Время переключения на батарею
Время, необходимое для переключения нагрузки с питания от сети на питание от батареи. В резервных и
интерактивных ИБП (см. Тип) в этот момент происходит кратковременное пропадание напряжения — соответственно, чем меньше время переключения на батарею, тем более равномерное питание обеспечивает источник при пропадании напряжения. В идеале время переключения для традиционной частоты переменного тока 50 Гц должно составлять не более 5 мс (четверть одного периода синусоиды). У инверторных ИБП время переключения по определению равно нулю.
Диапазон входного напряжения
В данном случае подразумевается диапазон входного напряжения, в котором ИБП способен выдавать на нагрузку стабильное напряжение только за счёт собственных регуляторов, не переключаясь на батарею. У резервных ИБП (см. «Тип») этот диапазон довольно невелик, приблизительно от 190 до 260 В; у интерактивных и особенно инверторных он значительно шире. Некоторые модели ИБП позволяют вручную задавать диапазон входного напряжения.
Максимальный ток
Максимальная сила тока, потребляемого ИБП. На практике максимального значения сила тока достигает лишь тогда, когда ИБП работает от сети с максимальной мощностью нагрузки и полностью разряженной батареей. Тем не менее, при расчёте нагрузки на электросети этот параметр стоит учитывать.
Точность выходного напряжения
Этот параметр характеризует степень отличия переменного напряжения на выходе ИБП от идеального напряжения, график которого имеет форму правильной синусоиды. Идеальное напряжение так названо потому, что оно наиболее равномерно и создаёт минимум излишней нагрузки на подключённые устройства. Таким образом, искажение выходного напряжения является одним из важнейших параметров, определяющих качество получаемого нагрузкой питания.
Уровень искажения 0 % означает, что ИБП выдаёт идеальную синусоиду, до 5 % — легкие искажения синусоиды, до 18 % — сильные искажения, от 18 % до 40 % — трапециевидный сигнал, более 40 % — прямоугольный сигнал.
Выходная частота
Частота (диапазон частот) переменного напряжения, выдаваемая ИБП на выходе. Для компьютерной техники считается нормальным диапазон частот 47-53 Гц, хотя чем меньше отклонения от стандарта 50 Гц – тем лучше. С другой стороны, в некоторых моделях ИБП эта частота может автоматически синхронизироваться с частотой сети питания — таким образом поступающее на нагрузку питание не будет отличаться независимо от того, питается ли нагрузка от сети или от батареи. В этом случае более широкий диапазон частот, наоборот, более желателен.
Тип розеток
Гнездо под определенный тип штепселя в конструкции ИБП.
—
Тип F (Schuko). Традиционная европейская розетка с двумя круглыми отверстиями по центру и контактами заземления в виде двух металлических скоб (вверху и внизу гнезда). Термин Schuko приклеился к этому типу розеток благодаря сокращению от немецкого Schutzkontakt — защитный контакт.
—
Тип E (французская). Розетка французского образца располагает двумя круглыми отверстиями и выступающим заземляющим штырем чуть выше них по центру. Стандарт получил распространение во Франции, Польше и Бельгии (наряду с традиционным типом розеток F).
—
Тип G (британская). Вилка под такие розетки состоит из двух плоских горизонтальных штырей и одного плоского вертикального штырька для заземления. Встречается стандарт преимущественно в странах Соединенного Королевства, на Мальте, Кипре, в Сингапуре и Гонконге.
—
Тип B (американские). Розетки на американский манер предназначены для вилок с двумя плоскими штырями и заземляющим контактом полукруглой формы. Тип B получил широкое распространение в регионах с напряжением 110 – 127 В — США, Японии, Саудовской Аравии и т.п.
Подключение батареи(й) к ИБП
Номинальное напряжение внешних батарей, которые можно использовать в ИБП.
Подробнее о таких батареях см. «
Подключение внешнего аккумулятора», здесь же стоит сказать, что напряжение внешнего аккумулятора должно соответствовать напряжению, на которое рассчитан «бесперебойник». Если же эти параметры будут различаться — в лучшем случае ИБП просто «не заведётся», а в худшем возможны перегрузки и даже пожар.
В целом чем мощнее ИБП — тем, как правило, выше напряжение внешних батарей, на которое он рассчитан. Впрочем, жесткой зависимости здесь нет. А некоторые модели допускают даже несколько вариантов напряжения, например 96/108/120 В. Также отметим, что элемент питания с необходимым напряжением можно собрать из нескольких батарей с меньшим числом вольт, подключенных последовательно: например, для 36 В можно использовать 3 аккумулятора по 12 В.
Отдельно стоит подчеркнуть, что стандартные напряжения для большинства современных бесперебойников кратны 12 В, однако в таких устройствах нельзя применять автомобильные аккумуляторы. Несмотря на идентичное напряжение, такие аккумуляторы рассчитаны на принципиально иной формат работы, и их использование в ИБП чревато в лучшем случае некорректной работой устройства, в худшем — возгораниями и даже взрывами.
Тип батареи
Тип аккумулятора, установленного в «бесперебойнике».
—
Стеклотканевая (AGM). Продвинутая разновидность свинцово-кислотных АКБ с электролитом в адсорбированном состоянии: отсеки такого аккумулятора заполнены пористым материалом, который и содержит в себе кислоту. При этом корпус батареи герметичен и AGM-модели являются необслуживаемыми. Данная технология является наиболее популярной в аккумуляторах для «бесперебойников»: она идеально подходит для батарей, работающих в буферном режиме (то есть когда разряжаться приходится редко и, как правило, понемногу). Кроме того, она обеспечивает длительный срок службы, да и обходятся AGM-батареи недорого. Из недостатков этого варианта можно отметить невозможность восполнения электролита при его утечке, а также плохую переносимость перезаряда (хотя последнее при качественном контроллере питания становится неактуальным).
—
Гелевая (GEL). Разновидность свинцово-кислотных аккумуляторов, использующая электролит в виде геля. GEL-аккумуляторы лучше всего пригодны для работы в циклическом режиме — то есть когда батарее нужно подолгу питать нагрузку с разрядкой почти до нуля, затем заряжаться и снова обеспечивать длительное автономное питание. А вот для буферного режима, в котором работают большинство ИБП (долгое время стоять наготове, чтобы в случае сбоя ненадолго поддержать энергоснабжение) эта технология по ряду причин подходит плохо. Поэтому приобретать та
...кие батареи имеется смысл лишь в тех случаях, когда «беспребойнику» приходится включаться практически ежедневно — например, в нестабильных сетях с постоянными и длительными перебоями в подаче энергии.
— Литий-ионная (Li-Ion). Ключевыми достоинствами литий-ионных аккумуляторов можно назвать высокую емкость при небольших габаритах и весе. Также батареи Li-Ion не подвержены «эффекту памяти» и способны довольно быстро заряжаться. Разумеется, данный вариант не лишен недостатков — прежде всего, это чувствительность к низким и повышенным температурам, а при перегрузке литий-ионный аккумулятор может загореться или даже взорваться. Впрочем, благодаря использованию встроенных контроллеров вероятность подобных «аварийных» ситуаций чрезвычайно мала и в целом преимущества данной технологии заметно перекрывают недостатки.
— Литий-железо-фосфатная (LiFePO4). Продвинутая модификация литий-ионных аккумуляторов (см. выше), разработанная для устранения некоторых недостатков оригинальной технологии. Литий-железо-фосфатные аккумуляторы характеризуются большим количеством рабочих циклов заряда/разряда, химической и термической стабильностью, переносимостью низких температур, непродолжительным временем заряда (в т.ч. высокими токами) и безопасностью в эксплуатации. Вероятность «взрыва» батареи LiFePO4 при перегрузке сведена практически к нулю, да и в целом такие аккумуляторы без проблем справляются с высокими пиковыми нагрузками и держат рабочее напряжение почти до самого полного разряда.Мин. ток зарядки
Наименьшее значение тока в Амперах, при котором батарея «бесперебойника» может эффективно заряжаться. Отметим, что зарядка малыми токами считается более щадящей и продлевает срок службы аккумуляторной батареи, однако при этом увеличивается длительность зарядного процесса. Оптимальным является ток заряда, равный порядка 10 % от емкости АКБ.