Формат
—
100% (полноразмерные). Классическая раскладка на 104/105 клавиш с полноценным NumPad, отдельным рядом F1–F12 и навигационным кластером Insert/Delete, Home/End, PgUp/PgDn; такой вариант ценят за привычную геометрию, скорость набора и удобство частого ввода чисел, поэтому он оптимален для работы в Excel, бухгалтерии, IDE и монтажных программах, а в играх NumPad нередко используют под бинды и макросы; по сравнению с TKL/80% без цифрового блока, а также 96% и 1800-compact, формат 100% обеспечивает максимальный комфорт и меньше переобучения, но занимает больше места на столе и отодвигает мышь, так что для компактных рабочих мест разумнее смотреть в сторону меньших форматов.
—
1800 (компактные полноразмерные). Полнофункциональная раскладка с цифровым блоком, но в более узком корпусе: NumPad сдвинут ближе к основному полю, а навигация чаще переносится над ним или уплотняется рядом со стрелками. По ощущениям это «как 100%», но короче на несколько сантиметров, поэтому мышь ближе к центру и кистям комфортнее. В сравнении с TKL вы сохраняете быстрый ввод чисел, а против 96% получаете чуть более «воздушную» геометрию с понятными ориентирами. Из нюансов — нестандартные размеры некоторых клавиш и правого блока, что иногда требует специальных наборов кейкапов. Такой формат удобен для Excel, бухгалтерии, IDE и монтажа, а геймерам даёт NumPad под макросы, при этом экономя место на столе.
—
96% (компактные полноразмерные). Клавиатуры, которые сохраняют все ключевые зоны 100% (ряд F1–F12, стрелки, навигация и NumPad), но переносят их в плотную «сеточную» компоновку, почти как у TKL по ширине. Цифровой блок сдвигают ближе к основному полю, а Insert/Home/End и PgUp/PgDn нередко ужимают до 1u и объединяют над стрелками или рядом с NumPad. В сравнении с 1800-форматом 96% ещё компактнее и визуально «ровнее», а против TKL вы не теряете скорость ввода чисел. Из нюансов — возможные нестандартные размеры правого шифта, нулей и плюса на NumPad и более требовательный подбор кейкапов. Такой формат выбирают для Excel и бухгалтерии, монтажа и кодинга, а геймеры используют NumPad под макросы, получая максимум функций при минимальной ширине стола.
—
80% (TKL, без Num-блока). Полнофункциональная клавиатура без цифрового блока: остаются ряд F1–F12, стрелки и навигация Insert/Delete, Home/End, PgUp/PgDn, но ширина заметно меньше, а мышь ближе к центру — удобнее для плеч и запястий. Такой формат любят геймеры и разработчики: места на столе больше, а привычные клавиши и хоткеи на месте. В сравнении с 100% теряете только быстрый набор чисел, который при желании закрывается отдельным беспроводным NumPad или «нампадом» в слоях. По сравнению с 75% TKL читабельнее и «воздушнее» благодаря отдельному навигационному блоку; в отличие от 96% он компактнее по хвату мыши, хотя и без NumPad. Формат 80% (TKL) оптимален для FPS, работы в IDE, монтажа и повседневной офисной рутины, где цифры вводятся не непрерывно.
—
75% (компактные TKL, без Num-блока). «Почти TKL», где все основные клавиши под рукой, но корпус короче на несколько сантиметров за счёт плотной «ступенчатой» компоновки стрелок и навигации. По сравнению с 80% уменьшается разнос между руками и мышью, что улучшает эргономику при длительной работе, а относительно 100% и 96% вы теряете только цифровой блок, выигрывая место для мыши и более нейтральную посадку плеч. Такой формат выбирают для IDE и дизайн-пакетов, FPS и MOBA, мобильных сетапов с узким столом, когда цифры вводятся нерегулярно или закрываются внешним NumPad. Учтите нюанс: у 75% встречаются нестандартные размеры правого блока и отдельных клавиш, что важно при подборе кейкапов и стабилизаторов.
—
65% (ультракомпактные, без F-ряда). «Сжатый TKL»: алфавитный блок, стрелки и пара навигационных клавиш остаются на месте, а NumPad и верхний ряд F1–F12 вызываются через Fn. Такая компоновка заметно короче по ширине, мышь ближе к центру, руки меньше разводятся — удобно на узком столе, при работе за ноутбуком и в поездках. В сравнении с 60% формат 65% практичнее благодаря отдельным стрелкам и Delete; против 75% и 80% он компактнее, но чаще требует привычки к слоям. Возможны нестандартные размеры правого шифта и навигации — это важно при выборе кейкапов. В реальных сценариях формат 65% хорош для IDE, стриминга и игр FPS/MOBA, а при регулярном вводе чисел его дополняют внешним беспроводным NumPad.
—
60% (мини). Классическая «урезанная» раскладка на ~61/62 клавиши без NumPad, без верхнего ряда F1–F12 и без отдельного навигационного кластера: всё это вызывается через слой Fn, а стрелки обычно тоже назначают на сочетания. По сравнению с 65% такой формат ещё компактнее, но чаще требует привыкания к слоям; против 75%/80% вы экономите ширину стола и получаете более нейтральную посадку плеч, зато теряете «быстрые» F-клавиши. Сильные стороны 60% — портативность, свободное место для мыши и коврика, меньше перемещений руки между клавиатурой и мышью, поэтому он популярен у геймеров FPS, стримеров и тех, кто работает за ноутбуком на узком столе или в поездках. Если нужен активный ввод чисел или «горячие» F-кнопки — помогает внешний беспроводной NumPad и продуманная раскладка слоёв.
—
40% (ультрамини). Радикально компактная раскладка примерно на 40–50 клавиш без числового ряда, стрелок и F-клавиш: всё вызывается слоями Fn, комбинированными нажатиями и макросами, нередко с ортолинейной матрицей. За счёт минимальной ширины мышь ближе к центру, уменьшается разнос рук и освобождается стол, что ценят мобильные пользователи и минималисты. В сравнении с 60% и 65% формат 40% требует более серьёзной адаптации и продуманной прошивки (QMK/VIA, home-row mods, tap-dance), а подбор кейкапов сложнее из-за нестандарта. Сильная сторона — портативность и скорость после привыкания; слабая — зависимость от слоёв и неудобство частого ввода чисел и стрелочной навигации. Формат 40% практичен в поездках, при работе за ноутбуком в док-станции, наборе текста в редакторах с хоткеями и для стриминга, а потребность в цифрах обычно закрывают внешним NumPad.
Переключатели
Модель используемых в клавиатуре переключателей (свитчей) — механизмов переключения, установленных под каждой отдельной клавишей. Эти подробности указываются в том случае, если в конструкции использована продвинутая механика, позиционируемая как более совершенный вариант, чем традиционные переключатели. Такой механикой оснащаются преимущественно геймерские клавиатуры.
Наиболее популярные в наше время бренды переключателей —
Cherry MX, считающийся «классикой жанра» для высококачественной механики;
Gateron, практически не уступающий ему; не такие продвинутые, зато и более дешевые
Kailh и
Keychron, а также ультрабюджетный
Outemu. У всех этих брендов разные виды свитчей имеют разный цвет штока, по нему можно определить особенности клавиатуры. Также стоит сказать, что современные механические переключатели делятся на три основных разновидности:
линейные,
тактильные и
с щелчком.
— Линейные (Linear). Такие решения ближе всего к обычным мембранным клавиатурам: ход клавиши получается равномерным по всей длине, с минимальным сопротивлением и отсутствием точки четкого срабатывания. Существует мнение, что линейная «механика» оптимально подходит для игр, где приходится иметь дело с быстрыми и частыми
...нажатиями; однако на практике этот момент во многом зависит от личных вкусов пользователя, ничто не мешает применять такие клавиатуры и для работы с текстами.
— Тактильные (Tactile). Переключатели с четко выраженной точкой срабатывания — своего рода преградой на пути следования клавиши. Такая «преграда» позволяет четко определить наощупь, сработала клавиша или нет. Тактильные клавиатуры ценятся прежде всего теми, кому приходится набирать большие объемы текстов.
— Тактильно-аудиальные (Clicky). В таких свитчах точка срабатывания ощущается не только на ощупь, но и на слух: срабатывание клавиши сопровождается четко слышимым щелчком, который часто сравнивают со звуком клавиш печатной машинки. Благодаря этому данный вариант также весьма популярен среди пользователей, имеющих дело с текстами. Некоторые считают свитчи этого типа не очень подходящими для игр, поскольку они якобы не особо удобны при частых быстрых нажатиях; однако качественный переключатель типа Clicky в этом плане не уступает линейному, и выбор зависит исключительно от личных предпочтений. А вот к однозначным недостаткам таких клавиатур можно отнести довольно громкий звук щелчка, который в некоторых ситуациях может быть лишним.
Что касается конкретных цветов, то вот их особенности:
— Red (красный). Переключатели линейного типа с минимальным сопротивлением. Популярны, в частности, среди профессиональных геймеров, которые имеют дело с динамичными играми и стараются всеми средствами ускорить свою реакцию на игровые события. С другой стороны, невысокое усилие повышает вероятность случайно нажать ненужную кнопку.
— Black. Еще одна разновидность линейных переключателей. Имеют более тугой ход по сравнению с Red, что, с одной стороны, требует несколько больших усилий, с другой — сводит к минимуму вероятность случайно нажать не ту клавишу.
— Blue. Переключатели формата «clicky», с тактильной отдачей и щелчком.
— Brown. Переключатели с тактильной отдачей, но без «клика». Механика Brown отлично подходит для тех случаев, когда хочется иметь клавиатуру с тактильным откликом и в то же время нужно избежать лишнего шума (хотя звук все равно получается более громким, чем на мембранной клавиатуре). Кроме того, она считается неплохим вариантом для тех, кто только начинает знакомство с механическими клавиатурами.
— Silver. Линейные переключатели, созданные в расчете на максимальную быстроту срабатывания. Имеют очень низкий ход — порядка 1 – 1,2 мм — а также очень небольшое усилие нажатия, что способствует высокой скорости работы. В то же время использование такой клавиатуры требует определенного навыка, так как даже небольшое усилие от случайного прикосновения обычно приводит к срабатыванию клавиши.PBT-кейкапы
Клавиши, изготовленные из полибутилентерефталата (PBT), одного из самых прочных и долговечных пластиков для клавиатур. В отличие от ABS-кейкапов, они обладают большей износостойкостью, не становятся глянцевыми со временем и устойчивы к механическому истиранию. Последнему также способствует качественное нанесение символов, например, методом двойного литья (Double Shot) или гравировкой лазером.
PBT-кейкапы имеют шероховатую текстуру, приятную на ощупь, и обеспечивают более четкий и тактильный отклик при наборе.
Нанесение символов (латиница)
Нанесение символов указывает, каким способом выполнены латинские буквы на клавишах и насколько они переживут годы активной печати.
— Double-shot. Литьё колпачка клавиши из двух разных пластиков: основной «корпус» и отдельная вставка-легенда формуются в пресс-форме как единое целое, поэтому буквы не стираются и не выцветают вовсе. Такой метод идеально подходит для RGB-подсветки: если слой легенды полупрозрачный, свет проходит сквозь символы без «ореолов». Чаще встречается ABS double-shot (яркое свечение, приятная «гладкость»), реже — более дорогой PBT double-shot с повышенной износостойкостью поверхности. В сравнении с лазерной гравировкой ресурс на порядок выше, а у сублимацинного метода выигрывает в подсветке (dye-sub не светится). Среди минусов можно выделить цену и иногда заметные швы/толстые стенки, влияющие на «звучание» клика. На практике такие клавишы будут востребованы на механических игровых клавиатурах, для киберарены, для разработчиков и частой печати горячих клавиш — там double-shot сохраняет читаемость спустя годы.
— Сублимация. Метод нанесения латинских символов на колпачки клавиатуры, при котором краситель под действием температуры и давления проникает в верхний слой пластика, образуя устойчивую «впитавшуюся» легенду. Такой шрифт не стирается от пальцев, не боится бытововой химии и УФ-света, сохраняет матовую текстуру и высокую контрастность при светлом фоне, но не пропускает подсветку RGB сквозь символы и ограничен палитрой. В сравнении с...лазерной гравировкой ресурс и читаемость выше, а против double-shot проигрывает лишь в «shine-through» эффектах. Типичные сценарии применения — механические клавиатуры для набора текста, разработчиков и офиса, где важны долговечность, тактильный матовый PBT и стабильная читаемость на годы.
— Лазерная гравировка. Выжигание/снятие верхнего слоя покрытия лучом, формирующее символ с высокой точностью. Символы держатся годами, но со временем может вытираться краска-заливка и падать контраст на местах активного контакта. Преимущества — тонкие шрифты, аккуратные контуры, совместимость с RGB и доступная себестоимость. В сравнении с double-shot гравировка дешевле и гибче по дизайну, но не «вечная»; против dye-sub выигрывает подсветкой, но проигрывает тактильной однородностью и долговечностью. Типичные применения — массовые офисные и игровые модели с подсветкой.
Регулировка громкости
Способ
регулировки громкости, предусмотренный в клавиатуре (если такая возможность вообще предусмотрена).
—
Через Fn. Регулировка с использованием клавиши Fn (см. выше): увеличение и уменьшение громкости осуществляется путем одновременного нажатия Fn и одной из основных клавиш клавиатуры (обычно из ряда F1 – F12), Главное достоинство такого управления состоит в том, что оно позволяет не перегружать клавиатуру дополнительными органами управления — это, в свою очередь, положительно сказывается на габаритах и стоимости. Недостаток — необходимость одновременно нажимать две клавиши, что не всегда удобно.
— Доп. клавиши.
Управление при помощи дополнительных клавиш, специально предназначенных для работы с громкостью. Очень удобный и практичный вариант: дополнительные клавиши обычно имеют вполне однозначную маркировку, при этом они занимают меньше места и обходятся дешевле, чем колесо или сенсорный ползунок (см. ниже).
— Колесом.
Управление при помощи механического колесика, вращением которого вверх-вниз или влево-вправо обеспечивается изменение громкости. Достаточно удобный с точки зрения пользователя вариант — наглядный, интуитивно понятный и доступный даже вслепую. В то же время колесо может занимать довольно много места, да и на стоимости клавиатуры оно заметно сказывается.
— Сенсорный ползунок. Управле
...ние при помощи сенсорной поверхности, движением пальца в ту или иную сторону. Сенсор занимает минимум места, смотрится аккуратно и в целом обычно неплохо вписывается в общий дизайн клавиатуры, однако обходится недешево. Поэтому данный вариант встречается крайне редко, в основном в высококлассных клавиатурах геймерской или мультимедийной направленности.Порт на устройстве
Разъём в корпусе клавиатуры для подключения съёмного кабеля; он встречается и у проводных моделей, и у беспроводных с аккумулятором, где через этот порт клавиатура заряжается и при необходимости работает «по проводу» без задержек.
— microUSB. Одна из миниатюрных версий разъема USB, до сих пор популярная в гаджетах, несмотря на появление более продвинутого USB C. Имеет сравнительно скромные возможности (в частности, уступает USB C по максимально возможной мощности зарядки), однако этот момент редко оказывается критичным. При этом кабелей и зарядников под microUSB существует великое множество.
—
USB C. Последний (на конец 2025 года) тип USB разъема. Он симметричен, что позволяет вставлять кабель любой стороной, исключая возможность неправильного подключения. USB-C более надежен, имеет увеличенный срок службы и поддерживает более высокую скорость передачи данных и зарядки. Кроме того, он совместим с современными устройствами и постепенно становится универсальным стандартом, что делает клавиатуры с таким разъемом более удобными и актуальными для пользователей.