Функции платы
Дополнительные функции платы, предусмотренные в электронном батарейном моде (см. «Батарейный мод»).
—
Варивольт. Батарейные моды, позволяющие регулировать напряжение, подаваемое на атомайзер. За счет этого изменяется мощность питания и, соответственно,
регулируется мощность нагрева и общий режим парения. При этом, в отличие от вариватта (см. ниже), изменение напряжения в варивольте осуществляется только вручную, независимо от сопротивления атомайзера. На практике это значит, что если пользователь хочет получить ту же мощность на атомайзере с другим сопротивлением — ему придется перенастраивать варивольт.
—
Вариватт. Батарейные моды с возможностью автоматического поддержания заданной мощности, подаваемой на атомайзер. Автоматизированной версия варивольтов, которая способна автоматически подстраиваться под изменение сопротивления атомайзера. Напряжение в вариватте выставляется для конкретного сопротивления атомайзера; если сопротивление меняется, то электроника автоматически выставляет напряжение на выходе батарейного мода таким образом, чтобы мощность оставалась неизменной. Благодаря этому можно ставить на батарейный блок нагреватели с разным сопротивлением, не переживая о перенастройке параметров питания — вариватт самостоятельно выберет нужное напряжение, сохраняя интенсивность парения на привычном уровне. Главный недостаток данного в
...арианта по сравнению с варивольтом — относительно высокая стоимость, а по сравнению с термоконтролем (см. ниже) — необходимость выбирать мощность экспериментальным способом, методом проб и ошибок.
— Вариватт + варивольт. Батарейные моды, способные работать в двух разных режимах — варивольт или вариватт, по желанию пользователя. Эти режимы подробнее описаны отдельно, а их сочетание в одном батарейном блоке может пригодиться тем, кто ценит преимущества вариватта, однако не прочь поэкспериментировать и с варивольтом.
— Термоконтроль+вариватт. Батарейные моды, сочетающие описанные выше возможности вариватта с функцией термоконтроля. Термоконтроль позволяет отслеживать температуру спирали, поддерживать её на оптимальном уровне и отключать питание при приближении к критическому нагреву. Сочетание двух этих регулировок является наиболее продвинутым на сегодня вариантом, фактически избавляющим вейпера от необходимости вручную подбирать оптимальные параметры питания. При этом пар получается приятным на вкус (как из-за собственной температуры, так и благодаря тому, что вероятность пережечь фитиль сводится практически к нулю), а заряд аккумулятора расходуется оптимальным образом. Серьёзным недостатком термоконтроля, помимо довольно высокой стоимости, является ограниченная совместимость с атомайзерами: для корректной работы этой функции требуется «голова» со спиралью из никеля или титана, а такие модели встречаются сравнительно нечасто, да и сами по себе стоят недёшево.
— Термоконтроль. Батарейные моды, настройки которых ограничены лишь термоконтролем. Подробнее эта функция описана выше; здесь же отметим, что сам по себе термоконтроль не позволяет управлять интенсивностью парения, поэтому данный вариант особого распространения не получил.Емкость бака для жидкости
Объем бака для жидкости, предусмотренного в конструкции атомайзера. Отметим, что этот параметр может указываться даже для атомайзеров-сквонков (см. «Тип заправки»): хотя они работают с внешним резервуаром, однако определенный объем «жижи» вмещается и в самом испарителе.
Чем объемнее бак — тем больший запас жидкости можно держать в электронной сигарете и тем реже придется ее перезаправлять. С другой стороны, вместительные резервуары имеют соответствующие габариты, и слишком большой бак был бы неудобен, а жидкости даже за один длительный сеанс парения расходуется сравнительно немного. Как следствие, объем
более 6 мл уже считается для вейпов довольно крупным, а в самых миниатюрных моделях этот показатель
не превышает 2 мл.
Также отметим, что при выборе емкости бака производители обычно учитывают сопротивление спирали, мощность аккумулятора (если он есть в комплекте) и другие параметры, влияющие на предполагаемый расход жидкости. Здесь нет жесткой зависимости, однако в целом более мощные атомайзеры обычно оснащаются баками большего объема.
Тип заправки
—
Верхняя. Традиционный тип заправки, изначально — довольно популярный, однако сейчас такие атомайзеры постепенно уступают позиции моделям с нижней заправкой. Главным преимуществом данного варианта является возможность заливать жидкость, не переворачивая атомайзер и не снимая колбу с батарейного мода. Правда, для заправки обычно требуется разборка — например, откручивание крышки с мундштуком.
—
Нижняя. Этот вариант предполагает, что для заправки нужно перевернуть атомайзер «вверх ногами» и залить жидкость с нижней стороны. На первый взгляд такая процедура менее удобна, чем верхняя заправка, однако она дает немаловажное преимущество для обслуживаемых нагревателей: при необходимости можно снять и перемотать базу, не сливая жидкость из бака. Отметим, что
дрип-атомайзеры формата
«сквонк» формально также заправляются снизу, однако они имеют свою специфику, поэтому не относятся в данную категорию и выделяются отдельно; подробнее см. ниже.
—
Боковая. Заправка через специальное отверстие в боковой части атомайзера. Как и верхняя, такая конструкция позволяет не снимать колбу с батарейного мода; при этом отверстие обычно открывается и закрывается легко и быстро, без необходимости, к примеру, откручивать крышку. Этот вариант довольно популярен в бакодрипках (см. &la
...quo;Вид атомайзера»), хотя и в других разновидностях тоже встречается.
— Сквонк. Специфическая разновидность нижней заправки, применяемая в моделях с дрип-атомайзерами (см. «Вид атомайзера»). В таких вейпах имеется довольно крупный резервуар с жидкостью, установленный в батарейном моде, и при каждом нажатии на специальную кнопку (или на эластичную стенку резервуара) жидкость подается в атомайзер небольшими порциями прямо через коннектор. Подобная конструкция позволяет устранить основной недостаток дрип-атомайзеров — необходимость постоянно доливать жидкость вручную, «по каплям»: вместо хлопот с ручной дозаправкой достаточно периодически нажимать кнопку. При этом большинство подобных испарителей допускают установку и на обычный батарейный мод, без сквонка — для этого в комплекте предусматривается сменный коннектор стандартной конструкции, без канала для подачи жидкости; а на батарейные моды со сквонком, как правило, можно без ограничений ставить и обычные атомайзеры. К недостаткам этого варианта можно несколько большую стоимость, чем у аналогов с традиционными типами заправки.Тип обдува
Тип обдува, предусмотренный в атомайзере электронной сигареты.
Данный параметр указывается по расположению ячеек для забора воздуха, поступающего в испаритель. По этому критерию выделяют
нижний,
верхний и
боковой обдув, вот их основные особенности:
— Нижний. Наиболее популярный в наше время вариант. Подобная популярность обусловлена прежде всего тем, что многие вейперы считают «нижний» пар самым вкусным. Кроме того, атомайзеры с нижним обдувом проще в обслуживании, чем «боковые» модели, они не так требовательны к качеству намотки. К недостаткам данного варианта можно отнести повышенную вероятность протекания, в том числе при переливе жидкости; да и конденсат, довольно интенсивно образующийся у воздухозаборников, склонен стекать вниз на батарейный мод. Впрочем, эти моменты не являются особо критичными.
— Верхний. Формат, появившийся сравнительно недавно. В целом такой обдув несколько хуже передает вкус, чем нижний, к тому же пар получается более горячим; тем не менее, этот момент во многом субъективен, и некоторым пользователям нравится именно подобный тип пара. К объективным преимуществам «верхних» атомайзеров можно отнести минимальную вероятность перелива, практически полное отсутствие конденсата, стекающего на батарейный мод, а также отсутствие брызг даже при использовании спиралей с очень низким сопрот
...ивлением.
— Боковой. Тип обдува, применяемый преимущественно в «дрипках» (см. «Вид атомайзера»). Если нижний обдув дает самый вкусный пар, то боковой — самый плотный и насыщенный. Это достигается за счет того, что воздух максимально интенсивно обтекает спираль и захватывает наибольшее количество испарений. Кроме того, вероятность перелива жидкости и образований брызг в таких атомайзерах очень мала, а при правильной настройке вкус передается практически так же хорошо, как и в «нижних» моделях. Основным недостатком данного варианта является собственно необходимость тщательной настройки и правильной установки спирали — дабы не ней не было слепых зон. Так что боковой обдув в целом рассчитан на опытных пользователей; исключением являются необслуживаемые атомайзеры, однако в них данный формат работы используется крайне редко.
Отметим также, что в продаже встречаются комбинированные варианты, для которых указано сразу два вида обдува. Здесь специфика может быть разной. Так, верхний и нижний обдув объединить в одном испарителе нереально, поэтому этот вариант указывается только для комплектов из нескольких атомайзеров с разными типами обдува. А вот боковой формат работы вполне может сочетаться с верхним или нижним — это позволяет объединить достоинства обоих вариантов и обеспечить насыщенный пар. С другой стороны, необходимость тщательной настройки для подобных устройств так же актуальна, как и для «чисто» боковых.Мин. сопротивление
Наименьшее сопротивление нагревательной спирали электронной сигареты.
Смысл данного параметра будет разным, в зависимости от того, о какой именно части устройства идет речь (см. «Тип»). Так, для атомайзеров данный параметр приводится в том случае, если в комплекте поставляются запасные нагреватели — соответственно, он указывается для «головы» с наименьшим сопротивлением. Для батарейного мода это наименьшее сопротивление, которое к нему можно подключать. А в стартовых наборах минимальное сопротивление также обычно указывается по батарейному моду; низкоомные «головы» в таких случаях могут как входить, так и не входить в комплект поставки.
Данные о минимальном сопротивлении в любом случае важны при взаимном подборе атомайзера и батарейного мода (в том числе при создании пользовательских намоток) — подключение испарителя со слишком низким сопротивлением чревато перегрузками и различными неприятным последствиями вплоть до возгорания. Однако особенное значение данный параметр имеет для любителей т.н. сабома — парения при низком сопротивлении нагревателя (до 1 Ом), которое позволяет достичь высокой насыщенности пара (при снижении сопротивления возрастает мощность). Работать с сабомными нагревателями способны далеко не все аккумуляторы, так что пригодность батарейного мода для такого парения нужно уточнять особо.
Аккумулятор
Тип аккумулятора, которым оснащен батарейный мод или на который он рассчитан (если батарея не входит в комплект).
Современные вейпы могут использовать как съемные, так и
несъемные батареи. Первые удобны тем, что севший аккумулятор можно быстро заменить на свежий, а пока одна батарея используется, вторую можно поставить на зарядку. Однако для многих вейпов с таким питанием приходится отдельно докупать и сами батареи, и «зарядники» для них (подробнее об этом типе аккумуляторов см. п. «Съемный»). Несъемные элементы, в свою очередь, нельзя быстро менять, зато они более компактны, сразу входят в комплект поставки и предельно просты в использовании: при исчерпании заряда не нужно возиться с внешними зарядными устройствами, достаточно подключить комплектный зарядник (а то и просто USB-кабель).
В качестве съемных элементов в вейпах используются в основном 3,7-вольтовые литий-ионные аккумуляторы цилиндрической формы, вот их основные типоразмеры:
— 18650. Самый популярный в наше время типоразмер сменных аккумуляторов на 3,7 В. Такие элементы имеют диаметр 18 мм и длину 65 мм, а их распространенность обусловлена сочетанием неплохих рабочих характеристик со сравнительно компактными размерами. Количество батарей этого типа может быть разным: для моделей сравнительно невысокой мощности (до 100 Вт) достаточно
одного аккумулятора 18650, в более мощных модах встречает
...ся 2, а в отдельных моделях — даже 3 и более аккумуляторов 18650.
— 20700. Формат сменных батарей, применяемый заметно реже, чем 18650 — из-за более крупных размеров (диаметр 20 мм, длина 70 мм). Количество таких элементов также может быть разным — от одного в сравнительно маломощных моделях до двух или даже трех.
— 21700. Еще один сравнительно редкий типоразмер сменных батарей; имеет ту же длину, что и 20700 (70 мм), но более крупный диаметр (21 мм). Используются такие элементы преимущественно по одному, вейпы на два аккумулятора 21700 почти не выпускаются.
— 26650. Довольно специфический типоразмер: такие элементы имеют в длину те же 65 мм, что и 18650, однако диаметр у них почти в полтора раза больше — 26 мм. Это обеспечивает высокую емкость и мощность, однако крупный размер ограничивает применение данного типа питания, оно встречается лишь в единичных моделях вейпов (хотя существуют устройства даже на два аккумулятора). А в некоторых батарейных модах под такие элементы допускается замена 26650 на 18650 — благодаря одинаковой длине.
Встроенные батареи, в свою очередь, различаются по технологии, по которой они изготовлены. В наше время используются в основном Li-Ion (литий-ионные) либо Li-Pol (литий-полимерные) несъемные аккумуляторы. Они схожи по основным характеристикам: компактны, имеют хорошую емкость, лишены «эффекта памяти», однако плохо переносят как морозы, так и жару. Основная разница заключается в том, что в первой разновидности электролит жидкий, а во второй — твердый полимерный. Благодаря этому Li-Ion элементы несколько дешевле, а Li-Pol — менее чувствительны к перегрузкам и более безопасны при нештатных режимах.Емкость
Емкость аккумулятора, которым оснащена электронная сигарета или отдельно продаваемый батарейный мод. Данный параметр указывается только для моделей с несъемными аккумуляторами (см. «Тип аккумулятора»): сменные элементы могут выпускаться в разной емкости.
Чем емче аккумулятор — тем дольше можно использовать устройство, не перезаряжая батарею. Правда, фактическое энергопотребление и, соответственно, автономность у разных моделей будут разными, поэтому сравнивать по емкости между собой можно только устройства со схожими рабочими напряжениями и сопротивлениями атомайзеров.
В целом, если для вас важна автономность — вполне можно исходить из принципа «чем емче батарея, тем лучше»; а для экономии средств можно выбрать и относительно слабый аккумулятор. Также стоит сказать, что существуют схемы расчетов оптимальной емкости батареи в зависимости от мощности, сопротивления атомайзера и т. п.; эти схемы можно найти в специальных источниках.
Мощность
Максимальная мощность питания, выдаваемая аккумулятором.
Это один из основных параметров батарейного блока, определяющих его совместимость с атомайзером. В стартовые наборы (см. «Тип») по определению включаются атомайзеры, оптимально подходящие к данному аккумулятору по мощности, и данный параметр имеет в основном справочное значение. А вот при выборе комплектующих по отдельности на него стоит обратить особое внимание. Более
высокая мощность позволяет добиться более насыщенного пара, однако лишь до определенных пределов — слишком сильный нагрев приводит к ухудшению вкуса, а то и пригоранию фитиля (что тем более не способствует улучшению ощущений от парения). Так что атомайзер должен нормально переносить мощность аккумулятора, иначе в лучшем случае придется постоянно ограничивать мощность при помощи варивольта или вариватта (см. «Батарейный мод»), а в худшем — нормальное использование вообще будет невозможным.
Стоит учитывать, что для классических испарителей-баков с одной спиралью достаточной считается мощность до 40 Вт; более же мощные батареи рассчитаны в основном на продвинутые обслуживаемые модели, дрип-атомайзеры и
бакодрипки (см. «Вид атомайзера»), имеющие более одной спирали и, соответственно, более «прожорливые» в плане потребления энергии. Также отметим, что фактическая мощность нагрева зависит от напряжения, и на практике она
...может быть ниже заявленной — в зависимости от сопротивления атомайзера. Подробнее об этом см. «Макс. напряжение».Дисплей
Наличие
дисплея в конструкции электронной сигареты — если точнее, батарейного мода (см. «Тип»): ставить дисплей на атомайзер не имеет смысла по целому ряду причин, в частности, потому, что там недостаточно места. А вот на батарейном блоке, даже небольшом, вполне можно разместить экран. Обычно это простейшая монохромная матрица (черно-белая или в другой расцветке, скажем, белые символы на синем фоне), способная выводить данные в одну, от силы две строчки. Однако даже с таким оснащением управление становится более удобным и наглядным: на экране могут выводиться самые разные цифровые и текстовые данные, например, выставленное значение напряжения или мощности, режим работы (вариватт/варивольт, если поддерживаются оба), заряд аккумулятора, сообщение о начале и окончании зарядки, уведомления о неполадках и т.п. А в некоторых моделях могут предусматриваться даже продвинутые сенсорные дисплеи (см. ниже)