Модель
Модель тонарма — подвижного рычага, на котором крепится звукосниматель — поставляемого в комплекте с проигрывателем. Тонарм отвечает за правильное положение иглы и точность её движения по канавкам, что является критичным для качества звука. Поэтому многие меломаны стараются уточнять не только общие данные по тонарму, но и его специфические особенности в каждой конкретной «вертушке»; для того, чтобы можно было найти эту информацию, в характеристиках и приводится название тонарма.
Форма
Форма комплектного тонарма (при виде сверху). В современных проигрывателях могут встречаться как
прямые, так и
S-образные или
J-образные тонармы. Нельзя однозначно сказать, какой из них лучше: достоинством первого варианта считается небольшой вес, второго и третьего — большая длина и низкая резонансная частота, снижающая вероятность возникновения помех. А потому на практике выбор зависит от конкретной ситуации и личных предпочтений.
Эффективная длина тонарма
Эффективная длина комплектного тонарма — расстояние от точки крепления (оси вращения) до иглы.
Данный показатель важен в первую очередь для поворотных тонармов: чем больше длина — тем ниже угловая погрешность, тем меньше несовпадение между направлением движения дорожки и продольной осью звукоснимателя (подробнее см. «Тип») и тем ниже уровень соответствующих искажений. Кроме того, большая длина снижает резонансную частоту и уменьшает вероятность появления искажений. С другой стороны, более длинный тонарм получается более тяжёлым, что требует определённых технических ухищрений и также может отрицательно повлиять на чистоту звука. Поэтому большая длина далеко не всегда является гарантией высокого качества — стоит обращать внимание ещё и на вес (см. ниже).
Привод
Способ передачи вращения от электродвигателя на диск проигрывателя.
—
Ременной. Также известен как «пассиковый». В соответствии с названием, такой привод использует ременную передачу. Его главными достоинствами являются равномерность вращения в сочетании с нетребовательностью к качеству электродвигателей, что позволяет добиваться неплохой чистоты звука даже с относительно простыми и недорогими моторами. Правда, пассиковые проигрыватели медленнее набирают скорость и непригодны для специальных приёмов вроде скретчинга; однако эти моменты критичны разве что для диджеев, а при обычном прослушивании музыки не имеют особого значения. А вот из однозначных недостатков можно отметить разве что необходимость периодической (обычно раз в несколько лет) замены пассика.
—
Прямой. В проигрывателях с данным типом привода диск устанавливается прямо на валу электродвигателя. Это позволяет очень быстро разгонять и тормозить его, а также использовать различные специальные приёмы, благодаря чему для диджейской «вертушки» прямой привод является практически обязательным. Однако подобная конструкция выдвигает особые требования к качеству электромоторов, т.к. любые неравномерности и вибрации заметно влияют на качество звука. Поэтому в «аудиофильских» моделях прямой привод используется редко — при отсутствии явных преимуществ перед ременной передачей конструкция получается заметно дороже.
Переключение скоростей
Способ переключения скорости вращения диска, предусмотренный в проигрывателе.
—
Ручное. Данный вариант встречается только в моделях с ременным приводом (см. выше). Он предусматривает перебрасывание пассика на другой шкив, за счёт чего меняется передаточное число и, соответственно, скорость вращения. Подобный способ не так быстр и удобен, как автоматика, однако позволяет обойтись без лишних электронных схем (подобную особенность ценят многие аудиофилы, т.к. дополнительная электроника может создавать помехи и ухудшать качество звучания).
—
Электронное. Переключение скоростей, осуществляемое за счёт изменения параметров работы электродвигателя — как правило, пользователю достаточно нажать на кнопку или передвинуть регулятор. Такой способ намного быстрее и удобнее механического, а для моделей с прямым приводом (см. выше) вообще является единственным возможным вариантом. Однако электроника, отвечающая за переключение скорости, сказывается на стоимости проигрывателя и может стать источником дополнительных помех; впрочем, последнее можно компенсировать установкой управляющих схем во внешнем блоке питания (см. ниже).
Внешний блок питания
Внешним называют блок питания (БП), вынесенный за корпус проигрывателя; такой блок может соединяться с розеткой проводом или включаться прямо в неё при помощи собственного штепселя. Смысл подобной компоновки заключается в том, чтобы свести к минимуму возможные помехи от электроники БП, удалив её на максимальное расстояние от цепей, по которым проходит сигнал. Поэтому
внешний блок питания считается оптимальным вариантом для акустики аудиофильского класса.
Фонокорректор
Фонокорректором называют предусилитель особой конструкции, используемый при работе со звукоснимателями для виниловых пластинок. Изначально звук на таких пластинках записан с искажением амплитудно-частотной характеристики, а именно с нарастанием громкости от низких частот к высоким; это связано с техническими особенностями процесса записи. Соответственно, фонокорректор не только усиливает сигнал до уровня, достаточного для подачи на усилитель мощности, но также корректирует амплитудно-частотную характеристику, «вытягивая» басы и снижая громкость ВЧ. А
встроенный фонокорректор позволяет подключать проигрыватель к усилителю мощности напрямую, без использования промежуточного оборудования. Правда, по характеристикам встроенные предусилители-корректоры уступают внешним. Поэтому в некоторых моделях с данной функцией может предусматриваться
режим «байпас», позволяющий пускать сигнал в обход встроенного фонокорректора на внешний, более продвинутый. А также встречаются и вовсе
проигрыватели винила без фонокорректора.
Возможности
—
Регулируемый противовес. Возможность регулировать положение противовеса, установленного на противоположном от картриджа конце тонарма. Это позволяет изменять баланс тонарма, настраивая прижимную силу (см. выше); наличие регулируемого противовеса крайне желательно, если с проигрывателем планируется использовать «неродные» звукосниматели.
—
Антискейтинг. Наличие системы антискейтинга в конструкции тонарма. Особенности работы винилового проигрывателя таковы, что при воспроизведении возникает дополнительная сила, прижимающая иглу к внутренней стороне канавки. Это приводит к дисбалансу в звучании стереоканалов и неравномерному износу канавок. Для компенсации этого явления и применяется антискейтинг — система, «тянущая» тонарм в противоположном направлении, к наружному краю пластинки. В основе антискейтинга могут лежать противовесы, пружины, магниты или другие приспособления, однако в любом случае эта функция считается весьма желательной для современных «вертушек». Тем не менее, имеется она не везде: к примеру, в бюджетных моделях антискейтинг может не предусматриваться для снижения стоимости, а в топовых устройствах он может присутствовать, но не указываться в характеристиках.
—
Реверсное воспроизведение. Функция реверса позволяет прокручивать пластинку в обратном направлении, проигрывая звук «задом наперед». Подобная возможность навряд ли потребуется а
...удиофилам, зато она очень ценится диджеями, поскольку расширяет арсенал доступных звуковых эффектов. Как правило, для реверса необходим прямой привод (см. выше), хотя встречаются и исключения.
— Автостоп. Система, которая автоматически останавливает диск и поднимает тонарм по окончании воспроизведения пластинки. За счет этого предотвращается дополнительный износ иглы за счет движения по пластинке «вхолостую». Впрочем, в некоторых ситуациях (например, при проигрывании нескольких пластинок подряд) автостоп неудобен, поэтому он может делаться отключаемым.
— Автовоспроизведение. Наличие в проигрывателе автоматического воспроизведения. В таких моделях пользователю не нужно вручную двигать тонарм. По сути, достаточно установить пластинку, нажать на кнопку — и диск начнет вращаться, тонарм сам опустится на нужную позицию, а после окончания воспроизведения пластинка остановится, тонарм поднимется (за счёт автостопа, см. выше) и вернется на исходную. Подобные системы делают проигрыватель максимально удобным, однако заметно сказываются на его стоимости, а также (как и любая дополнительная электроника) являются потенциальным источником помех.
— Встроенная акустика. Наличие в проигрывателе собственной акустической системы, состоящей из динамиков и усилителя мощности. Такое оснащение позволяет прослушивать пластинки без использования внешнего оборудования; фактически модели с акустикой представляют собой автономные музыкальные центры, разве что работающие не на кассетах/дисках/флешках, а на виниловых дисках. В то же время характеристики встроенных усилителей и динамиков в целом заметно скромнее, чем у внешних, к тому же дополнительная электроника в корпусе проигрывателя может вносить искажения в сигнал. Поэтому модели со встроенной акустикой имеет смысл приобретать в том случае, если чистота и высокое качество звука не являются критичными — например, для прослушивания старых пластинок.
— Скорость 78 об/мин. Возможность работы проигрывателя на скорости 78 оборотов в минуту. На сегодняшний день подобные пластинки почти не выпускаются, однако они были весьма популярны до 60-х годов XX века. Поэтому для прослушивания винтажных аудиозаписей понадобится «вертушка» с поддержкой данной скорости. Отметим, что для работы на 78 об/мин может потребоваться дополнительное оснащение (например, шкив для ременной передачи или специальный звукосниматель).
— Запись на носитель. Возможность подключения к проигрывателю внешнего носителя и записи на него воспроизводимого звука в цифровом виде. Как правило, речь идет о USB-накопителях (таких, как флешки); соответственно, для их подключения предусматривается порт USB Type A. Однако могут поддерживаться и другие виды носителей, например, карты памяти. Прямая запись на носитель быстрее, чем оцифровка через компьютер (см. «Порт USB (type B)» выше), однако звук в таком случае записывается «как есть», без возможности улучшения качества и фильтрации помех.
— Установка второго тонарма. Возможность установки на проигрыватель дополнительного тонарма, который может заметно отличаться от основного как по собственным особенностям, так и по характеристикам звукоснимателя. Данная возможность оправдана в том случае, если проигрыватель планируется использовать в разных режимах, которые невозможно охватить одним звукоснимателем. К примеру, на второй тонарм можно установить недорогой звукосниматель, который не жалко «убивать» на старых затёртых пластинках, или картридж на 78 об/мин для винтажных записей. Отметим, что в некоторых моделях дополнительных тонармов может быть и больше одного.
— Выравнивание маятником. Система автоматического выравнивания проигрывателя, основанная на маятнике (подвесе). Данная функция встречается исключительно в моделях премиум-класса класса, созданных в расчете на высочайшую точность механики. В таких моделях сам проигрыватель устанавливается на специальной стойке на полу, а к нижней его части подвешивается массивный (несколько десятков килограммов) маятник. Пока маятник висит строго вертикально, диск проигрывателя находится в строго горизонтальном положении; а благодаря большой массе подвес практически не отклоняется от вертикали при мелких вибрациях пола (например, от ходящих рядом людей). Данная функция рассчитана прежде всего на искушенных аудиофилов, желающих получить предельно точное и достоверное звучание.Диапазон частот
Диапазон частот, которые проигрыватель способен выдавать на выход при использовании штатного звукоснимателя.
Чем обширнее частотный диапазон — тем полнее будет картина звука, тем меньше низких и/или высоких частот останется за кадром. Однако с практической точки зрения расширять диапазон за пределы значений 16 – 22000 Гц, не имеет смысла — именно в этих пределах слышит звук человеческое ухо (да и то не всякое). В высококлассной аудиотехнике, включая проигрыватели, встречаются и более обширные диапазоны; однако такие характеристики являются своего рода «побочным эффектом» высококлассной техники, который производители используют в рекламных целях.
Кроме того, отметим, что обширный диапазон частот ещё не является гарантией высококачественного звучания: звуковая картина зависит от множества других параметров, начиная от амплитудно-частотной характеристики и заканчивая посторонними наводками.