Основной дисплей
Характеристики основного (а чаще всего — и единственного) дисплея, установленного в аппарате.
Помимо основных свойств — таких, как диагональ, разрешение (по нему экраны условно делятся на
HD,
Full HD,
2K и более), тип матрицы (чаще всего
IPS,
OLED,
AMOLED,
Super AMOLED,
Dynamic AMOLED,), в данном списке могут указываться и более специфические особенности. Среди них — форма поверхности (
плоская или
изогнутая), наличие и версия покрытия
Gorilla Glass (включая топовые
v6 и
Victus), поддержка
HDR и частота развертки (частота выше
60 Гц считается
высокой, а именно
частота 90 Гц,
120 Гц и
144 Гц). Вот более детальное описание характеристик, актуальных для современных дисплеев:
— Диагональ. Традиционно диагональ экрана указывается в дюймах. Более крупный дисплей удобнее в использовании: на нем помещается больше информации, а само изо
...бражение лучше читается. Обратной стороной увеличения диагонали является увеличение габаритов устройства. На сегодня маленькими считаются смартфоны с экранами 5" и меньше. 5.6 – 6" и до 6.5" — это уже средний формат. Также немало современных моделей имеет размер 6.5". Классическим телефонам без сенсорных дисплеев крупная диагональ не требуется — в них она обычно не превышает 3".
— Разрешение. Разрешение экрана указывается исходя из его размеров по вертикали и горизонтали в точках (пикселях). Чем больше эти размеры (при той же диагонали) — тем более детализированной и сглаженной выглядит картинка и тем менее на ней заметны отдельные пиксели. С другой же стороны, увеличение разрешения повышает как стоимость самого дисплея, так и требования к аппаратной части телефона. Также стоит отметить, что одно и то же разрешение на экранах разного размера смотрится по разному; так что при оценке детализации стоит учитывать не только данный параметр, но и число PPI (см. ниже).
— PPI. Плотность точек (пикселей) на экране аппарата. Указывается по числу точек на дюйм (points per inch) — количеству пикселей на каждый горизонтальный или вертикальный отрезок в 1". Этот показатель зависит одновременно от диагонали и разрешения, однако в итоге именно число PPI определяет, насколько сглаженным и детализированным получается изображение на дисплее. Для сравнения отметим, что на расстоянии около 25 – 30 см от глаз плотность в 300 PPI и более делает отдельные пиксели практически незаметными для человека с нормальным зрением, картинка воспринимается как целостная; на бОльших расстояниях подобный эффект заметен и при меньшей плотности точек.
— Тип матрицы. Технология, по которой выполнена матрица экрана. Этот параметр указывается только для относительно продвинутых дисплеев, превосходящих по характеристикам простейшие ЖК-экраны кнопочных телефонов. Наибольшее распространение в наше время получили такие типы матриц:
- IPS. Наиболее популярная технология для экранов современных смартфонов. Обеспечивает весьма достойное качество изображения, углы обзора и скорость отклика, хотя и нескольку уступает по этим параметрам многим более продвинутым вариантам (см. ниже). С другой стороны, IPS имеет и немаловажные преимущества: долговечность, равномерный износ, а также довольно невысокую стоимость. Благодаря этому подобные экраны можно встретить во всех категориях смартфонов — от бюджетных до топовых.
- AMOLED. Технология матриц на основе органических светодиодов (OLED), разработанная компанией Samsung. Одним из ключевых отличий таких матриц от более традиционных дисплеев является то, что они не требуют внешней подсветки: каждый пиксель сам по себе является источником света. Из-за этого энергопотребление такого экрана зависит от особенностей отображаемого изображения, однако в целом оно получается довольно невысоким. Кроме того, AMOLED-матрицы отличаются широкими углами обзора, отличными показателями яркости и контрастности, высоким качеством цветопередачи и небольшим временем отклика. Благодаря этому подобные экраны продолжают применяться в современных смартфонах, несмотря на появление более продвинутых технологий; их можно встретить даже в моделях топового сегмента. Главным недостатком данной технологии являются относительно высокая стоимость и неравномерный износ пикселей: точки, которые дольше и чаще работают на высокой яркости, выгорают быстрее. Впрочем, обычно этот эффект становится заметен лишь спустя несколько лет интенсивного использования — срок, сравнимый с эксплуатационным ресурсом самого смартфона.
- AMOLED (LTPO). Продвинутая разновидность AMOLED-панелей с возможностью динамической подстройки частоты обновления в зависимости от выполняемых задач. Аббревиатура LTPO (Low Temperature Polycrystalline Oxid) расшифровывается как «низкотемпературный поликристаллический оксид». За этим термином стоит комбинация традиционной технологии LTPS и тонкого слоя оксидной пленки TFT с добавлением гибридно-оксидного поликристаллического кремния для управления цепями переключения развертки. Панели AMOLED (LTPO) на порядок снижают уровень энергопотребления гаджета. Так, при выполнении активных действий экран устройства использует максимальную или высокую частоту обновления, а во время просмотра картинок или чтения текста дисплей снижает показатель до минимума.
- Super AMOLED. Улучшенная версия описанной выше технологии AMOLED Одним из ключевых усовершенствований стало то, что в экранах Super AMOLED нет прослойки воздуха между сенсорным слоем и расположенным под ним дисплеем. Это позволило еще более повысить яркость и качество картинки, увеличить скорость и надежность срабатывания сенсора и одновременно снизить энергопотребление. Недостатки у таких матриц те же, что и у оригинальных AMOLED. В целом они получили довольно широкое распространение; большинство смартфонов с подобными экранами относятся к средней и топовой категории, однако встречаются и бюджетные модели.
- OLED. Различные типы матриц, основанные на использовании органических светодиодов; по сути — аналоги AMOLED и Super AMOLED, выпускаемые не Samsung, а другими компаниями. Конкретные особенности таких экранов могут быть разными, однако в большинстве своем они, с одной стороны, дороже популярных IPS, с другой — обеспечивают более высокое качество изображения (включая яркость, контрастность, углы обзора и достоверность цветопередачи), а также потребляют меньше энергии и имеют небольшую толщину. Главные недостатки OLED-экранов — высокая цена (которая, впрочем, постоянно снижается по мере развития и совершенствования технологии), а также подверженность органических пикселей выгоранию при длительной трансляции статичных изображений или картинки со статичными элементами (панель уведомлений, экранные кнопки и т.п.).
- OLED (полимерный). Экраны на органических светодиодах (OLED), в которых для основы используется не стекло, а прозрачный полимерный материал. Подчеркнем, что речь идет именно об основе матрицы; сверху она прикрывается таким же стеклом, как и в других типах экранов. Как бы то ни было, подобная конструкция дает ряд преимуществ по сравнению с традиционными «стеклянными» матрицами: она обеспечивает дополнительную стойкость к ударам и отлично подходит для создания изогнутых дисплеев. С другой стороны, по оптическим свойствам пластик все же не дотягивает до стекла; так что экраны данного типа по качеству изображения нередко уступают своим «ровесникам», выполненным по традиционной OLED-технологии, а при схожем качестве картинки — стоят заметно дороже.
- OLED (LTPO). OLED-матрицы с адаптивной частотой обновления, изменяемой в широком диапазоне исходя из выполняемых задач. В играх экраны с LTPO-технологией автоматически поднимают частоту развертки до максимальных значений, при просмотре статичных изображений — снижают ее вплоть до минимума (от 1 Гц). В существе технологии лежит традиционная LTPS-подложка с тонкой оксидной пленкой TFT поверх основания тонкопленочных транзисторов. Возможность контроля потоков электронов обеспечивает динамическое управление частотой обновления. Конкурентным преимуществом OLED (LTPO) можно назвать сниженное энергопотребление.
Помимо этого, экраны в современных смартфонах могут выполняться по таким технологиям:
- PLS. Вариация технологии IPS, созданная компанией Samsung. По некоторым показателям — в частности, яркости, контрастности и углам обзора — превосходит оригинал, при этом обходится дешевле в производстве и позволяет создавать гибкие дисплеи. Впрочем, по ряду причин особой популярностью не пользуется.
- Super AMOLED Plus. Дальнейшее развитие описанной выше технологии Super AMOLED. Позволяет создавать еще более яркие, контрастные и в то же время тонкие и энергоэффективные экраны. Впрочем, чаще всего такие экраны в наше время обозначаются просто как «Super AMOLED», без приставки «Plus».
- Dynamic AMOLED. Еще одно усовершенствование AMOLED, представленное в 2019 году. Основными особенностями таких матриц являются увеличенная яркость без значительного роста энергопотребления, а также 100 % охват цветового пространства DCI-P3 и совместимость с HDR10+; последние два момента, в частности, позволяют максимально качественно воспроизводить на таких экранах современное высокобюджетное кино. Главный недостаток Dynamic AMOLED традиционен — высокая цена; так что встречаются такие матрицы в основном в топовых моделях.
- Super Clear TFT. Совместная разработка Samsung и Sony, которая появилась как вынужденная альтернатива Super AMOLED-матрицам (спрос на них одно время значительно превышал возможности по производству). Правда, качество изображения у Super Clear TFT несколько ниже — зато и в производстве такие матрицы заметно проще и дешевле, а по характеристикам они все же превосходят большинство IPS-экранов. Впрочем, в наше время данная технология встречается редко, уступая позиции AMOLED в разных версиях.
- Super LCD. Еще одна альтернатива различным видам технологии AMOLED; применяется преимущественно в смартфонах HTC. Аналогично Super AMOLED, в таких экранах нет лишней воздушной прослойки, что положительно сказывается как на качестве изображения, так и на четкости срабатываний сенсора. Заметным достоинством Super LCD является хорошая энергоэффективность, особенно при отображении яркого белого цвета; а вот по общей насыщенности цветов (включая черный) данная технология заметно уступает AMOLED.
- LTPS. Продвинутая разновидность TFT-матриц, созданная на основе т.н. низкотемпературного поликристаллического кремния. Позволяет без особых трудностей создавать экраны с очень высокой плотностью пикселей (более 500 PPI — см. выше), добиваясь высоких разрешений даже при небольшой диагонали. Кроме того, часть управляющей электроники можно встроить прямо в матрицу, уменьшив общую толщину дисплея. Главным недостатком LTPS является сравнительно высокая стоимость, однако в наше время такие экраны можно встретить даже в бюджетных смартфонах.
- S-PureLED. Технология, созданная компанией Sharp и применяемая преимущественно в ее смартфонах. Собственно, технология самих матриц в данном случае носит название S-CG Silicon TFT, а S-PureLED — это название специального слоя, применяемого для повышения прозрачности. S-CG Silicon TFT позиционируется создателями как модификация описанной выше технологии LTPS, позволяющая еще более увеличить разрешение дисплея и в то же время встроить в него больше управляющей электроники (вплоть до целого «процессора на стекле») без увеличения толщины. Разумеется, и стоят такие экраны недешево.
- E-Ink. Матрицы на основе так называемых «электронных чернил» — технологии, распространенной прежде всего в электронных книгах. Главная особенность такого экрана заключается в том, что при его работе энергия тратится только на изменение изображения; неподвижная картинка питания не требует и может оставаться на дисплее даже при полном отсутствии энергии. Кроме того, по умолчанию E-Ink матрицы не светятся сами, а отражают наружный свет — так что собственная подсветка для них не обязательна (хотя она может предусматриваться для работы в сумерках и темноте). Все это обеспечивает солидную экономию энергии; а для некоторых пользователей такие экраны чисто субъективно более комфортны и менее утомительны, чем традиционные матрицы. С другой стороны, технология E-Ink имеет и серьезные недостатки — это прежде всего большое время отклика, а также сложность и дороговизна цветных дисплеев в сочетании с низким качеством цветопередачи на них. В свете этого в смартфонах такие матрицы являются очень редким и экзотическим вариантом.
— Частота развертки. Максимальная частота обновления дисплея, иными словами — наибольшая частота кадров, которую он способен эффективно воспроизвести. Чем выше этот показатель — тем более плавным и сглаженным получается изображение, тем меньше заметны «эффект слайдшоу» и размытие предметов при движении на экране. В то же время стоит учитывать, что частота обновления в 60 Гц, поддерживаемая практически любым современным смартфоном, вполне достаточна для большинства задач; даже видеоролики высокого разрешения в наше время почти не используют большую частоту кадров. Поэтому частота развертки в нашем каталоге специально уточняется в основном для экранов, способных выдать более 60 Гц (в некоторых моделях — до 240 Гц). Такая высокая частота может пригодиться в играх и некоторых других задачах, также она улучшает общие впечатления от интерфейса ОС и приложений — движущиеся элементы в таких интерфейсах перемещаются максимально плавно и без смазывания.
— HDR. Технология, позволяющая расширить динамический диапазон экрана. В данном случае подразумевается диапазон яркости — проще говоря, наличие HDR позволяет экрану отображать более яркий белый и более темный черный цвет, чем на дисплеях без поддержки этой технологии. На практике это дает заметное повышение качества картинки: улучшается насыщенность и достоверность передачи различных цветов, а детали на очень светлых или очень темных участках кадра не «тонут» в белом или черном цвете. Однако все эти преимущества становятся заметны лишь при условии, что воспроизводимый контент изначально записан в HDR. В наше время применяется несколько разновидностей данной технологии, вот их особенности:
- HDR10. Исторически первый из потребительских HDR-форматов, чрезвычайно популярный и в наши дни: в частности, поддерживается практически всеми стриминговыми сервисами с HDR-контентом и стандартно применяется для такого контента на дисках Blu-ray. Обеспечивает глубину цвета в 10 бит (более миллиарда оттенков). При этом на аппаратах с этой технологией можно воспроизводить и контент формата HDR10+ (см. ниже) — разве что его качество будет ограничиваться возможностями оригинального HDR10.
- HDR10+. Усовершенствованная версия HDR10. При той же глубине цвета (10 бит) использует так называемые динамические метаданные, позволяющие передавать информацию о глубине цвета не только для групп из нескольких кадров, но и для отдельно взятых кадров. Благодаря этому достигается дополнительное улучшение цветопередачи.
- Dolby Vision. Продвинутый стандарт, используемый, в частности, в профессиональном кинематографе. Позволяет добиться глубины цвета в 12 бит (почти 69 млрд оттенков), использует упомянутые выше динамические метаданные, к тому же дает возможность передавать в одном видеопотоке сразу два варианта изображения — HDR и обычное (SDR). При этом Dolby Vision основан на той же технологии, что и HDR10, поэтому в современной электронике данный формат нередко сочетается с HDR10 или HDR10+.
— Поддержка DC Dimming. Дословно с английского Direct Current Dimming переводится как затемнение постоянным током. Эта технология призвана минимизировать мерцание в OLED и AMOLED-экранах, что, в свою очередь, снижает нагрузку на зрительный аппарат пользователя и бережет зрение. «Немерцающий» эффект достигается посредством прямого управления яркостью светодиодов системы подсветки путем изменения величины подаваемого на них напряжения. За счет этого и обеспечивается уменьшение интенсивности свечения экрана.
— Изогнутый экран. Экран, имеющий загнутые края, на которые заходит отображаемое изображение. Иными словами, изогнутым в данном случае является не только стекло, но и часть активной матрицы. Дисплеи, в которых изгиб имеют оба края, иногда обозначают также термином «2.5D-стекло»; также встречаются аппараты, где экран загнут только с одной стороны. В любом случае данная особенность придает смартфону интересный внешний вид и улучшает видимость изображения с некоторых ракурсов, однако заметно сказывается на стоимости и может создавать неудобства при удержании (особенно без чехла). Так что перед покупкой модели с таким оснащением в идеале стоит подержать аппарат в руке и убедиться, что он достаточно удобен.
— Стекло Gorilla Glass. Специальное высокопрочное стекло, используемое в качестве покрытия дисплея. Характеризуется выносливостью и стойкостью к царапинам, во много раз превосходит обычное стекло по этим показателям. Широко применяется в смартфонах, где крупные размеры экранов выдвигают повышенные требования к надежности покрытия. В современных телефонах могут встречаться разные версии этого стекла, вот особенности разных вариантов:
- Gorilla Glass v3. Наиболее старая из актуальных на сегодня версий — выпущена в 2013 году; сейчас встречается в основном среди недорогих или устаревших устройств. Тем не менее, у этого покрытия есть и несомненные достоинства: это первое поколение Gorilla Glass, где создатели сделали заметный акцент на стойкости к царапинам от ключей, монет и других предметов, с которыми телефон может «столкнуться» в кармане или сумке. По этому показателю версия v3 оставалась непревзойденной аж до выпуска Gorilla Glass Victus в 2020 году.
- Gorilla Glass v4. Версия, вышедшая в 2014 году. Ключевой особенностью стало то, что при разработке этого покрытия основное внимание было уделено стойкости к ударам (тогда как предыдущие поколения делали упор в основном на сопротивление царапинам). В итоге стекло получилось вдвое прочнее, чем в версии 3, притом что его толщина составляет всего 0,4 мм. Но вот стойкость к царапинам, по сравнению с предшественником, несколько снизилась.
- Gorilla Glass v5. Усовершенствование «гориллы» выпущенное в 2016 году и направленное на дальнейшее повышение стойкости к ударам. Согласно данным разработчиков, стекло версии v5 получилось в 1,8 раза прочнее предшественника, оно оставалось целым в 80 % падений с высоты в 1,6 м «лицом вниз» на шероховатую поверхность (а гарантированная ударостойкость составляет 1,2 м). Также несколько улучшилась стойкость к царапинам, однако до показателей v3 этот материал все равно не дотягивает.
- Gorilla Glass v6. Версия, представленная в 2018 году. Для этого покрытия заявлено повышение прочности в 2 раза по сравнению с предшественниками, а также способность переносить многократные падения на жесткую поверхность (при испытаниях стекло v6 успешно перенесло 15 падений с высоты 1 м). Максимальная высота падения (однократного) с гарантированным сохранением целостности заявлена на уровне 1,6 м. Устойчивость к царапинам улучшений практически не получила.
- Gorilla Glass 7. Первоначальное название для Gorilla Glass Victus — см. ниже.
- Gorilla Glass Victus. «Наследник» Gorilla Glass 6, выпущенный летом 2020 года. В этом покрытии создатели уделили внимание не только повышению общей прочности, но и улучшению стойкости к царапинам. По последнему показателю Victus превосходит даже версию v3, не говоря уже о более чувствительных материалах (а по сравнению с v6 заявлено повышение стойкости к царапинам в два раза). Что касается прочности, то она позволяет гарантированно переносить однократные падения с высоты до 2 м, а также до 20 последовательных падений с высоты в 1 м.
Операционная система
Под термином «операционная система» в данном случае подразумеваются все виды прошивок — как полноценные ОС вроде iOS и Android, применяемые в смартфонах, так и программные оболочки обычных телефонов (не-смартфонов). Главным различием между этими двумя категориями является то, что полноценная ОС изначально имеет более обширный набор функций, а также позволяет устанавливать и удалять различные приложения — начиная от игр и клиентов социальных сетей и заканчивая специализированными инструментами вроде фото- и видеоредакторов.
Среди современных смартфонов наибольшее распространение получили две ОС —
Android и
iOS. Вот более подробное описание каждой из них:
— Android. Бесплатная ОС с открытым исходным кодом от Google. Используется практически всеми современными производителями, кроме Apple; представлена на рынке во множестве версий — в частности, на сегодня актуальны
10 Q,
10 Go Edition,
11 R,
11 Go Edition,
Android 12,
Android 12 Go Edition,
Android 13,
Android 13 Go Edition,
Android 14,
Android 14 Go Edition,
Android 15. Сто
...ит учесть, что на момент выхода устройства могла быть установлена одна версия ОС, а на момент продажи она могла обновиться до более современной. Функционально данная ОС примечательна прежде всего полноценной многозадачностью и обширным набором доступных приложений — по обоим этим моментам она превосходит iOS; с другой стороны, в целом качество у Android-приложений несколько ниже из-за невысоких требований к ним. Изначально Android имеет тесную интеграцию с сервисами Google — магазином приложений и контента Google Play, почтой Gmail, облачным хранилищем Google Диск и т. п.; однако возможны и исключения из этого правила. Отметим, что последние версии этой ОС можно встретить на рынке как в оригинальном виде, так и в одной из двух специфических редакций:
- - Go Edition. Модификация Android, предназначенная для недорогих смартфонов со «слабой» аппаратной частью. И сама ОС, и стандартные приложения (Assistant, Gmail и т.п.) в этой редакции переработаны таким образом, чтобы обеспечить надежную работу даже при невысокой вычислительной мощности. При этом разработчики постарались максимально сохранить функциональность полноценного Android — тем не менее, некоторые специфические функции в Go Edition все же оказались недоступны (к примеру, стандартные карты не поддерживают пошаговую навигацию, также не обеспечивается совместимость с системой Wear OS на смарт-часах).
- - HMS. Редакция Android, применямая в смартфонах от Huawei. Из-за санкций США по отношению к Китаю эта компания не может полноценно сотрудничать с Google — в частности, использовать сервисы Google (Google Mobile Services — GMS) в своих Android-смарфонах. В качестве замены и были внедрены HMS — Huawei Mobile Services. Эти сервисы включают идентификатор пользователя Huawei ID, магазин приложений AppGallery, фирменные эквиваленты основных услуг от Google (ассистент, браузер, облачное хранилище, музыка/видео и т. п.), а также инструментарий для разработчиков приложений.
Что касается отдельных версий Android, то вот основные особенности её вариантов:
- - Android 10. Версия, выпущенная в сентябре 2019 года. В этой версии был представлен расширенный набор полноэкранных жестов (с возможностью оптимизации в отдельных приложениях — в частности, отключения жестов на определенных областях экрана во избежание конфликтов), «темный» режим экрана на уровне системы, ряд важных обновлений безопасности (включая отдельный стандарт шифрования для слабых устройств, не поддерживающих формат AES на аппаратном уровне), полноценная поддержка 5G-связи и улучшенные возможности по работе с дополненной реальностью. Кроме того, был внедрен ряд решений для оптимизации работы на складных смартфонах с гибким экраном.
- - Android 11. Очередное масштабное обновление, вышедшее осенью 2020 года. Основные обновления коснулись сообщений и уведомлений. Так, в уведомлениях был создан отдельный раздел «Разговоры» для сообщений, также появилась возможность отображения различной переписки в виде «пузыря» поверх любого запущенного приложения (функция Bubbles). Была расширена функциональность режима «Не беспокоить» — теперь в него можно добавить исключения для отдельных переписок. Остальные важные новшества включают системный инструмент для записи видео с экрана, единый центр управления компонентами «умного дома», быстрое переключение между воспроизводящими устройствами (динамик телефона, беспроводные наушники, Smart TV и т. п.), встроенную поддержку Android Auto, а также расширенные возможности по управлению доступа отдельных приложений к тем или иным данным.
- - Android 12. Популярная операционная система, выпущенная в 2021 году. Кардинальным переработкам в 12-й версии ОС Android подвергли дизайн. Новоиспечённая концепция Material You основывается на сдержанных цветовых палитрах и минималистичных двумерных объектах с развитой анимацией. Системная тема впредь подстраивается под цветовую гамму пользовательских обоев на рабочем столе (функция Monet), а вместо круглых значков настроек в панели уведомлений отныне применяются прямоугольные плашки с закруглёнными краями. Дизайнеры также переработали систему анимаций при перелистывании рабочих столов, подключении зарядки и т.п. В смартфонах под управлением ОС Android 12 вместо точной геолокации можно выбирать приблизительную информацию о местоположении, а в шторке уведомлений появились иконки, которые сигнализируют о включении камеры или микрофона при использовании тех или иных приложений. Опция Privacy Dashboard раскрывает сведения касательно того, какие программы получали доступ к камере и микрофону. Чип NFC на борту мобильных устройств впредь может отыгрывать роль виртуального ключа для автомобиля (Car Key). Ещё одно новшество в системе — вызов Google Assistant по долгому нажатию на кнопку включения смартфона.
- - Android 13. Востребованная операционная система для мобильных устройств, 13-я версия которой была выпущена в 2022 году. Кардинальных нововведений в Android 13 реализовано не было, однако ОС привнесла ряд полезных функций и изменений. В частности, концепция оформления рабочего пространства Material You впредь может выбирать основные цвета с установленных обоев или тем и применять их к отображению иконок по всей системе. На новый качественный уровень вышла конфиденциальность пользовательских данных — в Android 13 можно настраивать отдельные разрешения и выбирать конкретные изображения из Галереи, к которым предоставляется доступ приложению. Для каждой программы пользователь волен выбирать стандартный язык интерфейса. Также система стала более энергоэффективной, улучшениям в ней подверглись буфер обмена данными и сканер штрихкодов.
- - Android 13 Go. Облегченная версия операционной системы Android 13, предназначенная для установки на маломощные смартфоны. Отличительной чертой ОС является наличие специального алгоритма, оптимизирующего вычислительные мощности смартфона. Также в системе отсутствуют некоторые требовательные для «железа» функции. В Android 13 Go появилась дизайнерская концепция оформления интерфейса Material You, позволяющая адаптировать цветовую гамму меню под стать установленным обоям. У полновесной системы Android 13 версия Go заимствовала функцию выдачи приложениям разрешений на отправку уведомлений и возможность изменить язык для конкретных программ.
- - Android 14. Операционная система для мобильных устройств, релиз которой состоялся в 2023 году. Системных изменений в 14-й версии ОС Android, откровенно говоря, немного, а основной упор в ней поставлен на гибкую кастомизацию интерфейса. Из новшеств важно упомянуть функцию показа уведомлений с помощью вспышки или дисплея: для каждого приложения впредь можно задать паттерн мигания фонарика, а в случае с экраном — выбрать цветовую палитру уведомлений. Также в операционной системе реализовали полезную возможность регулировки захвата скриншотов, добавили виджет для отображения заряда аккумулятора и перечня активных подключений, внедрили опцию клонирования приложений системным способом. Системные шрифты в ОС можно увеличивать вплоть до 200 % от стандартного размера, при этом масштабирование реализовано нелинейно — прежде всего, оно задействуется для мелкого текста. Из прочего отмечаются улучшенная энергоэффективность системы и косметические изменения в интерфейсе на манер большего количества скругленных элементов.
- - Android 14 Go. Облегченная версия операционной системы Android 14 для бюджетных смартфонов с ограниченными аппаратными ресурсами. Дистрибутив Go Edition содержит упрощенные стандартные приложения, обеспечивая при этом базовую функциональность Android с минимальными затратами на производительность и энергопотребление. Невзирая на свою «легковесность», система Android 14 Go поддерживает улучшенные уведомления, новые элементы управления и настройки конфиденциальности, которые дебютировали в полноценной 14-й редакции ОС от Google. Единственное, смартфоны на облегченной версии Go не совместимы с «умными» часами на Wear OS — этот момент важно учитывать.
- - Android 15. Операционная система Android 15 вышла в 2024 году. Из заметных новшеств в ней отмечаются нативная поддержка спутниковой связи (для обращения в экстренные службы или отправки SOS-сигналов), возможность записывать и делиться только определенным окном приложения (а не экраном целиком), обновленные аппаратные расширения для управления камерой, расширенный контроль над сообщениями и гибкой регулировкой уровня звука. Также в системе традиционно улучшили функции безопасности и нарастили показатели энергоэффективности.
— iOS.Собственная операционная система компании Apple, применяемая только в гаджетах этого производителя. Основными преимуществами iOS перед Android являются прежде всего тщательная оптимизация под конкретные аппараты (что позволяет добиваться хорошей производительности при относительно скромных объемах оперативной памяти), общее удобство и безопасность использования, а также высокое качество приложений. Кроме того, обновления iOS выходят регулярно и доступны для всех устройств (за исключением откровенно устаревших, которые уже «не вытягивают» новые версии системы). С другой стороны, данная ОС не поддерживает многозадачность и является максимально закрытой для пользователя: в частности, приложения можно устанавливать только из фирменного магазина, доступа к файловой системе нет, карты памяти не поддерживаются в принципе.
— Harmony OS. Универсальная операционная система от Huawei, также известная под названием Hongmeng. Обеспечивает работу широкого перечня устройств: техники из экосистемы «умного» дома, смарт-часов, смартфонов и планшетов. Harmony OS является своеобразной надстройкой поверх Android без сервисов Google. Магазин приложений для устройств под управлением Harmony OS называется AppGallery.
— Flyme OS. Модифицированный вариант операционной системы Android, используемый в качестве программной оболочки для смартфонов Meizu. За стабильность работы ОС отвечает движок OneMind. Меню приложений в Flyme OS отсутствует, а все иконки программ рассредотачиваются по рабочим столам. Отличительными чертами оболочки можно назвать продвинутые инструменты для работы с файлами, голосового помощника Aicy, гибкую регулировку вибросигнала mEngine, опции родительского контроля Family Guardian, структурированную галерею с удобным визуальным редактором.
— Проприетарная. Под данным термином чаще всего подразумевается базовая прошивка, установленная в обычный телефон (не смартфон), как правило — кнопочный. Такие прошивки имеют более скромный набор предустановленных программ, чем полноценные ОС; расширить этот набор в лучшем случае можно за счет универсальных мобильных приложений на базе Java, а нередко дополнительные приложения вообще не поддерживаются. Впрочем, это нельзя назвать недостатком — с учетом специфики применения традиционных телефонов.
Отметим, что в продаже можно встретить аппараты и с другими ОС, помимо описанных выше. Однако в большинстве своем это либо устаревшие модели, либо устройства с редкими и малораспространенными видами прошивок.Оперативная память
Параметр определяет общее быстродействие смартфона: чем больше объем ОЗУ — тем быстрее работает устройство и тем лучше оно справляется с обилием задач и/или ресурсоемкими приложениями (при прочих равных). Это еще более верно в свете того, что большие объемы «оперативки» обычно сочетаются с мощными продвинутыми процессорами. Однако напрямую сравнивать между собой можно только аппараты с идентичными операционными системами, а в случае Android — с одинаковыми версиями и редакциями этой ОС (подробнее обо всем этом см. «Операционная система»). Связано это с тем, что разные ОС и даже разные версии одной ОС могут заметно различаться по требованиям к объему RAM. К примеру, iOS, благодаря неплохой оптимизации под конкретные устройства, способна эффективно работать с
3 ГБ оперативной памяти. Для современных версий Android в обычной редакции (не Go Edition) упомянутые 3 ГБ фактически являются необходимым минимумом. Под такую ОС лучше иметь хотя бы
4 ГБ или
6 ГБ RAM. В высококлассных аппаратах с мощной электронной «начинкой» можно встретить и более впечатляющие цифры —
8 ГБ или даже
12 ГБ и более.
Встроенная память
Количество встроенной памяти, установленной в телефоне; иными словами — объем собственного, несъемного накопителя аппарата.
От этого объема напрямую зависит, сколько данных можно хранить на телефоне, не пользуясь съемными картами памяти. Данный показатель особенно важен для моделей,
не имеющих слотов для карт. Впрочем, даже если сменные накопители поддерживаются — встроенная память все равно бывает предпочтительнее: она как минимум работает быстрее, к тому же обычно имеет меньше ограничений по применению (в частности, большинство смартфонов позволяют ставить приложения только на несъемный накопитель).
Что касается конкретных объемов, то фактическим минимумом для современного смартфона является
32 ГБ; менее «вместительные» аппараты в наше время встречаются все реже.
64 ГБ считается комфортным минимумом,
128 ГБ — средним показателем,
256 ГБ — выше среднего. Отдельные высококлассные устройства оборудованы накопителями на
512 ГБ и даже
на 1 ТБ.
Отметим также, что фактическое количество памяти, доступной пользователю, неизбежно будет несколько меньше общего, так как часть накопителя занимают файлы операционной системы.
Результаты тестов
Результаты тестов указываются или младшей модели в линейке или конкретной модели, сделано это для большего понимания производительности моделей телефонов если вы сравниваете телефоны по этим параметрам. Например в модели 128 ГБ есть результаты тестирования, а в модели на 256 ГБ в сети нет информации, в обеих моделях вы увидите одинаковое значение которое даст понимание общей производительности устройства. Но если у редакции есть информация отдельно по каждой модели то будет на каждую модель заполнены свои результаты тестов, и у модели с большим объёмом ОЗУ будут большие значения.
Geekbench
Результат, показанный устройством при прохождении теста производительности (бенчмарка) Geekbench.
Geekbench представляет собой специализированный бенчмарк, предназначенный для процессоров. С версии 4.0 тест применяется еще и для графических ускорителей, под занавес 2019 года вышла редакция бенчмарка под номером «5». В характеристиках портативных гаджетов обычно приводятся данные именно по CPU. Во время тестирования Geekbench имитирует нагрузки, возникающие при выполнении реальных задач, и учитывает как возможности одного ядра, так и эффективность одновременной работы нескольких ядер. Благодаря этому итоговые результаты неплохо характеризуют возможности процессора в повседневном использовании. Кроме того, тест является кроссплатформенным и позволяет сравнивать между собой CPU разных устройств (смартфонов, планшетов, ноутбуков, ПК). В справочной информации указываются значения только многоядерного теста для процессора.
3DMark Gamer's Benchmark
Результат, показанный устройством при прохождении теста производительности (бенчмарка) 3DMark Gamer's Benchmark.
3DMark — это серия тестов, изначально предназначенных для проверки графической части устройства на производительность; позже к этим тестам добавилась проверка возможностей процессора. Тестирование осуществляется в первую очередь с точки зрения эффективности в играх (собственно, сам бенчмарк описывают как «игру без возможности повлиять на процесс»), однако учитывая, что современные игры могут иметь очень высокие требования, 3DMark является довольно наглядным инструментом для оценки общей производительности системы. А поскольку последние версии теста сделаны кроссплатформенными, он даёт возможность ещё и сравнивать между собой устройства под разными ОС и даже разных классов (например,
смартфоны с планшетами). Чем больше баллов получила по этому тесту та или иная модель — тем она производительнее.
Стоит отметить, что результаты любого бенчмарка являются обычно довольно приблизительными, т.к. они зависят от множества факторов, не связанных непосредственно с системой — начиная от загруженности устройства сторонними программами и заканчивая температурой воздуха при тестировании. Обусловленная этими факторами погрешность составляет обычно порядка 5 – 7 %; поэтому говорить о существенном различии между двумя моделями можно лишь в том случае, если разница в их показателях выходит за пределы этой погрешности.
Основной объектив
Характеристики основного объектива тыловой камеры, установленной в телефоне. В моделях с несколькими объективами (см. «Кол-во объективов») основным считается «глазок», отвечающий за базовые возможности съемки и не имеющий выраженной специализации (широкоугольный, телеобъектив и т. п.). Здесь могут указываться четыре основных параметра: разрешение, светосила (довольно часто встречается оптика с
высокой светосилой), фокусное расстояние, дополнительные данные матрицы.
Разрешение (в мегапикселях, МП)
Разрешение матрицы, используемой для основного объектива. Бюджетные варианты оснащаются модулем на
8 МП и
ниже, многие модели имеют
камеру 12 МП /
13 МП, также в последнее время популярна тенденция к наращиванию мегапикселей. Часто в смартфонах можно встретить основной фотомодуль на
48 МП,
50 МП,
64 МП и даже
108 МП.
От разрешения сенсора напрямую зависит наибольшее разрешение получаемого изображения; а высокое разрешение «картинки», в свою очередь, позволяет лучше отображать мелкие детали. С другой же стороны, само по себе увеличение числа мегапикселей может привести к ухудшению общего качества изображения — из-за меньшего размера каждого конкрет
...ного пикселя растет уровень шумов. В итоге непосредственно разрешение камеры на качество съемки влияет слабо — большее зависит от физического размера матрицы, особенностей оптики и различных конструктивных ухищрений, применяемых производителем.
Светосила
Светосила описывает способность объектива пропускать свет. Записывается она дробным числом, например f/1.9. При этом чем больше число в знаменателе — тем ниже светосила, тем меньше света проходит через оптику при прочих равных. То есть, к примеру, объектив f/2.6 будет более «темным», чем f/1.9.
Высокая светосила дает камере целый ряд преимуществ. Во-первых, она улучшает качество съемки при низкой освещенности. Во-вторых, появляется возможность снимать на малых выдержках, сводя к минимуму эффект «шевеленки» и размытие движущихся предметов в кадре. В-третьих, на светосильной оптике проще добиться красивого размытия фона («боке») — например, при портретной съемке.
Фокусное расстояние (в миллиметрах)
Фокусным расстоянием называют такое расстояние между матрицей и центром объектива (сфокусированного на бесконечность), при котором на матрице получается максимально четкое изображение. Впрочем, для смартфонов в характеристиках указывается не фактическое, а так называемое эквивалентное фокусное расстояние (ЭФР) — условный показатель, пересчитанный по особым формулам; о нем и пойдет речь. По этому показателю можно оценивать и сравнивать между собой камеры с разным размером матриц (фактическое фокусное расстояние для этого использовать нельзя, так как при разном размере сенсора одно и то же реальное фокусное расстояние будет соответствовать разным углам обзора).
Как бы то ни было, от ЭФР напрямую зависит угол обзора и степень увеличения: большее фокусное расстояние дает меньший угол обзора и более крупный размер отдельных предметов, попавших в кадр, а уменьшение этого расстояния, в свою очередь, позволяет охватывать большее пространство. В большинстве современных смартфонов фокусное расстояние основной камеры лежит в диапазоне от 13 до 35 мм; если сравнивать с оптикой традиционных фотоаппаратов, то объективы с ЭФР до 25 мм можно отнести к широкоугольным, более 25 мм — к универсальным моделям «с уклоном в широкоугольную съемку». Подобные значения выбираются с учетом того, что смартфоны нередко используются для съемки в стесненных условиях, когда при малом расстоянии в кадр нужно вместить довольно обширное пространство. Увеличение картинки, при необходимости, чаще всего осуществляется цифровым способом — за счет запаса мегапикселей на матрице; но встречаются и модели с оптическим увеличением (см. ниже) — для них приводится не одно значение, а весь рабочий диапазон ЭФР (напомним, оптический зум осуществляется изменением фокусного расстояния).
Угол обзора (в градусах)
Угол обзора характеризует размер пространства, охватываемого объективом, а также размер отдельных предметов, «видимых» камерой. Чем больше этот угол — тем большая часть сцены попадает в кадр, однако тем мельче получаются отдельные предметы на изображении. Угол обзора непосредственно связан с фокусным расстоянием (см. выше): увеличение этого расстояния сужает поле зрения объектива, и наоборот.
Отметим, что данный параметр в целом считается важным скорее для профессионального применения камеры, чем для любительской фотосъемки. Поэтому данные по углу обзора приводят в основном для смартфонов, оснащенных продвинутым камерами — в том числе для того, чтобы подчеркнуть таким образом высокий класс камер. Что касается конкретных значений, то для основного объектива они обычно лежат в диапазоне от 70° до 82° — это соответствует общей специфике такой оптики (универсальная съемка с упором на общие сцены и обширный охват на небольших расстояниях).
Дополнительные данные матрицы
Дополнительная информация касательно матрицы, установленной в основном объективе. В этом пункте может указываться как размер по диагонали (в дюймах), так и модель сенсора, а иногда — оба параметра сразу. В любом случае подобные данные приводятся в том случае, если аппарат оснащен высококлассной матрицей, которая заметно выделяется на общем фоне. С моделью все довольно просто: зная название сенсора, можно найти подробные данные по нему. Размер стоит рассмотреть несколько подробнее.
Диагональ матрицы традиционно указывается в дробных частях дюйма — соответственно, к примеру, сенсор на 1/2.3" будет крупнее, чем 1/2.6". Более крупные матрицы считаются более продвинутыми, так как при том же разрешении они позволяют добиться лучшего качества изображения. Логика здесь простая — за счет крупной площади сенсора каждый отдельный пиксель также имеет бОльшие размеры и на него попадает больше света, что улучшает чувствительность и снижает шумы. Разумеется, фактическое качество картинки будет зависеть также от ряда других параметров, но в целом больший размер сенсора, как правило, означает более продвинутую камеру. В продвинутых фотофлагманах можно встретить матрицы с физическим размером 1”, что сравнимо с датчиками изображения, применяемыми в топовых компактных фотоаппаратах с несменной оптикой.Стабилизация изображения
—
Оптическая стабилизация. Стабилизация изображения осуществляется за счет системы подвижных линз и гироскопов, которая компенсирует мелкие сдвиги и сотрясения. Таким образом, изображение, сформированное объективом, попадает на матрицу уже стабилизированным. Главным преимуществом таких систем перед электронными является возможность задействовать всю площадь матрицы, что положительно сказывается на качестве снимков. С другой стороны, оптические стабилизаторы заметно сложнее и дороже, поэтому они применяются в основном в смартфонах топового уровня, оснащенных высококлассными камерами.
—
Со сдвигом матрицы. Стабилизация, осуществляемая за счет смещения матрицы «вслед» за сдвинувшимся изображением. Как и описанная выше оптическая, считается довольно продвинутым вариантом. У систем со сдвигом сенсора есть серьезные преимущества — прежде всего, работа системы стабилизации независимо от характеристик объектива. Это значит, что в схеме объектива можно обойтись без оптического стабилизатора, что упрощает конструкцию камеры.