Мощность
Номинальная мощность устройства.
Напомним, номинальной в акустике называют наибольшую среднюю (среднеквадратичную) мощность звука или сигнала, которую устройство может выдать в течение неограниченно долгого времени. Отдельные скачки громкости могут в разы превышать данный показатель, однако ключевой характеристикой является именно среднее значение. А вот конкретный смысл данного параметра зависит от типа аппаратуры (см. выше). Так, для комбоусилителей в данном пункте обычно приводится мощность встроенных динамиков; возможности собственного усилителя по определению соответствуют этой цифре, так что для подобной аппаратуры номинальная мощность определяет исключительно общую громкость звучания. Также мощность акустики указывается и для кабинетов, однако здесь уже становится актуальным другой момент — совместимость с внешним усилителем (прежде всего «головой»). Выходная мощность этого усилителя должна быть не выше номинальной мощности кабинета, во избежание перегрузок; а в идеале эти характеристики должны совпадать — это позволит использовать динамик на полную мощность без искажений звука.
Для головы, соответственно, в данном пункте приводится номинальная мощность на выходе, которая определяет возможность работы усилителя с конкретным кабинетом или другой АС. Однако стоит отметить, что в качестве номинальной для голов указывается максимально возможное значение мощности, которое достигается далеко не всегда. Так, во многих моделях предусматривается несколько...звуковых выходов — под пассивную акустику с разным импедансом (напомним, стандартные значения импеданса составляют 2, 4, 8 и 16 Ом); а чем выше импеданс подключенного динамика — тем ниже будет фактическая мощность. В других головах имеется возможность ограничения максимальной мощности — например, чтобы на максимальном уровне устройство выдавало не 100 Вт, а 50 Вт или даже 25 Вт. Иногда эти особенности сочетаются в одном устройстве.
В любом случае при выборе по данному показателю стоит учитывать особенности планируемого применения аппаратуры. К примеру, навряд ли имеет смысл приобретать даже 40-ваттный «комбик» для практики в домашних условиях — для этих целей будет вполне достаточно 15 ватт, а то и меньше. А если речь идет о ламповом устройстве, то в нашем примере максимальная рекомендуемая мощность и вовсе будет составлять всего 5 Вт — специфика ламповых схем такова, что при той же номинальной мощности они получаются эффективнее транзисторных в плане слышимости. Для репетиций в группе без ударной установки (например, две гитары плюс бас) желательна мощность побольше, порядка 40 «транзисторных» ватт, а при наличии ударных — не менее 60 Вт. Транзисторные устройства мощностью до 150 Вт и ламповые до 40 – 50 Вт подойдут для специализированных репбаз и концертов в сравнительно небольших помещениях, а более высокие показатели встречаются в основном в оборудовании для масштабных мероприятий. Подробные рекомендации касательно оптимально мощности для тех или иных условий можно найти в специальных источниках..
Отдельно стоит упомянуть басовые усилители: считается, что для нормального согласования между собой мощность басового «комбика» должна быть в два раза выше мощности гитарного.
Диаметр НЧ (НЧ/СЧ) динамика
Диаметр низкочастотного или низко-среднечастотного динамика, установленного в устройстве. Традиционно указывается в дюймах.
Конкретный смысл данного параметра может быть разным, в зависимости от количества полос (см. выше). В трехполосных системах речь идет о НЧ-динамике, в двухполосных — о динамике, отвечающем за низкие и средние частоты; а если усилитель не имеет разделения на полосы, в данном пункте указывается диаметр основного излучателя.
В целом более мощные динамики обычно делаются более крупными — иначе сложно было бы добиться необходимых показателей громкости. Однако жесткой зависимости здесь нет, и одна и да же мощность вполне может сочетаться с разным диаметром. В таких случаях стоит исходить из того, что более крупный излучатель является более предпочтительным с акустической точки зрения — увеличение размера способствует более полному и насыщенному звучанию средних и особенно низких частот. С другой стороны, увеличение размеров неизбежно сказывается на габаритах и весе всего устройства. Ну и не стоит забывать, что общее качество звука зависит не только от диаметра динамика, но и от большого количества других параметров.
Что касается конкретных размеров, то стандартным вариантом для акустики под электрические и акустические гитары считается
10" и
12"; однако встречаются динамики и меньшего размера (
10",
8" и даже менее). А вот крупные излучатели на
15" применяются в основном в решениях для бас-гитар (хотя среди таких устройств также встречается разнообразие диаметров). Разумеется эти цифры являются относительными, при их оценке стоит также учитывать мощность акустики. Например, для гитарной модели на 10 – 15 Вт упомянутые 12" — это максимально доступный размер динамика, а уже для устройств на 50 – 100 Вт его можно назвать средним. Также отметим, что неплохой заменой одному крупному излучателю могут стать несколько более мелких, обеспечивающих ту же суммарную мощность; так что, к примеру, 8" динамики можно встретить даже в решениях на 200 Вт и более — только таких динамиков обычно устанавливается несколько.
Количество каналов
Количество каналов, предусмотренное в комбоусилителе или отдельной «голове» (см. «Тип»).
Данный параметр указывается только в том случае, если устройство имеет
более одного канала. Канал в данном случае можно описать как своего рода «путь» для аудисигнала, имеющий свой специфический набор настроек. Если таких «путей» несколько — то каждый из них можно настроить на свое усмотрение и переключаться между вариантами звучания буквально одним нажатием кнопки (в крайнем случае — переключением инструмента на другой вход). Наиболее характерный пример применения данной функции выглядит так: один канал применяется для чистого звука, а второй — для «перегруза» с использованием встроенного дисторшена или овердрайва (см. «Эффекты»). Без разделения на каналы звук приходилось бы изменять либо перенастройкой усилителя (всякий раз выставляя параметры заново, что попросту неудобно), либо использованием внешних «примочек» (а это не всегда является оптимальным вариантом по ряду других причин).
Что касается числа каналов, то в многоканальных моделях их чаще всего как раз два — это дает упомянутые дополнительные возможности и в то же время не особо влияет на стоимость устройства. Этот вариант является оптимальным для начинающих музыкантов, однако встречается и в профессиональной аппаратуре. Увеличение числа каналов позволяет предусмотреть более продвинутые варианты предустановленных настроек (например, «чистый звонкий», «чистый теплый», «Crun
...ch» и «Overdrive»), однако заметно усложняет и удорожает конструкцию. Поэтому чем больше данное число — тем меньше моделей с такими характеристиками представлено на рынке. Максимальный показатель, встречающийся в современных гитарных усилителях — 6; подобное количество можно встретить в отдельных профессиональных моделях, преимущественно с цифровой элементной базой (см. «Тип»).Эффекты
Встроенные эффекты, предусмотренные в комбоусилителе. Добиваться различных эффектов можно и с помощью внешних «примочек», однако такие примочки нужно искать и подключать отдельно, тогда как встроенные эффекты доступны сразу и без лишних настроек.
—
Overdrive. Искажение в виде характерного электрогитарного «жужжания» на низких частотах и «завывания» на высоких, чуть более мягкое, чем distortion. Популярно, в частности, в хард-роке.
—
Distortion. Достаточно жёсткое и резкое искажение, схожее по звучанию с overdrive, но более интенсивное и яркое. Широко используется в разных стилях метала, встречается и в роке.
—
Reverb. Эффект, основанный на имитации многократного затухающего эхо от каждого звука. В зависимости от длительности и интенсивности повторений может придавать звучанию разную окраску. Используется как художественный приём; помимо прочего, может создавать эффект того, что гитара звучит в определённом помещении (концертный зал, комната с каменными стенами, открытая площадка в горах и т. п.). Отметим, что настройка реверберации может осуществляться как по отдельным параметрам (интенсивность, длительность эха и др.), так и путём выбора предустановленного набора параметров (например, «резкий звук в комнате» или «мягкий звук в зале»).
—
Tremolo. Изначально тремоло — это эффект подрагивания звук
...а, получающийся за счёт небольших и быстрых колебаний громкости каждой ноты. Иногда под этим термином подразумевают вибрато (см. ниже) — вплоть до того, что сами производители гитарных усилителей под эффектом тремоло подразумевают эффект вибрато, и наоборот. Так что конкретную специфику данного эффекта в каждом случае стоит уточнять отдельно. В любом случае тремоло может быть «фиксированным» либо настраиваться по глубине (диапазону изменения громкости) и скорости (частоте подрагиваний).
— Vibrato. Ещё один эффект «подрагивания» звука, который часто путают с тремоло (см. выше) — вплоть до того, что оба этих термина используются как тождественные. Однако это неверно; разница заключается в том, что вибрато осуществляется за счёт быстрых колебаний ноты не по громкости, а по частоте. Аналогичного эффекта можно добиться на самой гитаре за счёт «пульсирующей» подтяжки струны, однако использовать встроенный инструмент усилителя в большинстве случаев значительно удобнее.
— Chorus. Эффект, призванный имитировать хоровое звучание инструмента. Для этого усилитель копирует звук гитары и воспроизводит несколько копий одновременно с оригинальным сигналом, несколько сдвигая их по времени (где-то на 20 – 30 мс с постоянным изменением) и частоте. Правда, полноценного хорового звучания таким способом добиться невозможно, однако эффект является достаточно оригинальным сам по себе.
— Delay. Специфическая разновидность реверберации (см. «Reverb»), получившая распространение как отдельный эффект. Delay имитирует чёткое однократное эхо от воспроизводимого звука; для этого исходный сигнал копируется и воспроизводится с определённой задержкой по времени (не менее 50 мс).
Помимо описанных выше, в современных гитарных комбоусилителях могут встречаться и другие эффекты, в частности:
— Flanger. Эффект, напоминающий свист реактивного двигателя; нередко его сравнивают с взлетающим самолётом. Создаётся аналогично описанному выше Chorus’у, отличается от него меньшим временем задержки и наличием обратной связи.
— Echo. Ещё одна разновидность реверберации, аналогичная дилэю (см. «Delay»). Отличается тем, что в данном случае эхо воспроизводится многократно.
— Octaver. Эффект, при котором к сигналу добавляется его копия, сдвинутая на октаву или две.
— Wah-Wah. Эффект, обеспечивающий характерное «квакающее» звучание.
В любом случае данный список не является исчерпывающим: в современных гитарных усилителях можно встретить и другие, более специфические варианты обработки звука. Уточнить конкретную специфику таких эффектов можно по документации производителя.Под footswitch
Количество разъёмов для
подключения педалей (footswitch), предусмотренное в конструкции усилителя.
Педаль является самым удобным способом для быстрого переключения настроек усилителя: её можно использовать, не отрываясь от игры на гитаре. Конкретные функции, «подвязанные» на разъёмы для педали, могут быть разными: в частности, таким способом могут включаться и отключаться различные эффекты (см. выше). Также в разных моделях может различаться количество разъёмов под педали: в большинстве «комбиков» предусматривается всего один такой разъём, однако встречаются устройства, допускающие подключение сразу нескольких «футсвичей».
Разрыв (send/return)
Тип разрыва (send/return), предусмотренного в комбоусилителе.
Под разрывом в данном случае подразумевают
набор разъемов для подключения блока эффектов между предусилителем и усилителем мощности «комбика». Один из таких разъёмов (выход предусилителя) обычно подписан «Send», второй (вход усилителя мощности) — «Return». При наличии такого интерфейса к комбоусилителю можно подключать различные «примочки», дополняя его эффектами, изначально не предусмотренными в конструкции (см. «Эффекты»). А тип разрыва определяет формат подключения «примочки». Варианты могут быть такими:
— Последовательный. Простейший вариант подключения: «примочка» включается непосредственно между предусилителем и усилителем мощности, и аудиосигнал целиком проходит через неё.
— Параллельный. При данном типе подключения сигнал на выходе из предусилителя разделяется: одна часть идёт через «примочку», вторая — в обход её. Оба потока поступают на мини-микшер, где вновь объединяются в один сигнал. Такая схема подключения сложнее и несколько дороже последовательной, однако даёт больше возможностей: микшер позволяет изменять соотношение между оригинальным и обработанным сигналом, настраивая таким образом итоговое звучание. При этом во многих моделях предусматривается возможность вообще отключить оригинальный сигнал и подавать на усилитель мощности только об
...работанный поток, как при описанном выше последовательном усилении.На наушники
Тип
выхода на наушники, предусмотренного в конструкции усилителя.
Наушники будут полезны прежде всего в ситуации, когда нельзя шуметь — например, при упражнениях на гитаре в позднее время. А варианты их подключения могут быть такими:
— Mini-Jack (3.5 мм). Выход под стандартный штекер 3.5 мм mini-Jack. Таким штекером оснащается большинство современных наушников, особенно начального и среднего уровня. Однако по качеству и надёжности соединения он заметно уступает более крупному Jack 6.35 мм (см. ниже), поэтому в комбоусилителях встречается сравнительно редко.
— Jack (6.35 мм). Разъём довольно крупного размера, рассчитанный в основном на стационарную аудиотехнику. Как основной способ подключения редко встречается среди наушников, в основном это профессиональные модели. В то же время подключить в такое гнездо наушники с разъёмом 3.5 мм mini-Jack можно при помощи простейшего переходника (во многих «ушах» такие переходники даже включаются в стандартный комплект поставки); а само соединение получается плотным, надёжным и с минимумом помех от точки контакта. Благодаря этому большинство «комбиков» использует именно данный тип разъёма.
Выход на кабинет
Тип
выхода (выходов) на кабинет, предусмотренного в конструкции устройства.
Напомним, кабинетами называют специализированную пассивную акустику для гитарных усилителей; подробнее см. «Тип». Соответственно, выходы на такую акустику по определению имеются практически во всех «головах» (см. там же); исключение составляют лишь единичные модели, изначально предназначенные для использования с наушниками и не имеющие полноценных усилителей мощности. Помимо этого, данный тип выходов встречается и во многих полноценных «комбиках», а также некоторых активных кабинетах. При этом формат его использования может быть разным: в одних моделях внешний кабинет может работать параллельно со встроенным динамиком, в других приходится выбирать что-то одно. Как бы то ни было, данная особенность расширяет возможности комбоусилителя, позволяя применять с ним не только встроенную акустику, но и другие подходящие по характеристикам кабинеты.
В любом случае тип данного выхода должен совпадать с типом входа на самом кабинете — иначе подключение в лучшем случае потребует использования переходника, а в худшем окажется и вовсе невозможным. А вот основные варианты подобных разъемов, актуальные в наше время:
— Jack (6.35 мм). Один из самых популярных разъемов в современной аудиотехнике и самый распространенный тип выхода на кабинет в гитарных усилителях. Это обусловлено, в частности, тем, что данный разъем имеет сравнительно небольшие размеры
..., а кабели под него обходятся сравнительно недорого и доступны повсеместно. Правда, по ряду характеристик данный интерфейс уступает другим стандартам, описанным ниже. Так, он не предусматривает замка для дополнительной фиксации штекера в гнезде и не подходит для высоких мощностей и токов (в отличие от Speakon). А балансное подключение (такое, как в XLR) хотя технически и является для Jack технически возможным, однако на практике применяется крайне редко — гитарные усилители и кабинеты обычно используют двухконтактные разъемы с классическим (не-балансным) подключением. Тем не менее, необходимость в более продвинутых вариантах подключения возникает в основном в ситуациях, предполагающих повышенные требования к качеству, мощности и/или помехостойкости — в студиях звукозаписи, на крупных концертных площадках и т. п. Для остальных же случаев возможностей данного интерфейса обычно более чем достаточно.
— Speakon. Специализированный профессиональный разъем для подключения пассивной акустики, широко применяемый в концертной аппаратуре. Обеспечивает очень качественный и плотный контакт, имеет фиксатор для предотвращения случайных отключений, рассчитан на более высокие токи (и, соответственно, мощности), чем XLR и тем более Jack. Кроме того, гнезда и штекеры Speakon отличаются также качественной изоляцией, надежно защищающей токоведущие части от влаги и прикосновения человека.
Отметим, что такое подключение может использовать разное число контактов — 2, 4 или 8 (соответственно, для одного, двух или четырех каналов звука); впрочем, последний вариант в гитарных усилителях практически не встречается. Сам разъем имеет круглую форму, с контактами, расположенными по окружности; при этом 2-контактный штекер может работать с 4-контактным гнездом, но не наоборот. Конкретную же конфигурацию данного выхода не помешает уточнить отдельно. Однако в любом случае наличие Speakon обычно является признаком мощного и продвинутого усилителя, рассчитанного в основном на концертное применение.
— XLR. Характерный круглый разъем с 3 контактами и металлической оболочкой вокруг них на штекере; такая оболочка нередко дополняется замком, дополнительно фиксирующим штекер в гнезде. Впрочем, главное преимущество данного интерфейса заключается в том, что кабели и разъемы XLR обычно работают в так называемом балансном формате. Такой формат подключения предусматривает не два, а три провода — условно говоря, два сигнальных и один общий «ноль»; а сигнал на входе обрабатывается таким образом, что помехи, наведенные на каждый провод из внешних источников, оказываются «в противофазе» и взаимно гасятся. Благодаря этому балансное соединение позволяет качественно и чисто передавать аналоговый аудиосигнал даже при большой длине кабеля. С другой стороны, сам разъем имеет довольно крупные размеры, его наличие неизбежно сказывается на стоимости, а реальная потребность в балансном выходе на кабинет возникает не так уж часто. Поэтому данный разъем особой популярностью не пользуется.
— Jack / XLR. Сочетание двух описанных выше типов выходов в одном усилителе. Подробнее о каждом типе см. выше; здесь же отметим, что чаще всего это отдельные разъемы, хотя технически возможен и другой вариант — комбинированное гнездо, допускающее подключение и Jack, и XLR. Эти нюансы стоит уточнять отдельно. В любом случае данное сочетание делает усилитель более универсальным и означает наличие в нем балансного выхода (см. «XLR» выше); однако подобная универсальность, как и балансное подключение, на практике требуются сравнительно редко, поэтому и данное сочетание не получило распространения.
— Speakon / Jack. Еще один комбинированный вариант, предполагающий наличие двух описанных выше типов выходов. Он несколько более популярен, чем сочетание Jack и XLR; также отметим еще два специфических момента. Во-первых, в данном случае разные виды разъемов выполняются исключительно в виде отдельных гнезд. Во-вторых, по числу выходов Jack можно определить тип «спик-она»: в данном случае каждый разъем 6.35 мм отвечает за один канал звука — соответственно, если таких выходов два, то единственный Speakon также будет двухканальным (то есть четырехконтактным).Footswitch в комплекте
Наличие
педали (footswitch) в комплекте с усилителем.
Такой аксессуар может поставляться как с комбоусилителями, так и с отдельными «головами» (см. «Тип»). В целом педаль является самым удобным способом для быстрого переключения настроек: для такого переключения не нужны руки, а значит, оно доступно прямо в процессе игры на гитаре. При этом конкретные функции footswitch могут быть разными, в зависимости от функционала самого «усилителя»: педаль может включать и выключать определенные эффекты, переключать используемый канал и т. п. Эти моменты стоит уточнять по документации к конкретному устройству.
В любом случае данный вариант комплектации избавляет от необходимости приобретать footswitch отдельно, при этом «родная» педаль по определению будет оптимально совместима с усилителем.