Диагональ экрана
Размер дисплея ноутбука по диагонали.
Чем крупнее экран — тем удобнее ноутбук для просмотра кино в высоком разрешении, современных игр, работы с крупноформатными графическими материалами и т. п. Большие экраны особенно важны для мультимедийных и игровых моделей. С другой стороны, диагональ дисплея напрямую сказывается на габаритах и стоимости всего устройства. Так что если ключевое значение имеет удобство в переноске — имеет смысл обратить внимание на сравнительно небольшие решения; тем более что большинство современных лэптопов имеют видеовыходы вроде HDMI или DisplayPort и допускают подключение крупноформатных внешних мониторов.
В свете всего этого фактическим максимумом для ноутбуков в наше время является
17" (17,3"); однако
более крупные устройства (18") вновь начали появляться на начало 2023 года. Стандартным вариантом для ноутбуков общего назначения является
15" (15,6"), реже
16", диагональ в
13" (13,3") или
14" считается небольшой по меркам такой техники. А экраны меньших размеров можно встретить в основном в специфических компактных разновидностях лэптопов — ультрабуках, 2 в 1, трансформерах, нетбуках; среди таких устройств есть решения на
12",
11" и даже
10" и менее....Покрытие экрана
—
Глянцевое. Глянцевая поверхность улучшает общее качество изображения: при прочих равных картинка на таком экране выглядит более яркой и красочной, чем на матовом. С другой стороны, на подобной поверхности сильно заметны загрязнения, а при ярком внешнем освещении на ней возникает множество бликов, способных сильно помешать просмотру. Поэтому вместо классического глянца в ноутбуках все чаще применяется антибликовая разновидность такого покрытия (см. ниже). Тем не менее, данный вариант все еще не теряет популярности: обходится он несколько дешевле «антиблика», а при мягком, относительно неярком освещении — даже может обеспечить более приятное глазу изображение.
—
Матовое. Матовое покрытие обходится недорого и не образует бликов даже от довольно яркого освещения. С другой стороны, картинка на таком экране получается заметно тусклее, чем на аналогичном глянцевом дисплее. Впрочем, этот момент можно компенсировать различными конструктивными решениями (прежде всего хорошим запасом яркости); так что данный вариант можно встретить во всех категориях современных ноутбуков — от бюджетных моделей для работы с документами до топовых игровых конфигураций.
—
Глянцевое (антибликовое). Разновидность описанного выше глянцевого покрытия, разработанная с таким расчетом, чтобы снизить количество бликов от внешних источников освещения. Такие экраны действительно бликуют заметн
...о меньше традиционных глянцевых (а то и вовсе не дают бликов); при этом по качеству изображения они как минимум превосходят матовые. Так что именно этот тип покрытия в наше время пользуется наибольшей популярностью.Время отклика
Время отклика экрана на управляющий сигнал — иными словами, время между поступлением на матрицу такого сигнала и переключением пикселей в заданный режим.
Теоретически чем ниже время отклика — тем лучше экран справляется с динамичными сценами, тем большей частоты кадров на нем можно добиться. В то же время стоит отметить, что практически все современные матрицы имеют достаточную скорость отклика для того, чтобы эффективно обработать классическую частоту кадров в 60 Гц — а ее, напомним, вполне достаточно для большинства случаев. Так что обращать внимание на данный параметр имеет смысл прежде всего в том случае, если вы приобретаете продвинутую игровую модель, экран которой работает на частоте кадров более 60 Гц. В остальных же случаях время отклика нередко и вовсе не указывается.
Частота смены кадров
Частота смены кадров, поддерживаемая экраном ноутбука. Фактически речь в данном случае идет о максимальной частоте; реальная скорость смены кадров может быть и ниже этого значения, в зависимости от отображаемого контента — но не выше.
В теории чем выше частота кадров — тем плавнее будет выглядеть движение на экране, тем меньше будут смазываться движущиеся объекты. На практике ситуация такова, что даже в сравнительно скромных современных ноутбуках устанавливаются
матрицы на 60 Гц — в целом этого вполне достаточно для человеческого глаза, так как дальнейшее повышение скорости (
90 Гц и выше) не дает заметного улучшения видимой «картинки». Тем не менее, в высококлассных геймерских и мультимедийных моделях, рассчитанных на требовательных пользователей, встречаются и более высокие значения —
120 Гц,
144 Гц,
165 Гц и даже
выше, а именно
240 Гц и
300 Гц.
Цветовой охват (sRGB)
Цветовой охват матрицы ноутбука по цветовой модели Rec.709 либо по sRGB.
Цветовой охват описывает диапазон цветов, который может отображаться на экране. Он указывается в процентах, однако не относительно всего многообразия видимых цветов, а относительно условного цветового пространства (цветовой модели). Это связано с тем, что ни один современный экран не способен отобразить все видимые человеком цвета. Тем не менее, чем больше цветовой охват — тем шире возможности экрана, тем качественнее получается его цветопередача.
Конкретно же sRGB и Rec.709 являются самыми популярными из современных цветовых моделей; они имеют один и тот же диапазон и различаются лишь областью применения (sRGB используют в компьютерах, Rec. 709 — в HD-телевидении). Поэтому чем ближе
цветовой охват к 100 % — тем точнее цвета на экране будут соответствовать тем цветам, которые изначально были задуманы создателем фильма, игры и т. п. В то же время стоит учитывать, что подобная точность не особенно нужна в повседневном применении — она критична лишь при профессиональной работе с цветом; и даже в таких случаях удобнее бывает купить к ноутбуку отдельный монитор с широким цветовым охватом, а не искать лэптоп с высококачественной (и, соответственно, дорогой) матрицей.
AMD совместимость
Поддержка ноутбуком технологии
AMD FreeSync и ее более продвинутых разновидностей (FreeSync Premium, FreeSync Premium Pro). Вот более детально о них:
— AMD FreeSync. Данная функция встречается только в моделях, оснащенных дискретными видеокартами AMD. Она служит для согласования между собой частоты кадров экрана и частоты кадров поступающего сигнала — чтобы частоты совпадали. Это позволяет избежать миганий, подергиваний и других дефектов изображения, которые возникают из-за рассинхронизации сигнала. Данная функция особенно полезна для игр, где кадровая частота видеосигнала может «плавать» в зависимости от нагрузки на графическое ядро; собственно, большинство ноутбуков с FreeSync относятся именно к геймерским.
— AMD FreeSync Premium. Промежуточный вариант между базовой технологией AMD FreeSync и передовой реализацией FreeSync Premium Pro. Версия Premium не имеет поддержки HDR (в отличие от Pro), однако работает с той же частотой кадров (не ниже 120 к/с при разрешении 1920x1080) и использует в деле технологию компенсации низкой частоты кадров LFC.
— FreeSync Premium Pro. Наиболее продвинутая версия технологии FreeSync, ранее известная как AMD FreeSync 2 HDR. Как следует из первоначального названия, одной из изюминок данной редакции является поддержка HDR. Для FreeSync Premium Pro заявлена частота кадров не ниже 120 к/с при разрешении Full HD, а также функция компенсации низкой частоты кадров (LFC). По утверждени
...ю создателей, FreeSync Premium Pro особенно хорошо работает в играх; а многие современные игры изначально создаются в расчете на работу с этой технологией.
В видеокартах NVIDIA применяется аналогичная технология под названием G-Sync.Поддержка NVIDIA G-Sync
Поддержка ноутбуком технологии
NVIDIA G-Sync.
Данная функция встречается только в моделях, оснащенных дискретными видеокартами NVIDIA. Используется она для того, чтобы согласовать между собой частоту кадров экрана и частоту кадров поступающего на него сигнала — так, чтобы эти частоты совпадали. Это позволяет избежать миганий, подергиваний и других дефектов изображения, которые могут возникнуть из-за рассинхронизации. Данная функция особенно полезна для игр, где частота кадров видеосигнала может «плавать» в зависимости от нагрузки на графическое ядро; собственно, большинство ноутбуков с G-Sync относятся именно к геймерским.
Аналогичное решение для видеокарт AMD носит название FreeSync.
Advanced Optimus
В ноутбуках обработанная дискретной видеокартой картинка сначала проходит через встроенную в CPU графику, а уже после передается на дисплей. Переключатель MUX Switch в материнской плате игровых моделей ноутбуков позволяет выбирать между использованием встроенной или дискретной графики. Одной из его продвинутых разновидностей является интеллектуальная система
Advanced Optimus, работающая совместно с видеоадаптерами от NVIDIA. Она позволяет буквально на лету выбирать наиболее подходящий графический процессор для обработки данных в зависимости от интенсивности выполняемых задач.
Картридер
Приспособление для работы со сменными картами памяти. Как правило, имеет вид характерной щели прямо на корпусе ноутбука, в которую и вставляется носитель. Существуют разные стандарты карт памяти, список совместимых стандартов указывается в примечании к данному пункту. Здесь стоит отметить, что для современных ноутбуков практически обязательной является поддержка формата SD и его модификаций — SD HC, нередко также SD XC; другие варианты тоже могут предусматриваться, однако они не получили такого распространения. В любом случае данная функция удобна тем, что карты памяти широко используются в других видах электроники: к примеру, SD является общепринятым стандартом в цифровых камерах, а microSD (совместимые с SD-слотами через простейшие переходники) — в смартфонах. Соответственно,
наличие картридера заметно облегчает обмен данными между ноутбуком и внешними устройствами.