Тип
— Аудио. MP3-плееры в изначальном, наиболее традиционном смысле — устройства, предназначенные для воспроизведения музыки и другого аудио. Встречаются
модели без дисплея, но многие из
аудиоплееров оснащены экранами и могут работать со вспомогательными форматами файлов — вроде TXT для отображения текстов песен или JPG для просмотра обложек альбомов или даже фотографий. Но собственно проигрыватель в них предназначен для работы только со звуком и не допускает воспроизведения видео.
—
Медиаплеер. К этой разновидности отнесены все плееры, которые могут воспроизводить видео. Конкретные характеристики подобных моделей могут ощутимо различаться — от портативных гаджетов с 1,5" – 2" дисплеями и поддержкой специфических форматов до крупных 4 – 5" устройств, способных работать с неконвертированными файлами. Но в любом случае, если Вам требуется карманный проигрыватель с возможностью не только слушать музыку, но и смотреть видео — стоит выбирать именно из подобных моделей.
—
Hi-Fi плеер. Специфическая разновидность аудиоплееров (см. выше), созданная в расчете на максимальное качество воспроизводимого звука. Использует высококлассные комплектующие и продвинутые схемы обработки сигнала; из-за этого стоят такие устройства на порядок дороже обычных аудиоплееров, зато по качеству звука они сравнимы со стационарными системами Hi-Fi класса. П
...рактически обязательной для таких моделей является поддержка хотя бы одного lossless-формата вроде FLAC или APE, также только в подобных устройствах встречается возможность работы в режиме ЦАП (см. «Функции/возможности»). Кроме того, в конструкции могут предусматриваться специализированные интерфейсы — например, балансный или оптический (см. «Выходы»). Благодаря всему этому устройства данного типа могут пригодиться как требовательным аудиофилам, так и тем, кто профессионально работает со звуком.Частотный диапазон
Диапазон звуковых частот, которые способен воспроизводить плеер. Чем шире этот диапазон — тем полнее картина звука, тем меньше вероятность, что устройство «отрежет» часть звукового спектра. В то же время при выборе по данному параметру стоит учитывать несколько моментов.
Во-первых, среднестатистическое человеческое ухо способно слышать звуки приблизительно от 16 Гц до 20 кГц; отклонения от этих цифр невелики, а с возрастом диапазон ещё более сужается. На практике это означает, что для нормальной слышимости достаточно всего лишь охватить этот промежуток. А более широкие границы, указанные в характеристиках плеера, будут скорее маркетинговым ходом, нежели реально значимым моментом. Во-вторых, не стоит забывать, что качество звука определяется не только диапазоном, но и рядом других характеристик плеера — соотношением сигнал/шум, амплитудно-частотной характеристикой и т.п.; поэтому широкий диапазон сам по себе не гарантирует приятного звука. И в-третьих, особенности слышимого звука во многом зависят также от применяемых наушников и их частотного диапазона: все преимущества плеера с широким частотным диапазоном могут сойти на нет, если частоты «обрезаются» наушниками.
Поддерживает аудиоформаты
Форматы звуковых файлов, с которыми способен работать плеер.
—
MP3. Наиболее известный из современных форматов цифрового звука; поддерживается практически всеми компактными плеерами, название MP3 даже стало для них нарицательным. Обеспечивает т. н. сжатие с потерями, когда часть звуковых частот теряется. Однако звук при сжатии обрабатывается таким образом, что «пропадают» в основном частоты, потеря которых незаметна для человеческого уха. В итоге качество звука может быть довольно высоким, и однозначно отличить качественный MP3 от lossless формата можно только на Hi-Fi аппаратуре.
—
WAV. Еще один популярный стандарт аудио, изначально разработанный для хранения звука на ПК. Технически может применяться для хранения звука в разных форматах, однако чаще всего используется для несжатого аудио. За счет этого качество звука может быть довольно высоким, а для его обработки не требуется особой вычислительной мощности. Обратной стороной этого является большой объем аудиофайлов — в разы больше, чем у MP3.
—
WMA. Формат аудио, в свое время специально созданный для операционной системы Windows. По умолчанию использует сжатие с потерями (хотя есть и
lossless-разновидность WMA-кодека). WMA особенно удобен для работы на низких битрейтах, при таких условиях он обеспечивает лучшее качество, чем MP3, и занимает меньше места. С другой стороны, в высококачественном цифровом звуке данный формат знач
...ительно менее популярен.
— AAC. Формат, разработанный как потенциальный наследник MP3. Также обеспечивает сжатие с потерями (см. выше), однако позволяет добиться лучшего качества при том же размере файла; эта разница особенно заметна на низких битрейтах. Активно продвигается компанией Apple в плеерах iPod; тем не менее, заметно уступает MP3 по распространенности, хотя поддерживается немалым количеством плееров.
— OGG. Формат цифрового звука, предполагающий сжатие с потерями, одна из потенциальных альтернатив MP3. Одной из ключевых особенностей OGG является то, что при кодировке звука битрейт постоянно изменяется; при этом на фрагментах, где звука нет, битрейт падает практически до нуля (в отличие от MP3, где поток данных идет постоянно, в том числе на участках полной тишины). Благодаря этому удается добиться небольших размеров файла при сохранении качества звука. Также отметим, что формат OGG является открытым и не ограничивается патентами.
— FLAC. Один из форматов, использующих сжатие звука без потерь качества (lossless). При таком сжатии сохраняются все детали оригинального звучания, поэтому lossless-форматы особенно ценятся искушенными меломанами и аудиофилами. Обратной стороной этого качества являются крупные объемы файлов. Конкретно FLAC является едва ли не самым распространенных из современных lossless-форматов. Во многом это связано с тем, что данный стандарт не особенно требователен к вычислительной мощности проигрывателя. Благодаря этому его поддержку можно реализовать даже в сравнительно простых и недорогих плеерах (в отличие от другого популярного формата — APE, см. ниже). С другой стороны, файлы FLAC получаются более объемными, чем APE.
— APE. Один из популярных форматов сжатия звука без потерь (lossless). По сравнению с другим распространенным стандартом — FLAC (см. выше) — APE позволяет добиться меньших размеров файла при том же качестве. С другой стороны, для проигрывания таких файлов необходима электроника с довольно высокой вычислительной мощностью, поэтому в компактных плеерах совместимость с APE встречается сравнительно редко.
— DSD. Специфический формат цифрового звука, использующий т. н. сигма-дельта модуляцию (в отличие от импульсно-кодовой, применяемой в большинстве других форматов). Такая модуляция предусматривает очень высокую частоту дискретизации — 2822,4 кГц; однако ее нельзя сравнивать с обычной частотой дискретизации (см. выше): в данном случае речь идет о специфическом формате сигнала. Свойства его таковы, что поддержку DSD можно предусмотреть даже в том случае, если ЦАП плеера формально имеет намного меньшую частоту дискретизации. В целом данный формат считается профессиональным, его поддержка встречается в основном в Hi-Fi моделях (см. «Тип»).
— DXD. Профессиональный аудиоформат, изначально созданный для редактирования файлов DSD (см. выше) — по техническим причинам оригинальный DSD плохо подходит для редактирования. DXD использует разрядность 24 бит (на 8 бит выше, чем в формате Audio CD) и частоту дискретизации 352,8 кГц (в 8 раз выше, чем Audio CD). Как и оригинальный DSD, встречается преимущественно в Hi-Fi-плеерах.
— AIFF. Аудиоформат, разработанный компанией Apple для компьютеров Mac и ноутбуков Macbook; своего рода «яблочный» аналог описанного выше WAV, также в большинстве случаев используется для несжатого аудио.
— Audible. Собственный формат файлов, используемый одноименным онлайн-магазином аудиокниг. Одной из особенностей данного формата является то, что воспроизведение файла доступно только при условии ввода логина и пароля для онлайн-магазина Audible; таким образом, поддержка этого стандарта обычно означает наличие клиентской программы для доступа к магазину.
Данный список не является исчерпывающим, в современных плеерах (особенно топовой категории) могут поддерживаться и другие типы аудиофайлов.Прочие форматы
Не-звуковые форматы файлов, с которыми способен работать плеер.
—AVI. Один из самых популярных форматов видеофайлов в наше время, применяется как в портативных устройствах, так и в стационарной видеотехнике. Технически является контейнером, то есть может содержать данные, обработанные разными кодеками; для воспроизведения требуется, чтобы устройство поддерживало не только формат AVI, но и соответствующий кодек.
— MP4. Видеофайлы, использующие контейнер MPEG-4. MP4 в свое время был одним из самых популярных форматов для портативных плееров, именно этот формат обычно подразумевают, когда говорят о «конвертированном видео» для медиаплеера или смартфона.
— MPEG-4. Еще одно название для описанного выше MP4.
— MKV. Контейнер для видео, созданный как открытая альтернатива описанному выше AVI и подобным стандартам. Очень удобен при создании видеофайлов с несколькими встроенными потоками видео, аудио и/или субтитров, благодаря чему широко распространен и продолжает развиваться.
— MOV. Формат видеофайла (контейнера), изначлаьно разработанный Apple для программных плееров QuickTime
— ASF. Фирменный формат компании Microsoft, специально разработанный для работы с потоковым контентом.
— SWF. Формат, в котором записываются анимационные ролики на основе технологии flash.
— JPEG. Один из самых популярных современных форматов графических ф...айлов, является стандартом для цифровой фотографии. Отметим, что поддержка графики, в т.ч. JPEG, может предусматриваться даже в плеерах с очень миниатюрными экранами — для отображения обложек альбомов.
— PNG. Популярный формат графических файлов. В частности, распространен в Интернете — благодаря возможности достигать неплохого качества при небольших размерах файла.
— GIF. Еще один популярный формат графических файлов. Примечателен возможностью создания анимированных картинок.
— BMP. Один из распространенных графических форматов. Впрочем, из-за довольно крупных объемов файлов встречается реже вышеописанных стандартов.
— TXT. Файлы типа «только текст», без форматирования (кроме абзацев). Поддержка этого формата может предусматриваться даже в плеерах с очень небольшими экранами — для просмотра текстов песен.
Данный список не является исчерпывающим, в современных компактных плеерах могут поддерживаться и другие форматы файлов.
Встроенный USB-коннектор
Наличие у плеера собственного
коннектора (штекера) USB. Такой штекер закреплен на корпусе, он может делаться складным либо прикрываться специальным колпачком. В любом случае данная особенность позволяет подключаться к USB-разъемам (например, для зарядки) напрямую, без использования дополнительного кабеля; при этом коннектор всегда находится под рукой — в отличие от кабеля, который можно потерять или забыть.
Дисплей
Характеристики дисплея, установленного в плеере.
—
Цветность (цветной/монохромный). Цветность дисплея выбирается производителем с учетом функционала плеера. Так, для устройства, поддерживающего видео и графические материалы (см. «Прочие форматы»), цветной дисплей является обязательным, а если плеер работает только с аудио — для него вполне достаточно монохромного (одноцветного) экрана, тем более что такие экраны дешевле обходятся и потребляют меньше энергии.
—
Диагональ. Размер дисплея по диагонали напрямую связан с типом устройства (см. выше). Так, классическим аудиоплеерам крупные экраны не требуются, в большинстве из них данный показатель не превышает 1,5"; а вот для медиаплеера 1,5" — это, фактически, абсолютный минимум, обычно же диагональ составляет от 3" и более. Также
крупными экранами оснащаются Hi-Fi плееры, в них подобная особенность предусматривается еще и для удобства работы со специальными инструментами. В целом же крупный экран, с одной стороны, удобен в использовании, с другой — влияет на габариты и цену устройства.
—
Разрешение дисплея. Размер дисплея в пикселях по вертикали и горизонтали. При той же диагонали более высокое разрешение обеспечивает более четкое и детализированное изображение, однако увеличивает стоимость плеера. Кроме того, далеко не каждому плееру нужна высокая детализация: если экран используется только для служебной информации вроде названия песни, можно о
...бойтись и небольшими разрешениями. Поэтому обращать внимание на данный параметр стоит лишь тогда, когда речь идет о медиаплеере (см. «Тип»), на котором планируется часто смотреть видео. В остальных случаях можно исходить из того, что разрешения экрана гарантированно хватит для тех задач, для которых предназначено устройство.
— Тип матрицы. Тип матрицы, используемой в экране.
- OLED. Матрица на органических светодиодах, в которой каждый пиксель фактически представляет собой отдельный светодиод. В портативных плеерах большинство таких экранов — монохромные, для цветных дисплеев удобнее применять другие технологии.
- TFT. Общее название для жидкокристаллических дисплеев. В данном случае обозначение TFT используется в основном для относительно простых экранов, не использующих продвинутых технологий вроде описанной ниже IPS и имеющих достаточно скромные характеристики. Тем не менее, такие экраны могут делаться цветными и иметь высокое разрешение.
- AMOLED. Развитие описанной выше технологии OLED, рассчитанное на создание высококлассных цветных дисплеев. AMOLED экраны отличаются высокой яркостью, насыщенными цветами и хорошими углами обзора. Из их недостатков можно отметить несколько меньший срок службы, чем у тех же IPS, а также склонность выцветать на участках, где часто отображаются яркие фрагменты изображения.
- IPS. Одна из самых популярных технологий цветных экранов, применяемых в современной портативной технике. Обеспечивает хорошее качество цветопередачи и обширные углы обзора; по качеству картинки несколько уступает AMOLED, однако обходится дешевле и служит дольше.
— Сенсорный экран. Сенсорный экран — наподобие тех, что применяются в современных смартфонах. Управление при помощи элементов на экране часто бывает более удобным и универсальным, чем использование кнопок и других аппаратных органов управления. Для нормального использования такой дисплей должен быть довольно крупным. Также отметим, что сенсорный экран является обязательным для моделей с полноценной ОС (см. выше).Время работы (аудио)
Максимальное время работы плеера на одном заряде аккумулятора в режиме воспроизведения аудио. На этот параметр стоит обратить внимание в первую очередь в том случае, если Вам придётся подолгу пользоваться устройством без возможности подзарядить батарею. При этом нужно учитывать, что производители обычно указывают «идеальное» время работы: при постоянной относительно невысокой громкости, без работы с экраном и другими дополнительными функциями, которые также расходуют заряд. А это значит, что на практике автономность плеера может быть несколько ниже заявленной. Тем не менее, этот параметр позволяет довольно точно оценить пригодность плеера к длительной работе без подзарядки, а также вполне подходит для сравнения различных моделей между собой.
Клипса для ношения
Наличие на корпусе плеера
клипсы-«прищепки», позволяющей закрепить устройство на одежде — на отвороте воротника, краю кармана и т.п. Носить устройство подобным образом часто бывает удобнее, чем в кармане — благодаря тому, что его корпус со всеми органами управления находится снаружи, в пределах не только досягаемости, но и видимости. Кроме того, данная деталь является весьма распространённым атрибутом в моделях для спорта (см. выше): многие виды спортивной одежды не имеют карманов, и единственным вариантом крепления плеера является клипса.