Поддерживаемые типы
Технология изготовления батарей, с которой совместимо зарядное устройство. Современные аккумуляторы могут изготовляться по разным технологиям (
Ni-Cd,
Ni-Mh,
Li-Ion,
LiFePO4,
IMR), каждая имеет свои особенности и требования к процедуре зарядки; поэтому под конкретный аккумулятор стоит подбирать зарядное устройство, для которого прямо заявлена совместимость с соответствующей технологией.
— Ni-Cd. Никель-кадмиевые аккумуляторы являются одной из самых старых разновидностей перезаряжаемых элементов. Тем не менее, они и сегодня используются довольно широко — в частности, Ni-Cd батареи считаются оптимальными для устройств со сравнительно высокими токами потребления и повышенными требованиями к надёжности. Такие аккумуляторы устойчивы к низким температурам, просты в хранении, надёжны и безопасны. Одним же из главных недостатков данной технологии считается «эффект памяти»: ёмкость батареи снижается после того, как её поставили на зарядку, не разрядив до конца. Однако этот момент связан скорее с особенностями контроллеров заряда, а не с самой технологией, и применением продвинутых контроллеров можно свести его практически к нулю. А вот из однозначных недостатков можно упомянуть «неэкологичность» как самих батарей, так и их производства.
— Ni-Mh. Никель-металл-гидридные элементы были созданы
...в попытке усовершенствования описанных выше никель-кадмиевых. Создателям удалось добиться более высокой ёмкости (при тех же размерах батареи), кроме того, Ni-Mh элементы экологически безопасны и полностью лишены эффекта памяти даже при использовании простейших контроллеров заряда. Недостатками данного варианта, по сравнению с Ni-Cd, являются сравнительно невысокая стойкость к морозам, меньший срок службы и более сложные условия хранения, особенно длительного.
— Ni-Zn. Технология, являющаяся ровесницей Ni-Cd и тоже дожившая до наших дней. Никель-цинковые элементы примечательны более высокой ёмкостью, чем у других «никелевых» аккумуляторов, а также более высоким напряжением, которое к тому же сохраняется на рабочем уровне практически до исчерпания заряда. Последнее особенно удобно для цифровых фотоаппаратов — эта техника довольно требовательна к напряжению. Тем не менее, по ряду причин Ni-Zn технология особой популярности не получила. Главной из этих причин является малый срок службы (порядка 300 – 400 циклов заряда-разряда).
— Li-Ion. Тип батарей, широко известный прежде всего по портативной электронике вроде смартфонов или плееров, однако с недавних пор успешно применяющийся и в других видах техники. Литий-ионные аккумуляторы сочетают хорошую ёмкость с компактностью, довольно быстро заряжаются и лишены «эффекта памяти». Их главные недостатки — высокая стоимость, слабая пригодность к работе при низких температурах и некоторая вероятность возгорания при перегрузках и сбоях.
— LiFePO4. Разновидность описанных выше Li-Ion аккумуляторов, т.н. «литий-железо-фосфатные». Преимуществами подобных элементов перед классическими литий-ионными являются, в первую очередь, стабильное напряжение разряда (до самого исчерпания энергии), высокая пиковая мощность, длительный срок службы, стойкость к низким температурам, стабильность и безопасность. Кроме того, благодаря использованию в составе железа вместо кобальта такие аккумуляторы ещё и безопаснее в производстве и проще в утилизации. В то же время они заметно уступают литий-ионным по ёмкости.
— IMR. Данная аббревиатура используется для литий-ион-марганцево-оксидных батарей — ещё одной вариации на тему литий-ионной технологии; также встречается обозначение LiMn. Улучшения, представленные в этой версии, включают температурную стабильность (сниженный риск воспламенения при сбоях), долговечность и низкие показатели саморазряда (последнее упрощает длительное хранение). При этом для многих батарей IMR заявлена совместимость со стандартными «зарядниками» для литий-ионных элементов, однако лучше всего всё же пользоваться специализированными устройствами (в частности, из-за низкого внутреннего сопротивления и повышенного риска переразрядки).Типоразмеры
Типоразмеры аккумуляторов, с которыми совместимо зарядное устройство. При этом поставляемые в комплекте адаптеры (см. ниже) в данном пункте не учитываются, речь идёт только о ЗУ как таковом.
Типоразмер описывает форму, размеры, конструкцию разъёмов и рабочее напряжение аккумулятора; таким образом, это один из самых важных параметров для определения совместимости с конкретным зарядным устройством.
Наиболее популярные типоразмеры, под которые делаются современные «зарядники», можно условно разделить на 1.5-вольтовые (маркируются латинскими буквами
AA,
AAA,
C,
D) и 3.7-вольтовые (имеют цифровую маркировку
14500,
17500,
18650,
22650,
26650 и т.п.). Подробнее о них:
— AAAA. Наиболее миниатюрная версия «пальчикового» типоразмера: батарейки той же цилиндрической формы, что и общеизвестные АА и ААА, однако имеющие диаметр всего около 8 мм и длину около 43 мм. По применению аналогичны ААА, однако распространены весьма слабо.
— AAA. Типоразмер, известный в просторечии как «мини-пальчиковые» или «мизинчиковые батарейки»: цилиндрические элементы питания диаметром 10,5 мм и длиной 44,5 мм. Применяются в основном в миниатюрных устрой
...ствах, для которых батареи-«таблетки» недостаточно, а более крупные элементы оказываются слишком громоздкими.
— AA. Классические «пальчиковые» батарейки диаметром 14 мм и длиной 50 мм, один из самых популярных современных типоразмеров (если не самый популярный). Используются в самых разнообразных видах и ценовых категориях устройств, включая даже внешние батарейные блоки для зеркальных камер.
— C. Батарейки в виде характерного «бочонка». По высоте аналогичны пальчиковым AA, однако толще почти вдвое — 50 мм и 26 мм соответственно — за счёт чего отличаются более высокой ёмкостью.
— D. Самый крупный типоразмер 1,5-вольтовых аккумуляторов потребительского уровня, диаметром 34 мм и длиной 61 мм. Применяется в основном в мощных фонарях и приборах с высоким энергопотреблением.
3.7-В аккумуляторы обозначаются пятизначным числом. В нём первые две цифры обозначают диаметр (в миллиметрах), оставшиеся три — длину (в десятых долях миллиметра). Например, популярный типоразмер 18650 соответствует батарейке диаметром 18 мм и длиной 65,0 мм. Здесь стоит отметить, что существуют 3,7-вольтовые элементы, габариты которых соответствуют описанным выше 1,5-вольтовым (например, типоразмер 14500 аналогичен «пальчиковым» АА), однако оба типа не являются взаимозаменяемыми из-за разницы в напряжении.
Отдельную категорию представляют собой 9-вольтовые аккумуляторы R22, также известные как «Крона»: это прямоугольные элементы, в которых пара контактов располагается на одном из торцов.Мин. ток заряда
Наименьший ток, который способно обеспечить устройство в режиме заряда. Если этот параметр указан в характеристиках — это значит, что данная модель имеет возможность регулировки тока заряда (в противном случае указывается только максимальный ток).
Ток заряда является одним из важнейших параметров для любого ЗУ: подробнее об этом см. «Макс. ток заряда». А от данного показателя зависит общий диапазон регулировки тока: чем ниже минимальное значение (при том же максимуме) — тем обширнее возможности по настройке «зарядника» под конкретную специфику работы.
Ток заряда (все каналы)
Наибольшая сила тока, обеспечиваемая многоканальным зарядным устройством (см. «Независимых каналов») на полной нагрузке, при работе всех слотов (и, соответственно, каналов). По сути — гарантированный максимум по току, обеспечиваемый многоканальным ЗУ независимо от количества задействованных каналов.
Об общем значении тока заряда см. «Макс. ток заряда». Здесь же отметим, что полная нагрузка является довольно сложным режимом, на котором сила тока может снизиться. Поэтому данный параметр указывается отдельно.
Количество настроек
Количество отдельных настроек по току заряда (см. выше), предусмотренное в конструкции зарядного устройства. Например, устройство на 4 настройки может предусматривать варианты 200, 400, 800 и 1000 мАч. В целом же чем больше это количество — тем точнее можно подобрать ток зарядки под ту или иную ситуацию.
Мин. ток разряда
Наименьший ток, который устройство способно обеспечить в режиме разряда аккумулятора.
На разряде установленного в ЗУ аккумулятора основаны некоторые специфические функции (подробнее см. ниже); при этом нередко возникает необходимость выставить определённое значение силы тока, оптимальное для данной батареи. Чем меньше минимальный ток разряда (при том же максимальном) — тем шире диапазон регулировки и тем выше вероятность, что прибор сможет обеспечить оптимальный режим разрядки.
Макс. ток разряда
Наибольший ток, который устройство способно обеспечить в режиме разряда аккумулятора.
На разряде установленного в ЗУ аккумулятора основаны некоторые специфические функции (подробнее см. ниже). Чем выше максимальное значение тока разряда — тем меньше времени уходит на «слив» энергии из батареи. С другой стороны, для некоторых типов аккумуляторов и режимов разрядки могут предусматриваться специфические рекомендации по силе тока, а их превышение бывает чревато перегрузкой, перегревом и даже возгоранием. Поэтому специально гнаться за высокими значениями тока разрядки необходимо только в том случае, если это оправдано с технической точки зрения.
Предварительный разряд
Предварительный разряд пригодится для батарей, склонных к эффекту памяти — их нужно заряжать только после полного исчерпания заряда. В соответствии с названием, ЗУ с данной функцией способно при необходимости разряжать установленный аккумулятор «в ноль», прежде чем приступать к зарядке. При этом некоторые модели способны автоматически определять наличие остатков энергии и включать предварительный разряд, в других его нужно включать вручную.
Проверка остаточной емкости
Процедура, позволяющая определить фактическую ёмкость установленного аккумулятора. При измерении емкости ЗУ заряжает и разряжает батарею (в некоторых моделях — несколько раз, для большей точности), измеряя фактическое количество накопленной и отданной энергии.
Проверка остаточной емкости занимает значительно больше времени, чем описанный выше пункт «измерение емкости», однако она намного точнее и может использоваться не только для определения характеристик батареи, но и для диагностики ее состояния и степени износа.