данного материала являются высококлассные роликовые коньки, преимущественно бегового назначения (см. «Стиль катания»).
— Магниевый сплав. Сплавы на основе магния в большинстве своём очень схожи с описанным выше дюралем: они отличаются высокими характеристиками прочности (хотя этот показатель может заметно различаться в зависимости от состава) и небольшим весом, однако и стоят недёшево, а потому устанавливаются в основном в модели топового уровня.
Фиксация ноги
Способ фиксации ноги, предусмотренный в конструкции роликовых коньков.
—
Бакля. Также используется термин «клипса»; а слово «бакля» происходит от английского «buckle», обозначающего застёжку с пряжкой. Собственно, пряжка особой конструкции и является одной из составных частей подобного фиксатора. В эту пряжку вдевается ремешок (чаще всего резиновый или пластиковый) со специальными зазубринами; пока клипса расстёгнута, ремешок может свободно двигаться, а при застёгивании он фиксируется, удерживая и ногу. При этом сочетание особой конструкции застёжки с упомянутыми зазубринами на ремешке обеспечивает надёжное удержание, а расстёгивается бакля достаточно легко.
—
Липучка. Фиксатор в виде ремешка, удерживаемого на месте классической застёжкой-липучкой. Действие липучки основано на использовании мелких крючков на одной половине застёжки, которые цепляются за войлочную подложку на второй половине. Такие застёжки предельно просты в использовании: половинки «прилипают» друг к другу без особых усилий со стороны пользователя (отсюда и название), а для расстёгивания достаточно потянуть край ремешка вверх, постепенно рассоединив половинки. Благодаря этому липучками без проблем способны пользоваться даже дети, только-только достигшие достаточного возраста для езды на роликах. С другой стороны, подобные фиксаторы считаются менее надёжными, чем бакли, и
...самостоятельно практически не используются.
— Шнуровка. Классическая шнуровка, аналогичная той, что применяется в обычной обуви. Отметим, что данный тип фиксации может использоваться как в мягких, так и в жёстких ботинках (см. «Тип ботинка») — в последнем случае шнурки стягивают половинки ботинка в верхней части, прижимая его к подъёму стопы. Независимо от типа ботинка, данная фиксация весьма эффективна, так как охватывает большую площадь и обеспечивает хорошую плотность контакта. Из её недостатков можно отметить слабую пригодность для самых маленьких роллеров, которые могут испытывать трудности с сильным затягиванием шнурков.
Отметим, что ролики с одним типом фиксации встречаются довольно редко — как правило, используются те или иные комбинации.