Запас хода
Максимальное расстояние, которое электросамокат может проехать на одном заряде батарей.
Как правило, запас хода указывается для ровной дороги и движения только на электродвигателе, без помощи ездока. В свете этого данный показатель является довольно условным, на практике дальность поездки может оказаться как меньшей, так и большей, в зависимости от особенностей дороги и стиля езды. Тем не менее, по заявленному запасу хода вполне можно оценивать автономность разных моделей и сравнивать их между собой.
Стоит учитывать, что
большой запас хода (более 50 км) требует емких батарей, что сказывается на габаритах и весе машины. Реальная же необходимость в такой автономности требуется не так часто, тем более что многие электросамокаты вполне способны ехать и обычным способом, без применения электродвигателя.
Максимальная скорость
Высокая максимальная скорость дает больше возможностей для езды и позволяет сократить время передвижения. Однако для нее требуются мощные моторы и емкие батареи, что сказывается на цене и весе аппарата. Кроме того, чем быстрее самокат — тем осторожнее нужно быть при движении. Поэтому большая часть электросамокатов имеет скорость
25 км/ч или чуть больше —
30 км/ч.
Максимальный угол подъема
Максимальный угол подъема, который электросамокат может преодолеть на одной только тяге двигателя, без помощи ног. Модели с двигателями одинаковой мощности могут различаться по данному показателю (из-за разницы в крутящем моменте и диаметре колес).
Отметим, что в характеристиках угол указывается в градусах, тогда как на дорожных знаках он приводится в процентах (1 % соответствует подъему на 1 м через каждые 100 м горизонтального перемещения). Впрочем, этот момент не является особо критичным: если приходится часто преодолевать определенный подъем, можно уточнить его уклон, переведя проценты в градусы (и наоборот) по специальным таблицам. Кроме того, если угол окажется слишком большим — ничто не мешает помочь самокату ногой, в крайнем случае — преодолеть подъем пешком.
Привод
Тип привода в конструкции самоката, определяющий на какие колёса передаётся тяговое усилие от электромотора.
—
Передний. Привод на переднее колесо тянет за собой весь электросамокат. Он обеспечивает улучшенную устойчивость на дороге, сводит к минимуму вероятность заносов в поворотах, выступает гарантом мягкого старта и плавного разгона. С другой же стороны, электродвигатель спереди увеличивает вес колёсного узла и повышает усилия при вращении руля.
—
Задний. Заднеприводные электросамокаты не столь устойчивы на дороге, как модели с передним приводом. Однако они являются более резвыми, демонстрируют динамичный разгон и легко покоряют горки.
—
Полный. Самокаты с полным приводом сочетают в одном флаконе все положительные качества передне- и заднеприводных моделей. Также они наилучшим образом подходят для передвижения по бездорожью — полноприводному шасси нипочём ямы и крутые возвышенности, другие неровности дорожного полотна, грязевые отложения на дороге.
Колеса
Тип и размер колес, используемых в электросамокате.
Размер выбирается производителем в зависимости от общего назначения самоката — будь то асфальтированная дорога или пересеченная местность. Если же сравнивать схожие модели с разным диаметром колес, то стоит учесть, что чем крупнее колеса (
10" и
больше) — тем лучше они отрабатывают неровности дороги, тем выше получается проходимость и мягкость езды. А небольшие колеса (к примеру
8"), в свою очередь, отлично подходят для ровного асфальта и динамичной езды, они легко разгоняются и позволяют совершать резкие повороты.
Что же касается различных типов колес, то встречаются
полиуретановые,
резиновые,
надувные. Подробнее о каждом:
— Полиуретановые. Колеса со сплошной шиной из полиуретана. Этот материал обеспечивает хорошую амортизацию, качественное сцепление с дорогой и в то же время неплохую накатистость; он стоек к перепадам температур и повреждениям, долговечен, при этом стоит недорого.
— Резиновые полнотелые. В данном случае имеются в виду колеса со сплошной шиной из резины (надувные колеса вынесены в отдельный пункт подбора). По основным характеристикам резина схожа с описанным выше полиуретаном, а в некоторых моментах даже превосходит его. Так, подобные шины не шумят, хорошо с
...глаживают шероховатости асфальта, имеют отличное сцепление и обеспечивают высокую эффективность торможения. С другой стороны, данный материал менее долговечен и плохо переносит перепады температур.
— Резиновые надувные. Наиболее продвинутая разновидность колес, встречающаяся в современных самокатах. Колеса этого типа имеют надувную шину (как в велосипедах), которая обеспечивает отличную амортизацию, плотное сцепление с дорогой и высокую проходимость. Недостатками надувных шин, помимо цены, можно назвать чувствительность к проколам и повышенную сложность в обслуживании: нужно следить за давлением и при необходимости подкачивать шину.
— Резиновые гелевые. Бескамерные колеса, заполненные гелем, нечувствительны к мелким проколам и порезам. Выходя наружу, находящийся в шине гель при контакте с воздухом почти мгновенно застывает, эффективно запечатывая место повреждения. Кроме того, подобные колеса практически не требуют обслуживания — их не нужно накачивать. К недостаткам гелевых шин можно отнести высокую стоимость и несколько большую жесткость, чем у надувных (хотя по мягкости хода такие колеса все равно заметно превосходят резиновые.Передний тормоз
Среди различных типов тормозов в самокатах можно встретить
ободной,
дисковый,
барабанный,
электрический. Встречаются также модели без переднего тормоза.
— Ободной. Ободной тормоз считается простейшей разновидностью тормозных систем. Такие тормоза обеспечивают плавное замедление и полную остановку самоката со средней скоростью. Тормозной путь обычно имеет среднюю или большую длину. Тормоз ободного типа представлен колодками, которые при помощи специального механизма прижимаются к ободу колеса. Сами колодки приводятся в движение рычагом, который выносится на руль, а тягой выступает гибкий трос. Среди преимуществ ободного тормоза можно выделить: невысокую цену, простую конструкцию. Из минусов: достаточно быстрый износ колодок и необходимость настройки тормозов по мере износа фрикционных накладок. Дополнительно при использовании самоката с ободным тормозом следует учитывать, что колодки становятся менее цепкими, если обод влажный. При дождливой, пасмурной и слякотной погоде на ободной тормоз полагаться нельзя.
— Дисковый. Тормоза дискового типа считаются более продвинутыми, чем ободная (колодочная) система. Дисковый тормоз позволяет самокату достаточно быстро останавливаться, а сама длина тормозного пути может быть как минимальной, так и средней. Такие тормоза представлены фрикционом, который воздействует на диск небол
...ьшого диаметра. Диск крепится на колесной оси. Фрикцион прижимается к тормозному диску с достаточно большой силой, что позволяет дисковым тормозам быть эффективными даже при попадании на фрикцион влаги. Управляется дисковый тормоз при помощи рычага, который выносится на руль. Преимуществами дискового тормоза для самоката считаются: надежность, долговечность и возможность быстрой остановки. Из недостатков выделим: высокую цену и необходимость настройки по мере износа фрикциона.
— Барабанный. Тормоза барабанного типа хорошо замедляют ход и обеспечивают достаточно быструю остановку. По уровню эффективности барабанный тормоз для самоката находится между ободной и дисковой тормозными системами. Барабанный тормоз использует колодки, которые располагаются внутри колесного диска. В данном случае фрикционные пластины воздействуют на внутреннюю часть обода. Тормоз с барабанным устройством имеет множество преимуществ: большая контактная поверхность фрикциона, защита от влаги, надежность и долговечность. Из недостатков можно отметить: использование массивных колес, сложность сервисного обслуживания, необходимость периодической регулировки.
— Электрический — торможение с помощью рекуперации. В данном случае замедление хода и остановка производятся самим электромотором, за счет снижения оборотов. Обычно электротормоз обеспечивает мягкую и плавную остановку. Как правило, электрический тормоз выступает в качестве вспомогательной тормозной системы. Параллельно с электрическим самокат комплектуется еще одним тормозом, который является главным. Также продвинутые самокаты часто используют рекуперативный электрический тормоз. В данном случае при замедлении хода происходит рекуперация электроэнергии, что позволяет подзарядить батарейный блок.
— Отсутствует. Переднее колесо не оснащено тормозной системой. Тормоз может быть предусмотрен только сзади.Задний тормоз
Как и ручной тормоз, задний может быть
барабанным,
электрическим,
дисковым. В добавок еще может быть классический
ножной тормоз, как в обычных самокатах, или вообще отсутствовать.
— Дисковый. Дисковый тормоз на заднем колесе обеспечивает быструю остановку самоката. Такие тормоза имеют фрикцион с коротким ходом. Благодаря небольшому расстоянию между колодками и диском фрикцион очень быстро входит в контакт с рабочей поверхностью тормозного диска. При этом фрикцион прижимается к диску с достаточно большой силой. Дисковый тормоз позволяет самокату останавливаться предельно эффективно. Но при использовании дискового тормоза на заднем колесе следует быть осторожным, так как при резком торможении, особенно на поворотах, самокат может заносить в бок.
— Барабанный. Тормоз барабанного типа имеет эффективность выше среднего. Барабанный тормоз делает заднее колесо массивным и тяжелым. Эта разновидность тормоза имеет закрытую конструкцию. Колодки находятся внутри колеса. Фрикционные накладки трутся о внутреннюю поверхность обода. Доступ к барабанному тормозу закрыт защитной крышкой. Благодаря закрытой конструкции внутрь тормозного барабана не попадает ни влага, ни прочие засоры, что делает работу тормоза более надежной и безотказной. Из недостатков можно отметить: увеличение габаритов и массы колеса, сложность технического обслу
...живания.
— Ножной. Простейшая разновидность тормозов прижимного типа, подразумевающая замедление и остановку самоката путём надавливания ногой на крыло заднего колеса. Отметим, что это наименее эффективная система торможения из существующих вариантов.
— Электрический — торможение с помощью рекуперации. Тормозная система этого типа делает остановку предельно мягкой, замедление скорости происходит при снижении оборотов электродвигателя. Заднее расположение электрического тормоза предполагает, что электромотор установлен на заднем колесе. Наличие электромотора делает колесо массивным. Тормозная система электрического типа отличается высокой надежностью и долговечностью, она не требует технического обслуживания. Но при разрядке батарейного блока на самокате электротормоз не будет работать. Для таких случаев обычно предусматривается дополнительный механический (ручной или ножной) тормоз.
— Отсутствует. Заднее колесо не оснащается тормозом. В этом случае тормозная система предусмотрена спереди. Преимущество самокатов без заднего тормоза заключается в том, что транспорт не будет заносить в сторону при активном торможении на поворотах.Емкость аккумулятора
Емкость аккумулятора, штатно установленного в электросамокате.
Теоретически более высокая емкость аккумулятора позволяет обеспечить больший запас хода, однако на практике не все так однозначно. Во-первых, моторы даже одинаковой мощности могут различаться по КПД; во-вторых, фактическое количество запасаемой в батарее энергии зависит не только от емкости в ампер-часах, но и от напряжения в вольтах. Так что на практике данный показатель является второстепенным, и ориентироваться при выборе стоит не столько на емкость аккумулятора, сколько на прямо заявленный запас хода. А сравнивать по емкости можно только модели со схожими характеристиками и одинаковым напряжением питания.
Напряжение питания
В целом данный параметр является второстепенным, на практике он необходим в основном при поиске запасной/сменной батареи или стороннего зарядного устройства. При выборе же стоит обращать внимание на более приближенные к практике характеристики — в частности, прямо заявленные скорость и запас хода.