Время отклика
Время отклика экрана на управляющий сигнал — иными словами, время между поступлением на матрицу такого сигнала и переключением пикселей в заданный режим.
Теоретически чем ниже время отклика — тем лучше экран справляется с динамичными сценами, тем большей частоты кадров на нем можно добиться. В то же время стоит отметить, что практически все современные матрицы имеют достаточную скорость отклика для того, чтобы эффективно обработать классическую частоту кадров в 60 Гц — а ее, напомним, вполне достаточно для большинства случаев. Так что обращать внимание на данный параметр имеет смысл прежде всего в том случае, если вы приобретаете продвинутую игровую модель, экран которой работает на частоте кадров более 60 Гц. В остальных же случаях время отклика нередко и вовсе не указывается.
Частота смены кадров
Частота смены кадров, поддерживаемая экраном ноутбука. Фактически речь в данном случае идет о максимальной частоте; реальная скорость смены кадров может быть и ниже этого значения, в зависимости от отображаемого контента — но не выше.
В теории чем выше частота кадров — тем плавнее будет выглядеть движение на экране, тем меньше будут смазываться движущиеся объекты. На практике ситуация такова, что даже в сравнительно скромных современных ноутбуках устанавливаются
матрицы на 60 Гц — в целом этого вполне достаточно для человеческого глаза, так как дальнейшее повышение скорости (
90 Гц и выше) не дает заметного улучшения видимой «картинки». Тем не менее, в высококлассных геймерских и мультимедийных моделях, рассчитанных на требовательных пользователей, встречаются и более высокие значения —
120 Гц,
144 Гц,
165 Гц и даже
выше, а именно
240 Гц и
300 Гц.
Яркость
Максимальная яркость, которую способен обеспечить экран ноутбука.
Чем ярче окружающее освещение — тем ярче должен быть и экран ноутбука, иначе изображение на нем может оказаться трудночитаемым. И наоборот: при тусклом внешнем освещении высокая яркость излишня — она сильно нагружает глаза (впрочем, на это случай современные ноутбуки предусматривают регулировкой яркости). В свете этого чем выше данный показатель — тем более универсальным является экран, тем шире диапазон условий, в котором его можно эффективно применять. Обратной стороной этих преимуществ является увеличение цены и энергопотребления.
Что касается конкретных значений, то немало современных ноутбуков имеют яркость в
250 – 300 нит и даже
ниже. Этого вполне достаточно для работы под искусственным освещением средней интенсивности, но вот при ярком естественном свете с видимостью уже могут возникнуть проблемы. Для использования в солнечную погоду (особенно вне помещений) желательно иметь запас по яркости хотя бы в пределах
300 – 350 нит. А в наиболее продвинутых моделях этот параметр может составлять
350 – 400 нит,
401 – 500 нит и даже
более 500 нит.
Цветовой охват (sRGB)
Цветовой охват матрицы ноутбука по цветовой модели Rec.709 либо по sRGB.
Цветовой охват описывает диапазон цветов, который может отображаться на экране. Он указывается в процентах, однако не относительно всего многообразия видимых цветов, а относительно условного цветового пространства (цветовой модели). Это связано с тем, что ни один современный экран не способен отобразить все видимые человеком цвета. Тем не менее, чем больше цветовой охват — тем шире возможности экрана, тем качественнее получается его цветопередача.
Конкретно же sRGB и Rec.709 являются самыми популярными из современных цветовых моделей; они имеют один и тот же диапазон и различаются лишь областью применения (sRGB используют в компьютерах, Rec. 709 — в HD-телевидении). Поэтому чем ближе
цветовой охват к 100 % — тем точнее цвета на экране будут соответствовать тем цветам, которые изначально были задуманы создателем фильма, игры и т. п. В то же время стоит учитывать, что подобная точность не особенно нужна в повседневном применении — она критична лишь при профессиональной работе с цветом; и даже в таких случаях удобнее бывает купить к ноутбуку отдельный монитор с широким цветовым охватом, а не искать лэптоп с высококачественной (и, соответственно, дорогой) матрицей.
Поддержка NVIDIA G-Sync
Поддержка ноутбуком технологии
NVIDIA G-Sync.
Данная функция встречается только в моделях, оснащенных дискретными видеокартами NVIDIA. Используется она для того, чтобы согласовать между собой частоту кадров экрана и частоту кадров поступающего на него сигнала — так, чтобы эти частоты совпадали. Это позволяет избежать миганий, подергиваний и других дефектов изображения, которые могут возникнуть из-за рассинхронизации. Данная функция особенно полезна для игр, где частота кадров видеосигнала может «плавать» в зависимости от нагрузки на графическое ядро; собственно, большинство ноутбуков с G-Sync относятся именно к геймерским.
Аналогичное решение для видеокарт AMD носит название FreeSync.
Максимально устанавливаемый объем
Максимальное количество оперативной памяти, которое можно установить на ноутбук. Зависит, в частности, от типа используемых модулей памяти, а также от количества слотов под них. Обращать внимание на данный параметр имеет смысл прежде всего в том случае, если ноутбук покупается с расчетом на
апгрейд RAM и объем фактически установленной памяти в нем заметно меньше максимально доступного. Так ноутбуки можно улучшить по оперативке до
16 ГБ,
24 ГБ,
32 ГБ, 48 ГБ,
64 ГБ и даже больше —
128 ГБ.
Тепловыделение (GPU TDP)
Количество тепла, выделяемое графическим процессором (GPU) в штатном режиме работы. Показатель TDP выражается в ваттах. Он позволяет оценить тепловые характеристики ноутбука и определить его потенциал для работы с высокими графическими нагрузками. Чем выше значение GPU TDP, тем больше мощности потребляет графический процессор, что может потребовать использования более эффективной системы охлаждения во избежание перегрева и обеспечения стабильной работы устройства. Ноутбуки с более высоким показателем тепловыделения GPU лучше подходят для геймеров или профессионалов в области графики и видеопродакшена.
Картридер
Приспособление для работы со сменными картами памяти. Как правило, имеет вид характерной щели прямо на корпусе ноутбука, в которую и вставляется носитель. Существуют разные стандарты карт памяти, список совместимых стандартов указывается в примечании к данному пункту. Здесь стоит отметить, что для современных ноутбуков практически обязательной является поддержка формата SD и его модификаций — SD HC, нередко также SD XC; другие варианты тоже могут предусматриваться, однако они не получили такого распространения. В любом случае данная функция удобна тем, что карты памяти широко используются в других видах электроники: к примеру, SD является общепринятым стандартом в цифровых камерах, а microSD (совместимые с SD-слотами через простейшие переходники) — в смартфонах. Соответственно,
наличие картридера заметно облегчает обмен данными между ноутбуком и внешними устройствами.
USB 3.2 gen1
Количество
портов USB 3.2 gen1, предусмотренных в ноутбуке. Изначально этот интерфейс назывался USB 3.0, позже USB 3.1 gen1.
Как бы то ни было, USB является самым популярным современным интерфейсом для подключения к компьютеру различной периферии — от клавиатур, мышей и флешек до весьма оригинальных устройств. Также он может использоваться для зарядки смартфонов и других гаджетов. А USB 3.2 gen1 является наследником популярного USB 2.0. В этой версии скорость передачи данных была увеличена в 10 раз — до 4,8 Гбит/с, также была повышена мощность питания внешних устройств. При этом к порту USB 3.2 gen1 можно подключать устройства с другими версиями USB — главное, чтобы они имели полноразмерые штекеры USB A, а мощности питания хватало для нормальной работы.
Что касается количества разъемов USB, то чем их больше — тем больше периферии можно подключить к ноутбуку без использования разветвителей.