Номинальная мощность
Номинальная мощность генератора — наибольшая мощность питания, которую агрегат способен без проблем выдавать в течение неограниченного времени. В наиболее «слабых» моделях данный показатель составляет
менее 1 кВт, в наиболее мощных —
50 – 100 кВт и даже
более; а генераторы с возможностями сварки (см. ниже) обычно имеют номинальную мощность от
1 – 2 кВт до
8 – 10 кВт.
Главное правило выбора в данном случае таково: номинальная мощность должна быть не ниже суммарной потребляемой мощности всей подключенной нагрузки. В противном случае генератор попросту не сможет выдать достаточное количество энергии, либо же будет работать с перегрузками. Однако для определения минимальной необходимой мощности генератора недостаточно просто сложить число ватт, указанное в характеристиках каждого подключенного устройства — методика расчета несколько сложнее. Во-первых, нужно учитывать, что в ваттах обычно указывается лишь активная мощность различной техники; помимо этого, многие электроприборы переменного тока потребляют реактивную мощность («бесполезную» мощность, расходуемую катушками и конденсаторами при работе с таким током). А фактическая нагрузка на генератор зависит именно от полной мощности (активная плюс реактивная), обозначаемой в вольт-амперах. Для ее расчета существуют специальные коэффициенты и формулы.
<
...br>
Второй нюанс связан с питанием устройств, в которых пусковой ток (и, соответственно, потребляемая мощность в момент включения) значительно выше номинального — в основном это приборы с электродвигателями вроде пылесосов, холодильников, кондиционеров, электроинструмента и т. п. Определить пусковую мощность можно, умножив штатную мощность на так называемый пусковой коэффициент. Для техники одного типа он более-менее одинаков — например, 1,2 – 1,3 для большинства электроинструментов, 2 для микроволновки, 3,5 для кондиционера и т. п.; более подробные данные есть в специальных источниках. Пусковые характеристики нагрузки необходимы прежде всего для оценки требуемой максимальной мощности генератора (см. ниже) — однако эта мощность приводится в характеристиках далеко не всегда, нередко производитель указывает только номинальную мощность агрегата. В таких случаях при подсчетах для техники с пусковым коэффициентом более 1 стоит использовать именно пусковую, а не номинальную мощность.
Также отметим, что при наличии нескольких розеток конкретное разделение общей мощности по ним может быть разным. Этот момент стоит уточнять отдельно — в частности, по конкретным типам розеток (подробнее см. «Розеток 230 В», «Розеток 400 В»).Максимальная мощность
Максимальная мощность питания, которую способен обеспечить генератор.
Эта мощность несколько выше номинальной (см. выше), однако режим максимальной производительности может поддерживаться только в течение очень короткого времени — иначе возникает перегрузка. Поэтому практический смысл данной характеристики заключается в основном в том, чтобы описать эффективность генератора при работе с повышенными пусковыми токами.
Напомним, некоторые виды электроприборов в момент пуска потребляют в разы больший ток (и, соответственно, мощность), чем в штатном режиме; это характерно в основном для устройств с электродвигателями, таких как электроинструменты, холодильники и т. п. Однако повышенная мощность для такой техники нужна лишь кратковременно, нормальный режим работы восстанавливается буквально за несколько секунд. А оценить пусковые характеристики можно, умножив номинальную мощность на так называемый пусковой коэффициент. Для техники одного типа он более-менее одинаков (1,2 – 1,3 для большинства электроинструментов, 2 для микроволновки, 3,5 для кондиционера и т. п.); более подробные данные есть в специальных источниках.
В идеале максимальная мощность генератора должна быть не ниже, чем общая пиковая мощность подключенной нагрузки — то есть пусковая мощность оборудования с пусковым коэффициентом выше 1 плюс номинальная мощность всей остальной техники. Это максимально снизит вероятность перегрузок.
Расход топлива (50% нагрузка)
Расход топлива бензиновым или дизельным генератором при работе в полсилы, а для комбинированных моделей — при использовании бензина (см. «Топливо»).
Уровень расхода горючего обычно увеличивается с ростом нагрузки. Однако эффективность генератора не всегда линейна — при разной нагрузке расход топлива может изменяться непропорционально. В данном случае приводится примерное количество потребляемого генератором горючего при работе в полсилы (50 % от номинальной мощности). Зная расход топлива и объем бака, как минимум можно оценить, на сколько времени хватит одной заправки.
Тип запуска
Способ запуска двигателя электрогенератора. Для запуска двигателя внутреннего сгорания (бензинового или дизельного, см. «Топливо») в любом случае необходимо прокрутить вал двигателя; сделать это можно двумя способами:
—
Ручной. При таком способе запуска первоначальный импульс сообщается двигателю вручную — обычно пользователю для этого нужно с силой дёрнуть за тросик, раскручивающий специальный маховик. Наиболее простой по конструкции и дешёвый способ запуска, из дополнительного оборудования требует только собственно тросика с маховиком. С другой стороны, он может потребовать от пользователя приложения значительных мускульных усилий и слабо подходит для высокомощных агрегатов.
—
Электростартер. При таком типе запуска вал двигателя прокручивается при помощи специального электромотора, который и называется стартером; питается стартер от собственного аккумулятора. Подобный вариант запуска силового агрегата генератора является наиболее простым для пользователя и требует приложения минимума усилий. В зависимости от реализации электростартера, обычно достаточно провернуть ключ в замке зажигания, нажать на кнопку, повернуть ручку или прокрутить специальный барабан и т.п. Мощности современных стартеров хватает даже для тяжелых двигателей, где ручной запуск затруднен или невозможен. Также отметим, что электростартер по определению требуется для использования автозапуска ATS (см. «Функции»). С др
...угой стороны, дополнительное оснащение влияет на вес и стоимость агрегата, причем иногда весьма заметно. Поэтому подобные системы запуска используются в основном там, где без них не обойтись — в упомянутой тяжелой технике, а также генераторах с ATS.Колеса
Наличие у электрогенератора
колес для перемещения с места на место. Чаще всего в конструкции предусматривается пара колес и пара стояночных опор: в рабочее время опоры играют роль тормозов, а при перемещении их нужно приподнять над землей и катить генератор на двух колесах; однако бывают модели и на 4 колеса. В любом случае данная особенность заметно упрощает транспортировку: катить агрегат намного легче, чем нести на весу. Особенно это актуально в свете того, что вес современного генератора может превышать 100 кг: для переноски такой тяжести понадобится несколько людей, колеса же нередко позволяют обойтись силами одного человека.
Вес
Общий вес агрегата — как правило, без учета топлива; вес на полной заправке можно с легкостью определить, зная емкость бака.
В целом более мощные генераторы неизбежно получаются и более тяжелыми, однако схожие по характеристикам модели могут заметно различаться по весу. Оценивая эти различия и в целом выбирая вариант по весу, стоит учитывать специфику применения генератора. Так, если устройство предстоит часто перемещать с места на место — например, при использовании «на выездах» — возможно, стоит обратить внимание на агрегаты полегче, которые более удобны в транспортировке. Однако стоит учесть, что обратной стороной облегченной конструкции нередко является увеличенная стоимость или сниженная степень защиты. А вот для стационарного применения можно не обращать особого внимания на данный параметр — а то и вообще наоборот: выбирать более тяжелый (и, как правило, более продвинутый и функциональный) вариант.
Касательно конкретных цифр стоит отметить, что современные генераторы в целом являются довольно массивными. Так, небольшим весом для такой техники считается не только
до 20 кг, но и даже
20 – 30 кг; немало агрегатов весят
150 – 200 кг, а то и
более, а вес стационарных промышленных моделей измеряется уже тоннами.