Тип
— Аудио. MP3-плееры в изначальном, наиболее традиционном смысле — устройства, предназначенные для воспроизведения музыки и другого аудио. Встречаются
модели без дисплея, но многие из
аудиоплееров оснащены экранами и могут работать со вспомогательными форматами файлов — вроде TXT для отображения текстов песен или JPG для просмотра обложек альбомов или даже фотографий. Но собственно проигрыватель в них предназначен для работы только со звуком и не допускает воспроизведения видео.
—
Медиаплеер. К этой разновидности отнесены все плееры, которые могут воспроизводить видео. Конкретные характеристики подобных моделей могут ощутимо различаться — от портативных гаджетов с 1,5" – 2" дисплеями и поддержкой специфических форматов до крупных 4 – 5" устройств, способных работать с неконвертированными файлами. Но в любом случае, если Вам требуется карманный проигрыватель с возможностью не только слушать музыку, но и смотреть видео — стоит выбирать именно из подобных моделей.
—
Hi-Fi плеер. Специфическая разновидность аудиоплееров (см. выше), созданная в расчете на максимальное качество воспроизводимого звука. Использует высококлассные комплектующие и продвинутые схемы обработки сигнала; из-за этого стоят такие устройства на порядок дороже обычных аудиоплееров, зато по качеству звука они сравнимы со стационарными системами Hi-Fi класса. П
...рактически обязательной для таких моделей является поддержка хотя бы одного lossless-формата вроде FLAC или APE, также только в подобных устройствах встречается возможность работы в режиме ЦАП (см. «Функции/возможности»). Кроме того, в конструкции могут предусматриваться специализированные интерфейсы — например, балансный или оптический (см. «Выходы»). Благодаря всему этому устройства данного типа могут пригодиться как требовательным аудиофилам, так и тем, кто профессионально работает со звуком.Для спорта
Плееры, конструкция которых позволяет использовать их во время занятий спортом, не испытывая при этом неудобств. Отличительными особенностями
«спортивных» моделей являются миниатюрные размеры, часто — наличие клипсы для ношения на одежде (см. ниже), а также простейший дисплей, пригодный лишь для отображения служебных данных вроде названия текущей композиции (а то и полное отсутствие дисплея). Не все такие устройства специально создаются для любителей активного образа жизни, но это не мешает с успехом применять их во время бега, езды на велосипеде и т.п. А специализированные варианты могут иметь корпус с защитой от влаги (вплоть до возможности погружения в воду) и даже встроенные фитнесс-инструменты.
Тип карт памяти
Тип карт памяти, поддерживаемый плеером.
Карты памяти выполняют две основные функции. Прежде всего они увеличивают общий объем памяти плеера; при этом такая память в пересчете на гигабайт обходится заметно дешевле встроенных накопителей. Во-вторых, карта памяти позволяет обмениваться данными с другим устройством, имеющим картридер; например, с ее помощью можно копировать музыку на плеер с ноутбука.
Современные плееры обычно используют карты SD или microSD той или иной версии. Карты SD имеют размеры 32х24 мм и используются в сравнительно крупных устройствах, миниатюрные microSD (15х11 мм), соответственно — в компактных моделях. Версии же могут быть такими:
— SD. Данная маркировка означает, что устройство способно работать как минимум с оригинальными картами SD (не относящимися к более поздним версиям SDHC или SDXC). Такие карты могут иметь объем до 4 ГБ, их возможностей вполне достаточно для большинства задач, связанных с воспроизведением контента.
— SD/SDHC. Модели, совместимые как с оригинальными SD (см. выше), так и с более новым форматом SDHC. Этот формат позволяет создавать съемные носители объемом до 32 ГБ.
— SD/SDHC/SDXC. Поддержка всех основных форматов SD, применяемых на сегодняшний день. Об SD и SDHC см. выше, а SDXC обеспечивает объем карты до 2 ТБ и увеличенную скорость работы.
— microSD. Плееры, гарантированно способные работать с оригинальными microSD картами. Технически...такие карты аналогичны описанным выше SD и отличаются от них лишь размерами. При этом стоит отметить, что устройство с такой маркировкой может фактически быть совместимо и с более продвинутыми носителями (вроде microSDHC или даже microSDXC), просто производитель по той или иной причине не стал вдаваться в такие подробности. Уточнить этот момент можно, оценив максимальный поддерживаемый объем карты (см. ниже)
— microSD/SDHC Плееры, поддерживающие как оригинальные microSD, так и более поздний стандарт microSDHC (см. «SD/SDHC»).
— microSD/SDHC/SDXC. Плееры с такой маркировкой совместимы со всеми современными версиями карт microSD — как самыми новыми microSDXC (см. «SD/SDHC/SDXC»), так и предыдущими стандартами (о них см. выше).
Выпускаются плееры, имеющие сразу два слота под карты памяти — обычно microSD. В основном это Hi-Fi устройства (см. «Тип»), а данная особенность в них предусматривается для дополнительного увеличения доступных объемов памяти: Hi-Fi контент имеет значительный объем и требует соответствующих накопителей.
Макс. объем карты
Максимальный объем карты памяти, которую можно использовать в плеере. Этот параметр напрямую связан с типом карты (см. выше): для каждого типа существуют свои ограничения по объему. В то же время возможности по работе с емкими носителями ограничиваются не только типом карты, но и аппаратной частью плеера. Поэтому немало моделей имеют более низкое ограничение по объему, чем предполагается картой памяти — например, 128 ГБ в модели с поддержкой формата SDXC (теоретический максимум по которому составляет 2 ТБ).
Отметим, что встречается и обратная ситуация — например, когда в устройстве с максимальным объемом в 16 ГБ заявлена поддержка только карт microSD (теоретический максимум — 4 ГБ). Это обычно означает, что плеер может работать и с более новыми форматами (в нашем примере — как минимум microSDHC), однако по какой-то причине в официальных характеристиках этот момент не упомянут (например, производитель мог ошибиться в документации).
Соотношение сигнал/шум
Соотношение между уровнем полезного сигнала (чистого звука) и посторонними шумами, выдаваемое плеером на выходе. Этот параметр напрямую характеризует качество встроенного усилителя: он учитывает в основном собственные шумы электронных схем, и выше соотношение сигнал/шум — тем меньше этих шумов и тем чище звук.
Отметим, что в случае плееров данная характеристика часто является не особо критичной: шум усилителя может теряться на фоне окружающих звуков, особенно в городской обстановке, и для таких ситуаций бывает достаточно даже самых скромных показателей, на уровне 70 – 80 дБ. В то же время для Hi-Fi моделей (см. «Тип») этот момент является одним из наиболее важных; в наиболее продвинутых устройствах соотношение сигнал/шум может превышать 120 дБ.
Мощность
Чем выше мощность — тем более громкий звук можно получить на наушниках, при прочих равных. Кроме того, более высокая мощность позволяет подключать к устройству «уши» с более высоким сопротивлением (хотя жесткой зависимости здесь нет, и модели с одинаковой выходной мощностью могут иметь разные ограничения по сопротивлению наушников). Однако в случае обычных (не Hi-Fi) плееров данный параметр является скорее справочным, чем практически значимым: как правило, мощности усилителя в таких моделях вполне достаточно, чтобы «раскачать» большинство наушников потребительского уровня. А вот для Hi-Fi устройств (см. «Тип») моделей выходная мощность имеет ключевое значение: она определяет совместимость с высокоомными «ушами» студийного класса. Подробную справку по этому вопросу можно найти в специальных источниках.
Сопротивление наушников
Номинальное сопротивление (импеданс) наушников, с которыми может нормально работать плеер.
Большинство наушников потребительского класса имеет сопротивление 16 или 32 Ом, его поддерживают почти все современные плееры. Поэтому обращать внимание на данный параметр стоит лишь в том случае, если вы планируете использовать устройство с высококачественными «ушами» студийного или аудиофильского класса. Характерной особенностью таких наушников является высокое сопротивление, исчисляемое уже сотнями ом, и для них подойдет не всякий плеер.
Также уточнить допустимое сопротивление наушников не помешает, если вы покупаете устройство Hi-Fi класса (см. «Тип»). Некоторые из таких моделей имеют довольно высокое минимальное сопротивление и не совместимы со стандартными 16-омными (а иногда и 32-омными) «ушами».
Поддерживает аудиоформаты
Форматы звуковых файлов, с которыми способен работать плеер.
—
MP3. Наиболее известный из современных форматов цифрового звука; поддерживается практически всеми компактными плеерами, название MP3 даже стало для них нарицательным. Обеспечивает т. н. сжатие с потерями, когда часть звуковых частот теряется. Однако звук при сжатии обрабатывается таким образом, что «пропадают» в основном частоты, потеря которых незаметна для человеческого уха. В итоге качество звука может быть довольно высоким, и однозначно отличить качественный MP3 от lossless формата можно только на Hi-Fi аппаратуре.
—
WAV. Еще один популярный стандарт аудио, изначально разработанный для хранения звука на ПК. Технически может применяться для хранения звука в разных форматах, однако чаще всего используется для несжатого аудио. За счет этого качество звука может быть довольно высоким, а для его обработки не требуется особой вычислительной мощности. Обратной стороной этого является большой объем аудиофайлов — в разы больше, чем у MP3.
—
WMA. Формат аудио, в свое время специально созданный для операционной системы Windows. По умолчанию использует сжатие с потерями (хотя есть и
lossless-разновидность WMA-кодека). WMA особенно удобен для работы на низких битрейтах, при таких условиях он обеспечивает лучшее качество, чем MP3, и занимает меньше места. С другой стороны, в высококачественном цифровом звуке данный формат знач
...ительно менее популярен.
— AAC. Формат, разработанный как потенциальный наследник MP3. Также обеспечивает сжатие с потерями (см. выше), однако позволяет добиться лучшего качества при том же размере файла; эта разница особенно заметна на низких битрейтах. Активно продвигается компанией Apple в плеерах iPod; тем не менее, заметно уступает MP3 по распространенности, хотя поддерживается немалым количеством плееров.
— OGG. Формат цифрового звука, предполагающий сжатие с потерями, одна из потенциальных альтернатив MP3. Одной из ключевых особенностей OGG является то, что при кодировке звука битрейт постоянно изменяется; при этом на фрагментах, где звука нет, битрейт падает практически до нуля (в отличие от MP3, где поток данных идет постоянно, в том числе на участках полной тишины). Благодаря этому удается добиться небольших размеров файла при сохранении качества звука. Также отметим, что формат OGG является открытым и не ограничивается патентами.
— FLAC. Один из форматов, использующих сжатие звука без потерь качества (lossless). При таком сжатии сохраняются все детали оригинального звучания, поэтому lossless-форматы особенно ценятся искушенными меломанами и аудиофилами. Обратной стороной этого качества являются крупные объемы файлов. Конкретно FLAC является едва ли не самым распространенных из современных lossless-форматов. Во многом это связано с тем, что данный стандарт не особенно требователен к вычислительной мощности проигрывателя. Благодаря этому его поддержку можно реализовать даже в сравнительно простых и недорогих плеерах (в отличие от другого популярного формата — APE, см. ниже). С другой стороны, файлы FLAC получаются более объемными, чем APE.
— APE. Один из популярных форматов сжатия звука без потерь (lossless). По сравнению с другим распространенным стандартом — FLAC (см. выше) — APE позволяет добиться меньших размеров файла при том же качестве. С другой стороны, для проигрывания таких файлов необходима электроника с довольно высокой вычислительной мощностью, поэтому в компактных плеерах совместимость с APE встречается сравнительно редко.
— DSD. Специфический формат цифрового звука, использующий т. н. сигма-дельта модуляцию (в отличие от импульсно-кодовой, применяемой в большинстве других форматов). Такая модуляция предусматривает очень высокую частоту дискретизации — 2822,4 кГц; однако ее нельзя сравнивать с обычной частотой дискретизации (см. выше): в данном случае речь идет о специфическом формате сигнала. Свойства его таковы, что поддержку DSD можно предусмотреть даже в том случае, если ЦАП плеера формально имеет намного меньшую частоту дискретизации. В целом данный формат считается профессиональным, его поддержка встречается в основном в Hi-Fi моделях (см. «Тип»).
— DXD. Профессиональный аудиоформат, изначально созданный для редактирования файлов DSD (см. выше) — по техническим причинам оригинальный DSD плохо подходит для редактирования. DXD использует разрядность 24 бит (на 8 бит выше, чем в формате Audio CD) и частоту дискретизации 352,8 кГц (в 8 раз выше, чем Audio CD). Как и оригинальный DSD, встречается преимущественно в Hi-Fi-плеерах.
— AIFF. Аудиоформат, разработанный компанией Apple для компьютеров Mac и ноутбуков Macbook; своего рода «яблочный» аналог описанного выше WAV, также в большинстве случаев используется для несжатого аудио.
— Audible. Собственный формат файлов, используемый одноименным онлайн-магазином аудиокниг. Одной из особенностей данного формата является то, что воспроизведение файла доступно только при условии ввода логина и пароля для онлайн-магазина Audible; таким образом, поддержка этого стандарта обычно означает наличие клиентской программы для доступа к магазину.
Данный список не является исчерпывающим, в современных плеерах (особенно топовой категории) могут поддерживаться и другие типы аудиофайлов.Прочие форматы
Не-звуковые форматы файлов, с которыми способен работать плеер.
—AVI. Один из самых популярных форматов видеофайлов в наше время, применяется как в портативных устройствах, так и в стационарной видеотехнике. Технически является контейнером, то есть может содержать данные, обработанные разными кодеками; для воспроизведения требуется, чтобы устройство поддерживало не только формат AVI, но и соответствующий кодек.
— MP4. Видеофайлы, использующие контейнер MPEG-4. MP4 в свое время был одним из самых популярных форматов для портативных плееров, именно этот формат обычно подразумевают, когда говорят о «конвертированном видео» для медиаплеера или смартфона.
— MPEG-4. Еще одно название для описанного выше MP4.
— MKV. Контейнер для видео, созданный как открытая альтернатива описанному выше AVI и подобным стандартам. Очень удобен при создании видеофайлов с несколькими встроенными потоками видео, аудио и/или субтитров, благодаря чему широко распространен и продолжает развиваться.
— MOV. Формат видеофайла (контейнера), изначлаьно разработанный Apple для программных плееров QuickTime
— ASF. Фирменный формат компании Microsoft, специально разработанный для работы с потоковым контентом.
— SWF. Формат, в котором записываются анимационные ролики на основе технологии flash.
— JPEG. Один из самых популярных современных форматов графических ф...айлов, является стандартом для цифровой фотографии. Отметим, что поддержка графики, в т.ч. JPEG, может предусматриваться даже в плеерах с очень миниатюрными экранами — для отображения обложек альбомов.
— PNG. Популярный формат графических файлов. В частности, распространен в Интернете — благодаря возможности достигать неплохого качества при небольших размерах файла.
— GIF. Еще один популярный формат графических файлов. Примечателен возможностью создания анимированных картинок.
— BMP. Один из распространенных графических форматов. Впрочем, из-за довольно крупных объемов файлов встречается реже вышеописанных стандартов.
— TXT. Файлы типа «только текст», без форматирования (кроме абзацев). Поддержка этого формата может предусматриваться даже в плеерах с очень небольшими экранами — для просмотра текстов песен.
Данный список не является исчерпывающим, в современных компактных плеерах могут поддерживаться и другие форматы файлов.