Макс. объем карты
Максимальный объем карты памяти, которую можно использовать в плеере. Этот параметр напрямую связан с типом карты (см. выше): для каждого типа существуют свои ограничения по объему. В то же время возможности по работе с емкими носителями ограничиваются не только типом карты, но и аппаратной частью плеера. Поэтому немало моделей имеют более низкое ограничение по объему, чем предполагается картой памяти — например, 128 ГБ в модели с поддержкой формата SDXC (теоретический максимум по которому составляет 2 ТБ).
Отметим, что встречается и обратная ситуация — например, когда в устройстве с максимальным объемом в 16 ГБ заявлена поддержка только карт microSD (теоретический максимум — 4 ГБ). Это обычно означает, что плеер может работать и с более новыми форматами (в нашем примере — как минимум microSDHC), однако по какой-то причине в официальных характеристиках этот момент не упомянут (например, производитель мог ошибиться в документации).
Частота дискретизации
Частота дискретизации цифро-аналогового преобразователя, установленного в плеере (см. «ЦАП»).
Частота дискретизации и разрядность являются двумя ключевыми характеристиками цифрового аудиосигнала; чем они выше — тем качественнее звук, при прочих равных. Не вдаваясь в технические подробности, смысл данного параметра можно описать так: для нормального воспроизведения звука необходимо, чтобы частота дискретизации у ЦАП плеера была не ниже, чем в воспроизводимом файле. В противном случае проигрывание окажется невозможным, даже если формат звука изначально поддерживается плеером. (Своеобразное исключение составляет сигнал DSD, подробнее о нем см. «Поддерживает аудиоформаты»).
Отметим, что в большинстве популярных аудиоформатов применяется частота дискретизации 44,1 кГц, и ее гарантированно поддерживают все современные портативные плееры. Так что данный параметр актуален в основном для Hi-Fi моделей (см. «Тип»), работающих с продвинутыми форматами цифрового звука.
Разрядность
Разрядность цифро-аналогового преобразователя, установленного в плеере (см. «ЦАП»).
Разрядность, наряду с частотой дискретизации, является одной из ключевых характеристик цифрового аудиосигнала; чем она выше — тем качественнее звук, при прочих равных. Не вдаваясь в технические подробности, в данном случае смысл этого параметра можно описать так: для нормального воспроизведения звука необходимо, чтобы разрядность у ЦАП плеера была не ниже, чем разрядность воспроизводимого цифрового звука, иначе проигрывание окажется невозможным.
Стоит отметить, что разрядность, используемая в большинстве популярных музыкальных форматов вроде MP3, поддерживается всеми современными плеерами. Так что данный параметр актуален в основном для Hi-Fi плееров (см. «Тип»), работающих с продвинутыми стандартами цифрового звука.
Соотношение сигнал/шум
Соотношение между уровнем полезного сигнала (чистого звука) и посторонними шумами, выдаваемое плеером на выходе. Этот параметр напрямую характеризует качество встроенного усилителя: он учитывает в основном собственные шумы электронных схем, и выше соотношение сигнал/шум — тем меньше этих шумов и тем чище звук.
Отметим, что в случае плееров данная характеристика часто является не особо критичной: шум усилителя может теряться на фоне окружающих звуков, особенно в городской обстановке, и для таких ситуаций бывает достаточно даже самых скромных показателей, на уровне 70 – 80 дБ. В то же время для Hi-Fi моделей (см. «Тип») этот момент является одним из наиболее важных; в наиболее продвинутых устройствах соотношение сигнал/шум может превышать 120 дБ.
Поддерживает аудиоформаты
Форматы звуковых файлов, с которыми способен работать плеер.
—
MP3. Наиболее известный из современных форматов цифрового звука; поддерживается практически всеми компактными плеерами, название MP3 даже стало для них нарицательным. Обеспечивает т. н. сжатие с потерями, когда часть звуковых частот теряется. Однако звук при сжатии обрабатывается таким образом, что «пропадают» в основном частоты, потеря которых незаметна для человеческого уха. В итоге качество звука может быть довольно высоким, и однозначно отличить качественный MP3 от lossless формата можно только на Hi-Fi аппаратуре.
—
WAV. Еще один популярный стандарт аудио, изначально разработанный для хранения звука на ПК. Технически может применяться для хранения звука в разных форматах, однако чаще всего используется для несжатого аудио. За счет этого качество звука может быть довольно высоким, а для его обработки не требуется особой вычислительной мощности. Обратной стороной этого является большой объем аудиофайлов — в разы больше, чем у MP3.
—
WMA. Формат аудио, в свое время специально созданный для операционной системы Windows. По умолчанию использует сжатие с потерями (хотя есть и
lossless-разновидность WMA-кодека). WMA особенно удобен для работы на низких битрейтах, при таких условиях он обеспечивает лучшее качество, чем MP3, и занимает меньше места. С другой стороны, в высококачественном цифровом звуке данный формат знач
...ительно менее популярен.
— AAC. Формат, разработанный как потенциальный наследник MP3. Также обеспечивает сжатие с потерями (см. выше), однако позволяет добиться лучшего качества при том же размере файла; эта разница особенно заметна на низких битрейтах. Активно продвигается компанией Apple в плеерах iPod; тем не менее, заметно уступает MP3 по распространенности, хотя поддерживается немалым количеством плееров.
— OGG. Формат цифрового звука, предполагающий сжатие с потерями, одна из потенциальных альтернатив MP3. Одной из ключевых особенностей OGG является то, что при кодировке звука битрейт постоянно изменяется; при этом на фрагментах, где звука нет, битрейт падает практически до нуля (в отличие от MP3, где поток данных идет постоянно, в том числе на участках полной тишины). Благодаря этому удается добиться небольших размеров файла при сохранении качества звука. Также отметим, что формат OGG является открытым и не ограничивается патентами.
— FLAC. Один из форматов, использующих сжатие звука без потерь качества (lossless). При таком сжатии сохраняются все детали оригинального звучания, поэтому lossless-форматы особенно ценятся искушенными меломанами и аудиофилами. Обратной стороной этого качества являются крупные объемы файлов. Конкретно FLAC является едва ли не самым распространенных из современных lossless-форматов. Во многом это связано с тем, что данный стандарт не особенно требователен к вычислительной мощности проигрывателя. Благодаря этому его поддержку можно реализовать даже в сравнительно простых и недорогих плеерах (в отличие от другого популярного формата — APE, см. ниже). С другой стороны, файлы FLAC получаются более объемными, чем APE.
— APE. Один из популярных форматов сжатия звука без потерь (lossless). По сравнению с другим распространенным стандартом — FLAC (см. выше) — APE позволяет добиться меньших размеров файла при том же качестве. С другой стороны, для проигрывания таких файлов необходима электроника с довольно высокой вычислительной мощностью, поэтому в компактных плеерах совместимость с APE встречается сравнительно редко.
— DSD. Специфический формат цифрового звука, использующий т. н. сигма-дельта модуляцию (в отличие от импульсно-кодовой, применяемой в большинстве других форматов). Такая модуляция предусматривает очень высокую частоту дискретизации — 2822,4 кГц; однако ее нельзя сравнивать с обычной частотой дискретизации (см. выше): в данном случае речь идет о специфическом формате сигнала. Свойства его таковы, что поддержку DSD можно предусмотреть даже в том случае, если ЦАП плеера формально имеет намного меньшую частоту дискретизации. В целом данный формат считается профессиональным, его поддержка встречается в основном в Hi-Fi моделях (см. «Тип»).
— DXD. Профессиональный аудиоформат, изначально созданный для редактирования файлов DSD (см. выше) — по техническим причинам оригинальный DSD плохо подходит для редактирования. DXD использует разрядность 24 бит (на 8 бит выше, чем в формате Audio CD) и частоту дискретизации 352,8 кГц (в 8 раз выше, чем Audio CD). Как и оригинальный DSD, встречается преимущественно в Hi-Fi-плеерах.
— AIFF. Аудиоформат, разработанный компанией Apple для компьютеров Mac и ноутбуков Macbook; своего рода «яблочный» аналог описанного выше WAV, также в большинстве случаев используется для несжатого аудио.
— Audible. Собственный формат файлов, используемый одноименным онлайн-магазином аудиокниг. Одной из особенностей данного формата является то, что воспроизведение файла доступно только при условии ввода логина и пароля для онлайн-магазина Audible; таким образом, поддержка этого стандарта обычно означает наличие клиентской программы для доступа к магазину.
Данный список не является исчерпывающим, в современных плеерах (особенно топовой категории) могут поддерживаться и другие типы аудиофайлов.Стриминговые сервисы
Стриминговые сервисы, поддерживаемые плеером.
Принцип работы любого стримингового сервиса заключается в том, что музыка и другой контент изначально находится на сервере в Интернете и при необходимости транслируется на пользовательское устройство — то есть воспроизводится, но не сохраняется в постоянной памяти. Этим прежде всего и удобны стриминговые сервисы: они позволяют получать доступ к обширнейшим коллекциям контента, не занимая лишнего места в памяти плеера. Разумеется, для проигрывания требуется подключение к Интернету (так что поддержка стриминговых сервисов автоматически означает, что плеер оснащен Wi-Fi — см. ниже); впрочем, в современном мире с этим чаще всего не возникает проблем.
Что касается конкретных сервисов, то среди наиболее популярных в наше время (по алфавиту) — Amazon Music, Deezer, Pandora, Soundcloud, Spotify, Tidal.
Bluetooth
Поддержка плеером технологии
Bluetooth.
Данная технология разработана для прямой беспроводной связи между различными устройствами. Способы ее реализации в плеерах бывают разными. Самый распространенный вариант — это трансляция звука на беспроводные наушники, акустику или другое аналогичное оборудование (при этом крайне желательно наличие aptX, см. «Функции/возможности»). Также могут предусматриваться другие способы применения — в частности, обмен файлами с другими устройствами и дистанционное управление (плеером или с плеера). Конкретный набор дополнительных функций стоит уточнять отдельно.
Актуальными нынче являются беспроводные протоколы Bluetooth от 4-й ревизии и новее:
- Bluetooth v 4.0. В ревизии 4.0 появился режим соединения Bluetooth Low Energy (BLE) с низким энергопотреблением. Этот стандарт связи предназначен в основном для передачи небольших объемов информации — в частности, служебных пакетов данных для поддержания соединения. При этом создателям удалось совместить экономное потребление энергии и большую дальность связи — она может достигать 100 м, что положительно сказывается на стабильности подключения.
- Bluetooth v 4.1. Развитие и усовершенствование Bluetooth 4.0. В разрезе плееров ключевым нововведением в данной версии стала улучшенная помехозащищенность при работе рядом с устройствами мобильной связи формата 4G (LTE) (в более ранних стандартах сигналы Bluetooth и LTE могли перекрываться, что приводило...к сбоям).
- Bluetooth v 4.2. Дальнейшее, после 4.1, развитие стандарта Bluetooth, представившее в основном ряд общих улучшений надежности и помехозащищенности соединения.
- Bluetooth v 5.0. Масштабное обновление Bluetooth, выпущенное в 2016 году. Одним из самых заметных новшеств стало введение двух дополнительных режимов работы Bluetooth LE: режима повышенной скорости (за счет уменьшения дальности) и режима увеличенной дальности (за счет снижения скорости). Ключевое достоинство этих новшеств заключается в улучшении общей надежности связи, увеличении ее дальности и уменьшении количества разрывов.
- Bluetooth v 5.1. Обновление ревизии v 5.0, в котором, помимо общих улучшений качества и надежности связи, появилась возможность определять направление, с которого поступает Bluetooth-сигнал. Благодаря этому местоположение подключенных устройств определяется с точностью до сантиметра, что положительным образом сказывается на качестве беспроводного соединения.
- Bluetooth v 5.2. Следующее, после 5.1, обновление Bluetooth 5 поколения. Основными нововведениями в данной версии стали ряд улучшений безопасности, дополнительная оптимизация энергопотребления в режиме LE и новый формат аудиосигнала для синхронизации параллельного воспроизведения на нескольких устройствах.
- Bluetooth v 5.3 ввели в обиход на заре 2022 года. Из нововведений в нем ускорили процесс согласования канала связи между контроллером и устройством, реализовали функцию быстрого переключения между состоянием работы в малом рабочем цикле и высокоскоростном режиме, улучшили пропускную способность и стабильность соединения за счет снижения восприимчивости к помехам. При неожиданном возникновении помех в режиме работы с низким энергопотреблением Low Energy впредь ускорена процедура выбора канала связи для переключения.
- Bluetooth v 5.4 представили в начале 2023 года. В этой редакции нарастили радиус действия и скорость обмена данными. Также в Bluetooth v 5.4 усовершенствовали энергосберегающий режим BLE. Эта версия протокола использует новые функции безопасности для защиты данных от несанкционированного доступа, имеет повышенную надежность соединения за счет выбора лучшего канала для связи и предотвращает потери соединений из-за помех.
Выходы
—
micro-Jack (2.5 мм). Разъем micro-Jack принадлежит к категории TRS-соединений (Tip, Ring, Sleeve). Диаметр штекера составляет 2,5 мм — это наименьший по диаметру разъем TRS. Соединение micro-Jack (2.5 мм) характерно для мобильных устройств и компактной портативной аудиотехники. Разъем имеет обратную совместимость с mini-Jack (3,5 мм) и Jack (6,35 мм), но для этого следует использовать соответствующие переходники. Разумеется, при использовании переходников следует учитывать, что наличие дополнительного соединения снижает общее качестве аудиосигнала. Чтобы не допустить снижения качества, некоторые и MP3-плееров оснащаются выходом micro-Jack параллельно с mini-Jack или Jack.
—
mini-Jack (3.5 мм). Соединение mini-Jack (3.5 мм) — наиболее распространенная разновидность интерфейса TRS (Tip, Ring, Sleeve). Выходом mini-Jack оснащается подавляющее большинство MP3-плееров потребительского класса. Разъем mini-Jack имеет штекер диаметром 3,5 мм — это средняя (промежуточная) разновидность TRS-соединений. Выход mini-Jack способен обеспечить передачу аудиосигнала достаточно высокого качества. Соединение mini-Jack готово удовлетворить запросы как начинающих, так и продвинутых меломанов.
—
Pentaconn (4.4 мм). Соединение Pentaconn — 5-контактный балансный выход. Благодаря этому соединению к MP3-плееру можно подключать мощные усилители или ЦАП. Дополн
...ительно разъем подходит и для подключения хороших высокоомных наушников. Pentaconn использует увеличенный по сравнению с mini-Jack штекер, его диаметр составляет 4,4 мм, он прочнее и надежней 3,5-миллиметрового соединения. Балансное подключение Pentaconn дает возможность работать с аудиосигналами повышенной мощности. Благодаря этому соединению можно передавать сигнал на достаточно большое расстояние.
— Коаксиальный. Коаксиальное соединение (S/PDIF) обеспечивает возможность передачи аудиосигнала повышенного качества. В алгоритме коаксиального сигнала отсутствует стадия цифрового аналогового преобразования, что позитивно отражается на качественных характеристиках звука. Для коаксиального соединения могут использоваться разъемы RCA или TOSLINK. Коаксиальный выход встречается в основном в MP3-плеерах класса Hi-End. Это дорогостоящая техника, которая требует использования достаточно дорогих аксессуаров. Но взамен такие плееры обеспечивают высококлассное звучание, рассчитанное на профессиональных музыкантов и продвинутых меломанов.
— Оптический. Оптическое соединение представлено разъемом TOSLINK и оптоволоконным кабелем. Суть оптического подключения заключается в том, что аудиосигнал преобразовывается из электрического в оптический. На обратном конце кабеля оптика трансформируется назад в цифровое звучание. Находясь в оптическом виде сигнал перестает подвергаться наводкам и прочим помехам. Оптический сигнал не утрачивает исходного качества даже при передаче на большие расстояния. MP3-плееры с оптическим выходом обеспечивают возможность прослушивать аудио в высоком качестве. Подавляющее большинство MP3-плееров с разъемом TOSLINK — это модели премиум-класса, способные удовлетворить запросы музыкантов, меломанов и продвинутых аудиофилов.Емкость аккумулятора
Емкость аккумулятора, установленного в плеере.
Теоретически более емкая батарея способна обеспечить большее время автономной работы. Однако на практике автономность будет зависеть не только от емкости аккумулятора, но и от энергопотребления плеера, а оно напрямую связано с функционалом. Поэтому при оценке автономности лучше ориентироваться не на характеристики батареи, а на прямо заявленное в характеристиках время работы (см. ниже). А сравнивать между собой по емкости аккумулятора можно только модели со схожими характеристиками — например, медиаплееры на Android с приблизительно одинаковыми диагоналям экранов.