Тип карт памяти
— SD. Один из форматов, который применяется в аудио-, видео-, компьютерной технике и др.; практически любой современный ноутбук имеет картридер под SD. Однако габариты таких карт (32х24 мм) относительно крупны для портативной техники, а потому в диктофонах они используются сравнительно редко. И зачастую представлены более современными картами SDHC или SDXC с увеличенным объемом памяти и поддержкой скоростной шины UHS. Соответственно поддержка SDXC гарантирует комфортную работу с SDHC и SD, а поддержка SDHC не будет давать сбои при подключении SD-карт.
— miniSD. Несколько уменьшенная (до 22х20 мм) вариация стандарта SD, в остальном полностью идентичная ему (вплоть до совместимости с SD-картридерами при использовании простейших переходников). Встречается редко вследствие широкого распространения ещё более миниатюрных microSD.
— microSD. Наиболее компактный на сегодняшний день вариант карт памяти SD, имеют размер 15х11 мм и объём до 4 Гб. Благодаря небольшим размерам получили широкое распространение в портативной электронике: фактически являются стандартом для мобильных телефонов, широко используются и в диктофонах. Как и miniSD, могут читаться картридерами под оригинальные SD при использовании адаптера.
— microSD HC. Второе поколение стандарта microSD; характеризуется повышенной ёмкостью, достигающей 32 Гб. В диктофоне (и вообще любом картридере) под карты microSD HC можно использовать и обычные карты microSD, а вот наоборот сделать невоз...можно — карта не прочитается.
— CompactFlash (далее CF). Один из первых стандартов карт памяти, до сих пор используется благодаря приличной скорости обмена данными и внушительным объёмам (до 128 Гб). Однако и габариты эти карты имеют не менее внушительные — 42х36 мм. Вследствие этого они слабо подходят для техники карманного формата и в диктофонах применяются редко — в основном в продвинутых моделях, где приоритетом является функционал и качество записи, а не компактность. Если диктофон рассчитан на карты CF Type II, он может работать со всеми типами CF, а устройства под Type I совместимы только с этим типом.
— MemoryStick. Собственный стандарт, разработанный компанией Sony и применяющийся преимущественно в её устройствах. Имеет целый ряд вариаций, отличающихся по габаритам, объёму и совместимости, а потому, покупая карту для такого диктофона, стоит уточнить конкретную используемую спецификацию MemoryStick. Стандарт распространён довольно слабо: во-первых, из-за закрытости (поэтому, кстати, полное соответствие ему гарантировано только в оригинальных картах производства Sony), а во-вторых, из-за высокой цены самих карт.
— xD-Picture. Карты, изначально созданные Olympus и Fujifilm для своих цифровых камер. Достоинствами таких карт являются высокая надёжность и компактность (20х25 мм), недостатками — высокая стоимость и относительно небольшие объёмы (до 2 Гб). Как следствие, диктофоны под xD-Picture встречаются весьма редко.
Микрофон
— Встроенный. В данном случае подразумевается, что диктофон может использовать при записи только собственный встроенный микрофон; разъёмов для подключения внешнего микрофона не предусмотрено. Это позволяет уменьшить габариты устройства, упрощает конструкцию и избавляет от путаницы с проводами. В то же время встроенные микрофоны обычно обеспечивают несколько худшее качество записи, чем внешние.
— Встроенный/внешний. Такой диктофон может производить запись как с собственного встроенного микрофона, так и с
внешнего, подключённого в соответствующий разъём. Это расширяет возможности использования устройства: когда важна компактность и максимальное удобство, можно пользоваться встроенным микрофоном, а если критичным является высокое качество записываемого звука — подключается внешний, обеспечивающий обычно ощутимо лучшую громкость и разборчивость. Внешний микрофон обычно не входит в комплект поставки; с другой стороны, это даёт Вам возможность выбора модели под конкретные необходимости.
— Внешний. Диктофоны без встроенного микрофона с возможностью подключения внешнего. Это позволяет выбрать необходимый тип устройства для определенных нужд и менять их по мере надобности. Относится к профессиональной деятельности.
Разъем внешнего микрофона
Отдельный вход для подключения выносного микрофона. В звукозаписывающих устройствах применяется несколько разновидностей разъёмов под микрофон:
—
mini-Jack 3.5 мм. Распространённый тип микрофонного гнезда в оснащении оборудования для звукозаписи. Представляет собой привычный аудиоджек, который можно встретить на борту условного смартфона, ноутбука или портативного аудиоплеера. Внешние микрофоны со штекером 3.5 мм выпускаются в версиях с двух-, трёх- и четырёхконтактными разъёмами (TS, TRS и TRRS соответственно). Простейшие двухконтактные интерфейсы применяются в моделях с записью монозвука, продвинутые четырёхконтактные — в экземплярах с поддержкой передачи стереозвука.
—
Jack 6.35 мм. По форме и контактам разъём аналогичен стандартному mini-Jack 3.5 мм, однако имеет более крупные размеры. Гнездо под штекер Jack 6.35 мм имеет бóльшую площадь контакта и проявляет лучшую устойчивость к воздействию всевозможных помех. Ареал обитания микрофонного разъёма — диктофоны и рекордеры класса профи с крупными размерами корпуса, где на первый план перед компактностью выдвинуты функциональные качества звукозаписи.
—
XLR. Трёхконтактный порт со внешним запирающим механизмом для передачи аналогового сигнала через балансное подключение, обеспечивающее высокую стойкость к помехам. Разъём имеет довольно крупные габариты и встречается в профессиональной портативной
...аппаратуре для звукозаписи.Формат записи
—
MP3. Самый распространённый на сегодняшний день формат цифрового звука, поддерживается абсолютным большинством цифровых аудиоустройств независимо от размера. Обеспечивает среднее качество сжатия и среднее качество звучания. При сохранении сжимает информацию с потерей качества, однако эти потери практически незаметны на слух, особенно при записи речи с неспециализированного микрофона.
—
WMA. Формат, разработанный компанией Microsoft. По возможностям сжатия данных превосходит MP3, обеспечивая хорошее качество при низком битрейте и, как следствие, небольшом размере файла, однако менее популярен, в частности, из-за чувствительности к ошибкам в файле. В то же время весьма часто встречается в цифровой аудиотехнике, без проблем воспроизводится на компьютерах (является штатным аудиоформатом ОС Windows).
—
WAV. Технически является не форматом, а «контейнером», в который можно «запаковать» звук, обработанный любым кодеком; однако чаще всего применяется для хранения несжатого звука в формате PCM. Таким образом, WAV обеспечивает наилучшее качество звука, сравнимое с Audio CD, однако и места такие файлы, как правило, занимают значительно больше, чем в вышеупомянутых форматах. Также без проблем воспроизводится на компьютере.
—
Собственный. Некоторые модели диктофонов записывают аудио в собственном формат
...е, отличном от распространённых стандартов. Технически собственный формат может обеспечить хорошее соотношение качества записи к размеру файла, однако с прослушиванием таких материалов часто возникают неудобства: их нужно либо слушать на самом диктофоне, либо устанавливать на компьютер специальный плеер или кодеки, либо конвертировать в один из «общепонятных» форматов с возможной потерей качества.Макс. качество записи (MP3)
Чем выше то количество данных за единицу времени, которое используется для передачи аудиопотока, тем более высокое
качество записи в MP3 обеспечивается. Так, базовый битрейт 32 Кбит/с подразумевает кодировку одной секунды звука с применением 32 тыс бит информации — он задействуется только для передачи речи. Намного чаще в портативных устройствах для звукозаписи встречается качество записи 128 Кбит/с, 192 Кбит/с и 256 Кбит/с. Максимально возможный битрейт для формата MP3 составляет 320 Кбит/с. Погоня за высочайшим качеством записи звука имеет смысл для продвинутых моделей рекордеров, условному диктофону для записи лекций будет вполне достаточно базовых параметров битрейта. Также учитывайте, что качество звукозаписи влияет на размеры итоговых файлов и на продолжительность работы диктофона.
Макс. качество записи (WAV)
Несжатый WAV обеспечивает наилучшее качество звука среди распространённых аудиоформатов Hi-Res. Частота дискретизации у него обычно составляет 96 или 192 кГц при разрядности в 24 бита. Формат применяется для «чистой» звукозаписи с максимальной детализацией сцены.
Максимальное время записи
Максимальное время непрерывной записи на диктофон. Зависит в первую очередь от объёма памяти (см. «Встроенная память», «Слот для карт памяти»), также напрямую связано с качеством записи: чем выше качество, тем больше места занимает материал и тем меньше максимальное время записи. В связи с этим производители обычно указывают в характеристиках максимально возможное время записи, то есть время записи с минимальным качеством; при более высоком качестве и время будет меньше.
Максимальное количество папок
Максимальное количество папок, которое можно создать в памяти диктофона для хранения записанных материалов. Это позволяет упорядочивать материалы и облегчает поиск нужной записи: например, при журналистской работе материал по каждой отдельной теме можно хранить в соответствующей папке. Многие диктофоны позволяют менять используемую для записи папку «на лету», буквально одним нажатием кнопки.
Частотный диапазон
Диапазон звуковых частот, которые способен воспринимать и записывать диктофон. Человек способен слышать звук в среднем от 16 Гц до 20 кГц, однако диапазон собственно человеческого голоса гораздо уже — приблизительно 100-3500 Гц. Поэтому, если Вы планируете использовать диктофон для записи речи, этих частот будет достаточно. Если же этим назначение диктофона не ограничивается, стоит обратить внимание на модели с более широким диапазоном — и в этом случае чем он шире, тем полнее и богаче будет запись.