Регулируемая подножка
Возможность
изменять положение подножки, на которую опираются ноги находящегося в коляске ребенка.
Подобная возможность менять встречается в некоторых прогулочных колясках, трансформерах и прогулочных блоках универсальных колясок (см. «Конструкция»). Сама подножка представляет собой наклонную поверхность, прикрепленную к переднему краю сидения. А регулируемыми называют подножки, в которых можно изменять угол наклона; во многих моделях такую опору даже можно установить горизонтально. Это позволяет в разных ситуациях выбирать положение, наиболее удобное для ног малыша.
Крепление по ходу/против движения
В колясках с этой функцией сидячее место — прогулочный блок — можно закрепить в одном из
двух положений, на выбор: лицом к родителю (против хода движения) или лицом от родителя (по ходу). Каждый вариант имеет свои преимущества: в первом случае малыш может видеть знакомое лицо и меньше нервничает, а при расположении по ходу движения ему удобнее рассматривать окружающий мир.
Смотровое окно
Окошко из прозрачного или полупрозрачного материала, встроенное в капюшон, который прикрывает люльку или прогулочный блок. В варианте с прогулочным блоком
смотровое окно обычно располагается таким образом, чтобы родитель мог видеть малыша прямо во время движения, не отвлекаясь от управления коляской. В люльках родитель может увидеть ребенка через окошко, подойдя к коляске со стороны капюшона (то есть с противоположной стороны от ручки), реже встречаются реализации с окошком в передней полусфере капюшона. Кроме того, лежащему в люльке малышу через окно обычно виден окружающий мир (прежде всего — небо над коляской). Смотровое окошко может быть выполнено в виде клеенки или ячеистой москитной сетки, сквозь отверстия которой свободно проникает воздух, но задерживаются насекомые и поднятый ветром мелкий мусор.
Точек опоры
Количество точек опоры, предусмотренное в коляске — проще говоря, количество отдельных колес (одиночных или спаренных), на которое она опирается. В наше время выпускаются такие коляски:
—
Трехколесные. В таких моделях одно колесо обычно находится спереди и два — сзади. Одно из преимуществ этой конструкции заключается в том, что даже на неровной поверхности все колеса будут иметь контакт с опорой, ни одно из них не будет провисать, и коляска будет стоять стабильно, не шатаясь. Кроме того, трехколесные модели легче и дешевле аналогичных четырехколесных. В то же время они хуже противостоят опрокидыванию набок, да и в целом несколько менее надежны и долговечны. Поэтому подобных колясок выпускается сравнительно немного.
—
Четырехколесные. Традиционные 4 колеса — два спереди, два сзади. Такая конструкция является более практичной, надежной и устойчивой к опрокидыванию, чем трехколесная, поэтому используется в большинстве современных колясок. Правда, она несколько дороже и тяжелее, однако эти моменты в целом перевешиваются преимуществами.
—
Шестиколесные. Вариант, встречающийся среди колясок
для двойни, в которых сиденья установлены бок о бок. Традиционные 4 колеса в таких моделях дополнены еще двумя колесами, которые располагаются между сидениями; эти колеса обеспечивают дополнительную опору, не позволяя конструкции про
...седать под весом детей.
— Пятиколесные. Очень редкий и специфический вариант, также встречающийся среди колясок для двойни. По сути, такие модели представляют собой упрощенный вариант описанных выше шестиколесных: спереди в подобной коляске предусматривается три колеса (по краям и посредине), а сзади — только два (по краям). Это позволяет несколько уменьшить вес и стоимость, однако также снижает надежность; именно поэтому пятиколесные модели не получили распространения.Тип ручки
—
Цельная (сплошная). Ручка в форме буквы «П» (или похожей формы), представляющая собой своего рода рамку. При удержании двумя руками несколько менее удобна, чем рожковая, однако за такую ручку можно с комфортом держаться и одной рукой.
— Рожковая (двойная).
Пара отдельных ручек, не имеющих перемычки между собой. Сами ручки обычно делаются загнутыми, благодаря чему лежащие на них руки родителя располагаются в оптимальном, наиболее удобном положении. В то же время за рожковые ручки желательно держаться двумя руками; управляться с ними одной рукой значительно сложнее, чем с цельной ручкой. Кроме того, отметим, что данный вариант считается наиболее подходящим для прогулочных колясок (см. «Конструкция»), а для колясок с люлькой он подходит слабо.
—
Универсальная. Конструкция, представляющая собой сочетание описанных выше сплошной и рожковой ручки: цельная рамка, дополненная парой выступающих «рогов». Это позволяет родителю выбирать вариант в зависимости от ситуации: к примеру, двумя руками коляску удобнее держать за «рога», а если одну руку нужно освободить — можно взяться за цельную ручку. В то же время такой выбор реально необходим далеко не всем, а сами универсальные ручки сложнее и дороже специализированных, поэтому и встречаются они заметно реже.
—
Руль. Ручка в в
...иде руля может иметь разную конструкцию: в одних моделях это овальная петля, установленная на длинной штанге, в других — своеобразный «штурвал» на рамке над капюшоном. Как бы то ни было, в некоторых моделях такая ручка является именно рулем: она напрямую связана с передними колесами, и при повороте ручки колеса поворачиваются в ту или другую сторону. Это заметно улучшает маневренность, однако усложняет конструкцию и увеличивает ее цену. Впрочем, встречаются и более простые конструкции, где ручка-руль отличается от классических ручек лишь формой. Все эти нюансы стоит уточнять для каждой модели отдельно.Ручной стояночный тормоз
Наличие у коляски
ручного стояночного тормоза.
Любой стояночный тормоз (неважно, ручной или ножной) блокирует колеса коляски, не позволяя ей двигаться. Благодаря этой функции устраняется риск того, что стоящая коляска покатится куда-то сама — например, под уклон, или под действием порыва ветра. Стояночным тормозом оснащаются практически все современные коляски. Чаще всего он ножной (включается и отключается нажатием ноги), но в некоторых моделях предусматривается ручное управление — при помощи рычага или кнопки на ручке. Такой тормоз несколько дороже ножного, однако более удобен: управление находится прямо перед глазами и под рукой родителя.
Комплектация
—
Прогулочный блок. Прогулочным блоком называют место для ребенка, в котором он располагается сидя (в отличие от люльки — см. ниже). В сидячем положении детей возят, начиная с 6 – 8 месяцев — когда малышу уже неинтересно просто лежать в люльке и он способен без проблем сидеть. Прогулочными блоками комплектуются все виды колясок (см. «Конструкция»), кроме классических и трансформеров: первая разновидность по определению использует люльку, вторая — особое приспособление под названием «люлька-прогулка трансформер» (см. ниже).
—
Люлька. Традиционная детская люлька — корзина с высокими бортами, в которой ребенок располагается лежа. Такие корзины предназначаются для детей в первые месяцы жизни — обычно до 8 месяцев, не более; с более старшего возраста имеет смысл использовать прогулочный блок (см. выше). Люльки используются во всех типах колясок, кроме прогулочных и трансформеров (см. «Конструкция») — первая разновидность комплектуется только прогулочными блоками, во второй используются так называемые «люльки-прогулки трансформеры» (см. ниже). Особой разновидностью традиционных люлек являются люльки-переноски (они также описаны ниже).
—
Люлька-переноска. Разновидность люльки (см. выше), созданная в расчете на удобство переноски отдельно от коляски. Для этого в конструкции предусматривается как минимум соответствующая ручка. В то же время что далеко не каждая люль
...ка, имеющая ручку для переноски (см. выше), относится в данную категорию аксессуаров: «переносками» называют только те люльки, которые изначально допускают длительное ношение в руках и имеют различные конструктивные особенности, облегчающие такую транспортировку.
— Люлька-прогулка трансформер. По сути — люлька, которую при необходимости можно превратить в прогулочный блок для сидящего ребенка.
— Автокресло. Специальное кресло для перевозки маленьких детей в автомобилях. Такой аксессуар однозначно необходим с точки зрения безопасности, а во многих странах перевозить детей без автокресел и вовсе запрещено правилами дорожного движения. В комплекте с колясками обычно поставляются автокресла для самых маленьких детей — до 12 месяцев, с весом до до 13 кг; сидение для подросшего малыша все равно придется приобретать отдельно. При этом перед покупкой не помешает уточнить характеристики такого аксессуара — прежде всего способ его крепления в автомобиле.
— Накидка для ног. Накидка, прикрывающая ноги находящегося в коляске ребенка от ветра, холода и непогоды. С этой же целью можно использовать плед или другое «подручное средство», но комплектные накидки удобнее — они надежно крепятся на коляске и не спадают во время движения. А при необходимости внутрь накидки можно поместить тот же плед — для дополнительного утепления. Отметим, что многие коляски, не укомплектованные этим аксессуаром, позволяют докупить его отдельно. Также стоит сказать, что подобный аксессуар применяется в основном с прогулочными блоками (см. выше); в люльках аналогичную функцию выполняет полог, находящийся в районе ног малыша, однако он накидкой не считается.
— Дождевик. Непромокаемая накидка, защищающая находящегося в коляске ребенка от от дождя, снега и сильного ветра. Обычно такая накидка делается из прозрачного материала или имеет прозрачные вставки — чтобы малыш мог видеть окружающий мир, а родитель — следить за самим малышом. Дождевики для колясок продаются и отдельно, но если такой аксессуар входит в комплект — вам не придется переживать о совместимости.
— Москитная сетка. Сетка с мелкими ячейками, которой можно прикрыть сидящего в коляске ребенка. Ячейки пропускают воздух, но задерживают комаров, мошек и других вредных насекомых, а также поднятый ветром мелкий мусор; подобная защита бывает особенно полезна во время вечерних прогулок в теплое время года, а также при выездах на природу.
— Сумка / рюкзак для вещей. Отдельная сумка, которая обычно подвешивается на ручку коляски. В такой сумке можно держать разные полезные мелочи, к которым требуется быстрый доступ: питание, игрушки и гигиенические принадлежности для малыша, документы самого родителя и т. п. В большинстве случаев сумка делается съемной, что обеспечивает дополнительное удобство. Отметим, что для некоторых моделей, изначально не укомплектованных сумкой, такой аксессуар можно докупить отдельно. А отдельные модели оснащены рюкзаком — более удобным вариантом для использования.
— Отделение для покупок. Приспособление в виде корзины или контейнера, установленное внизу коляски — под люлькой или прогулочным блоком. В такое отделение удобно укладывать покупки и другие вещи, к которым не требуется быстрый доступ во время прогулки. При этом в корзину/контейнер помещаются более крупные и тяжелые предметы, чем в сумку для вещей (см. выше); а низкое расположение улучшает устойчивость коляски. Отделение для покупок может иметь как открытое, так и закрытое исполнение. Первый вариант встречается повсеместно, второй — преимущественно в элитных моделях (причем такие коляски могут поставляться с двумя корзинами: открытой и закрытой или в разных цветовых гаммах). Вместимость у закрытого отделения зачастую меньше, зато содержимое в нем надежно спрятано от любопытных посторонних взглядов, защищено от пыли, грязи и влаги. Изготавливаются отсеки для покупок из самых разнообразных материалов: пластика, металлической сетки, ткани и т. п. Мягкие материалы в целом легче, но менее прочны, твердые — надежны, но могут мешать при преодолении бордюров и других препятствий.
— Подстаканник. Подставка на родительской ручке, позволяющая надежно закрепить стакан или бутылочку с питьем — например, молоком для малыша или водой для самого родителя.
— Ремешок на руку. Ремешок на ручке коляски, который родитель может надеть на руку. Благодаря этому снижается риск выпустить коляску: ремешок, скорее всего, удержит её рядом с родителем, даже если полностью разжать руки.
— Муфта для рук. Аксессуар, который может пригодиться при прогулках в холодное время года. Муфта крепится на ручку коляски; при желании в нее можно спрятать руки, чтобы они не мерзли на холоде. При этом конструкция муфты такова, что она не мешает полноценно держаться за ручку и управлять коляской.
— Чехол для коляски. Защитный чехол для хранения коляски и транспортировки ее в «нерабочее» время. Как правило, выполняется из мягких материалов и защищает конструкцию в основном от загрязнений, прямых солнечных лучей, а также от влаги (полностью или частично). А вот защита от механических повреждений получается чисто символической — для этого понадобился бы футляр из твердых материалов. Однако на практике подобная защита требуется крайне редко, а мягкие чехлы имеют небольшой вес и в свернутом виде занимают минимум места (в отличие от тех же футляров). Именно поэтому наибольшей популярностью в колясках пользуется именно данный вариант. При этом комплектный чехол, как правило, намного более удобен, практичен и надежен, чем импровизированная упаковка.Ширина шасси
Расстояние между боковыми колесами коляски; этот размер обычно соответствует общей ширине конструкции. Если спереди и сзади ширина разная, то указывается наибольшее расстояние — обычно по задним колесам; по этим же колесам измеряется ширина в трехколесных моделях.
В целом чем шире шасси — тем более устойчива коляска, тем труднее опрокинуть ее набок. С другой стороны, большая ширина может создать проблемы в стесненных условиях — узких коридорах и дверных проемах, лифтах и т. п. Самые узкие современные коляски имеют ширину
до 45 см, самые широкие —
более 70 см (это преимущественно модели для двойни или для тройни, где два места располагаются бок-о-бок). Модели на
46 – 50 см также считаются довольно узкими, ширину в
51 – 55 см можно назвать небольшой,
56 – 60 см — средней,
61 – 65 см — больше средней,
65 – 70 см — большой.
Размеры люльки (ДхШ)
Размеры люльки, штатно поставляемой в комплекте.
Отчасти здесь работает правило «чем больше, тем лучше»: крупная люлька дает хороший запас на период роста ребенка, зимой в нее можно уложить малыша, одетого в толстую теплую одежду, а летом дополнительное пространство в люльке обеспечивает хорошую вентиляцию. С другой стороны, большие люльки более громоздки, весят больше и стоят дороже.