Масштаб модели
Масштаб позволяет оценить общие размеры модели — он описывает соотношение её габаритов с габаритами полноразмерной машины аналогичного типа (см. ниже). Например, длина и ширина полноразмерного багги составляют в среднем около 4 м и 2 м соответственно; значит, для радиоуправляемой модели в масштабе
1:10 эти параметры будут составлять в 10 раз меньше — порядка 40 см и 20 см (плюс-минус).
Миниатюрными считается масштаб
1:24 и меньше (
1:28 и
1:32), а в наиболее крупных он достигает
1:6 (
1:5) — такие модели не намного меньше детских автомобилей (однако не предназначены для их замены). Небольшой размер считается оптимальным для использования в жилых помещениях, крупный — на открытой местности. Большинство шоссейных моделей (см. «Тип») выпускается в масштабе 1:10, внедорожников —
1:8, а более крупные масштабы характерны для продвинутых моделей с двигателями внутреннего сгорания (см. «Двигатель»). Наиболее распространенными вариантами масштабов являются
1:14,
1:16 и
1:18, которые встречаются как в бюджетном, так и в топовом сегменте.
Возраст
Минимальный возраст, для которого подходит данная радиоуправляемая модель. Эти рекомендации являются довольно условными, однако отступать от них все равно не рекомендуется. «Взрослые»
модели 14+ со множеством регулировок, подвижных деталей и мощностью попросту будут не под силу освоить юному гонщику
дошкольного и может даже
школьного возраста. В то же время, модели для младшей возрастной категории (
3+,
4+,
5+) могут оказаться не интересными и скучными для подросших детей (
дети 6 лет и
8+). Стоит так же отметить, что радиоуправляемые машины не всегда детские игрушки и встречаются модели для моделирования, гонок — профессионального использования.
Максимальная скорость
Наибольшая скорость, которую может развить машинка. Как правило, этот параметр указывается для определённых «идеальных условий»: ровной трассы, высококачественного топлива или полного заряда аккумулятора (в зависимости от типа двигателя, см. выше) и т.п. Реальные показатели, как правило, оказываются несколько ниже; однако разные модели вполне можно сравнивать между собой по этой характеристике.
Высокая максимальная скорость важна в первую очередь для машин «гоночного» назначения (кольцевых и шорт-корс, см. выше); в моделях для трюков и дрифта она не играет решающей роли. Также на значения максимальной скорости стоит обращать внимание при покупке любительской модели для развлечений — здесь нужно учитывать особенности её применения. Например, если машинка предназначается для 3-4 летнего ребёнка в качестве игрушки в квартире, высокая скорость будет не достоинством, а недостатком (тем более что и стоимость «аппарата» прямо зависит от его быстроты).
Возможности
—
Защита от влаги. Наличие в конструкции машинки защиты, которая предотвращает попадание влаги в чувствительные элементы конструкции и соответствующие неприятные последствия (замыкания, коррозию, гидроудары и т.п.). Эта функция является практически обязательной для моделей, рассчитанных на использование вне помещений, прежде всего внедорожных типов с двигателями внутреннего сгорания (см. выше). Однако конкретная степень такой защиты в разных случаях ощутимо различается: одна модель может быть рассчитана, к примеру, максимум на брызги с влажного асфальта или небольшой дождь, а другая спокойно переживёт проезд через лужу глубиной «по капот». Поэтому этот момент стоит уточнять по официальным данным производителя.
—
Защита от грязи. Защита, предотвращающая попадание пыли и грязи на детали, требующие чистоты. Во многом схожа с вышеописанной защитой от влаги — в частности, очень важна для использования вне помещений и может ощутимо различаться от модели к модели.
—
Межосевой дифференциал. Наличие в конструкции машинки дифференциала, расположенного между передней и задней парой колёс и распределяющего крутящий момент от двигателя между передней и задней осью. По определению встречается только в моделях с полным приводом (см. выше). Основное назначение этого механизма аналогично межколёсным дифференциалам — он позволяет колёсам, в данном случае передним и задн
...им, вращаться с разной скоростью, дабы ходовая часть и шины не испытывали повышенных нагрузок. Подобная необходимость возникает, в частности, при поворотах на низкой скорости. Кроме того, межосевой дифференциал повышает проходимость: при пробуксовке одной из пар колёс он распределяет крутящий момент так, чтобы большая его часть приходилась на колёса, сохранившие сцепление.
— Металлическая главная пара. Главной парой называют две шестерёнки, отвечающие за передачу крутящего момента от двигателя на трансмиссию: одна из них расположена на валу двигателя, вторая — на валу трансмиссии. Это один из важнейших элементов конструкции машинки, подвергающийся в процессе использования значительным нагрузкам. Главные пары, выполненные из металла, значительно прочнее и надёжнее пластиковых; если Вы приобретаете модель для езды в тяжёлых условиях (например, шорт-корса или трюков, см. «Назначение (класс)»), наличие подобного оснащения будет очень желательно. В то же время для развлекательных целей оно является скорее излишеством — ведь и стоят металлические шестерёнки дороже пластиковых.
— Стабилизаторы поперечной устойчивости. Наличие в конструкции машинки специальных приспособлений, предотвращающих опрокидывание конструкции набок, в частности при крутых поворотах: во время прохождения поворота стабилизатор распределяет нагрузку на колёса таким образом, чтобы снизить крен шасси. Однако это не единственное назначение этих деталей — стабилизаторы разной жёсткости также являются инструментом по распределению баланса сцепления между передней и задней осью. Например, если передний стабилизатор мягче заднего — сцепление передней оси будет выше, что обеспечивает хорошую поворачиваемость, однако снижает чувствительность управления; при более мягком заднем стабилизаторе — наоборот. Более подробно эти моменты описаны в специальных источниках. Стоит отметить, что стабилизаторы не являются стопроцентной гарантией от переворота — однако вероятность такого события при их наличии ощутимо снижается.
— Металлическая дека шасси. Дека — это основа шасси машинки, каркас, на котором размещается двигатель, трансмиссия и корпус. Высокая прочность деки важна для моделей, подвергающихся в процессе езды значительным нагрузкам, например, при использовании для шорт-корса (см. «Назначение (класс)»). В качестве материала для металлических дек в современных машинках часто применяются алюминиевые сплавы — они сочетают хорошую прочность и небольшой вес. Правда, и на стоимость модели такие материалы влияют соответственно.
— Открывающиеся двери. Открывающиеся двери усиливают сходство радиоуправляемых машинок с настоящими автомобилями. За руль таких авто в миниатюре можно посадить игрушечного водителя, а в салон — пассажиров. Также через дверцы обеспечивается доступ ко внутреннему убранству салона машинки на радиоуправлении.
— Световые эффекты. Наличие в модели различных световых эффектов: фар, габаритных огней, проблесковых маячков (мигалок), подсветки днища и т. п. Такое оснащение не только придает машинке сходство с настоящим автомобилем, но и делает ее более заметной для окружающих и снижает вероятность неприятных происшествий. В то же время для продвинутых моделей эти моменты не играют ключевой роли, поэтому световые эффекты встречаются преимущественно в недорогих машинках развлекательного назначения.
— Звуковые эффекты. Наличие в модели различных звуковых эффектов — например, клаксона, сирены, звука мощного двигателя и т. п.; иногда имеются даже встроенные мелодии. Для воспроизведения звуков, как правило, предусматривается небольшой динамик. Данная функция имеет чисто развлекательное назначение и встречается только в простых и недорогих моделях, рассчитанных на младшую возрастную группу.
— Водитель. Игрушечный пилот, посаженный за руль радиоуправляемой машинки. Наличие пилота позволяет дать волю фантазии — управляя машинкой на расстоянии, можно представить, что её водит маленький человечек.Время работы
Максимальное время, которое машина сможет работать на полном заряде аккумулятора. Данный пункт носит весьма условный характер, поскольку измеряется при использовании модели не на максимальной мощности. Но в общих чертах про автономность машинки рассказать может.
Частота радиоканала
Частота, на которой работает передатчик пульта управления моделью.
— 27.145 MHz. Одна из частот, долгое время применявшихся для дистанционного радиоуправления; в некоторых странах СНГ даже зарезервирована государственными регулирующими органами именно для этих целей. Такие передатчики относительно недороги, однако подвержены одному серьёзному недостатку: они не обеспечивают разделения по каналам при работе нескольких пультов в непосредственной близости друг от друга. Иными словами, если машинка будет пребывать в зоне действия двух передатчиков — сигналы с них будут смешиваться, что фактически равносильно потере управления. Это чаще всего несущественно для развлекательных моделей, однако на соревнованиях с одновременным пребыванием на трассе нескольких машинок может создать серьёзные проблемы и требует ухищрений с разработкой сетки частот и использованием сменных кварцевых генераторов. Как следствие, в профессиональном автоспорте данная частота постепенно вытесняется более продвинутым стандартом 2.4 GHz.
Отдельно отметим, что среди автомоделей могут встречаться передатчики с частотами 35, 40 и 75 МГц; по основным особенностям они полностью аналогичны описанному 27.145 MHz и отличаются только рабочей частотой.
— 2.4 GHz. Наиболее продвинутый на сегодняшний день стандарт связи, используемый пультами радиоуправляемых машинок. Главной его особенностью (и отличием от вышеописанных) является возможность нормальной работы нескольких передатчиков та...кого формата в непосредственной близости друг от друга. Для этого используются различные технологии, обеспечивающие автоматическое распределение пар приёмник-передатчик по собственным каналам (аналогично тому, как это происходит, например, в мобильной связи). Теоретически диапазон 2.4 GHz может быть более подвержен помехам, т.к. в нём работает многая современная электроника (в частности, модули Wi-Fi и Bluetooth); однако благодаря упомянутому распределению по каналам такие проблемы возникают разве что в очень неудачных случаях.
Радиус действия
Наибольшее расстояние между пультом и машинкой, на котором передатчик пульта всё ещё способен гарантированно обеспечить нормальную управляемость модели. Стоит учитывать, что в официальных характеристиках обычно приводятся данные для идеальных условий: полный заряд батарей, отсутствие преград на пути следования сигнала, посторонних помех и т.п.; на практике радиус действия может быть несколько меньше. Однако по этому параметру вполне можно сравнивать между собой разные модели радиоуправляемых машинок.
Чем больше этот показатель — тем дальше Вы сможете отпускать машинку от пульта, тем реже придётся перемещаться, чтобы удержать управление. Однако большой радиус действия означает не только большую дальность как таковую — он также говорит о хорошей проникающей способности сигнала, о его возможности проходить через различные преграды.