Тип ДВС
Тип двигателя внутреннего сгорания, установленного в генераторе. Отметим, что дизели (см. «Топливо») в современных генераторах делаются только 4-тактными, так что разные типы ДВС встречаются только среди бензиновых моделей. Эту разницу и рассмотрим:
—
2-тактный. Главными достоинствами таких двигателей являются простота, низкая стоимость и более высокая мощность на единицу объема, чем в четырехтактных. С другой стороны, они сильнее шумят, потребляют больше топлива, а заливать в двухтактный двигатель нужно смесь бензина и масла в строго определенной пропорции, что усложняет процедуру заправки.
—
4-тактный. Такие двигатели менее шумны и более экономичны, чем двухтактные; кроме того, масло в них заливается отдельно от бензина, и нет риска не рассчитать пропорции для заправки. Их основными недостатками являются более высокая стоимость и меньшая мощность при том же объеме.
Объем двигателя
Рабочий объем двигателя в бензиновом или дизельном генераторе (см. «Топливо»). Теоретически больший объем обычно означает большую мощность, однако на практике все не так однозначно. Во-первых, конкретная мощность сильно зависит от типа топлива, а в бензиновых агрегатах — также от типа ДВС (см. выше). Во-вторых, схожие двигатели одной мощности могут иметь разный объем, и здесь есть практический момент: при той же мощности более объемный мотор потребляет больше топлива, однако сам по себе может стоить дешевле.
Мощность
Рабочая мощность двигателя, установленного в генераторе. Традиционно указывается в лошадиных силах; 1 л.с. приблизительно равна 735 Вт.
От этого показателя напрямую зависит прежде всего номинальная мощность генератора (см. выше): она в принципе не может быть выше мощности двигателя, к тому же часть мощности двигателя уходит на тепло, трение и другие потери. А чем меньше разница между этими мощностями — тем выше КПД генератора и тем он экономичнее. Правда, высокий КПД сказывается на стоимости, однако эта разница может окупиться при регулярном использовании за счет экономии топлива.
Объем топливного бака
Объем топливного бака, установленного в генераторе.
Зная расход топлива (см. выше) и вместимость бака, можно рассчитать время работы на одной заправке (если оно не указано в характеристиках). Однако более емкий бак получается и более громоздким. Поэтому производители выбирают баки, исходя из общего уровня и «прожорливости» генератора — дабы обеспечить приемлемое время работы без значительного увеличения габаритов и веса. Так что в целом данный параметр является скорее справочным, нежели практически значимым.
Что касается цифр, то в маломощных моделях устанавливаются баки на
5 – 10 л, а то и
меньше; в тяжелой профессиональной технике этот показатель может
превышать 50 л.
Индикатор уровня топлива
Указатель, позволяющий следить за остатком топлива в баке генератора. Простейшие подобные
индикаторы срабатывают только при критическом снижении уровня горючего, предупреждая о необходимости дозаправки; более продвинутые постоянно отображают остаток. Однако в любом случае данная функция упрощает слежение за запасом топлива и снижает риск остановки генератора из-за того, что его забыли дозаправить.
Общее кол-во розеток
Общее количество розеток на 230 и/или 400 В, предусмотренное в конструкции генератора.
Это количество соответствует числу устройств, которое можно одновременно подключить к генератору без использования разветвителей, удлинителей и т.п. При этом если речь идет о трехфазной модели (см. «Выходное напряжение») с разными типами розеток — количество тех и других не помешает уточнить отдельно, т. к. в разных моделях набор может быть разным. К примеру, агрегат, для которого заявлено
3 розетки, может иметь 1 трехфазный разъем и 2 однофазных, либо 2 трехфазных и 1 однофазный. Вообще же самые скромные современные генераторы имеют всего
1 розетку, хотя чаще встречаются модели на
2; а в наиболее мощных моделях это число может составлять
4 и выше.
Напомним также, что возможности по подключению различных приборов ограничиваются не только числом розеток, но и номинальной мощностью генератора (подробнее см. выше).
Розетки 230 В
Количество розеток на 230 В, предусмотренное в конструкции генератора, а также тип разъемов, используемых в таких розетках.
Тип разъема в данном случае указывается по максимальному току, который допускается для розетки — например, «2 шт на 16 А». Наиболее популярные варианты для 230-вольтовых розеток —
16 А,
32 А и 63 А. Подчеркнем, что амперы в таком обозначении — это не фактический ток, который может выдать генератор, а собственное ограничение розетки; фактическое же значение силы тока обычно заметно ниже. Проще говоря, если, к примеру, в генераторе есть розетка 32 А — выходной ток на ней не будет достигать 32 А; а конкретное число ампер будет зависеть от номинальной и максимальной мощности агрегата (см. выше). Так, если для нашего примера взять номинальную мощность в 5 кВт и максимальную в 6 кВт, то на розетку в 230 В такой генератор сможет выдать не более 5 кВт / 230 В = 22,7 А штатно и 6 кВт / 230 В = 27,3 А на пике. А если мощность приходится делить между несколькими розетками, то она, соответственно, будет еще меньше.
Что касается конкретных типов разъемов, то чем выше допустимый для розетки ток — тем выше требования к ее надежности и качеству защиты. В свете этого, как правило, в розетки большей мощности можно подключать штепсели меньшей мощности (напрямую или через переходник), но не наоборот. А если розеток несколько — по их типу можно с определенной достоверностью оценить расп
...ределение между ними всей мощности генератора: между двумя одинаковыми разъемами такая мощность обычно разделяется поровну, а на розетку под большее число ампер и мощности выделяется больше. Впрочем, конкретные подробности по этому поводу стоит в каждом случае уточнять отдельно; также стоит учитывать розетки на 400 В, при их наличии (см. ниже).Функции
—
Постоянный ток на выходе (DC 12 В). Наличие в генераторе выхода с постоянным током и напряжением 12 В. Основное назначение этого выхода — зарядка автомобильных аккумуляторов, а также питание приборов, изначально предназначенных для авто (напомним, 12 В — стандартное напряжение бортовых сетей в легковых автомобилях).
—
USB-порт для зарядки. Наличие у генератора разъема USB (одного или нескольких) для зарядки различных устройств. От USB может заряжаться большинство современных смартфонов и планшетов, также такой способ зарядки встречается во множестве другой техники — от фотокамер и фонариков до электроотверток и радиоуправляемых моделей. Стандартное напряжение питания через этот разъем — 5 В, а вот мощность может быть разной, ее стоит уточнять отдельно.
—
Синхронизация со смартфоном. Синхронизация со смартфоном позволяет управлять работой генератора удаленно. Благодаря этому пользователю не нужно подходить к устройству, чтобы, например, запустить или остановить его. Дополнительно синхронизация со смартфоном позволяет отслеживать параметры вырабатываемого электротока удаленно и в режиме реального времени. С другой стороны, для этого потребуется постоянное подключение к сети интернет и специализированное программное обеспечение, которое необходимо установить на смартфон.
—
Автозапуск (ATS). Функция, позволяющая г
...енератору при определенных условиях включаться автоматически, без действий со стороны пользователя. Автозапуск применяется в основном при использовании генератора в качестве резервного источника питания: пока работает основное питание, агрегат выключен, а если напряжение в сети пропадает, ATS запускает двигатель, и питание на нагрузку начинает поступать от генератора. Отметим, что наличие автозапуска указывается только в том случае, если генератор изначально укомплектован электронным блоком ATS; модели с возможностью подключения такого блока вынесены в отдельную категорию (см. ниже).
— Разъем для блока ATS. Разъем, позволяющий подключить к генератору внешний блок автозапуска (ATS); сам блок при этом в комплект не входит. Подробнее об автозапуске см. выше; здесь же отметим, что для некоторых пользователей эта функция изначально не нужна, однако может понадобиться в будущем — например, если генератор изначально используется на строительстве дома, а затем его планируется установить в том же доме как запасной источник питания. В подобных ситуациях данный вариант комплектации будет оптимальным: при покупке самого генератора не придется переплачивать за блок ATS, а позже, при необходимости, можно купить и подключить такой блок отдельно.
— Авторегулятор напряжения (AVR). Автоматический регулятор, позволяющий поддерживать на выходе генератора постоянный уровень напряжения. Такой регулятор сглаживает перепады, возникающие из-за изменения скорости вращения двигателя; это особенно важно при подключении приборов, чувствительных к стабильности питания. Стоит отметить, что наличие AVR является практически обязательным для синхронных генераторов (см. «Альтернатор»), а вот в других разновидностях эта функция не встречается: в асинхронных и дуплексных агрегатах она неприменима в принципе, а в инверторных роль регулятора играет собственно инвертор, и дополнительная электроника им не требуется.
— Дисплей. Собственный дисплей, установленный на корпусе генератора. Как правило, это простейший ЖК-экран, способный отображать лишь цифры и некоторые специальные символы. Тем не менее, даже на такой экран может выводиться различная полезная информация: напряжение, частота, данные счетчика моточасов, предупреждение о низком уровне топлива, сообщения о сбоях с кодами ошибок и т. п. Благодаря этому управление становится более удобным и наглядным.
— Счетчик моточасов. Прибор, считающий общее время, которое двигатель электрогенератора проработал с момента первого включения. Это помогает определить общую изношенность двигателя и необходимость его ремонта/замены, что может быть полезно как при длительном использовании прибора, так и, например, для оценки качества товара при покупке подержанного электрогенератора. Обнулить счётчик моточасов без серьёзного вмешательства в конструкцию прибора обычно невозможно.
— Вольтметр. Прибор, отображающий текущее напряжение, выдаваемое генератором. Вольтметр может быть выполнен в виде отдельной стрелочной шкалы, либо же его показания могут выводиться на собственный дисплей генератора (см. выше). В любом случае эта функция позволяет тщательно контролировать режим работы агрегата и снижает риск того, что на нагрузку пойдет недопустимое напряжение.
— Параллельное подключение. Наличие в конструкции генератора специальных разъёмов, через которые можно включить два и больше агрегатов в единую электрическую сеть (обычно с помощью дополнительного устройства). Такой вид подключения применяется, когда один агрегат не в силах потянуть всю нагрузку и мощность подключения превышает возможности самого прибора. Также подобная схема сыскала популярность, если один из агрегатов планируется использовать в качестве резервного источника питания.
— Запуск с пульта. Наличие в комплекте поставки генератора пульта ДУ. Выполнен в виде беспроводного брелока и позволяет на расстоянии включить/выключить устройство не подходя к нему.Уровень шума
Уровень шума, производимого генератором при работе в штатном режиме. Чем меньше агрегат шумит — тем более комфортно его использование, тем ближе к людям его можно располагать, однако тем выше его цена, при прочих равных.
Также стоит учитывать, что генераторы с ДВС в принципе являются довольно шумной техникой. Так, даже самые «тихие» агрегаты выдают
до 70 дБ — это громкость разговора на тонах от средних до повышенных. Соответственно устанавливать устройство рекомендуется удаленно от места использования. При этом отметим, что уровень шума не связан напрямую с мощностью: к примеру, среди агрегатов на 80 дБ и более имеются как тяжелые, так и сравнительно маломощные модели.