Назначение
Инструмент, для которого предназначен усилитель.
В целом смысл данного пункта достаточно очевиден, отметим лишь несколько нюансов. Так, навряд ли имеет смысл использовать с электрической гитарой «комбик» для акустической, и наоборот — это два принципиально разных инструмента с разными изначальными характеристиками звука. Помимо этого,
комбоусилители для электрогитар довольно часто оснащаются набором дополнительных эффектов, включая distortion или overdrive (см. «Эффекты»), хотя встречается немало моделей и без таких функций. А вот
устройствах для «акустики» эффекты хотя и тоже встречаются, однако они не столь «радикальны» и предназначаются в основном для лёгкой обработки звука, а не для его принципиального искажения. В
басовых усилителях, в свою очередь, может предусматриваться возможность подключения активной электрогитары и работы через один «комбик» сразу двух инструментов.
Вид
Вид устройства определяется элементной базой — основным типом деталей, на котором построены контуры усилителя мощности. Соответственно, данный параметр актуален только для аппаратуры, имеющей такие усилители; для кабинетов (см. «Тип») он не указывается.
Наибольшей популярностью в наше время продолжают пользоваться традиционные виды усилителей —
транзисторные и
ламповые.
Цифровые модели заметно менее популярны, а
гибридные решения и вовсе встречаются редко. Вот подробное описание каждого из этих вариантов:
— Транзисторный. Усилители этого типа сравнительно просты и недороги, при этом способны обеспечить вполне приемлемое качество звука (хотя всё, разумеется, зависит от класса). Именно «транзитор» рекомендуется начинающим гитаристам в качестве первого «комбика», хотя среди подобных устройств встречаются и довольно продвинутые модели. Из однозначных достоинств транзисторных схем можно назвать долговечность компонентов и способность без проблем переносить частую переноску с места на место. Что касается звука, то в таких устройствах он получается более «сухим», «плоским» и «холодным», чем в ламповых моделях, что многие считают однозначным недостатком. В то же время в случае электрогитар даже этого вполне хватает для начального обучения, репетиций и не особо «навороченных» выступлений; кроме того, в некоторых транзисторных
...усилителях для применяется специфическая обработка сигнала, придающая звуку сходство с ламповым. А комбоусилители для акустических гитар в подавляющем большинстве делаются именно транзисторными.
— Ламповый. Исторически первая разновидность усилителей, которая, тем не менее, до сих пор считается едва ли не эталоном, если речь идёт об электрогитаре (для акустических гитар ламповые схемы практически не применяются). Главное преимущество подобных устройств — пресловутый «тёплый ламповый звук», характерная мягкая, тёплая и в то же время насыщенная окраска звучания. При этом отметим, что уровень искажений у ламповых схем выше, чем у транзисторных, однако эти искажения более приятны для слуха, во многом именно они обеспечивают упомянутую окраску. Широкому распространению ламповых усилителей препятствует прежде всего их высокая стоимость — в разы выше, чем у транзисторных с аналогичными характеристиками. Помимо этого, из недостатков подобных устройств стоит отметить деликатность (лампы плохо переносят удары и толчки), быстрый износ ламп и необходимость их регулярной замены, а также необходимость прогрева после включения. Тем не менее, профессиональные музыканты предпочитают пользоваться в основном ламповыми устройствами.
— Цифровой. Усилители на основе микросхем, использующие цифровую обработку звука. Главным достоинством таких устройств являются обширные возможности по моделированию звучания и обеспечению различных эффектов. В частности, существует немало моделей, копирующих ламповые усилители: имитация получается весьма достоверной, а иногда — практически неотличимой от оригинала. При этом цифровые модели лишены многих недостатков ламповой техники: они проще, дешевле, долговечнее и устойчивее к ударам и сотрясениям. В то же время считается, что цифровая обработка лишает звук индивидуальности, и многие приверженцы высококачественного звука с подозрением относятся к цифровым решениям.
— Гибридный. Гибридными называют устройства, сочетающие в себе транзисторные и ламповые схемы; обычно ламповым делается предусилитель, а транзисторным — усилитель мощности. Фактически это компромиссный вариант между чисто ламповыми и чисто транзисторными моделями, позволяющий объединить достоинства и частично компенсировать недостатки. Так, гибридные решения обходятся заметно дешевле ламповых, они легче, компактнее, не так деликатны и имеют меньше ламп, требующих регулярной замены. А звук при этом получается более мягким, чистым и «теплым», нежели у транзисторных аналогов. В то же время подобный компромисс выбирают не так много музыкантов: те, кто стремится к максимально качественному и достоверному звуку, предпочитают потратиться на ламповую аппаратуру, а нетребовательным пользователям (таким, как аматоры и начинающие гитаристы) вполне хватает транзисторных моделей. Поэтому гибридных моделей в продаже представлено сравнительно немного.Количество каналов
Количество каналов, предусмотренное в комбоусилителе или отдельной «голове» (см. «Тип»).
Данный параметр указывается только в том случае, если устройство имеет
более одного канала. Канал в данном случае можно описать как своего рода «путь» для аудисигнала, имеющий свой специфический набор настроек. Если таких «путей» несколько — то каждый из них можно настроить на свое усмотрение и переключаться между вариантами звучания буквально одним нажатием кнопки (в крайнем случае — переключением инструмента на другой вход). Наиболее характерный пример применения данной функции выглядит так: один канал применяется для чистого звука, а второй — для «перегруза» с использованием встроенного дисторшена или овердрайва (см. «Эффекты»). Без разделения на каналы звук приходилось бы изменять либо перенастройкой усилителя (всякий раз выставляя параметры заново, что попросту неудобно), либо использованием внешних «примочек» (а это не всегда является оптимальным вариантом по ряду других причин).
Что касается числа каналов, то в многоканальных моделях их чаще всего как раз два — это дает упомянутые дополнительные возможности и в то же время не особо влияет на стоимость устройства. Этот вариант является оптимальным для начинающих музыкантов, однако встречается и в профессиональной аппаратуре. Увеличение числа каналов позволяет предусмотреть более продвинутые варианты предустановленных настроек (например, «чистый звонкий», «чистый теплый», «Crun
...ch» и «Overdrive»), однако заметно усложняет и удорожает конструкцию. Поэтому чем больше данное число — тем меньше моделей с такими характеристиками представлено на рынке. Максимальный показатель, встречающийся в современных гитарных усилителях — 6; подобное количество можно встретить в отдельных профессиональных моделях, преимущественно с цифровой элементной базой (см. «Тип»).Эквалайзер
Тип эквалайзера, предусмотренного в конструкции устройства
Эквалайзер позволяет изменять громкость отдельной части звукового диапазона (полосы частот), изменяя, таким образом, окраску всего звучания. Это одна из самых важных функций, связанных с настройкой звука; поэтому она может предусматриваться непосредственно в самих гитарных усилителях. А тип эквалайзера указывается по числу полос, доступных для регулировки.
Чем больше этих полос — тем точнее можно настроить звук, однако тем сложнее и дороже получается аппаратура. В свете этого простейший вариант предполагает всего
2 полосы — низких и высоких частот; нередко такой эквалайзер имеет вид двух отдельных ручек регулировки уровня НЧ и ВЧ. При этом отметим, что подобный функционал можно встретить как в бюджетных, так и в высококлассных гитарных усилителях: во втором случае предполагается, что если нужна более тонкая регулировка — можно воспользоваться внешним оборудованием. Впрочем, наибольшей популярностью в наше время пользуются
трехполосные решения (низкие, средние и верхние частоты): такой эквалайзер дает достаточно обширные возможности по настройке звучания и при этом обходится сравнительно недорого (а если требуется более тонкая регулировка — можно воспользоваться внешним оборудованием).
4-полосные эквалайзеры заметно менее распространены, однако тоже достаточно популярны (в том числе в недорогих
...устройствах); а в отдельных моделях предусматривается 5 и более (до 12) полос регулировки.Аналоговое моделирование
Наличие в усилителе функции аналогового моделирования.
Смысл данной функции заключается в том, что при помощи аналоговой обработки звука усилитель определённым образом изменяет звучание, придавая ему ту или иную окраску. Так, во многих моделях предусматривается моделирование звука тех или иных классических гитарных усилителей и/или кабинетов; об абсолютном сходстве, разумеется, речи не идёт, но иногда копия может быть почти неотличимой от оригинала. Другие модели, построенные на транзисторах (см. «Тип»), могут копировать звучание ламповой техники. А аналоговый способ обработки звука для такого моделирования выбран потому, что он позволяет обойтись без лишних преобразований (в отличие от цифрового); это положительно сказывается как на качестве и атмосферности звучания, так и на цене и надёжности оборудования.
Конкретные особенности аналогового моделирования в каждом случае стоит уточнять отдельно, однако оно в любом случае значительно расширяет функционал усилителя и даёт дополнительные возможности по тонкой подстройке звучания.
Gain
Наличие в усилителе регулятора «Gain».
Данный регулятор отвечает за подстройку интенсивности перегруза при использовании эффектов вроде distortion или overdrive. Благодаря ему можно изменять степень выраженности этих эффектов — от почти полного отсутствия до ярко выраженного искажения, имеющего мало общего с чистым гитарным звуком.
Эффекты
Встроенные эффекты, предусмотренные в комбоусилителе. Добиваться различных эффектов можно и с помощью внешних «примочек», однако такие примочки нужно искать и подключать отдельно, тогда как встроенные эффекты доступны сразу и без лишних настроек.
—
Overdrive. Искажение в виде характерного электрогитарного «жужжания» на низких частотах и «завывания» на высоких, чуть более мягкое, чем distortion. Популярно, в частности, в хард-роке.
—
Distortion. Достаточно жёсткое и резкое искажение, схожее по звучанию с overdrive, но более интенсивное и яркое. Широко используется в разных стилях метала, встречается и в роке.
—
Reverb. Эффект, основанный на имитации многократного затухающего эхо от каждого звука. В зависимости от длительности и интенсивности повторений может придавать звучанию разную окраску. Используется как художественный приём; помимо прочего, может создавать эффект того, что гитара звучит в определённом помещении (концертный зал, комната с каменными стенами, открытая площадка в горах и т. п.). Отметим, что настройка реверберации может осуществляться как по отдельным параметрам (интенсивность, длительность эха и др.), так и путём выбора предустановленного набора параметров (например, «резкий звук в комнате» или «мягкий звук в зале»).
—
Tremolo. Изначально тремоло — это эффект подрагивания звук
...а, получающийся за счёт небольших и быстрых колебаний громкости каждой ноты. Иногда под этим термином подразумевают вибрато (см. ниже) — вплоть до того, что сами производители гитарных усилителей под эффектом тремоло подразумевают эффект вибрато, и наоборот. Так что конкретную специфику данного эффекта в каждом случае стоит уточнять отдельно. В любом случае тремоло может быть «фиксированным» либо настраиваться по глубине (диапазону изменения громкости) и скорости (частоте подрагиваний).
— Vibrato. Ещё один эффект «подрагивания» звука, который часто путают с тремоло (см. выше) — вплоть до того, что оба этих термина используются как тождественные. Однако это неверно; разница заключается в том, что вибрато осуществляется за счёт быстрых колебаний ноты не по громкости, а по частоте. Аналогичного эффекта можно добиться на самой гитаре за счёт «пульсирующей» подтяжки струны, однако использовать встроенный инструмент усилителя в большинстве случаев значительно удобнее.
— Chorus. Эффект, призванный имитировать хоровое звучание инструмента. Для этого усилитель копирует звук гитары и воспроизводит несколько копий одновременно с оригинальным сигналом, несколько сдвигая их по времени (где-то на 20 – 30 мс с постоянным изменением) и частоте. Правда, полноценного хорового звучания таким способом добиться невозможно, однако эффект является достаточно оригинальным сам по себе.
— Delay. Специфическая разновидность реверберации (см. «Reverb»), получившая распространение как отдельный эффект. Delay имитирует чёткое однократное эхо от воспроизводимого звука; для этого исходный сигнал копируется и воспроизводится с определённой задержкой по времени (не менее 50 мс).
Помимо описанных выше, в современных гитарных комбоусилителях могут встречаться и другие эффекты, в частности:
— Flanger. Эффект, напоминающий свист реактивного двигателя; нередко его сравнивают с взлетающим самолётом. Создаётся аналогично описанному выше Chorus’у, отличается от него меньшим временем задержки и наличием обратной связи.
— Echo. Ещё одна разновидность реверберации, аналогичная дилэю (см. «Delay»). Отличается тем, что в данном случае эхо воспроизводится многократно.
— Octaver. Эффект, при котором к сигналу добавляется его копия, сдвинутая на октаву или две.
— Wah-Wah. Эффект, обеспечивающий характерное «квакающее» звучание.
В любом случае данный список не является исчерпывающим: в современных гитарных усилителях можно встретить и другие, более специфические варианты обработки звука. Уточнить конкретную специфику таких эффектов можно по документации производителя.Линейный вход
Тип линейного входа, предусмотренного в усилителе.
Линейный вход используется для подачи звука с внешнего источника на гитарный усилитель («комбик» или «голову»). При этом входящий звуковой сигнал поступает на вход усилителя мощности и через него — на встроенный динамик или внешний кабинет. В любом случае данная функция позволяет объединить «живой» звук инструмента с дополнительным сопровождением: к примеру, к линейному входу можно подключить плеер с записанной партией ударных и баса и разучивать партию гитары под сопровождение — или выступать в формате «человек-оркестр».
Для линейного входа могут использоваться разные типы разъемов:
— Mini-Jack (3.5 мм). Гнездо под стандартный штекер 3.5 мм mini-Jack. Такой интерфейс применяется в основном в портативной аудиотехнике, в стационарных устройствах более популярны Jack 6.35 мм и RCA.
— Jack (6.35 мм). Разъём, аналогичный по конструкции mini-Jack 3.5 мм и отличающийся лишь размерами. Собственно, из-за размеров данный тип штекера практически не встречается в портативной аудиотехнике, зато довольно популярен в стационарной. Теоретически разъём типа Jack может использоваться для балансного подключения (см. ниже), однако в гитарных комбоусилителях чаще встречается обычный небалансный вход.
— RCA. Разъём под коаксиальный кабель со штекером типа «тюльпан». Применяется исключительно в стационарной аудиотехнике. Стандартный вход RCA состоит из двух
...гнезд (под стереозвук, левый и правый канал), но в гитарных комбоусилителях разъём всего один, т. к. использовать стерео в данном случае нет смысла — достаточно и одного канала.
— Балансный XLR. Характерный разъём круглой формы с тремя контактами, довольно крупного размера. Термин «балансный» описывает специфику передачи сигнала: она осуществляется не по двум, как при обычном подключении, а по трём проводам, два из которых работают в противофазе. За счёт этого большая часть помех, наводимых на провод, гасится сама собой, без использования каких-либо специальных фильтров, что позволяет применять кабели большой длины без ущерба для качества сигнала. Балансное подключение встречается преимущественно в профессиональной аудиотехнике. Как и в случае с описанным выше RCA, стандартный вход XLR включает два разъёма (левый и правый канал стерео), но в гитарных «комбиках» используется упрощённая версия, на один разъём.
Некоторые комбоусилители оснащаются сразу несколькими видами линейных входов — например, Jack и RCA. Обычно это означает наличие отдельных разъёмов каждого типа. Теоретически несколько входов позволяют одновременно подключать несколько источников сигнала, однако на практике подобную возможность стоит уточнить отдельно.Под микрофон
Тип разъёма
под микрофон, предусмотренного в конструкции усилителя.
Микрофон может использоваться как для вокала, так и для дополнительной подзвучки гитары. А типы разъёмов под него могут быть такими:
— Jack (6.35 мм). Также известен как TRS. Разъём наподобие популярного mini-Jack 3.5 мм, отличающийся более крупными размерами. Теоретически может применяться не только для обычного, но и для балансного подключения, однако последнее в комбоусилителях встречается редко (вообще этот момент стоит в каждом случае уточнять отдельно). Штекеры под такой разъём встречаются во всех разновидностях микрофонов, от самых простых до высококлассных.
— Балансный XLR. Характерный круглый разъём с тремя контактами; может дополняться замком для более надёжной фиксации. А суть балансного подключения заключается в том, что звук передаётся не по двум, а по трём проводам — один нулевой и два сигнальных, работающих в противофазе. Благодаря этому большая часть помех, наводимых на провод, гасится прямо на входе без какой-либо дополнительной обработки, и даже при большой длине кабеля сигнал получается чистым и качественным. Разъём XLR встречается преимущественно в высококлассных профессиональных микрофонах.
— XLR/Jack. Комбинированный разъём, подходящий и для XLR, и для 6.35 мм Jack; по сути — гнездо XLR, в центре которого предусмотрено отверстие под Jack. Подробнее оба этих разъёма описаны выше. Здесь же отметим, что XLR обычн
...о использует балансное подключение, а вот наличие такой возможности при работе через Jack стоит уточнять отдельно.
Отметим, что для некоторых высококлассных микрофонов (в частности, конденсаторных) требуется т. н. фантомное питание — дополнительное питание, подаваемое на разъём подключения. Наличие данной функции в комбоусилителе стоит уточнить отдельно.