Казахстан
Каталог   /   Мобильные и связь   /   Мобильные и аксессуары   /   Мобильные телефоны

Сравнение Nokia 3310 2017 Dual Sim 0 Б vs Nokia 230 1 SIM

Добавить в сравнение
Nokia 3310 2017 Dual Sim 0 Б
Nokia 230 1 SIM
Nokia 3310 2017 Dual Sim 0 БNokia 230 1 SIM
Сравнить цены 3
от 32 544 тг.
Товар устарел
Отзывы
ТОП продавцы
Главное
Поддержка двух SIM-карт и возможность расширения памяти. Сверхдлительная автономность. Ностальгический дизайн.
Фронтальная камера с LED-вспышкой. Предустановленные клиенты Twitter, Facebook и Skype GroupMe. Алюминиевая задняя крышка. Ёмкая батарея на 1200 мАч с автономностью до 52 ч в режиме плеера.
Дисплей
Основной дисплей
2.4 "
320x240
167 ppi
2.8 "
320x240
143 ppi
Аппаратная часть
Операционная системапроприетарнаяпроприетарная
Слот для карт памятиmicroSDmicroSD
Макс. объем карты32 ГБ32 ГБ
Основная камера
Основной объектив
2 МП
2 МП
Вспышка
Фронтальная камера
Основной селфи-объектив
2 МП /+ вспышка/
Коммуникация и порты
Связь
GSM
GSM
Количество SIM2 SIM
Коммуникации
Bluetooth
Bluetooth v 3.0
Порты подключения
microUSB
mini-Jack (3.5 мм)
microUSB /v1.1/
mini-Jack (3.5 мм)
Функции и навигация
Функции и возможности
FM-приемник
FM-приемник
Питание
Емкость батареи1200 мАч1200 мАч
Съемная батарея
Общее
Материал рамки/крышкипластик/пластик
пластик /задняя крышка из металла/
Размеры (ВхШхТ)115.6х51х12.8 мм124.6х53.4х10.9 мм
Вес70 г92 г
Цвет корпуса
Дата добавления на E-Katalogфевраль 2017ноябрь 2015

Основной дисплей

Характеристики основного (а чаще всего — и единственного) дисплея, установленного в аппарате.

Помимо основных свойств — таких, как диагональ, разрешение (по нему экраны условно делятся на HD, Full HD, 2K и более), тип матрицы (чаще всего IPS, OLED, AMOLED, Super AMOLED, Dynamic AMOLED,), в данном списке могут указываться и более специфические особенности. Среди них — форма поверхности (плоская или изогнутая), наличие и версия покрытия Gorilla Glass (включая топовые v6 и Victus), поддержка HDR и частота развертки (частота выше 60 Гц считается высокой, а именно частота 90 Гц, 120 Гц и 144 Гц). Вот более детальное описание характеристик, актуальных для современных дисплеев:

— Диагональ. Традиционно диагональ экрана указывается в дюймах. Более крупный дисплей удобнее в использовании: на нем помещается больше информации, а само изо...бражение лучше читается. Обратной стороной увеличения диагонали является увеличение габаритов устройства. На сегодня маленькими считаются смартфоны с экранами 5" и меньше. 5.6 – 6" и до 6.5" — это уже средний формат. Также немало современных моделей имеет размер 6.5". Классическим телефонам без сенсорных дисплеев крупная диагональ не требуется — в них она обычно не превышает 3".

— Разрешение. Разрешение экрана указывается исходя из его размеров по вертикали и горизонтали в точках (пикселях). Чем больше эти размеры (при той же диагонали) — тем более детализированной и сглаженной выглядит картинка и тем менее на ней заметны отдельные пиксели. С другой же стороны, увеличение разрешения повышает как стоимость самого дисплея, так и требования к аппаратной части телефона. Также стоит отметить, что одно и то же разрешение на экранах разного размера смотрится по разному; так что при оценке детализации стоит учитывать не только данный параметр, но и число PPI (см. ниже).

— PPI. Плотность точек (пикселей) на экране аппарата. Указывается по числу точек на дюйм (points per inch) — количеству пикселей на каждый горизонтальный или вертикальный отрезок в 1". Этот показатель зависит одновременно от диагонали и разрешения, однако в итоге именно число PPI определяет, насколько сглаженным и детализированным получается изображение на дисплее. Для сравнения отметим, что на расстоянии около 25 – 30 см от глаз плотность в 300 PPI и более делает отдельные пиксели практически незаметными для человека с нормальным зрением, картинка воспринимается как целостная; на бОльших расстояниях подобный эффект заметен и при меньшей плотности точек.

— Тип матрицы. Технология, по которой выполнена матрица экрана. Этот параметр указывается только для относительно продвинутых дисплеев, превосходящих по характеристикам простейшие ЖК-экраны кнопочных телефонов. Наибольшее распространение в наше время получили такие типы матриц:
  • IPS. Наиболее популярная технология для экранов современных смартфонов. Обеспечивает весьма достойное качество изображения, углы обзора и скорость отклика, хотя и нескольку уступает по этим параметрам многим более продвинутым вариантам (см. ниже). С другой стороны, IPS имеет и немаловажные преимущества: долговечность, равномерный износ, а также довольно невысокую стоимость. Благодаря этому подобные экраны можно встретить во всех категориях смартфонов — от бюджетных до топовых.
  • AMOLED. Технология матриц на основе органических светодиодов (OLED), разработанная компанией Samsung. Одним из ключевых отличий таких матриц от более традиционных дисплеев является то, что они не требуют внешней подсветки: каждый пиксель сам по себе является источником света. Из-за этого энергопотребление такого экрана зависит от особенностей отображаемого изображения, однако в целом оно получается довольно невысоким. Кроме того, AMOLED-матрицы отличаются широкими углами обзора, отличными показателями яркости и контрастности, высоким качеством цветопередачи и небольшим временем отклика. Благодаря этому подобные экраны продолжают применяться в современных смартфонах, несмотря на появление более продвинутых технологий; их можно встретить даже в моделях топового сегмента. Главным недостатком данной технологии являются относительно высокая стоимость и неравномерный износ пикселей: точки, которые дольше и чаще работают на высокой яркости, выгорают быстрее. Впрочем, обычно этот эффект становится заметен лишь спустя несколько лет интенсивного использования — срок, сравнимый с эксплуатационным ресурсом самого смартфона.
  • AMOLED (LTPO). Продвинутая разновидность AMOLED-панелей с возможностью динамической подстройки частоты обновления в зависимости от выполняемых задач. Аббревиатура LTPO (Low Temperature Polycrystalline Oxid) расшифровывается как «низкотемпературный поликристаллический оксид». За этим термином стоит комбинация традиционной технологии LTPS и тонкого слоя оксидной пленки TFT с добавлением гибридно-оксидного поликристаллического кремния для управления цепями переключения развертки. Панели AMOLED (LTPO) на порядок снижают уровень энергопотребления гаджета. Так, при выполнении активных действий экран устройства использует максимальную или высокую частоту обновления, а во время просмотра картинок или чтения текста дисплей снижает показатель до минимума.
  • Super AMOLED. Улучшенная версия описанной выше технологии AMOLED Одним из ключевых усовершенствований стало то, что в экранах Super AMOLED нет прослойки воздуха между сенсорным слоем и расположенным под ним дисплеем. Это позволило еще более повысить яркость и качество картинки, увеличить скорость и надежность срабатывания сенсора и одновременно снизить энергопотребление. Недостатки у таких матриц те же, что и у оригинальных AMOLED. В целом они получили довольно широкое распространение; большинство смартфонов с подобными экранами относятся к средней и топовой категории, однако встречаются и бюджетные модели.
  • OLED. Различные типы матриц, основанные на использовании органических светодиодов; по сути — аналоги AMOLED и Super AMOLED, выпускаемые не Samsung, а другими компаниями. Конкретные особенности таких экранов могут быть разными, однако в большинстве своем они, с одной стороны, дороже популярных IPS, с другой — обеспечивают более высокое качество изображения (включая яркость, контрастность, углы обзора и достоверность цветопередачи), а также потребляют меньше энергии и имеют небольшую толщину. Главные недостатки OLED-экранов — высокая цена (которая, впрочем, постоянно снижается по мере развития и совершенствования технологии), а также подверженность органических пикселей выгоранию при длительной трансляции статичных изображений или картинки со статичными элементами (панель уведомлений, экранные кнопки и т.п.).
  • OLED (полимерный). Экраны на органических светодиодах (OLED), в которых для основы используется не стекло, а прозрачный полимерный материал. Подчеркнем, что речь идет именно об основе матрицы; сверху она прикрывается таким же стеклом, как и в других типах экранов. Как бы то ни было, подобная конструкция дает ряд преимуществ по сравнению с традиционными «стеклянными» матрицами: она обеспечивает дополнительную стойкость к ударам и отлично подходит для создания изогнутых дисплеев. С другой стороны, по оптическим свойствам пластик все же не дотягивает до стекла; так что экраны данного типа по качеству изображения нередко уступают своим «ровесникам», выполненным по традиционной OLED-технологии, а при схожем качестве картинки — стоят заметно дороже.
  • OLED (LTPO). OLED-матрицы с адаптивной частотой обновления, изменяемой в широком диапазоне исходя из выполняемых задач. В играх экраны с LTPO-технологией автоматически поднимают частоту развертки до максимальных значений, при просмотре статичных изображений — снижают ее вплоть до минимума (от 1 Гц). В существе технологии лежит традиционная LTPS-подложка с тонкой оксидной пленкой TFT поверх основания тонкопленочных транзисторов. Возможность контроля потоков электронов обеспечивает динамическое управление частотой обновления. Конкурентным преимуществом OLED (LTPO) можно назвать сниженное энергопотребление.
Помимо этого, экраны в современных смартфонах могут выполняться по таким технологиям:
  • PLS. Вариация технологии IPS, созданная компанией Samsung. По некоторым показателям — в частности, яркости, контрастности и углам обзора — превосходит оригинал, при этом обходится дешевле в производстве и позволяет создавать гибкие дисплеи. Впрочем, по ряду причин особой популярностью не пользуется.
  • Super AMOLED Plus. Дальнейшее развитие описанной выше технологии Super AMOLED. Позволяет создавать еще более яркие, контрастные и в то же время тонкие и энергоэффективные экраны. Впрочем, чаще всего такие экраны в наше время обозначаются просто как «Super AMOLED», без приставки «Plus».
  • Dynamic AMOLED. Еще одно усовершенствование AMOLED, представленное в 2019 году. Основными особенностями таких матриц являются увеличенная яркость без значительного роста энергопотребления, а также 100 % охват цветового пространства DCI-P3 и совместимость с HDR10+; последние два момента, в частности, позволяют максимально качественно воспроизводить на таких экранах современное высокобюджетное кино. Главный недостаток Dynamic AMOLED традиционен — высокая цена; так что встречаются такие матрицы в основном в топовых моделях.
  • Super Clear TFT. Совместная разработка Samsung и Sony, которая появилась как вынужденная альтернатива Super AMOLED-матрицам (спрос на них одно время значительно превышал возможности по производству). Правда, качество изображения у Super Clear TFT несколько ниже — зато и в производстве такие матрицы заметно проще и дешевле, а по характеристикам они все же превосходят большинство IPS-экранов. Впрочем, в наше время данная технология встречается редко, уступая позиции AMOLED в разных версиях.
  • Super LCD. Еще одна альтернатива различным видам технологии AMOLED; применяется преимущественно в смартфонах HTC. Аналогично Super AMOLED, в таких экранах нет лишней воздушной прослойки, что положительно сказывается как на качестве изображения, так и на четкости срабатываний сенсора. Заметным достоинством Super LCD является хорошая энергоэффективность, особенно при отображении яркого белого цвета; а вот по общей насыщенности цветов (включая черный) данная технология заметно уступает AMOLED.
  • LTPS. Продвинутая разновидность TFT-матриц, созданная на основе т.н. низкотемпературного поликристаллического кремния. Позволяет без особых трудностей создавать экраны с очень высокой плотностью пикселей (более 500 PPI — см. выше), добиваясь высоких разрешений даже при небольшой диагонали. Кроме того, часть управляющей электроники можно встроить прямо в матрицу, уменьшив общую толщину дисплея. Главным недостатком LTPS является сравнительно высокая стоимость, однако в наше время такие экраны можно встретить даже в бюджетных смартфонах.
  • S-PureLED. Технология, созданная компанией Sharp и применяемая преимущественно в ее смартфонах. Собственно, технология самих матриц в данном случае носит название S-CG Silicon TFT, а S-PureLED — это название специального слоя, применяемого для повышения прозрачности. S-CG Silicon TFT позиционируется создателями как модификация описанной выше технологии LTPS, позволяющая еще более увеличить разрешение дисплея и в то же время встроить в него больше управляющей электроники (вплоть до целого «процессора на стекле») без увеличения толщины. Разумеется, и стоят такие экраны недешево.
  • E-Ink. Матрицы на основе так называемых «электронных чернил» — технологии, распространенной прежде всего в электронных книгах. Главная особенность такого экрана заключается в том, что при его работе энергия тратится только на изменение изображения; неподвижная картинка питания не требует и может оставаться на дисплее даже при полном отсутствии энергии. Кроме того, по умолчанию E-Ink матрицы не светятся сами, а отражают наружный свет — так что собственная подсветка для них не обязательна (хотя она может предусматриваться для работы в сумерках и темноте). Все это обеспечивает солидную экономию энергии; а для некоторых пользователей такие экраны чисто субъективно более комфортны и менее утомительны, чем традиционные матрицы. С другой стороны, технология E-Ink имеет и серьезные недостатки — это прежде всего большое время отклика, а также сложность и дороговизна цветных дисплеев в сочетании с низким качеством цветопередачи на них. В свете этого в смартфонах такие матрицы являются очень редким и экзотическим вариантом.
— Частота развертки. Максимальная частота обновления дисплея, иными словами — наибольшая частота кадров, которую он способен эффективно воспроизвести. Чем выше этот показатель — тем более плавным и сглаженным получается изображение, тем меньше заметны «эффект слайдшоу» и размытие предметов при движении на экране. В то же время стоит учитывать, что частота обновления в 60 Гц, поддерживаемая практически любым современным смартфоном, вполне достаточна для большинства задач; даже видеоролики высокого разрешения в наше время почти не используют большую частоту кадров. Поэтому частота развертки в нашем каталоге специально уточняется в основном для экранов, способных выдать более 60 Гц (в некоторых моделях — до 240 Гц). Такая высокая частота может пригодиться в играх и некоторых других задачах, также она улучшает общие впечатления от интерфейса ОС и приложений — движущиеся элементы в таких интерфейсах перемещаются максимально плавно и без смазывания.

— HDR. Технология, позволяющая расширить динамический диапазон экрана. В данном случае подразумевается диапазон яркости — проще говоря, наличие HDR позволяет экрану отображать более яркий белый и более темный черный цвет, чем на дисплеях без поддержки этой технологии. На практике это дает заметное повышение качества картинки: улучшается насыщенность и достоверность передачи различных цветов, а детали на очень светлых или очень темных участках кадра не «тонут» в белом или черном цвете. Однако все эти преимущества становятся заметны лишь при условии, что воспроизводимый контент изначально записан в HDR. В наше время применяется несколько разновидностей данной технологии, вот их особенности:
  • HDR10. Исторически первый из потребительских HDR-форматов, чрезвычайно популярный и в наши дни: в частности, поддерживается практически всеми стриминговыми сервисами с HDR-контентом и стандартно применяется для такого контента на дисках Blu-ray. Обеспечивает глубину цвета в 10 бит (более миллиарда оттенков). При этом на аппаратах с этой технологией можно воспроизводить и контент формата HDR10+ (см. ниже) — разве что его качество будет ограничиваться возможностями оригинального HDR10.
  • HDR10+. Усовершенствованная версия HDR10. При той же глубине цвета (10 бит) использует так называемые динамические метаданные, позволяющие передавать информацию о глубине цвета не только для групп из нескольких кадров, но и для отдельно взятых кадров. Благодаря этому достигается дополнительное улучшение цветопередачи.
  • Dolby Vision. Продвинутый стандарт, используемый, в частности, в профессиональном кинематографе. Позволяет добиться глубины цвета в 12 бит (почти 69 млрд оттенков), использует упомянутые выше динамические метаданные, к тому же дает возможность передавать в одном видеопотоке сразу два варианта изображения — HDR и обычное (SDR). При этом Dolby Vision основан на той же технологии, что и HDR10, поэтому в современной электронике данный формат нередко сочетается с HDR10 или HDR10+.


Поддержка DC Dimming. Дословно с английского Direct Current Dimming переводится как затемнение постоянным током. Эта технология призвана минимизировать мерцание в OLED и AMOLED-экранах, что, в свою очередь, снижает нагрузку на зрительный аппарат пользователя и бережет зрение. «Немерцающий» эффект достигается посредством прямого управления яркостью светодиодов системы подсветки путем изменения величины подаваемого на них напряжения. За счет этого и обеспечивается уменьшение интенсивности свечения экрана.

— Изогнутый экран. Экран, имеющий загнутые края, на которые заходит отображаемое изображение. Иными словами, изогнутым в данном случае является не только стекло, но и часть активной матрицы. Дисплеи, в которых изгиб имеют оба края, иногда обозначают также термином «2.5D-стекло»; также встречаются аппараты, где экран загнут только с одной стороны. В любом случае данная особенность придает смартфону интересный внешний вид и улучшает видимость изображения с некоторых ракурсов, однако заметно сказывается на стоимости и может создавать неудобства при удержании (особенно без чехла). Так что перед покупкой модели с таким оснащением в идеале стоит подержать аппарат в руке и убедиться, что он достаточно удобен.

— Стекло Gorilla Glass. Специальное высокопрочное стекло, используемое в качестве покрытия дисплея. Характеризуется выносливостью и стойкостью к царапинам, во много раз превосходит обычное стекло по этим показателям. Широко применяется в смартфонах, где крупные размеры экранов выдвигают повышенные требования к надежности покрытия. В современных телефонах могут встречаться разные версии этого стекла, вот особенности разных вариантов:
  • Gorilla Glass v3. Наиболее старая из актуальных на сегодня версий — выпущена в 2013 году; сейчас встречается в основном среди недорогих или устаревших устройств. Тем не менее, у этого покрытия есть и несомненные достоинства: это первое поколение Gorilla Glass, где создатели сделали заметный акцент на стойкости к царапинам от ключей, монет и других предметов, с которыми телефон может «столкнуться» в кармане или сумке. По этому показателю версия v3 оставалась непревзойденной аж до выпуска Gorilla Glass Victus в 2020 году.
  • Gorilla Glass v4. Версия, вышедшая в 2014 году. Ключевой особенностью стало то, что при разработке этого покрытия основное внимание было уделено стойкости к ударам (тогда как предыдущие поколения делали упор в основном на сопротивление царапинам). В итоге стекло получилось вдвое прочнее, чем в версии 3, притом что его толщина составляет всего 0,4 мм. Но вот стойкость к царапинам, по сравнению с предшественником, несколько снизилась.
  • Gorilla Glass v5. Усовершенствование «гориллы» выпущенное в 2016 году и направленное на дальнейшее повышение стойкости к ударам. Согласно данным разработчиков, стекло версии v5 получилось в 1,8 раза прочнее предшественника, оно оставалось целым в 80 % падений с высоты в 1,6 м «лицом вниз» на шероховатую поверхность (а гарантированная ударостойкость составляет 1,2 м). Также несколько улучшилась стойкость к царапинам, однако до показателей v3 этот материал все равно не дотягивает.
  • Gorilla Glass v6. Версия, представленная в 2018 году. Для этого покрытия заявлено повышение прочности в 2 раза по сравнению с предшественниками, а также способность переносить многократные падения на жесткую поверхность (при испытаниях стекло v6 успешно перенесло 15 падений с высоты 1 м). Максимальная высота падения (однократного) с гарантированным сохранением целостности заявлена на уровне 1,6 м. Устойчивость к царапинам улучшений практически не получила.
  • Gorilla Glass 7. Первоначальное название для Gorilla Glass Victus — см. ниже.
  • Gorilla Glass Victus. «Наследник» Gorilla Glass 6, выпущенный летом 2020 года. В этом покрытии создатели уделили внимание не только повышению общей прочности, но и улучшению стойкости к царапинам. По последнему показателю Victus превосходит даже версию v3, не говоря уже о более чувствительных материалах (а по сравнению с v6 заявлено повышение стойкости к царапинам в два раза). Что касается прочности, то она позволяет гарантированно переносить однократные падения с высоты до 2 м, а также до 20 последовательных падений с высоты в 1 м.

Основной селфи-объектив

Разрешение основного объектива фронтальной камеры, установленной в телефоне. Для моделей с несколькими объективами (см. «Фронтальная камера» — «Кол-во объективов») основным считается «глазок», отвечающий за основную часть съемки и не имеющий ярко выраженной специализации (вспомогательный, сверхширокоугольный и т. п.).

Изначально фронтальные камеры предназначались для видеосвязи, однако в наше время основной, а для многих пользователей — фактически единственной их функцией является все же съемка селфи. Поэтому хотя разрешение таких камер в целом ниже, чем у основных, однако среди них тоже встречаются весьма солидные показатели — 8 МП, 13 МП, а в специализированных «селфи-смартфонах» — 16 МП, 20 МП, 24 МП, 32 МП и выше. Более низкие значения — 5 МП, а также 2 МП — характерны преимущественно для бюджетных и откровенно устаревших аппаратов.

Также стоит напомнить, что разрешение матрицы само по себе определяет только детализацию снимков и не влияет на общее качество съемки; с другой стороны, большее число мегапикселей нередко означает более продвинутую камеру, с рядом технических решений, призванных обеспечить высокое качество снимков. Поэтому, с одной стороны, любителям качественных селфи им...еет смысл искать фронтальные модули с разрешением повыше; с другой стороны, камеры с одинаковым разрешением могут заметно различаться по итоговому качеству материалов. Так что если возможности по съемке селфи имеют для вас решающее значение — стоит смотреть не только на число мегапикселей, но и на фактические примеры снимков с той или иной камеры (например, в обзорах).

Количество SIM

Количество и типы сменных карт (SIM, карты памяти), которое можно установить в телефон. В нашем каталоге данный параметр уточняется только для аппаратов, допускающих установку более чем одной «симки» — чаще всего речь идет о 2 SIM-картах, однако можно встретить устройства с тремя и даже четырьмя соответствующими слотами.

Изначально смысл подобного функционала заключается в том, чтобы на одном аппарате можно было использовать несколько телефонных номеров. Таким образом можно, к примеру, объединить в одном устройстве личный и рабочий номер, отдельные пакеты для звонков и Интернета и т. п. Однако стоит иметь в виду, что в современных аппаратах (особенно смартфонах) нередко предусматривается комбинированная конструкция «SIM + SIM/карта памяти»: один из слотов предназначается только для SIM, второй может использоваться и для «симки», и для карты памяти типа microSD или Nano Memory (см. «Слот для карт памяти»). При этом отдельное гнездо под карту памяти в устройстве отсутствует, так что пользователю приходится выбирать — либо второй номер, либо дополнительное хранилище данных. Поэтому если вы хотите одновременно использовать и 2 SIM-карты, и карту памяти — стоит обратить внимание на модели, где такая возможность прямо заявлена.

Также стоит учитывать, что отдельные слоты могут...различаться по типу совместимых SIM-карт; подробнее см. ниже.

Коммуникации

Виды коммуникаций, поддерживаемые аппаратом помимо мобильных сетей.

Данный список включает два вида характеристик. Первый — это непосредственно технологии связи: Wi-Fi (включая продвинутые стандарты Wi-Fi 5 (802.11ac) , Wi-Fi 6 (802.11ax), Wi-Fi 6E (802.11ax), Wi-Fi 7 (802.11be)), Bluetooth (в том числе поколение Bluetooth v 5 в виде версии 5.0, 5.1, 5.2, 5.3, 5.4 и спецификация 6.0), NFC, спутниковая связь. Вторая разновидность — дополнительные функции, реализуемые через тот или иной стандарт связи: это прежде всего поддержка aptX (в том числе aptX HD, aptX Adaptive и aptX Lossless) и даже встроенная рация. Вот более подробное описание каждой из этих характеристик:

— Wi-Fi 4 (802.11n). Wi-Fi — технология беспроводной связи, которая в современных телефонах может применяться как для выхода в Интернет через беспроводные точки доступа, так и для прямой связи...с другими устройствами (в частности, фотокамерами и дронами). Wi-Fi является обязательным для смартфонов, а вот в традиционных телефонах встречается крайне редко. Конкретно же Wi-Fi 4 (802.11n) обеспечивает скорость передачи данных до 600 Мбит/с и использует сразу два частотных диапазона — 2,4 ГГц и 5 ГГц, благодаря чему совместим и с более ранними стандартами 802.11 b/g, и с более новым Wi-Fi 5 (см. ниже). Wi-Fi 4 по современным меркам считается сравнительно скромным стандартом, однако для большинства задач его все равно вполне достаточно.

— Wi-Fi 5 (802.11ac). Стандарт Wi-Fi (см. выше), являющийся наследником Wi-Fi 4. В теории поддерживает скорости до 6,77 Гбит/с, а также использует диапазон 5 ГГц — он менее загружен посторонними сигналами и более помехоустойчив, чем традиционный 2,4 ГГц. В целях совместимости в смартфоне с модулем Wi-Fi 5 может предусматриваться поддержка и более ранних стандартов, однако этот момент не помешает уточнить отдельно.

— WiGig (802.11ad). Дальнейшее, после Wi-Fi 5, развитие стандартов Wi-Fi, отличающееся прежде всего использованием диапазона 60 ГГц. По максимальной скорости фактически не отличается от Wi-Fi 5, однако более высокая частота увеличивает пропускную способность канала, благодаря чему при одновременной связи нескольких гаджетов с одним общим устройством (например, роутером) скорость связи падает не так сильно, как в более ранних стандартах. С другой стороны, сигнал 802.11ad почти не способен проходить сквозь стены; производители используют различные ухищрения для компенсации этого недостатка, однако наилучшее качество связи все равно достигается лишь при прямой видимости. Оборудования под стандарт WiGig пока выпускается сравнительно мало, а с более ранними версиями Wi-Fi он не совместим; поэтому в смартфонах обычно предусматривается поддержка и других стандартов.

— Wi-Fi 6 (802.11ax). Стандарт, разработанный как непосредственное развитие и усовершенствование Wi-Fi 5. Использует диапазоны от 1 до 7 ГГц — то есть способен работать и на стандартных частотах 2,4 ГГц и 5 ГГц (в том числе с оборудованием более ранних стандартов), и в других полосах частот. Максимальная скорость передачи данных увеличилась до 10 Гбит/с, однако основным преимуществом Wi-Fi 6 стало даже не это, а дальнейшая оптимизация одновременной работы нескольких устройств на одном канале (улучшение технических решений, примененных в Wi-Fi 5 и WiGig). Благодаря этому Wi-Fi 6 дает наименьшее из современных стандартов падение скорости при загруженном канале.

— Wi-Fi 6E (802.11ax). Стандарт Wi-Fi 6E носит техническое название 802.11ax. Но в отличие от базового Wi-Fi 6 (подробнее см. соответствующий пункт), который именуется аналогичным образом, в нём предусматривается работа в незагруженном диапазоне 6 ГГц. В целом же стандарт использует 14 различных диапазонов частот, предлагая высокую пропускную способность в наиболее людных местах со множеством активных подключений. И он обратно совместим с предыдущими версиями.

— Wi-Fi 7 (802.11be). Технология, как и предшествующая Wi-Fi 6E, способна работать в трех частотных диапазонах: 2.4 ГГц, 5 ГГц и 6 ГГц. При этом максимальную ширину полосы пропускания в Wi-Fi 7 нарастили со 160 МГц до 320 МГц — чем шире канал, тем больше данных он может передать. В стандарте IEEE 802.11be используется модуляция 4096-QAM, что тоже позволяет вмещать больше символов в единице передачи данных. Из Wi-Fi 7 можно выжать максимальную теоретическую скорость обмена информацией до 46 Гбит/с. В контексте применения беспроводного подключения для стриминга и видеоигр весьма интересной видится внедренная разработка MLO (Multi-Link Operation). С ее помощью можно агрегировать несколько каналов в разных диапазонах, что существенно уменьшает задержки при передаче данных, обеспечивает низкий и стабильный пинг. А минимизировать задержки связи при условии множества подключенных клиентских устройств призвана технология Multi-RU (Multiple Resource Unit).

— Bluetooth. Технология прямой беспроводной связи между различными устройствами. В мобильных телефонах используется преимущественно для подключения наушников, гарнитур и наручных гаджетов вроде фитнесс-браслетов, однако возможны и другие способы применения — режим пульта ДУ, прямая передача файлов и т. п. В современных мобильниках могут встречаться разные версии Bluetooth, вот их особенности:
  • Bluetooth v 4.0. Принципиальное обновление (после версии 3.0), представившее еще один формат передачи данных — Bluetooth с низким энергопотреблением (LE). Этот протокол разработан в основном для миниатюрных устройств, передающих небольшие объемы информации — таких, как фитнесс-браслеты и медицинские датчики. Bluetooth LE позволяет значительно экономить энергию при подобной связи.
  • Bluetooth v 4.1. Развитие и усовершенствование Bluetooth 4.0. Одним из ключевых усовершенствований стала оптимизация совместной работы с модулями связи 4G LTE — дабы Bluetooth и LTE не создавали помех друг другу. Кроме того, в этой версии появилась возможность одновременного использования Bluetooth-устройства в нескольких ролях — например, для дистанционного управления внешним устройством с одновременной трансляцией музыки на наушники.
  • Bluetooth v 4.2. Дальнейшее, после 4.1, развитие стандарта Bluetooth. Принципиальных обновлений не представило, однако получило ряд улучшений, касающихся надежности и помехозащищенности, а также улучшенную совместимость с «Интернетом вещей» (Internet Of Things)
  • Bluetooth v 5.0. Версия, представленная в 2016 году. Ключевыми новшествами стало дальнейшее расширение возможностей, связанных с «Интернетом вещей». В частности, в протоколе Bluetooth Low Energy (см. выше) появилась возможность увеличивать скорость передачи данных вдвое (до 2 Мбит/с) ценой уменьшения дальности, а также увеличивать дальность вчетверо ценой уменьшения скорости; кроме того, был введен ряд улучшений, касающихся одновременной работы с большим количеством подключенных устройств.
  • Bluetooth v 5.1. Обновление описанной выше версии v 5.0. Помимо общих улучшений качества и надежности связи, в этом обновлении была реализована такая интересная возможность, как определение направления, с которого поступает Bluetooth-сигнал. Благодаря этому появляется возможность определять местоположение подключенных устройств с точностью до сантиметра, что может пригодиться, к примеру, при поиске беспроводных наушников.
  • Bluetooth v 5.2.Следующее, после 5.1, обновление Bluetooth 5 поколения. Основными нововведениями в данной версии стали ряд улучшений безопасности, дополнительная оптимизация энергопотребления в режиме LE и новый формат аудиосигнала для синхронизации параллельного воспроизведения на нескольких устройствах.
  • Bluetooth v 5.3. Протокол беспроводной связи Bluetooth v 5.3 был введён в обиход на заре 2022 года. Из нововведений в нём ускорили процесс согласования канала связи между контроллером и устройством, реализовали функцию быстрого переключения между состоянием работы в малом рабочем цикле и высокоскоростном режиме, улучшили пропускную способность и стабильность соединения за счёт снижения восприимчивости к помехам. При неожиданном возникновении помех в режиме работы с низким энергопотреблением Low Energy впредь ускорена процедура выбора канала связи для переключения. Принципиальных новшеств в протоколе 5.3 не представлено, однако ряд качественных улучшений видится в нём налицо.
  • Bluetooth v 5.4. В версии протокола 5.4, который представили в начале 2023 года, увеличили радиус действия и скорость обмена данными, что хорошо подходит для использования в приложениях, требующих связи на больших расстояниях (например, системах «умного дома»). Также в Bluetooth v 5.4 усовершенствовали энергосберегающий режим BLE. Эта версия протокола использует новые функции безопасности для защиты данных от несанкционированного доступа, имеет повышенную надежность соединения за счет выбора лучшего канала для связи и предотвращает потери соединений из-за помех.
  • Bluetooth v 6.0. Дебют редакции 6.0 состоялся в 2024 году. Одно из ключевых новшеств в стандарте — функция Channel Sounding, позволяющая определять расстояние до подключенных устройств с точностью до сантиметра. Это придется кстати при использовании различных меток, поисковых маячков и т.п. Также в Bluetooth v 6.0 обещано снижение латентности при передаче аудиосигнала, в особенности если беспроводные наушники одновременно связаны с двумя источниками звука. По части других улучшений отмечаются повышенная безопасность передачи информации, возможность передавать большие объемы данных в меньших пакетах и наращивание показателей энергоэффективности беспроводного подключения.


— Поддержка aptX. Технология aptX была разработана для улучшения качества звука, передаваемого по Bluetooth. При передаче звука в обычном формате, без aptX, сигнал довольно сильно сжимается, что сказывается на качестве звучания; это не критично при разговоре по телефону, однако может заметно испортить впечатление от прослушивания музыки. В свою очередь, aptX позволяет передавать аудиосигнал практически без сжатия и добиваться качества звучания, сравнимого с проводным подключением. Такие возможности особенно оценят меломаны, предпочитающие Bluetooth-наушники или беспроводную акустику. Разумеется, для использования aptX его должны поддерживать и смартфон, и внешнее аудиоустройство.

— Поддержка aptX HD. aptX HD представляет собой дальнейшее развитие и улучшение оригинальной технологии aptX, позволяющее передавать звук в еще более высоком качестве — Hi-Res (24-bit/48kHz). По заявлению создателей, данный стандарт позволяет добиться качества сигнала, превосходящего AudioCD, и чистоты звука, сравнимой с проводной связью. Последнее нередко поддается сомнению, однако можно утверждать, что в целом aptX HD обеспечивает очень высокое качество звука. С другой стороны, все преимущества этой технологии становятся заметны только на Hi-Res аудио — с качеством 24-bit/48kHz или выше; в противном случае качество ограничивается не столько особенностями соединения, сколько свойствами исходных файлов.

— Поддержка aptX LL. Модификация технологии aptX, рассчитанная на максимальное снижение задержек при передаче сигнала. Кодировка и декодировка сигнала при передаче звука через Blueooth с aptX неизбежно занимает некоторое время; это не критично при прослушивании музыки, однако в видео или играх может возникнуть заметная рассинхронизация между изображением и звуком. Технология aptX LL лишена этого недостатка; она тоже дает задержку, однако это запаздывание получается настолько малым, что человек его не замечает.

— Поддержка aptX Adaptive. Дальнейшее развитие aptX; фактически объединяет в себе возможности aptX HD и aptX Low Latency, однако не ограничивается этим. Одной из главных особенностей данного стандарта является так называемый адаптивный битрейт: кодек автоматически регулирует фактическую скорость передачи данных, исходя из особенностей транслируемого контента (музыка, игровое аудио, голосовая связь и т.п.) и загруженности используемых частот. Это, в частности, способствует снижению энергопотребления и повышению надежности связи; а специальные алгоритмы позволяют транслировать звук, по качеству сравнимый с aptX HD (24 бит/48 кГц), используя в разы меньшее количество передаваемых данных. А минимальная задержка передачи данных (на уровне aptX LL) делает этот кодек отлично подходящим в том числе для игр и фильмов.

— Поддержка aptX Lossless. Следующая ветвь развития технологии aptX, позволяющая передавать звук CD-качества по беспроводной сети Bluetooth без потерь и использования компрессии. При этом трансляция звука с параметрами дискретизации 16 бит / 44.1 кГц осуществляется с битрейтом порядка 1 Мбит/с — это на порядок быстрее, нежели было в редакции aptX Adaptive. Поддержку aptX Lossless начали внедрять с конца 2021 года в рамках инициативы Snapdragon Sound от Qualcomm, которая доступна на смартфонах, наушниках и колонках с процессором Snapdragon 8 Gen 1 и новее.

— NFC-чип. NFC — технология беспроводной связи на сверхмалых расстояниях, до 10 см. Один из самых популярных вариантов применения данной технологии в смартфонах — бесконтактные платежи, когда аппарат фактически играет роль кредитной карты: достаточно поднести устройство к терминалу с поддержкой бесконтактной технологии вроде PayPass или PayWave. Другой распространенный способ использования NFC — автоматическое соединение с другим NFC-совместимым устройством по Wi-Fi или Bluetooth: поднесенные друг к другу гаджеты автоматически настраивают соединение, и пользователю остается только подтвердить его. Технически возможны и другие варианты: распознавание смарт-карт и RFID-меток, применение аппарата в роли проездного, карты доступа и т. п. Однако такие форматы использования встречаются заметно реже.

— ИК-порт. Инфракрасный порт имеет вид небольшого «глазка», как правило, на верхнем торце телефона. Такое оснащение позволяет превратить телефон в пульт ДУ для управления различной техникой — достаточно установить соответствующее приложение. При этом отметим, что среди подобных приложений можно найти вариант практически под любое устройство — начиная с телевизоров и заканчивая кондиционерами, вытяжками и т. п. Соответственно, «пульт-смартфон» получается весьма универсальным.

— Рация. Встроенный модуль радиосвязи, позволяющий использовать телефон в качестве рации — для общения на относительно небольших расстояниях без использования SIM-карт. Разумеется, для такого общения потребуется другая рация (или телефон с этой функцией). Конкретные частоты, поддерживаемые встроенным радиомодулем, стоит уточнять отдельно; тем не менее, все телефоны с этой особенностью работают в одном или нескольких стандартных диапазонах. На практике это значит, что они способны связываться не только с аналогичными телефонами, но и с классическими гражданскими рациями — при условии совпадения по поддерживаемым диапазонам. Дальность связи, как правило, достаточно невелика; тем не менее, встроенная рация может оказаться весьма полезной тех в ситуациях, когда обычная мобильная связь малоэффективна или недоступна. Характерные примеры таких ситуаций — пребывание «вдали от цивилизации», в зоне слабого покрытия, или поездка за границу, где роуминг обходится недешево.

— Спутниковая связь. Функция спутниковой связи предназначается для отправки экстренных оповещений спасательным службам в чрезвычайных ситуациях. Смартфоны с возможностью подключения к спутниковым частотам могут коммуницировать со службами экстренной помощи в тех зонах, где отсутствует покрытие мобильных сетей. Для лучшего приема сигнала от спутников пользователю желательно находиться на открытом пространстве. На этапе становления функции можно передавать только готовые обращения. В перспективе планируется поддержка полноценного обмена сообщениями посредством спутниковой связи, однако за них будет взиматься отдельная плата.

Материал рамки/крышки

Материалы, из которых изготовлены рамка (боковая окантовка) и задняя крышка аппарата.

В нашем каталоге эти данные указываются двумя словами — материал рамки и материал крышки. Например, аппарат со стеклянной задней панелью и металлической окантовкой будет обозначен как «металл/стекло» (сначала рамка, затем крышка). Два слова указываются даже в том случае, если для обоих элементов используется один материал — например, «металл/металл» для цельнометаллического корпуса.

Основные материалы рамок в наше время включают пластик, металл, стекло, резину и керамику. Задние крышки также делаются в основном пластиковыми, металлическими, керамическими или резиновыми, а среди стеклянных встречается особая разновидность — детали из стекла Gorilla Glass. Изредка используются и более специфические материалы — например, кожа. Вот более подробное описание каждого из этих вариантов:

— Пластик. Достаточно простой, недорогой и в то же время универсальный и практичный материал. Собственно, на рынке в наше время представлено множество сортов пластика, заметно различающихся по цене и практическим свойств...ам; так что общее свойство этого материала зависит прежде всего от ценовой категории аппарата. Отметим, что пластиковой крышке проще всего придать необычный дизайн, хотя такое оформление встречается и в других материалах. Вообще же все виды пластика в современных телефонах можно условно разделить на глянцевые, матовые, рифленые и софт-тач. Глянец наиболее ярко смотрится, однако на нем очень заметны загрязнения (прежде всего отпечатки пальцев), к тому же такие корпуса склонны скользить в руках. Матовые поверхности не такие яркие, зато они менее чувствительны к загрязнениям. Софт-тач представляет собой особую разновидность матового пластика: благодаря специфической фактуре поверхности этот материал воспринимается как мягкий на ощупь, похожий на резину. Также он отлично удерживается в руках и почти не скользит. Наиболее надежным в этом плане считается рифленый пластик — с характерными насечками на поверхности; однако не всем нравится внешний вид таких поверхностей и ощущения от них при удержании.
Что касается сочетаний с другими материалами, то пластиковые рамки могут предусматриваться в металлических и стеклянных корпусах — для надежности удержания; а пластиковые крышки могут дополняться рамками из металла или резины для повышения надежности.

— Металл. В случае мобильников под металлом чаще всего подразумевается алюминиевый сплав. Этот материал сочетает в себе высокую прочность, небольшой вес и хорошую теплопроводность (последнее особенно важно для отвода тепла от «начинки» мощных смартфонов). Металлические корпуса сравнительно редко выполняются в ярких оттенках, но возможно и такое оформление; кроме того, даже без дополнительной окраски этот материал неплохо смотрится. Стоит он в целом дороже пластика, однако в наше время из металла могут делаться даже бюджетные модели телефонов. При этом металлическая рамка может сочетаться практически с любым материалом крышки, однако особенно такие рамки популярны в моделях с задней панелью из стекла — металл придает корпусу дополнительную прочность. В свою очередь, крышки из металла встречаются в основном среди цельнометаллических корпусов, реже — в сочетании с рамкой из пластика (она позволяет снизить стоимость и улучшить проницаемость корпуса для сигналов связи).

— Стекло. В корпусах телефонов обычно используется специальное закаленное стекло, повышенной прочности (особая разновидность таких стекол — Gorilla Glass — указывается отдельно, о ней см. ниже). Теоретически стекло более чувствительно к ударам, чем большинство других материалов, однако на практике разбить такую поверхность все равно достаточно сложно. При этом смотрятся подобные корпуса достаточно стильно и необычно. К их однозначным недостаткам можно отнести довольно высокую стоимость, а также характерные черты глянцевых поверхностей — склонность выскальзывать из рук и «собирать» загрязнения, прежде всего отпечатки пальцев. Что касается конкретных деталей корпуса, то чаще всего стекло используется для задних крышек; они нередко дополняются рамками из более прочного материала (обычно металлическими). А вот рамки из стекла обычно являются частью цельностеклянных корпусов — другие варианты конструкции по ряду причин не имеют смысла.

— Стекло Gorilla Glass. Особая разновидность высокопрочного стекла, из которого могут выполняться задние крышки. О стекле в целом см. выше; а особенности Gorilla Glass подробно описаны в п. «Основной дисплей». Отметим только, что, как и в дисплеях, в задних панелях корпуса могут применяться разные версии такого стекла, различающиеся по стойкости к ударам и царапинам.

— Резина. Как правило, в данном случае речь идет о корпусе или рамке из твердого материала (пластика или металла) с дополнительным покрытием из резины. Использование такого покрытия является безошибочным признаком телефона с высокой степенью защиты — водонепроницаемого, а нередко еще и ударостойкого. Резина является оптимальным материалом для подобных аппаратов: она отлично противостоит как влаге, так и ударам, хорошо изолирует «начинку» от холода и жары, при этом подобная поверхность приятна на ощупь и не скользит в руке. Главный недостаток этого материала — громоздкость: резиновое покрытие должно быть довольно толстым, так что оно заметно сказывается на габаритах аппарата. В свете этого обращать внимание на данный вариант имеет смысл в тех случаях, когда защищенность для вас важнее компактности. При этом отметим, что резиновый корпус может сочетаться с рамкой из металла, а резиновая рамка — устанавливаться на пластиковый аппарат; эти варианты тоже получаются достаточно надежными.

— Керамика. Керамикой называют материалы, изготовляемые путем спекания исходных компонентов при высоких температурах. В мобильных телефонах используются особые высокопрочные виды таких материалов. К достоинствам керамики можно отнести стильный внешний вид и неплохую надежность в большинстве ситуаций. С другой стороны, такие составы все же довольно чувствительны к ударам (особенно к точечным), они склонны скользить в руках, да и стоят недешево. Поэтому в современных мобильниках керамика применяется редко — в основном как имиджевый материал в довольно продвинутых моделях. Большинство таких моделей сочетают керамическую крышку с металлической рамкой; заметно реже встречаются цельнокерамические корпуса.

— Кожа. Довольно редкий и специфический материал, используемый в основном как дизайнерское решение. Кожаное покрытие в таких случаях предусматривается для задней крышки, рамка же делается металлической или пластиковой. Этот материал придает аппарату солидный внешний вид, подчеркивая статус владельца; кроме того, он приятен на ощупь и не дает устройству выскальзывать из руки. Однако кожа обходится недешево и не отличается надежностью: она легко царапается и рвется даже при легких контактах с острыми предметами, а также склонна к истиранию. Поэтому подобные корпуса не пользуются популярностью даже среди высококлассных телефонов.
Nokia 3310 2017 Dual Sim часто сравнивают