Обмотка альтернатора
—
Медная. Медная обмотка характерна для генераторов продвинутого класса. Медный альтернатор отличается высокой проводимостью и слабым сопротивлением. Проводимость меди в 1,7 раза превышает проводимость алюминия, такая обмотка меньше греется, а соединения из этого металла стойко переносят температурные перепады и вибрационные нагрузки. Среди недостатков медной обмотки можно отметить разве что высокую стоимость альтернатора. В остальном же генераторы с медной обмоткой характеризуются высокой надежностью и долговечностью.
— Алюминиевая. Алюминиевая обмотка альтернатора характерна для генераторов бюджетного класса. Главными преимуществами алюминия являются легкий вес и невысокая цена, в остальном же такая обмотка, как правило, уступает медным аналогам. На поверхности алюминия создается оксидная пленка, она появляется везде, даже в местах контактной пайки. Оксидная пленка подначивает контакты и не дает внешней защитной оплетке надежно удерживать алюминиевые жилы.
Объем двигателя
Рабочий объем двигателя в бензиновом или дизельном генераторе (см. «Топливо»). Теоретически больший объем обычно означает большую мощность, однако на практике все не так однозначно. Во-первых, конкретная мощность сильно зависит от типа топлива, а в бензиновых агрегатах — также от типа ДВС (см. выше). Во-вторых, схожие двигатели одной мощности могут иметь разный объем, и здесь есть практический момент: при той же мощности более объемный мотор потребляет больше топлива, однако сам по себе может стоить дешевле.
Расход топлива (100% нагрузка)
Количество потребляемого генератором топлива при работе на полную мощность. Параметр указывается для бензиновых и дизельных агрегатов (а для моделей на комбинированном горючем — при использовании бензина).
В режиме полной мощности генератор расходует максимум горючего. Впрочем, такая работа на длительной основе чревата ускоренным износом узлов агрегата, поэтому на все 100 % генераторы нагружают редко. Тем не менее параметр дает примерное понимание ожидаемого расхода топлива при использовании «на полную катушку».
Индикатор уровня топлива
Указатель, позволяющий следить за остатком топлива в баке генератора. Простейшие подобные
индикаторы срабатывают только при критическом снижении уровня горючего, предупреждая о необходимости дозаправки; более продвинутые постоянно отображают остаток. Однако в любом случае данная функция упрощает слежение за запасом топлива и снижает риск остановки генератора из-за того, что его забыли дозаправить.
Тип запуска
Способ запуска двигателя электрогенератора. Для запуска двигателя внутреннего сгорания (бензинового или дизельного, см. «Топливо») в любом случае необходимо прокрутить вал двигателя; сделать это можно двумя способами:
—
Ручной. При таком способе запуска первоначальный импульс сообщается двигателю вручную — обычно пользователю для этого нужно с силой дёрнуть за тросик, раскручивающий специальный маховик. Наиболее простой по конструкции и дешёвый способ запуска, из дополнительного оборудования требует только собственно тросика с маховиком. С другой стороны, он может потребовать от пользователя приложения значительных мускульных усилий и слабо подходит для высокомощных агрегатов.
—
Электростартер. При таком типе запуска вал двигателя прокручивается при помощи специального электромотора, который и называется стартером; питается стартер от собственного аккумулятора. Подобный вариант запуска силового агрегата генератора является наиболее простым для пользователя и требует приложения минимума усилий. В зависимости от реализации электростартера, обычно достаточно провернуть ключ в замке зажигания, нажать на кнопку, повернуть ручку или прокрутить специальный барабан и т.п. Мощности современных стартеров хватает даже для тяжелых двигателей, где ручной запуск затруднен или невозможен. Также отметим, что электростартер по определению требуется для использования автозапуска ATS (см. «Функции»). С др
...угой стороны, дополнительное оснащение влияет на вес и стоимость агрегата, причем иногда весьма заметно. Поэтому подобные системы запуска используются в основном там, где без них не обойтись — в упомянутой тяжелой технике, а также генераторах с ATS.Уровень звука (7 м)
Уровень звукового давления в децибелах на расстоянии 7 м между источником шума и ухом оператора оборудования. Поскольку в непосредственной близости от генератора люди не работают, параметр будет полезен для оценки уровня шума на дистанции. К примеру, действующие нормы Европейского союза предполагают, чтобы звуковая мощность электроагрегатов мощностью более 2 кВт не превышала 97 дБ — на расстоянии 7 м шум от двигателя генератора будет соответствовать звуковому давлению порядка 72 дБ.
Вес
Общий вес агрегата — как правило, без учета топлива; вес на полной заправке можно с легкостью определить, зная емкость бака.
В целом более мощные генераторы неизбежно получаются и более тяжелыми, однако схожие по характеристикам модели могут заметно различаться по весу. Оценивая эти различия и в целом выбирая вариант по весу, стоит учитывать специфику применения генератора. Так, если устройство предстоит часто перемещать с места на место — например, при использовании «на выездах» — возможно, стоит обратить внимание на агрегаты полегче, которые более удобны в транспортировке. Однако стоит учесть, что обратной стороной облегченной конструкции нередко является увеличенная стоимость или сниженная степень защиты. А вот для стационарного применения можно не обращать особого внимания на данный параметр — а то и вообще наоборот: выбирать более тяжелый (и, как правило, более продвинутый и функциональный) вариант.
Касательно конкретных цифр стоит отметить, что современные генераторы в целом являются довольно массивными. Так, небольшим весом для такой техники считается не только
до 20 кг, но и даже
20 – 30 кг; немало агрегатов весят
150 – 200 кг, а то и
более, а вес стационарных промышленных моделей измеряется уже тоннами.