Формат звука
Формат звука, выдаваемого звуковым проектором, фактически — наибольшее количество отдельных каналов звука, поддерживаемое устройством. Отметим, что в данном случае речь идёт о количестве реальных каналов, то есть каналов, под каждый из которых выделен хотя бы один динамик; модели с поддержкой виртуального объёмного звучания способны создавать у слушателя впечатление большего количества каналов, чем есть на самом деле (подробнее см. ниже).
Формат звука обозначается двумя или тремя числами через точку. Первая указывает количество основных каналов, вторая — количество сабвуферов, третья — количество дополнительных вертикальных излучателей. Например, формат 2.1 соответствует стереозвуку (2.0), дополненному
сабвуфером. А условный формат 3.1.2 включает левый, правый и центральный каналы, сабвуфер, левый и правый
вертикальные динамики.
Звуковые проекторы, поддерживающие более продвинутый формат звука, чем
3.1, в нашем каталоге обозначаются как многоканальные. Классический формат
многоканального звука — 5.1., но встречаются и другие варианты. В любом случае большое количество реальных каналов способствует достоверности воспроизводимого звука и упрощает настройку по сравнению с системами виртуального объёмного звучания, однако и обходится дороже.
Наибольшее распространение получили следующие форматы звука:
2.0,
2.1,
3.0,
3.1,
4.1,
5.1,
5.1.2,
7.1.
Виртуальное объемное звучание
Поддержка проектором функции
виртуального объемного звучания.
Смысл этой функции заключается в том, что за счет особых настроек звука и отражения звуковых лучей от стен помещения слушатель слышит большее количество каналов, чем реально имеется в проекторе (см. «Формат звука»). К примеру, система 3.1 с виртуальным объемным звучанием может выдавать звук, схожий с объемным 5.1. Это позволяет добиться эффекта «погружения» в звук, не увеличивая количество каналов и стоимость проектора. С другой стороны, достоверность такого звучания обычно заметно хуже, чем у реального объемного звука, а общее качество — сильно зависит от особенностей конкретного помещения.
Отметим, что функция виртуального объемного звучания указывается для систем формата 2.0, 2.1, 3.0, 3.1. В более продвинутых многоканальных системах априори имеются дополнительные каналы для воспроизведения объемного звука.
Номинальная мощность
Общая номинальная мощность динамиков звукового проектора (включая сабвуфер — при его наличии).
Данный параметр часто используют для оценки общей громкости звучания устройства, однако это не совсем верно. Дело в том, что фактическая громкость звучания определяется в основном мощностью основных динамиков звукового проектора, а общая мощность является суммой этой мощности и мощности сабвуфера. Поэтому модели с одинаковой номинальной мощностью могут заметно различаться по фактической громкости: например, комплект из 150-ваттного саундбара с 50-ваттным «сабом» будет более громким, чем сочетание 100-ваттного проектора с сабвуфером той же мощности, хотя в обоих случаях номинальная мощность будет равна 200 Вт.
Подводя итог, можно сказать, что оценивать громкость по номинальной мощности можно лишь в том случае, если звуковой проектор не оснащен сабвуфером — в таких моделях номинальная мощность равна мощности основных динамиков. В остальных случаях стоит ориентироваться на прямо заявленные в характеристиках мощность саундбара и мощность сабвуфера (о том и другом см. ниже).
Частотный диапазон
Диапазон звуковых частот, поддерживаемый динамиками проектора.
При оценке данного параметра стоит помнить, что диапазон слышимости человеческого уха составляет порядка 16 – 22 000 Гц (и сужается с возрастом). Если частотный диапазон проектора уже — это может привести к «обрезанию» низких или высоких частот (однако при небольшом сужении этот эффект практически незаметен). Существуют модели, у которых предел частот значительно шире — однако это является своего рода «побочным эффектом» высококачественной акустики и никакого значения, кроме рекламного, не имеет.
Отметим также, что сам по себе широкий диапазон частот не гарантирует качественного звука — многое зависит от других параметров проектора.
Мощность сабвуфера
Номинальная мощность сабвуфера, предусмотренного в конструкции или комплекте поставки звукового проектора.
Чем выше мощность — тем громче может звучать «саб», тем более насыщенные басы он способен обеспечивать. С другой стороны, рост мощности неизбежно сулит увеличением габаритов и стоимости динамика. Поэтому излишне мощный сабвуфер столь же нежелателен, как и слишком слабый. Подробные рекомендации по подбору мощности под размеры и акустические особенности конкретного помещения можно найти в специальных источниках.
Отметим, что внешний сабвуфер в саундбарах должен быть мощнее саундбара примерно в два раза, дабы препятствовать проседаниям звука на максимальной громкости. Так, если общая выходная мощность акустической системы составляет 300 Вт, то 100 из них должно приходиться только на звуковую панель, а 200 — непосредственно на сабвуфер.
Аудиодекодеры
Декодер в общих чертах можно описать как стандарт, в котором записан цифровой звук (нередко — многоканальный). Для нормального воспроизведения такого звука необходимо, чтобы соответствующий декодер поддерживался устройством. Первыми ласточками многоканального декодирования были Dolby Digital и DTS, постепенно улучшаясь и привнося новые фишки. Заключительной стадией на 2020 год стали декодеры Dolby Atmos и DTS X.
—
Dolby Atmos. Декодер, который использует не жесткое распределение звука по каналам, а обработку аудиообъектов, благодаря чему может применяться практически с любым числом каналов на воспроизводящей системе — звук будет разделен между каналами с таким расчетом, чтобы каждый аудиообъект был слышен максимально близко к положенному для него месту. При использовании Dolby Atmos крайне желательным считается наличие потолочных колонок (или динамиков, направленных в потолок). Впрочем, в крайнем случае можно обойтись и без них.
—
DTS X. Аналог описанного выше Dolby Atmos, когда звук распределяется не по отдельным каналам, а через аудиообъекты. В цифровом сигнале содержится информация о том, где (по замыслу режиссера) должен находиться слышимый пользователем объект и как он должен перемещаться, а процессор воспроизводящего устройства обрабатывает эту информацию и определяет, каким именно образом нужно распределить звук по имеющимся каналам, чтобы добиться требуемой локализации. Благодаря
...этому DTS X не привязан к конкретному количеству звуковых каналов — их может быть сколько угодно, система автоматически разделит звук по ним, добиваясь нужного звучания. Также отметим, что данный декодер позволяет отдельно регулировать громкость диалогов. Отдельной разновидностью DTS X является декодер DTS Virtual:X для обеспечения объемного звука без использования у саундбара дополнительных колонок, направленных вверх. Для достижения желаемого эффекта DTS Virtual:X может полагаться всего два канала и отдельный сабвуфер.
— IMAX Enhanced. Знак соответствия IMAX Enhanced присваивается тому оборудованию, которое отвечает требованиям сертификации аудиоустройств от компании IMAX Corporation. В сочетании со звуковой технологией DTS обеспечивается фирменное звучание «как в IMAX-кинотеатрах» у себя дома. Наиболее точное воспроизведение такого аудио возможно в системах с большим количеством каналов (от 5.1 и более). Отметим, что для эффекта полного погружения сертификация IMAX Enhanced должна распространяться и на видеооборудование для воспроизведения контента (телевизор, проектор и т.п.).Версия HDMI
Версия интерфейса HDMI, поддерживаемая саундбаром.
О самом интерфейсе подробнее см. выше («HDMI-вход», «HDMI-выход»), а его версии различаются прежде всего по пропускной способности. Вот варианты, актуальные в наше время:
— v 1.4. Самая ранняя из широко распространенных версий, имеющая, тем не менее, вполне достойные возможности: в частности, поддерживает видео 4096х2160 на 24 к/с, а в Full HD частота кадров может достигать 120 к/с, что уже позволяет работать с 3D. Имеет две модификации — v.1.4a и v.1.4b — отличающиеся от оригинала в основном несколько расширенными возможностями по работе с трехмерным контентом.
— v 2.0. Версия, представленная еще в 2013 году. Увеличенная пропускная способность позволила обеспечить поддержку 4K-видео с частотой кадров до 60 к/с, а также до 32 каналов аудио и до 4 потоков аудио одновременно. Эта версия также имеет два расширения: в обновлении v.2.0a была добавлена поддержка HDR, в v.2.0b эта функция была улучшена и расширена.
— v 2.1. Обновление стандарта HDMI, выпущенное в 2017 году. Из основных нововведений — добавлена поддержка 8K и 10K видео на скорости до 120 к/с, улучшены возможности по работе с HDR. Правда, стоит учесть, что все эти возможности доступны только при использовании специальных кабелей HDMI Ultra High Speed.
Количество динамиков
Общее количество динамиков, установленных в корпусе звукового проектора (внешний сабвуфер в данном подсчёте не учитывается).
При том же формате звука (см. выше) большее количество динамиков, как правило, обеспечивает большую достоверность и более точную локализацию отдельных источников звука. Особенно это актуально для моделей с функцией виртуального объёмного звучания.
Диаметр ВЧ динамика
Диаметр высокочастотных динамиков («твиттеров»), установленных в звуковом проекторе. Чем больше диаметр динамика — тем выше может быть его мощность, однако тем ниже рабочий диапазон. Поэтому твиттеры, как правило, имеют небольшие размеры, а необходимая мощность может обеспечиваться их общим количеством (см. выше).