Слот для карт памяти
Слот для карты памяти позволяет расширить собственную память диктофона за счёт сменных карт (а в некоторых моделях
запись ведётся только на такие карты, собственной памяти они не имеют). Также эта функция облегчает объём данными с другими устройствами, оборудованными слотом под карты: например, вставив карту из диктофона в картридер ноутбука, можно сразу прослушать записанный на ней материал или переписать его на жёсткий диск без возни с кабелями.
Карты одного типа обычно различаются по объёму и, соответственно, стоимости, что позволяет выбрать оптимальный по соотношению этих параметров вариант.
Тип микрофона
Тип встроенного микрофона определяет режим (количество каналов), в котором диктофон записывает звук.
—
Моно. Простейший вариант: один микрофон, записывающий звук в формате моно, т.е. без разделения на левый и правый канал. «Объёмный» звук при такой записи обеспечить невозможно, однако в случае диктофонов это не имеет решающего значения, т.к. обычно в такой записи важна не объёмность звука, а разборчивость речи — а она вполне обеспечивается монофоническим микрофоном.
—
Стерео. В этом случае обычно используется пара микрофонов, разнесённых по сторонам корпуса; звук записывается в стереоформате, а объёмность звучания достигается благодаря разнице в звуке, доходящем до левого и до правого микрофона. Считается несколько более продвинутым вариантом, чем моно, хотя сам по себе не обеспечивает лучшей разборчивости речи.
Разъем внешнего микрофона
Отдельный вход для подключения выносного микрофона. В звукозаписывающих устройствах применяется несколько разновидностей разъёмов под микрофон:
—
mini-Jack 3.5 мм. Распространённый тип микрофонного гнезда в оснащении оборудования для звукозаписи. Представляет собой привычный аудиоджек, который можно встретить на борту условного смартфона, ноутбука или портативного аудиоплеера. Внешние микрофоны со штекером 3.5 мм выпускаются в версиях с двух-, трёх- и четырёхконтактными разъёмами (TS, TRS и TRRS соответственно). Простейшие двухконтактные интерфейсы применяются в моделях с записью монозвука, продвинутые четырёхконтактные — в экземплярах с поддержкой передачи стереозвука.
—
Jack 6.35 мм. По форме и контактам разъём аналогичен стандартному mini-Jack 3.5 мм, однако имеет более крупные размеры. Гнездо под штекер Jack 6.35 мм имеет бóльшую площадь контакта и проявляет лучшую устойчивость к воздействию всевозможных помех. Ареал обитания микрофонного разъёма — диктофоны и рекордеры класса профи с крупными размерами корпуса, где на первый план перед компактностью выдвинуты функциональные качества звукозаписи.
—
XLR. Трёхконтактный порт со внешним запирающим механизмом для передачи аналогового сигнала через балансное подключение, обеспечивающее высокую стойкость к помехам. Разъём имеет довольно крупные габариты и встречается в профессиональной портативной
...аппаратуре для звукозаписи.Формат записи
—
MP3. Самый распространённый на сегодняшний день формат цифрового звука, поддерживается абсолютным большинством цифровых аудиоустройств независимо от размера. Обеспечивает среднее качество сжатия и среднее качество звучания. При сохранении сжимает информацию с потерей качества, однако эти потери практически незаметны на слух, особенно при записи речи с неспециализированного микрофона.
—
WMA. Формат, разработанный компанией Microsoft. По возможностям сжатия данных превосходит MP3, обеспечивая хорошее качество при низком битрейте и, как следствие, небольшом размере файла, однако менее популярен, в частности, из-за чувствительности к ошибкам в файле. В то же время весьма часто встречается в цифровой аудиотехнике, без проблем воспроизводится на компьютерах (является штатным аудиоформатом ОС Windows).
—
WAV. Технически является не форматом, а «контейнером», в который можно «запаковать» звук, обработанный любым кодеком; однако чаще всего применяется для хранения несжатого звука в формате PCM. Таким образом, WAV обеспечивает наилучшее качество звука, сравнимое с Audio CD, однако и места такие файлы, как правило, занимают значительно больше, чем в вышеупомянутых форматах. Также без проблем воспроизводится на компьютере.
—
Собственный. Некоторые модели диктофонов записывают аудио в собственном формат
...е, отличном от распространённых стандартов. Технически собственный формат может обеспечить хорошее соотношение качества записи к размеру файла, однако с прослушиванием таких материалов часто возникают неудобства: их нужно либо слушать на самом диктофоне, либо устанавливать на компьютер специальный плеер или кодеки, либо конвертировать в один из «общепонятных» форматов с возможной потерей качества.Макс. качество записи (MP3)
Чем выше то количество данных за единицу времени, которое используется для передачи аудиопотока, тем более высокое
качество записи в MP3 обеспечивается. Так, базовый битрейт 32 Кбит/с подразумевает кодировку одной секунды звука с применением 32 тыс бит информации — он задействуется только для передачи речи. Намного чаще в портативных устройствах для звукозаписи встречается качество записи 128 Кбит/с, 192 Кбит/с и 256 Кбит/с. Максимально возможный битрейт для формата MP3 составляет 320 Кбит/с. Погоня за высочайшим качеством записи звука имеет смысл для продвинутых моделей рекордеров, условному диктофону для записи лекций будет вполне достаточно базовых параметров битрейта. Также учитывайте, что качество звукозаписи влияет на размеры итоговых файлов и на продолжительность работы диктофона.
Макс. качество записи (WAV)
Несжатый WAV обеспечивает наилучшее качество звука среди распространённых аудиоформатов Hi-Res. Частота дискретизации у него обычно составляет 96 или 192 кГц при разрядности в 24 бита. Формат применяется для «чистой» звукозаписи с максимальной детализацией сцены.
Максимальное время записи
Максимальное время непрерывной записи на диктофон. Зависит в первую очередь от объёма памяти (см. «Встроенная память», «Слот для карт памяти»), также напрямую связано с качеством записи: чем выше качество, тем больше места занимает материал и тем меньше максимальное время записи. В связи с этим производители обычно указывают в характеристиках максимально возможное время записи, то есть время записи с минимальным качеством; при более высоком качестве и время будет меньше.
Максимальное количество папок
Максимальное количество папок, которое можно создать в памяти диктофона для хранения записанных материалов. Это позволяет упорядочивать материалы и облегчает поиск нужной записи: например, при журналистской работе материал по каждой отдельной теме можно хранить в соответствующей папке. Многие диктофоны позволяют менять используемую для записи папку «на лету», буквально одним нажатием кнопки.
Частотный диапазон
Диапазон звуковых частот, которые способен воспринимать и записывать диктофон. Человек способен слышать звук в среднем от 16 Гц до 20 кГц, однако диапазон собственно человеческого голоса гораздо уже — приблизительно 100-3500 Гц. Поэтому, если Вы планируете использовать диктофон для записи речи, этих частот будет достаточно. Если же этим назначение диктофона не ограничивается, стоит обратить внимание на модели с более широким диапазоном — и в этом случае чем он шире, тем полнее и богаче будет запись.