Встроенная память
Объем встроенной памяти, установленной в плеере.
От данного параметра напрямую зависит, сколько музыки и другого контента можно хранить в устройстве, не прибегая к помощи карт памяти (тем более что некоторые модели вообще не поддерживают таких карт). Для сравнения: размер одного MP3-файла обычно не превышает 20 МБ, та же композиция в lossless-формате имеет в 3 – 4 раза больший объем, фильм в стандартном качестве занимает в среднем от 700 МБ до 2,5 ГБ, в HD 720p — до 5 – 6 ГБ. Таким образом, с точки зрения хранения данных чем больше объем встроенной памяти — тем лучше. С другой стороны, от емкости накопителя напрямую зависит цена плеера. В свете этого некоторые модели выпускаются в нескольких модификациях, различающихся по количеству памяти и цене.
При выборе стоит учитывать, что часть памяти неизбежно будет занята программной прошивкой и предустановленными приложениями; иногда эта часть получается довольно значительной — например, в моделях с ОС на борту (см. выше) может быть занято несколько гигабайт. Также отметим, что карты памяти в пересчете на гигабайт объема обходятся дешевле встроенных накопителей, а с практической стороны в большинстве случаев не уступают им. Так что специально искать плеер с большим объемом встроенной памяти имеет смысл прежде всего в том случае, если данная модель с картами памяти не работает.
Сейчас на рынке представлены плееры с таким объемом памяти:
до 8 ГБ,
16 ГБ..., 32 ГБ, 64 ГБ и больше. Впрочем встречаются и модели без встроенной памяти, рассчитанные на использование только с картами памятиМакс. объем карты
Максимальный объем карты памяти, которую можно использовать в плеере. Этот параметр напрямую связан с типом карты (см. выше): для каждого типа существуют свои ограничения по объему. В то же время возможности по работе с емкими носителями ограничиваются не только типом карты, но и аппаратной частью плеера. Поэтому немало моделей имеют более низкое ограничение по объему, чем предполагается картой памяти — например, 128 ГБ в модели с поддержкой формата SDXC (теоретический максимум по которому составляет 2 ТБ).
Отметим, что встречается и обратная ситуация — например, когда в устройстве с максимальным объемом в 16 ГБ заявлена поддержка только карт microSD (теоретический максимум — 4 ГБ). Это обычно означает, что плеер может работать и с более новыми форматами (в нашем примере — как минимум microSDHC), однако по какой-то причине в официальных характеристиках этот момент не упомянут (например, производитель мог ошибиться в документации).
ЦАП
Модель цифро-аналогового преобразователя, установленного в устройстве.
ЦАП является одним из ключевых компонентов любого плеера: он трансформирует цифровые данные, записанные в звуковом файле, в аналоговый аудиосигнал, который через усилитель подается на наушники. От качества ЦАП напрямую зависит, насколько точно звук на выходе будет соответствовать изначальному сигналу, а также то, сможет ли плеер работать с продвинутыми форматами цифрового сигнала: многие из них требуют высокой вычислительной мощности, которая имеется далеко не во всяком ЦАП.
Отметим, что модель ЦАП указывается лишь в том случае, если это высококлассный преобразователь с качеством звука выше среднего. На современном рынке представлены, в частности, ЦАП таких производителей:
AKM,
Cirrus Logic,
ESS Sabre,
Texas Instruments,
Wolfson. А плееры с таким оснащением обычно относятся к
Hi-Fi устройствам (см. «Тип»).
Также стоит сказать, что количество ЦАП может быть разным. Простейший вариант —
один модуль на оба канала звука, однако встречаются плееры, оснащенные сразу двумя преобразователями — по одному на канал. Такое «разделение труда» сказывается на стоимости, зато снижает нагрузку на каждый отдельный ЦАП, что положительно сказыва
...ется на качестве и достоверности звучания.Частота дискретизации
Частота дискретизации цифро-аналогового преобразователя, установленного в плеере (см. «ЦАП»).
Частота дискретизации и разрядность являются двумя ключевыми характеристиками цифрового аудиосигнала; чем они выше — тем качественнее звук, при прочих равных. Не вдаваясь в технические подробности, смысл данного параметра можно описать так: для нормального воспроизведения звука необходимо, чтобы частота дискретизации у ЦАП плеера была не ниже, чем в воспроизводимом файле. В противном случае проигрывание окажется невозможным, даже если формат звука изначально поддерживается плеером. (Своеобразное исключение составляет сигнал DSD, подробнее о нем см. «Поддерживает аудиоформаты»).
Отметим, что в большинстве популярных аудиоформатов применяется частота дискретизации 44,1 кГц, и ее гарантированно поддерживают все современные портативные плееры. Так что данный параметр актуален в основном для Hi-Fi моделей (см. «Тип»), работающих с продвинутыми форматами цифрового звука.
Разрядность
Разрядность цифро-аналогового преобразователя, установленного в плеере (см. «ЦАП»).
Разрядность, наряду с частотой дискретизации, является одной из ключевых характеристик цифрового аудиосигнала; чем она выше — тем качественнее звук, при прочих равных. Не вдаваясь в технические подробности, в данном случае смысл этого параметра можно описать так: для нормального воспроизведения звука необходимо, чтобы разрядность у ЦАП плеера была не ниже, чем разрядность воспроизводимого цифрового звука, иначе проигрывание окажется невозможным.
Стоит отметить, что разрядность, используемая в большинстве популярных музыкальных форматов вроде MP3, поддерживается всеми современными плеерами. Так что данный параметр актуален в основном для Hi-Fi плееров (см. «Тип»), работающих с продвинутыми стандартами цифрового звука.
Мощность
Чем выше мощность — тем более громкий звук можно получить на наушниках, при прочих равных. Кроме того, более высокая мощность позволяет подключать к устройству «уши» с более высоким сопротивлением (хотя жесткой зависимости здесь нет, и модели с одинаковой выходной мощностью могут иметь разные ограничения по сопротивлению наушников). Однако в случае обычных (не Hi-Fi) плееров данный параметр является скорее справочным, чем практически значимым: как правило, мощности усилителя в таких моделях вполне достаточно, чтобы «раскачать» большинство наушников потребительского уровня. А вот для Hi-Fi устройств (см. «Тип») моделей выходная мощность имеет ключевое значение: она определяет совместимость с высокоомными «ушами» студийного класса. Подробную справку по этому вопросу можно найти в специальных источниках.
Сопротивление наушников
Номинальное сопротивление (импеданс) наушников, с которыми может нормально работать плеер.
Большинство наушников потребительского класса имеет сопротивление 16 или 32 Ом, его поддерживают почти все современные плееры. Поэтому обращать внимание на данный параметр стоит лишь в том случае, если вы планируете использовать устройство с высококачественными «ушами» студийного или аудиофильского класса. Характерной особенностью таких наушников является высокое сопротивление, исчисляемое уже сотнями ом, и для них подойдет не всякий плеер.
Также уточнить допустимое сопротивление наушников не помешает, если вы покупаете устройство Hi-Fi класса (см. «Тип»). Некоторые из таких моделей имеют довольно высокое минимальное сопротивление и не совместимы со стандартными 16-омными (а иногда и 32-омными) «ушами».
Поддержка кодеков
Кодеки и дополнительные технологии обработки звука, поддерживаемые плеером с подключением по Bluetooth. Изначально передача звука по Bluetooth предусматривает довольно сильное сжатие сигнала, что может сильно испортить впечатление при прослушивании музыки. Для устранения этого недостатка и используются различные технологии, в частности
aptX,
aptX HD,
aptX Low Latency, aptX Adaptive,
AAC,
LDAC,
LHDC. Разумеется, для использования какой-то из технологий ее должны поддерживать не только плеер, но и Bluetooth-устройство, с которым он используется. А вот основные особенности каждого из вариантов:
— aptX. Bluetooth-кодек, созданный для значительного повышения качества звука, передаваемого по Bluetooth. Согласно заявлениям создателей, позволяет добиться качества, сравнимого с Audio CD (16-bit/44.1kHz). Преимущества aptX наиболее заметны при прослушивании высококачественного контента (например, форматов lossless), однако даже на обычном MP3 он может дать заметное улучшение звучания.
— aptX HD. Развитие и усовершенствование оригинального aptX, позволяющее добиться чистоты звука, сравнимой с аудио формата Hi-Res (24-bit/48kHz). Как и в оригинале, преимущества aptX HD заметны в основном на аудио высокого качества, хотя этот кодек не будет лишним
...и для MP3.
— aptX Low Latency. Специфическая разновидность описанного выше aptX, разработанная в расчете не столько на улучшение качества звука, сколько на снижение задержек в передаче сигнала. Такие задержки неизбежно возникают при работе через Bluetooth; они не критичны для прослушивания музыки, однако при просмотре видео может возникнуть заметная рассинхронизация между изображением и звуком. Кодек aptX LL устраняет это явление, уменьшая задержку до 32 мс — такая разница незаметна для восприятия человеком.
— aptX Adaptive. Дальнейшее развитие aptX; фактически объединяет в себе возможности aptX HD и aptX Low Latency, однако не ограничивается этим. Одной из главных особенностей данного стандарта является так называемый адаптивный битрейт: кодек автоматически регулирует фактическую скорость передачи данных, исходя из особенностей транслируемого контента и загруженности используемых частот. Это, в частности, способствует снижению энергопотребления и повышению надежности связи; а специальные алгоритмы позволяют транслировать звук, по качеству сравнимый с aptX HD (24 бит/48 кГц), используя в разы меньшее количество передаваемых данных.
— AAC. Bluetooth-кодек, применяемый преимущественно в портативных гаджетах фирмы Apple. По возможностям заметно уступает более продвинутым стандартам вроде aptX или LDAC: качество звука при использовании AAC сравнимо со средним MP3-файлом. Впрочем, для прослушивания тех же MP3 этого вполне хватает, разница становится заметна лишь на более продвинутых форматах.
— LDAC. Фирменный Bluetooth-кодек компании Sony. По пропускной способности и потенциальному качеству звучания превосходит даже aptX HD, обеспечивая показатели на уровне Hi-Res звука 24-bit/96kHz; существует даже мнение, что это максимальное качество, которое имеет смысл предусматривать в беспроводной передачи — дальнейшее улучшение будет попросту незаметным для человеческого уха.
— LHDC. LHDC (Low latency High-Definition audio Codec) — это кодек высокого разрешения с низкими задержками, разработанный союзом Hi-Res Wireless Audio и компанией Savitech. Также кодек известен под названием HWA (Hi-Res Wireless Audio). При использовании LHDC передача сигнала осуществляется с битрейтом до 900 кбит/с, битовой глубиной до 24 бит и частотой дискретизации до 96 кГц. При этом обеспечивается стабильное и надежное соединение со сниженным уровнем задержки. Кодек оптимально подходит для высококлассных беспроводных наушников и оперирования продвинутыми форматами цифрового звука.Функции и возможности
—
Поддержка CUE. Способность плеера распознавать и использовать файлы формата .cue. Изначально такие файлы применялись как списки треков на Audio CD, в них записывалась последовательность треков, их длительность и название; в наше время файлом .cue часто сопровождаются альбомы и сборники, записанные по принципу «все треки подряд в одном аудиофайле». Если плеер
поддерживает CUE, то такой аудиофайл на нем можно слушать как набор отдельных треков, переключаясь между ними по желанию — плеер будет брать из файла .cue данные о точке начала каждого трека и автоматически проматывать воспроизведение. Иными словами, формат прослушивания будет такой же, как и при воспроизведении музыки в формате «один файл на трек».
—
Форматы без потерь (lossless). Поддержка плеером форматов аудио, которые используют сжатие без потерь (lossless). В отличие от сжатия с потерями (в том же MP3), при таком сжатии звук не урезается, все его детали максимально сохраняются. В наше время существует несколько lossless-форматов, наиболее популярными являются FLAC и APE (см. «Поддерживает аудиформаты»); конкретный набор стандартов, с которыми совместим плеер, стоит уточнить отдельно. Однако в любом случае данная функция будет полезна тем, кто ценит максимально полное и достоверное звучание. При этом стоит учесть два нюанса. Во-первых,
файлы lossless имеют доволь
...но большой объем — один альбом может занимать несколько сотен мегабайт. Во-вторых, для того, чтобы в полной мере оценить такой звук, потребуются высококачественные наушники, а в идеале — и плеер уровня Hi-Fi (см. «Тип»).
— Форматы без сжатия (uncompressed). Поддержка плеером форматов аудио, не предусматривающих сжатия данных. Большинство таких стандартов относится к профессиональным, они обеспечивают очень высокое качество и достоверность звука, однако и места занимают немало. В качестве примера форматов без сжатия можно назвать DSD и DXD (см. «Поддерживает аудио»).
— Работа в режиме ЦАП. Возможность работы плеера в режиме цифро-аналогового преобразователя (ЦАП) — когда устройство принимает цифровой аудиосигнал из внешнего источника (обычно USB-порта компьютера) и выдает на выход аналоговый звук. Данная функция встречается в основном в Hi-Fi моделях (см. «Тип»). Она будет полезна прежде всего при выводе звука с ПК, ноутбуков или портативных гаджетов: собственные звуковые карты в таких моделях нередко бывают достаточно «слабыми», и при использовании внешнего ЦАП можно добиться намного лучшего качества звука.
— Эквалайзер.Данная функция позволяет регулировать громкость звучания отдельных полос частот, изменяя таким образом общую окраску звука. Эквалайзеры в современных плеерах могут иметь разное количество полос — от 2 (низкие и высокие частоты) в простейших моделях до 8 – 10 в продвинутых. В любом случае подобная настройка может пригодиться как для настройки звучания под собственные предпочтения, так и для компенсации недостатков подключенных наушников или колонок — если они «проваливают» определенные полосы частот. Кроме того, во многих плеерах имеется набор предустановок эквалайзера (пресетов), обычно рассчитанных на разные стили музыки — «Классика», «Рок», «Поп» и т. п.
— FM-приемник. Встроенный тюнер для приема радиопередач в FM-диапазоне. Именно этот диапазон использует подавляющее большинство современных музыкальных радиостанций, поскольку он позволяет транслировать звук в формате стерео. Впрочем, некоторые модели плееров поддерживают и другие стандарты — например, AM, в котором широко представлены станции «разговорного» жанра. Для прослушивания радио обычно требуется подключение наушников — их провод играет роль антенны.
— Запись с FM-приемника. Возможность записи радиопрограмм, принимаемых собственным тюнером плеера (см. выше). Эта функция пригодится, если вы хотите «сохранить для истории» какое-то событие из трансляции — интересное ток-шоу, живое выступление любимой группы в студии радиостанции, звонок в прямой эфир и т.п.
— Диктофон. Возможность работы плеера в режиме диктофона — на запись звука. Как правило, при этом используется встроенный микрофон. Общий функционал такой записи заметно скромнее, чем в специализированных диктофонах, однако для несложных задач она вполне может пригодиться.
— Встроенный динамик. Собственный встроенный динамик позволяет слушать музыку без подключения наушников или колонок. В некоторых ситуациях — например, при совместном просмотре фильма с экрана плеера — данная функция может оказаться весьма полезной. Правда, стоит учитывать, что возможности встроенного динамика обычно достаточно скромны, в итоге громкость и качество звука получаются невысокими.
— Цифровая камера. Собственная цифровая камера, позволяющая использовать плеер для съемки фото и видео. Качество съемки в большинстве случаев невысоко, однако встречаются и исключения — некоторые модели плееров по этому показателю не уступают смартфонам среднего класса. Кроме того, камеры в данном случае предназначены не столько для высокохудожественной съемки, сколько для «фиксации момента». Также стоит отметить, что расположение камеры может быть разным. Чаще всего она устанавливается на тыльной стороне, но встречаются и плееры с фронтальными камерами, позволяющими снимать селфи и пользоваться видеосвязью. А наиболее продвинутые плееры (обычно модели с ОС, см. выше) могут иметь пару камер — основную и фронтальную.