Диагональ экрана
Размер дисплея ноутбука по диагонали.
Чем крупнее экран — тем удобнее ноутбук для просмотра кино в высоком разрешении, современных игр, работы с крупноформатными графическими материалами и т. п. Большие экраны особенно важны для мультимедийных и игровых моделей. С другой стороны, диагональ дисплея напрямую сказывается на габаритах и стоимости всего устройства. Так что если ключевое значение имеет удобство в переноске — имеет смысл обратить внимание на сравнительно небольшие решения; тем более что большинство современных лэптопов имеют видеовыходы вроде HDMI или DisplayPort и допускают подключение крупноформатных внешних мониторов.
В свете всего этого фактическим максимумом для ноутбуков в наше время является
17" (17,3"); однако
более крупные устройства (18") вновь начали появляться на начало 2023 года. Стандартным вариантом для ноутбуков общего назначения является
15" (15,6"), реже
16", диагональ в
13" (13,3") или
14" считается небольшой по меркам такой техники. А экраны меньших размеров можно встретить в основном в специфических компактных разновидностях лэптопов — ультрабуках, 2 в 1, трансформерах, нетбуках; среди таких устройств есть решения на
12",
11" и даже
10" и менее....Покрытие экрана
—
Глянцевое. Глянцевая поверхность улучшает общее качество изображения: при прочих равных картинка на таком экране выглядит более яркой и красочной, чем на матовом. С другой стороны, на подобной поверхности сильно заметны загрязнения, а при ярком внешнем освещении на ней возникает множество бликов, способных сильно помешать просмотру. Поэтому вместо классического глянца в ноутбуках все чаще применяется антибликовая разновидность такого покрытия (см. ниже). Тем не менее, данный вариант все еще не теряет популярности: обходится он несколько дешевле «антиблика», а при мягком, относительно неярком освещении — даже может обеспечить более приятное глазу изображение.
—
Матовое. Матовое покрытие обходится недорого и не образует бликов даже от довольно яркого освещения. С другой стороны, картинка на таком экране получается заметно тусклее, чем на аналогичном глянцевом дисплее. Впрочем, этот момент можно компенсировать различными конструктивными решениями (прежде всего хорошим запасом яркости); так что данный вариант можно встретить во всех категориях современных ноутбуков — от бюджетных моделей для работы с документами до топовых игровых конфигураций.
—
Глянцевое (антибликовое). Разновидность описанного выше глянцевого покрытия, разработанная с таким расчетом, чтобы снизить количество бликов от внешних источников освещения. Такие экраны действительно бликуют заметн
...о меньше традиционных глянцевых (а то и вовсе не дают бликов); при этом по качеству изображения они как минимум превосходят матовые. Так что именно этот тип покрытия в наше время пользуется наибольшей популярностью.Разрешение дисплея
Разрешение экрана, установленного в ноутбуке — то есть размер экрана в пикселях по горизонтали и вертикали.
Более высокое разрешение, с одной стороны, дает более четкое, детализированное изображение; с другой — увеличивает стоимость лэптопа. Последнее связано не только со стоимостью самих дисплеев, но и с тем, что для эффективной работы на высоких разрешениях нужна соответствующая начинка (прежде всего — видеокарта). Это особенно актуально в играх; так что если вы ищете ноутбук с экраном высокого разрешения, способный эффективно «тянуть» современные игры — стоит обратить внимание не только на характеристики дисплея, но и на другие данные (тип и параметры видеокарты, результаты тестов, способность работы с теми или иными играми — обо всем см. ниже). С другой стороны, если устройство планируется использовать для несложных задач вроде работы с документами, Интернет-серфинга и просмотра видео — на параметры «начинки» можно не обращать особого внимания: они в любом случае подбираются так, чтобы ноутбук гарантированно мог справиться с такими задачами на полном разрешении «родного» экрана.
Что касается конкретных цифр, то актуальные на сегодня варианты разрешения можно условно разделить на 3 группы:
Full HD (1080),
Quad HD и
UltraHD 4K. Вот их более детальное описание:
— Full HD (1080). Изначально стандарт Full HD предусматривает размер кадра 1920х108
...0, и именно такое разрешение чаще всего используется в ноутбучных экранах из этой категории. Однако, помимо этого, к данному формату относят также другие варианты разрешений, где размер по вертикали составляет не менее 1080 пикселей, однако не дотягивает до 1440 пикселей. В качестве примеров можно привести 1920х1200 и 2560х1080. В целом же Full HD дисплеи обеспечивают неплохое соотношение между стоимостью, качеством изображения и требованиям к аппаратной части лэптопа. Благодаря этому в наше время они чрезвычайно широко распространены; матрицы этого стандарта можно встретить даже в бюджетных устройствах, хотя в основном они все же применяются в более продвинутой технике.
— Quad HD. Переходной вариант между популярным Full HD 1080 (см. выше) и высококлассным и дорогим UltraHD 4K. Размер таких экранов по вертикали начинается от 1440 пикселей и может достигать 2000 пикселей. Отметим, что QuadHD-разрешения особенно популярны в ноутбуках от Apple; чаще всего такие устройства имеют экраны 2560х1600, хотя встречаются и другие варианты.
— UltraHD 4K. Наиболее продвинутый стандарт из применяемых в современных ноутбуках. Размер таких экранов по вертикали составляет не менее 2160 точек (до 2400 в отдельных конфигурациях); классическое разрешение современной UltraHD-матрицы — 3840х2160, но встречаются и другие значения. В любом случае 4K-дисплей позволяет обеспечить высокое качество изображения, однако и обходится соответственно — в том числе из-за соответствующих требований к графическому адаптеру; кроме того, для работы с высокими разрешениями бывает удобнее подключить к ноутбуку внешний монитор. В свете этого подобные экраны используются относительно редко, причем в основном среди лэптопов премиум-класса.Частота смены кадров
Частота смены кадров, поддерживаемая экраном ноутбука. Фактически речь в данном случае идет о максимальной частоте; реальная скорость смены кадров может быть и ниже этого значения, в зависимости от отображаемого контента — но не выше.
В теории чем выше частота кадров — тем плавнее будет выглядеть движение на экране, тем меньше будут смазываться движущиеся объекты. На практике ситуация такова, что даже в сравнительно скромных современных ноутбуках устанавливаются
матрицы на 60 Гц — в целом этого вполне достаточно для человеческого глаза, так как дальнейшее повышение скорости (
90 Гц и выше) не дает заметного улучшения видимой «картинки». Тем не менее, в высококлассных геймерских и мультимедийных моделях, рассчитанных на требовательных пользователей, встречаются и более высокие значения —
120 Гц,
144 Гц,
165 Гц и даже
выше, а именно
240 Гц и
300 Гц.
Цветовой охват (sRGB)
Цветовой охват матрицы ноутбука по цветовой модели Rec.709 либо по sRGB.
Цветовой охват описывает диапазон цветов, который может отображаться на экране. Он указывается в процентах, однако не относительно всего многообразия видимых цветов, а относительно условного цветового пространства (цветовой модели). Это связано с тем, что ни один современный экран не способен отобразить все видимые человеком цвета. Тем не менее, чем больше цветовой охват — тем шире возможности экрана, тем качественнее получается его цветопередача.
Конкретно же sRGB и Rec.709 являются самыми популярными из современных цветовых моделей; они имеют один и тот же диапазон и различаются лишь областью применения (sRGB используют в компьютерах, Rec. 709 — в HD-телевидении). Поэтому чем ближе
цветовой охват к 100 % — тем точнее цвета на экране будут соответствовать тем цветам, которые изначально были задуманы создателем фильма, игры и т. п. В то же время стоит учитывать, что подобная точность не особенно нужна в повседневном применении — она критична лишь при профессиональной работе с цветом; и даже в таких случаях удобнее бывает купить к ноутбуку отдельный монитор с широким цветовым охватом, а не искать лэптоп с высококачественной (и, соответственно, дорогой) матрицей.
AMD совместимость
Поддержка ноутбуком технологии
AMD FreeSync и ее более продвинутых разновидностей (FreeSync Premium, FreeSync Premium Pro). Вот более детально о них:
— AMD FreeSync. Данная функция встречается только в моделях, оснащенных дискретными видеокартами AMD. Она служит для согласования между собой частоты кадров экрана и частоты кадров поступающего сигнала — чтобы частоты совпадали. Это позволяет избежать миганий, подергиваний и других дефектов изображения, которые возникают из-за рассинхронизации сигнала. Данная функция особенно полезна для игр, где кадровая частота видеосигнала может «плавать» в зависимости от нагрузки на графическое ядро; собственно, большинство ноутбуков с FreeSync относятся именно к геймерским.
— AMD FreeSync Premium. Промежуточный вариант между базовой технологией AMD FreeSync и передовой реализацией FreeSync Premium Pro. Версия Premium не имеет поддержки HDR (в отличие от Pro), однако работает с той же частотой кадров (не ниже 120 к/с при разрешении 1920x1080) и использует в деле технологию компенсации низкой частоты кадров LFC.
— FreeSync Premium Pro. Наиболее продвинутая версия технологии FreeSync, ранее известная как AMD FreeSync 2 HDR. Как следует из первоначального названия, одной из изюминок данной редакции является поддержка HDR. Для FreeSync Premium Pro заявлена частота кадров не ниже 120 к/с при разрешении Full HD, а также функция компенсации низкой частоты кадров (LFC). По утверждени
...ю создателей, FreeSync Premium Pro особенно хорошо работает в играх; а многие современные игры изначально создаются в расчете на работу с этой технологией.
В видеокартах NVIDIA применяется аналогичная технология под названием G-Sync.Объем оперативной памяти
Объем оперативной памяти (ОЗУ или RAM), фактически установленной в ноутбуке.
Объем ОЗУ является одним из важнейших показателей, характеризующих общую производительность системы. Чем больше оперативной памяти установлено в ноутбуке — тем лучше он будет справляться с «тяжелыми» ресурсоемкими программами, и тем больше задач могут выполняться на нем одновременно без «тормозов» и сбоев.
На сегодняшний день необходимым минимумом считается
4 ГБ ОЗУ. Объема в
8 ГБ обычно хватает для комфортного бытового использования и несложных игр,
16 ГБ и
32 ГБ — для ворочания ресурсоемких приложений и уверенного запуска современных игр. А в продвинутых геймерских и профессиональных лэптопах встречаются и бо́льшие объемы ЗОЗУ —
64 ГБ и даже более.
Отметим, что многие модели ноутбуков позволяют увеличить имеющееся количество RAM; подробнее см. «Максимально устанавливаемый объем».
Advanced Optimus
В ноутбуках обработанная дискретной видеокартой картинка сначала проходит через встроенную в CPU графику, а уже после передается на дисплей. Переключатель MUX Switch в материнской плате игровых моделей ноутбуков позволяет выбирать между использованием встроенной или дискретной графики. Одной из его продвинутых разновидностей является интеллектуальная система
Advanced Optimus, работающая совместно с видеоадаптерами от NVIDIA. Она позволяет буквально на лету выбирать наиболее подходящий графический процессор для обработки данных в зависимости от интенсивности выполняемых задач.
Интерфейс накопителя M.2
Интерфейс подключения, используемый установленным в ноутбуке SSD-модулем с разъемом M.2 (см. «Тип накопителя»).
Одной из особенностей разъема M.2 и накопителей под него является то, что они могут использовать два разных интерфейса подключения: PCI-E (в той или иной разновидности) или SATA. Подчеркнем, что в данном пункте указываются данные SSD-модуля; в самом разъеме могут предусматриваться и другие варианты интерфейса, в том числе более продвинутые — см. «Интерфейс разъема M.2» (например, накопитель с подключением
PCI-E 3.0 может быть размещен в разъеме, поддерживающем также более быстрый
PCI-E 4.0). Однако в любом случае разъем подключения обычно позволяет реализовать все возможности установленного накопителя; так что данный пункт позволяет вполне достоверно оценить возможности штатного модуля M.2.
Что касается конкретных интерфейсов, то в наше время можно встретить в основном такие варианты:
— SATA 3. Интерфейс SATA изначально был создан для традиционных жестких дисков. Третья версия этого интерфейса является последней; она обеспечивает скорость передачи данных до 600 МБ/с. Это значительно меньше, чем у PCI-E, и в целом очень немного по меркам SSD-накопителей. Поэтому M.2-подключение с использованием SATA характерно в основном для недорогих модулей начального уровня. Тем не менее, даже такие носители в целом работают быстрее большинства HDD.
— PCI-E. Универсальны
...й интерфейс для подключения внутренней периферии. Обеспечивает в целом более высокие скорости, чем SATA, благодаря чему лучше подходит для SSD-модулей: теоретически PCI-E позволяет реализовать весь потенциал твердотельных накопителей, даже самых быстрых. На практике же поддерживаемая скорость передачи данных может быть разной — в зависимости от версии интерфейса и числа линий (каналов передачи данных). Вот варианты, наиболее актуальные для современных ноутбуков:
- PCI-E 3.0 2x. Подключение с использованием 2 линий PCI-E версии 3.0. Эта версия обеспечивает скорость около 1 ГБ/с на линию; соответственно, две линии дают максимум чуть менее чем в 2 ГБ/с.
- PCI-E 3.0 4x. Подключение с использованием 4 линий PCI-E версии 3.0. Обеспечивает максимальную скорость около 4 ГБ/с.
- PCI-E 4.0 4x. Подключение с использованием 4 линий PCI-E версии 4.0. В этой версии пропускная способность, по сравнению с PCI-E 3.0, была увеличена вдвое — таким образом, 4 линии дают максимальную скорость около 8 МБ/с.
- PCI-E 5.0 4x имеет вдвое большую пропускную способность по сравнению с PCI-E 4.0 4x4 Гб/с на линию. А 4 лению позволяют добиться 16 Гб/с.
Отметим, что в случае разъемов M.2 разные вариации PCI-E обычно вполне совместимы между собой — разве что скорость подключения при работе с «неродным» разъемом будет ограничиваться возможностями самого медленного компонента. Например, при подключении SSD-модуля PCI-E 3.0 4x в слот PCI-E 3.0 2x эта скорость будет соответствовать возможностям разъема, а при подключении к PCI-E 4.0 4x — возможностям накопителя.