Контрастность
Контрастность экрана, установленного в ноутбуке.
Контрастность — это наибольшая разница в яркости между самым светлым белым цветом и самым темным черным, которую можно достичь на одном экране. Записывается она дробью, например, 560:1; при этом чем больше первое число — тем выше контрастность, тем более продвинутым является экран и тем лучшего качества изображения на нем можно добиться. Особенно это заметно при больших перепадах яркости в пределах одного кадра: при невысокой контрастности отдельные детали, расположенные на самых темных или самых светлых участках картинки, могут теряться, увеличение контрастности позволяет до определенной степени устранить это явление. Обратная сторона этих преимуществ — увеличение стоимости.
Отдельно подчеркнем, что в данном случае указывается исключительно статическая контрастность — разница, обеспечиваемая в пределах одного кадра в обычном режиме работы, на постоянной яркости и без использования специальных технологий. В рекламных целях некоторые производители могут приводить также данные по так называемой динамической контрастности — она может измеряться весьма внушительными цифрами (семизначными и более). Однако ориентироваться стоит прежде всего на статическую контрастность — это базовая характеристика любого дисплея.
Что касается конкретных значений, то даже в самых продвинутых экранах данный показатель не превышает 2000:1. А в целом современные ноутбуки имеют довольно невысокую контрастность — предполага...ется, что для задач, требующих более продвинутых характеристик изображения, разумнее использовать внешний экран (монитор или телевизор).
Цветовой охват (sRGB)
Цветовой охват матрицы ноутбука по цветовой модели Rec.709 либо по sRGB.
Цветовой охват описывает диапазон цветов, который может отображаться на экране. Он указывается в процентах, однако не относительно всего многообразия видимых цветов, а относительно условного цветового пространства (цветовой модели). Это связано с тем, что ни один современный экран не способен отобразить все видимые человеком цвета. Тем не менее, чем больше цветовой охват — тем шире возможности экрана, тем качественнее получается его цветопередача.
Конкретно же sRGB и Rec.709 являются самыми популярными из современных цветовых моделей; они имеют один и тот же диапазон и различаются лишь областью применения (sRGB используют в компьютерах, Rec. 709 — в HD-телевидении). Поэтому чем ближе
цветовой охват к 100 % — тем точнее цвета на экране будут соответствовать тем цветам, которые изначально были задуманы создателем фильма, игры и т. п. В то же время стоит учитывать, что подобная точность не особенно нужна в повседневном применении — она критична лишь при профессиональной работе с цветом; и даже в таких случаях удобнее бывает купить к ноутбуку отдельный монитор с широким цветовым охватом, а не искать лэптоп с высококачественной (и, соответственно, дорогой) матрицей.
Цветовой охват (Adobe RGB)
Цветовой охват матрицы ноутбука по цветовой модели Adobe RGB.
Цветовой охват описывает диапазон цветов, который может отображаться на экране. Он указывается в процентах, однако не относительно всего многообразия видимых цветов, а относительно условного цветового пространства (цветовой модели). Это связано с тем, что ни один современный экран не способен отобразить все видимые человеком цвета. Тем не менее, чем больше цветовой охват — тем шире возможности экрана, тем качественнее получается его цветопередача.
Цветовая модель Adobe RGB была изначально разработана для применения в печати; охватываемый ею диапазон цветов соответствует возможностям профессионального полиграфического оборудования. Поэтому в теории обширный охват по этой модели будет полезен тем, кто занимается дизайном и версткой высококлассной печатной продукции. Правда, экраны ноутбуков в большинстве своем имеют весьма скромные показатели по Adobe RGB, редко превышающие 74 %; тем не менее можно встретить и высококлассные модели, где эта цифра
приближается к 100 %. Разумеется, стоимость таких лэптопов тоже будет соответствующей; поэтому обращать на них внимание имеет смысл прежде всего тогда, когда ключевое значение имеет возможность работы с цветом «на ходу». Если же это предстоит делать на одном месте — возможно, более оправданной будет покупка отдельного монитора с обширным цветовым охватом (тем более что монитор с такими характеристиками найти
...проще, чем ноутбук).Цветовой охват (DCI-P3)
Цветовой охват матрицы ноутбука по цветовой модели DCI P3.
Цветовой охват описывает диапазон цветов, который может отображаться на экране. Он указывается в процентах, однако не относительно всего многообразия видимых цветов, а относительно условного цветового пространства (цветовой модели). Это связано с тем, что ни один современный экран не способен отобразить все видимые человеком цвета. Тем не менее, чем больше цветовой охват — тем шире возможности экрана, тем качественнее получается его цветопередача.
DCI P3 представляет собой продвинутую цветовую модель, применяемую в основном в цифровых кинотеатрах. Она заметно обширнее стандартной sRGB, благодаря чему дает более качественные и достоверные цвета. В то же время на практике такая модель используется преимущественно для профессионального кинопроизводства и других задач аналогичного уровня; а ноутбуки для подобных задач применяются довольно редко (хотя это также возможно). Поэтому охват по DCI P3 очень редко указывается приводится для современных лэптопов. Правда, в продаже вполне можно встретить модели с показателями такого охвата на уровне
98 % и более, однако их очень немного, и стоят они соответственно. Так что во многих случаях более разумной (и экономной) альтернативой является отдельный монитор с хорошим цветовым охватом; искать же ноутбук с подобными характеристиками имеет смысл в том случае, если для вас принципиально важна возможность работать с цветом «
...;на ходу», без привязки к конкретному рабочему месту.Сертификат TÜV Rheinland
Сертификация дисплея ноутбука на предмет безопасного уровня излучения синего света и частоты мерцания панели.
Наличие сертификата TÜV Rheinland подтверждает комфортность экрана для глаз.
TÜV Rheinland — крупный международный концерн со штаб-квартирой в немецком Кёльне, предоставляющий широкий перечень аудиторских услуг. Спецами компании был разработан и утверждён ряд тестов на соответствие экранов мобильных устройств, мониторов и телевизоров необходимому уровню защиты глаз от вредоносного воздействия излучения дисплеев на зрение пользователя по ту сторону экрана. Авторитетное мнение TÜV Rheinland пользуется уважением в технокомьюнити. Сертификаты этого органа выдаются успешно испытуемым образцам электроники за внедряемые технологии фильтрации синего света и подавления мерцания экранов.
Тест Passmark CPU Mark
Результат, показанный процессором ноутбука в тесте Passmark CPU Mark.
Passmark CPU Mark — комплексный тест, более подробный и достоверный, чем популярный 3DMark06 (см. выше). Он проверяет не только игровые возможности CPU, но и его производительность в других режимах, на основании чего и выводит общий балл; по этому баллу можно довольно достоверно оценить процессор в целом (чем больше баллов — тем выше производительность).
Тип памяти
В ноутбуках используются в основном разные варианты DDR (так называемая память с удвоенной передачей данных). Вот список встречаемых видов такой памяти:
— DDR3. Третье поколение оперативной памяти DDR. Превосходит устаревший DDR2 по скорости работы и энергоэффективности. Однако тоже является устаревшим на фоне четвертой версии и новинки — DDR5.
— DDR3L. Модификация памяти DDR3, поддерживающая работу на пониженном напряжении — 1,35 В вместо 1,5 В (Low Voltage — отсюда и индекс L). Пониженное напряжение способствует как снижению энергопотребления, так и улучшению производительности. Отметим, что обычную память DDR3 нельзя установить в такой слот, тогда как обратный вариант вполне возможен.
—
DDR4. Стандарт памяти, выпущенный в 2014 году. Представил дальнейшие улучшения скорости работы (в перспективе до 25,6 ГБ/с) и энергоэффективности. Наиболее популярен среди ноутбуков последних лет выпуска.
—
DDR5. Шествие пятого поколения стандарта DDR началось на рубеже 2020-2021 гг. В нём предусматривается примерно двукратный прирост производительности подсистемы памяти и наращивание пропускной способности по сравнению с DDR4. Вместо одного 64-битного канала данных DDR5 использует пару независимых 32-битных каналов, которые работают с 16-байтными пакетами и позволяют доставлять 64 байта информации за такт по каждому каналу. Новые модули памяти требуют напряжения 1.1 В, а максимал
...ьный объём одной планки DDR5 может достигать внушительных 128 ГБ.
Стоит отметить, что разные типы RAM не являются взаимозаменяемыми.
В некоторых ноутбуках встречается оперативная память LPDDR4, LPDDR4X, LPDDR5, LPDDR5X. Разработана она спецом для мобильных устройств и является нерасширяемой, поскольку соответствующие модули памяти встроены непосредственно в материнскую плату. Применение «оперативки» стандартов LPDDR обуславливается достижением оптимального баланса между производительностью ноутбука, его габаритами и временем автономной работы.Частота памяти
Тактовая частота оперативной памяти, установленной в ноутбуке.
Чем выше частота (при том же типе и объеме памяти) — тем выше производительность RAM в целом и тем быстрее лэптоп будет справляться с ресурсоемкими задачами. Правда, модули с одинаковой частотой могут несколько различаться по фактическому быстродействию из-за разницы в других характеристиках; но это различие становится значимым лишь в очень специфических случаях, для рядового пользователя оно не критично. Что же касается конкретных значений, то наибольшей популярностью на современном рынке пользуются модули на
2400 МГц,
2666 МГц,
2933 МГц и
3200 МГц. Память на
2133 МГц и меньше встречается в основном в устаревших и бюджетных устройствах, а в высокопроизводительных конфигурациях данный параметр составляет
3733 МГц,
4266 МГц,
4800 МГц,
5200 МГц,
5500 МГц,
5600 МГц,
6000 МГц,
6400 МГц и
более.
Серия видеокарты
Серия видеокарты, установленной в ноутбуке. Разные модели видеокарт в пределах одной серии могут заметно различаться по производительности, однако их ключевые особенности, как правило, одинаковы.
—
Intel HD Graphics. Интегрированные графические карты, первое решение в линейке Intel, встроенное непосредственно в процессор (до этого интегрированная графика была частью материнской платы).
—
Intel Iris Graphics. Интегрированные видеокарты, представленные в 2013 году одновременно с некоторыми процессорами на микроархитектуре Haswell. По сути, данная серия является продвинутой разновидностью описанной выше Intel HD Graphics, с повышенной производительностью.
—
Intel Arc. Графические ускорители на архитектуре Xe HPG, выпускаемые с 2022 года. Серия Intel Arc нацелена на обеспечение высокой производительности отрисовки графики (в т.ч. игровой). Мобильные видеоадаптеры линейки поставляются с аппаратными модулями Matrix Engines (XMX) — они поддерживают метод реконструкции изображений Intel XeSS, основанный на алгоритмах искусственного интеллекта.
— nVIDIA GeForce. Серия видеокарт, включающая исключительно дискретные решения (см. «Тип видеокарты»). При этом такие модели вполне способны работать в режиме гибридной графики, в сочетании со встроенным в процессор видеочипом.
—
nVIDIA Quadro. Последн
...ее поколение графических адаптеров от nVIDIA, позиционируются разработчиком как профессиональные решения прежде всего для 3D-графики.
— NVIDIA RTX A. Высокопроизводительная линейка видеокарт для работы с графикой, обработки видео, научных открытий и проектов в VR. Максимально ускоряет выполнение графических и вычислительных задач при оперировании большими массивами данных.
— AMD FirePro. Дискретные видеокарты, изначально созданные как высококлассные решения для рабочих станций. Среди ноутбуков встречаются в моделях премиум-уровня, делающих акцент на повышенную производительность.
— AMD Radeon. Семейство видеокарт от компании AMD, применяемое преимущественно в ноутбуках с процессорами от того же бренда. Включает решения разного типа (интегрированные и дискретные) и уровня (от бюджетных до высококлассных).
— Qualcomm Adreno. Интегрированная графика, устанавливаемая в процессоры Snapdragon от Qualcomm (см. «Серия процессора»). Является прежде всего решением для мобильных гаджетов, поэтому не отличается производительностью, однако очень эффективна в плане энергопотребления.
— Apple. Обычно в данном случае подразумевается графическое ядро, встроенное в процессор Apple M1 (см. «Серия процессора»). В первом поколении этих процессоров использовались восьмиядерные (реже — семиядерные) интегрированные GPU с поддержкой до 25 000 потоков одновременно.