Версия Bluetooth
Версия технологии «синего зуба» для подключения беспроводной клавиатуры к другим устройствам извне в качестве манипулятора. Чем выше её порядковый номер, тем более стабильное и помехозащищённое подключение обеспечивается. На данный момент
Bluetooth v 5 самый продвинутый стандарт в клавиатурах.
Формат
—
100% (полноразмерные). Классическая раскладка на 104/105 клавиш с полноценным NumPad, отдельным рядом F1–F12 и навигационным кластером Insert/Delete, Home/End, PgUp/PgDn; такой вариант ценят за привычную геометрию, скорость набора и удобство частого ввода чисел, поэтому он оптимален для работы в Excel, бухгалтерии, IDE и монтажных программах, а в играх NumPad нередко используют под бинды и макросы; по сравнению с TKL/80% без цифрового блока, а также 96% и 1800-compact, формат 100% обеспечивает максимальный комфорт и меньше переобучения, но занимает больше места на столе и отодвигает мышь, так что для компактных рабочих мест разумнее смотреть в сторону меньших форматов.
—
1800 (компактные полноразмерные). Полнофункциональная раскладка с цифровым блоком, но в более узком корпусе: NumPad сдвинут ближе к основному полю, а навигация чаще переносится над ним или уплотняется рядом со стрелками. По ощущениям это «как 100%», но короче на несколько сантиметров, поэтому мышь ближе к центру и кистям комфортнее. В сравнении с TKL вы сохраняете быстрый ввод чисел, а против 96% получаете чуть более «воздушную» геометрию с понятными ориентирами. Из нюансов — нестандартные размеры некоторых клавиш и правого блока, что иногда требует специальных наборов кейкапов. Такой формат удобен для Excel, бухгалтерии, IDE и монтажа, а геймерам даёт NumPad под макросы, при этом экономя место на столе.
—
96% (компактные полноразмерные). Клавиатуры, которые сохраняют все ключевые зоны 100% (ряд F1–F12, стрелки, навигация и NumPad), но переносят их в плотную «сеточную» компоновку, почти как у TKL по ширине. Цифровой блок сдвигают ближе к основному полю, а Insert/Home/End и PgUp/PgDn нередко ужимают до 1u и объединяют над стрелками или рядом с NumPad. В сравнении с 1800-форматом 96% ещё компактнее и визуально «ровнее», а против TKL вы не теряете скорость ввода чисел. Из нюансов — возможные нестандартные размеры правого шифта, нулей и плюса на NumPad и более требовательный подбор кейкапов. Такой формат выбирают для Excel и бухгалтерии, монтажа и кодинга, а геймеры используют NumPad под макросы, получая максимум функций при минимальной ширине стола.
—
80% (TKL, без Num-блока). Полнофункциональная клавиатура без цифрового блока: остаются ряд F1–F12, стрелки и навигация Insert/Delete, Home/End, PgUp/PgDn, но ширина заметно меньше, а мышь ближе к центру — удобнее для плеч и запястий. Такой формат любят геймеры и разработчики: места на столе больше, а привычные клавиши и хоткеи на месте. В сравнении с 100% теряете только быстрый набор чисел, который при желании закрывается отдельным беспроводным NumPad или «нампадом» в слоях. По сравнению с 75% TKL читабельнее и «воздушнее» благодаря отдельному навигационному блоку; в отличие от 96% он компактнее по хвату мыши, хотя и без NumPad. Формат 80% (TKL) оптимален для FPS, работы в IDE, монтажа и повседневной офисной рутины, где цифры вводятся не непрерывно.
—
75% (компактные TKL, без Num-блока). «Почти TKL», где все основные клавиши под рукой, но корпус короче на несколько сантиметров за счёт плотной «ступенчатой» компоновки стрелок и навигации. По сравнению с 80% уменьшается разнос между руками и мышью, что улучшает эргономику при длительной работе, а относительно 100% и 96% вы теряете только цифровой блок, выигрывая место для мыши и более нейтральную посадку плеч. Такой формат выбирают для IDE и дизайн-пакетов, FPS и MOBA, мобильных сетапов с узким столом, когда цифры вводятся нерегулярно или закрываются внешним NumPad. Учтите нюанс: у 75% встречаются нестандартные размеры правого блока и отдельных клавиш, что важно при подборе кейкапов и стабилизаторов.
—
65% (ультракомпактные, без F-ряда). «Сжатый TKL»: алфавитный блок, стрелки и пара навигационных клавиш остаются на месте, а NumPad и верхний ряд F1–F12 вызываются через Fn. Такая компоновка заметно короче по ширине, мышь ближе к центру, руки меньше разводятся — удобно на узком столе, при работе за ноутбуком и в поездках. В сравнении с 60% формат 65% практичнее благодаря отдельным стрелкам и Delete; против 75% и 80% он компактнее, но чаще требует привычки к слоям. Возможны нестандартные размеры правого шифта и навигации — это важно при выборе кейкапов. В реальных сценариях формат 65% хорош для IDE, стриминга и игр FPS/MOBA, а при регулярном вводе чисел его дополняют внешним беспроводным NumPad.
—
60% (мини). Классическая «урезанная» раскладка на ~61/62 клавиши без NumPad, без верхнего ряда F1–F12 и без отдельного навигационного кластера: всё это вызывается через слой Fn, а стрелки обычно тоже назначают на сочетания. По сравнению с 65% такой формат ещё компактнее, но чаще требует привыкания к слоям; против 75%/80% вы экономите ширину стола и получаете более нейтральную посадку плеч, зато теряете «быстрые» F-клавиши. Сильные стороны 60% — портативность, свободное место для мыши и коврика, меньше перемещений руки между клавиатурой и мышью, поэтому он популярен у геймеров FPS, стримеров и тех, кто работает за ноутбуком на узком столе или в поездках. Если нужен активный ввод чисел или «горячие» F-кнопки — помогает внешний беспроводной NumPad и продуманная раскладка слоёв.
—
40% (ультрамини). Радикально компактная раскладка примерно на 40–50 клавиш без числового ряда, стрелок и F-клавиш: всё вызывается слоями Fn, комбинированными нажатиями и макросами, нередко с ортолинейной матрицей. За счёт минимальной ширины мышь ближе к центру, уменьшается разнос рук и освобождается стол, что ценят мобильные пользователи и минималисты. В сравнении с 60% и 65% формат 40% требует более серьёзной адаптации и продуманной прошивки (QMK/VIA, home-row mods, tap-dance), а подбор кейкапов сложнее из-за нестандарта. Сильная сторона — портативность и скорость после привыкания; слабая — зависимость от слоёв и неудобство частого ввода чисел и стрелочной навигации. Формат 40% практичен в поездках, при работе за ноутбуком в док-станции, наборе текста в редакторах с хоткеями и для стриминга, а потребность в цифрах обычно закрывают внешним NumPad.
Дополнительных клавиш
Количество
дополнительных клавиш, предусмотренных в конструкции клавиатуры.
Такие клавиши не относятся к стандартной раскладке и предназначены для быстрого доступа к специфическим функциям или отдельным приложениям — например, для управления медиаплеером или открытия почты одним нажатием кнопки. Данная функция удобна тем, что команды с дополнительных клавиш обычно распознаются системой независимо от того, что находится на экране — благодаря этому, к примеру вам не придется закрывать текстовый редактор для переключения трека в плеере.
Отметим, что в данном случае речь идет именно об отдельных клавишах, имеющих строго определенное назначение и соответствующую маркировку. Программируемые кнопки, клавиша Fn (см. ниже) и функции основных клавиш, реализуемые через Fn, в данном пункте не учитываются.
Подставка для рук
Наличие дополнительной
подставки для рук в конструкции клавиатуры. Такая подставка располагается в нижней (ближней к пользователю) части устройства и является своего рода продолжением «доски», обеспечивающим дополнительную опору и повышающим комфорт использования. Впрочем, комфорт во многом зависит от личных предпочтений, и не всем пользователям нравятся подставки; поэтому чаще всего они делаются съемными.
Кол-во кнопок
Количество кнопок в конструкции мыши, штатно включённой в комплект. Минимальным количеством таких кнопок для работы в большинстве современных операционных систем считается две, а большее число, как правило, означает наличие у мыши дополнительных функций. К примеру, третья клавиша может применяться для изменения разрешения сенсора мыши «на лету», для функции двойного или тройного клика (последнее применяется в играх для стрельбы короткими очередями); пара кнопок сбоку под большой палец обычно настраивается на функции «назад» и «вперёд» в браузере и т.п. А в игровых мышах дополнительных кнопок может быть более десятка, для максимально быстрого доступа к различным функциям игры.
Кол-во колес прокрутки
Количество колёс прокрутки, предусмотренное в конструкции комплектной мыши. Наиболее традиционным вариантом считается одно колесо, обеспечивающее движение вверх-вниз (а в некоторых мышах — во всех направлениях), но иногда оно может дополняться вторым — для горизонтальной прокрутки. Последнее пригодится при работе с крупноформатными материалами — например, в сфере дизайна или полиграфии.
Программируемые кнопки
Наличие программируемых кнопок в конструкции комплектной мыши.
Программируемыми чаще всего делаются дополнительные кнопки, не относящиеся к стандартному набору из трех клавиш (левая, правая, колесо); однако бывают и исключения. В любом случае, на такую кнопку можно «подвязать» не только отдельную функцию, но и макрос — заданную пользователем последовательность команд. Это особенно удобно в играх; собственно, программируемые кнопки встречаются в основном в комплектах
игрового назначения (см. «По направлению»).
Кнопка переключения DPI
Наличие кнопки переключения DPI в конструкции мыши.
Данная кнопка позволяет изменять фактическое разрешение сенсора — проще говоря, скорость движения курсора по экрану — «на лету», не заходя в программные настройки компьютера. Подобная возможность полезна прежде всего в тех случаях, когда для разных задач необходимы разные значения DPI — например, если в некоторых игровых ситуациях нужна повышенная точность движений, ради которой можно пожертвовать скоростью, или если чувствительность мыши в игре не настраивается, а вариант по умолчанию вас не устраивает.
Разрешение сенсора
Разрешение оптического сенсора, используемого в комплектной мыши. Как и матрица фотокамеры, подобный сенсор состоит из множества отдельных светочувствительных точек; данный параметр показывает, сколько точек сенсора приходится на каждый дюйм поверхности, по которой движется мышь.
Хотя высокие значения DPI часто считаются показателем хорошей точности мыши, на практике этот момент влияет исключительно на скорость перемещения курсора по экрану (причём не на фактическую, а на максимально возможную — «рабочее» значение DPI в настройках часто снижают, иначе использование мышки было бы неудобным). Поэтому высокие разрешения сенсора важны в основном для работы на больших мониторах, и даже в подобных случаях показатели в 1000 – 3000 DPI считаются вполне достаточными, более высокие значения являются скорее рекламным ходом, чем реально оправданной необходимостью.