ЦАП
Модель цифро-аналогового преобразователя, установленного в устройстве.
Под ЦАП в данном случае подразумевается «сердце» устройства, основная схема, которая непосредственно обеспечивает конвертацию цифрового звука в аналоговый. Название модели ЦАП приводят в основном в рекламных целях — как иллюстрацию того, что в устройстве применены высококлассные комплектующие. Кроме того, зная модель, можно найти подробную информацию о конкретном ЦАП; хотя на практике такая необходимость появляется нечасто, она все же может возникнуть в некоторых специфических случаях.
Отношение сигнал/шум
Соотношение сигнал/шум, обеспечиваемое преобразователем.
Данный параметр описывает соотношение громкости чистого звука, выдаваемого устройством, к громкости собственных шумов (которые неизбежно создает любое электронное устройство). Таким образом, чем выше соотношение сигнал/шум — тем чище звук, тем меньше собственные шумы ЦАП влияют на аудиосигнал. Показатели до 80 дБ можно считать приемлемыми, до 100 дБ — неплохими, 100 – 120 дБ — хорошими, более 120 дБ — отличными. Впрочем, стоит помнить, что на общее качество звука влияет не только этот параметр, но и множество других.
Отметим, что с соотношением сигнал/шум часто связывают такую характеристику, как динамический диапазон (см. выше). Они схожи по общему смыслу, оба описывают разницу между посторонним фоном и полезным сигналом. Однако уровень шума при вычислениях берется разный: для соотношения сигнал/шум учитывается фон преобразователя «на холостом ходу», а для динамического диапазона — шум, возникающий при выдаче низкоуровневого сигнала. Этим и обусловлена разница в цифрах.
Разрядность
Разрядность аналого-цифрового преобразователя, установленного в устройстве.
Принцип преобразования аналогового звука в цифровой заключается в том, что синусоида звукового сигнала делится на отдельные «ступеньки», и данные о каждой «ступеньке» кодируются в цифровом виде. Такая кодировка имеет два параметра: частоту дискретизации и разрядность. О первом см. соответствующий пункт; а от разрядности зависит, насколько точно высота каждой «ступеньки» будет соответствовать высоте той точки синусоиды, на которую она приходится. Фактически чем выше разрядность АЦП — тем выше качество его работы, тем точнее устройство конвертирует аналоговый звук в цифровой.
Минимальным показателем для АЦП, применяемых в современных аудиоинтерфейсах, считается
16 бит — это соответствует разрядности звука в формате Audio CD и считается вполне достаточным даже для высококачественного звучания. Тем не менее, встречаются и более продвинутые преобразователи —
24- и даже 32-битные.
Соотношение сигнал/шум
Соотношение сигнал/шум, обеспечиваемое установленным в устройстве аналого-цифровым преобразователем.
Данный параметр описывает соотношение между уровнем линейного аудиосигнала, поступающего на вход преобразователя, и уровнем собственных шумов устройства (которых невозможно избежать ни в одной электронной схеме). Чем выше это соотношение — тем «чище» работает преобразователь, тем меньше собственных шумов он вносит в кодируемый цифровой сигнал. Показатели до 80 дБ можно считать приемлемыми, до 100 дБ — неплохими, 100 – 120 дБ — хорошими, более 120 дБ — отличными.
Входы
Входы, предусмотренные в конструкции устройства.
—
Mini-Jack (3.5 мм). Стандартный разъем 3.5 мм mini-Jack обычно используется как аналоговый (линейный) аудиовход на два канала стерео. Рассчитан он преимущественно на портативные устройства вроде смартфонов, карманных плееров и т. п.
—
Jack (6.35 мм). Разъем, применяемый в качестве аналогового аудиовхода. По конструкции аналогичен mini-Jack 3.5 мм (см. соответствующий пункт), однако имеет большие размеры и обеспечивает более надежный контакт. Вследствие этого данный разъем используется не для портативной, а преимущественно для стационарной аудиотехники, в т.ч. профессиональной. Вторая особенность заключается в том, что 6.35 мм Jack может играть роль как линейного, так и инструментального/микрофонного входа. Последнее встречается в аудиоинтерфейсах (см. «Тип»), при этом в таких устройствах могут предусматриваться комбинированные разъемы, совмещающие Jack и XLR (см. соответствующий пункт). Кроме того, стоит отметить, что через разъем 6.35 мм часто осуществляется балансное подключение — особая разновидность соединения, применяемая в профессиональной аудиотехнике и позволяющая без помех передавать сигнал даже по довольно длинным проводам.
—
RCA. Характерные круглые разъемы под штекер типа «тюльпан»; могут применяться в разных интерфейсах, однако под «входом RCA» обычно подразумевают аналоговый л
...инейный аудиовход. Отметим, что через один аналоговый разъем RCA может передаваться только один канал звука; поэтому количество таких разъемов соответствует количеству каналов, поддерживаемых устройством (к примеру, вход для стереозвука состоит из пары гнезд RCA).
— Phono. Специализированный вход для подключения винилового проигрывателя, точнее — звукоснимателя «вертушки». Особенность аудиосигнала со звукоснимателя заключается в том, что он «перекошен» по частотам, и для приведения АЧХ в норму необходимо пропускать звук через фонокорректор. Соответственно, наличие входа Phono означает наличие в устройстве фонокорректора и возможность работы в роли предусилителя для виниловых проигрывателей. Нужно учитывать, что существует две разновидности звукоснимателей — MM и MC, и перед покупкой устройства со входом Phono желательно уточнить, с какими из этих разновидностей он совместим. Впрочем, нередко встречается поддержка сразу обоих вариантов.
— XLR. В аудиотехнике чаще всего используются трехконтактные разъемы типа XLR. Теоретически они могут иметь разное назначение, однако на практике, говоря «вход XLR», обычно подразумевают аналоговый аудиовход — либо линейный, либо микрофонный/инструментальный (в последнем случае данный разъем может совмещаться с Jack 6.35 мм — см. соответствующий пункт). Данный разъем пользуется популярностью в профессиональной аудиотехнике, и на то есть две основных причины. Во-первых, XLR обеспечивает надежное и плотное соединение, в гнездах нередко предусматриваются замки для фиксации штекеров. Во-вторых, подключение через данный разъем осуществляется т. н. балансным способом, по трем проводам вместо двух. Особенность такой передачи сигнала состоит в том, что внешние помехи фильтруются, по сути, самим проводом, что позволяет передавать качественный аудиосигнал даже при большой длине кабелей.
— Коаксиальный S/P-DIF. Вход для цифрового аудиосигнала, одна из разновидностей S/P-DIF (вторая разновидность — оптический). Позволяет передавать как стерео, так и многоканальный звук. В качестве разъема используется RCA, однако не стоит путать этот вход с входами RCA (см. соответствующий пункт). Коаксиальный интерфейс использует принципиально иной формат сигнала, все каналы звука передаются через один разъем, и даже кабель для такой передачи нужно использовать специальный — экранированный. По сравнению с волокном, применяемым в оптическом интерфейсе, такой кабель более восприимчив к электромагнитным помехам, однако менее деликатен.
— Оптический. Вход для цифрового аудиосигнала, передаваемого по оптоволоконному кабелю TOSLINK. Данный интерфейс является разновидностью S/P-DIF и по возможностям схож с коаксиальным входом (см. соответствующий пункт) — в частности, позволяет передавать многоканальный звук. Ключевым отличием и главным преимуществом такого соединения является полная нечувствительность к электромагнитным помехам. С другой стороны, оптоволоконный кабель довольно хрупок и чувствителен к повреждениям, его нужно беречь от сильных нажимов и перегибов.
— Балансный цифровой (AES/EBU). Профессиональный интерфейс для работы с цифровым аудиосигналом. Чаще всего основан на штекере XLR, однако не стоит путать вход AES/EBU с входом XLR: первая разновидность работает с цифровым сигналом, где все каналы звука передаются через один разъем, вторая — с аналоговым, по принципу «один разъем на канал». А вот общей особенностью обоих интерфейсов, помимо типа штекера, является то, что они обеспечивают балансное подключение — соединение в особом формате, при котором наводимые на провод помехи гасятся прямо в проводе. Это позволяет применять кабели большой длины без ущерба для качества сигнала.
— MIDI. Вход для подключения MIDI-устройств: клавиатур, «вертушек» и других контроллеров. Такие входы встречаются исключительно в аудиоинтерфейсах (см. «Тип»). Напомним, что поток MIDI представляет собой не звук, а служебную информацию для виртуальных музыкальных инструментов. Поэтому данные, принимаемые через этот вход, не обрабатываются устройством, а просто передаются на компьютер, планшет или специализированную аппаратуру через USB B (см. ниже), MIDI-выход (см. «Выходы») или другой аналогичный разъем.
— BNC. Коаксиальный разъем с байонетной или резьбовой фиксацией. Чаще всего применяется аналогично коаксиальному S/P-DIF — для приема цифрового аудиосигнала. Применяется в основном в профессиональной технике, одним из преимуществ считается наличие фиксатора, повышающее надежность соединения.
— USB B. Разъем для подключения к компьютеру в качестве периферийного устройства. Имеет характерную квадратную форму, заметно отличающуюся от общеизвестных прямоугольных портов USB. А способы применения такого соединения могут быть разными. Так, традиционные ЦАП (см. «Тип») при подключении по USB B обычно играют роль внешней звуковой карты и используются для вывода звука с компьютера на наушники, колонки или другое аудиоустройство. Аудиоинтерфейсы — наоборот, передают принимаемый из внешних источников сигнал на компьютер для записи и обработки.
— USB C. Наличие современного порта USB C для подключения к ПК или ноутбуку. Как и порт USB B может передавать сигнал в две стороны, в зависимости от типа устройства.
— Вход управления ИК. Разъем для подключения выносного инфракрасного приемника для пульта ДУ. Роль такого приемника может играть как отдельное специализированное устройство, так и другой компонент аудиосистемы, имеющий выход управления ИК и совместимый с данным пультом. Смысл данной функции заключается в том, что ЦАП после монтажа всех компонентов аудиосистемы может оказаться в месте, куда пульт ДУ «не достает». В таком случае можно подключить к устройству внешний приемник и посылать сигналы с пульта на него, а уже приемник передаст сигнал на управляемое устройство.
— Триггерный. Служебный вход, применяемый для управления питанием устройства. Такой вход подключается к триггерному выходу другого компонента аудиосистемы (например, усилителя), и при включении/отключении этого компонента ЦАП будет включаться и отключаться одновременно с ним. Это облегчает жизнь пользователю, избавляя его от необходимости «лишних движений» для включения и отключения ЦАП.Выходы
—
Mini-Jack (3.5 мм). В данном случае подразумевается стандартное гнездо под mini-Jack 3.5 мм, используемое в качестве линейного выхода (выходы на наушники, также использующие этот разъем, считаются отдельно — см. соответствующий пункт). На практике такой разъем применяется в основном для подключения некоторых моделей активных колонок (особенно он популярен в компьютерной акустике). При этом через один разъем mini-Jack выводятся обычно сразу два канала стерео.
—
Jack (6.35 мм). Выход для передачи аналогового аудиосигнала. Будучи схожим с популярным mini-Jack по конструкции (и отличаясь лишь более крупными размерами), этот разъем имеет принципиально иную специфику применения. Во-первых, штекеры типа Jack (TRS) используются в основном в «серьезной» стационарной аудиотехнике, в т.ч. профессиональной. Во-вторых, выходы этого типа обычно работают по принципу «один канал на разъем» (т. е., к примеру выход стерео состоит из двух гнезд). В-третьих, данный разъем нередко предусматривает балансное подключение — соединение в особом формате, позволяющее применять длинные провода без ущерба для качества сигнала (за счет того, что сам провод работает как фильтр помех). Впрочем, соединение по 6.35 Jack может быть и небалансным.
—
RCA. В данном случае речь идет об аналоговом линейном аудиовыходе, использующем разъемы RCA (эти разъемы могут применяться и в других инте
...рфейсах, однако те имеют свои названия). Стандартный выход этого типа состоит из двух разъемов — под левый и правый канал стерео. Данный интерфейс является одним из самых популярных в стационарной аудиоаппаратуре начального и среднего уровня.
— XLR. Формально XLR — это название типа штекера; однако, когда говорят о выходах XLR, обычно подразумевают конкретный интерфейс — аналоговый линейный выход с балансным подключением. Такое подключение (с разными разъемами) широко применяется в профессиональной технике; оно позволяет применять кабели большой длины без ущерба для качества сигнала, благодаря тому, что внешние помехи гасятся прямо в кабеле. Конкретно же разъем XLR примечателен высокой надежностью, нередко в таких разъемах предусматриваются замки для фиксации штекеров. Сигнал на такие выходы подается по принципу «один канал на разъем», так что стандартный выход XLR состоит из двух разъемов — под левый и правый канал стерео.
— Коаксиальный S/P-DIF. Выход для цифрового аудиосигнала, с возможностью передачи многоканального звука. Использует разъем типа RCA, однако выходы S/P-DIF принципиально отличаются от выходов RCA (см. соответствующий пункт) — во-первых, типом сигнала (цифровой, а не аналоговый), во-вторых, количеством разъемов (в S/P-DIF один разъем отвечает за все каналы звука). Кроме того, обычный кабель RCA для коаксиального интерфейса не подходит — нужно использовать экранированный провод.
— Оптический. Выход для передачи цифрового аудиосигнала (в том числе многоканального) по оптоволоконному кабелю. Такое подключение примечательно полной нечувствительностью к электрическим помехам, в этом заключается его основное преимущество перед коаксиальным интерфейсом S/P-DIF, имеющим схожие возможности. В то же время оптоволокно требует аккуратного обращения, от резкого сгиба или сильного нажима такой кабель может прийти в негодность.
— Балансный цифровой (AES/EBU). Выход для передачи цифрового аудиосигнала через разъем XLR. От выходов XLR (см. соответствующий пункт) данный разъем отличается, во-первых, форматом сигнала, во-вторых, тем, что все каналы звука в данном случае передаются через один разъем. AES/EBU использует балансное подключение; такое подключение дает возможность использовать даже довольно длинные провода без ущерба для качества звука, т. к. помехи, наводимые на кабель, автоматически фильтруются при приеме сигнала.
— MIDI. Специализированный выход для передачи команд MIDI. Встречается исключительно в аудиоинтерфейсах (см. «Тип»), имеющих MIDI-вход (см. выше), и применяется для передачи команд MIDI, принимаемых этим входом, на внешнее устройство — чаще всего аппаратный секвенсор или другую специализированную аппаратуру.
— BNC. Коаксиальный разъем, применяемый в основном для передачи звука в цифровом виде. От коаксиального S/P-DIF (см. выше) отличается не только размерами, но и наличием фиксатора — байонетного либо резьбового — обеспечивающего дополнительную надежность соединения.
— Триггерный. Служебный разъем, применяемый для управления питанием подключенных к устройству компонентов аудиосистемы. При включении ЦАП триггерный выход подает управляющий сигнал на соответствующий вход управляемого устройства (например, усилителя), «пробуждая» его; аналогично работает и выключение. Таким образом, пользователю не нужно включать и отключать каждый компонент системы отдельно — достаточно включить/отключить только ЦАП, управляемые компоненты «среагируют» автоматически.Выходы на наушники
Общее количество выходов на наушники, предусмотренное в конструкции ЦАП.
Большинство моделей рассчитаны на индивидуальное использование, однако бывают и исключения — в продаже можно встретить модели на 2 выхода и более. Общая суть такой конструкции очевидна: она позволяет подключать сразу несколько наушников и использовать ЦАП сразу для нескольких слушателей.
Впрочем не все разъемы могут быть одного типа. Среди таковых встречаются классические
mini-Jack (3.5 мм) и
Jack (6.35 мм), а также менее популярные
XLR и
4.4 мм Pentaconn.
— mini-Jack (3.5 мм). Самый популярный формат штекера среди современных проводных наушников. Он встречается в моделях всех ценовых категорий; и даже высококлассные решения, допускающие применение с более продвинутым Jack 6.35 мм, чаще всего имеют не встроенный разъем формата Jack, а штекер 3.5 мм и комплектный переходник на 6.35 мм. С другой стороны, по акустическим свойствам mini-Jack несколько уступает «старшему брату».
— 6.35 мм (Jack). Формат штекера, рассчитанный в основном на довольно продвинутую технику, преимущественно стационарную. Крупный размер разъема несколько затрудняет его применение в компактных устройствах; с другой стороны, за счет этой особенности качество соединения, надежность и помехоустойчивость получаются значительно выше, чем у более миниатюрног
...о 3.5 мм mini-Jack. А подключить наушники со штекером mini-Jack к гнезду типа Jack можно при помощи простейшего переходника; нередко такой переходник даже поставляется в комплекте с «ушами».
— XLR. Это разъем преимущественно профессионального назначения, имеющий характерную круглую форму, контакты в виде штырьков («пинов»), а часто — еще и фиксатор на ободке для дополнительной надежности в подключении. Такой разъем применяется для так называемого балансного подключения наушников, что положительно сказывается на чистоте звука и позволяет применять даже длинные провода без дополнительного риска искажений. С другой стороны, в случае наушников потребность в подобном подключении возникает сравнительно редко, а самих «ушей» со штекером XLR выпускается не много — в основном это высококлассные профессиональные модели. Так что и в усилителях выходы этого типа применяются в основном в стационарных устройствах премиум-уровня. Чаще всего в роли такого выхода используется четырехконтактный разъем, нередко — без фиксатора и/или уменьшенных размеров. В целом в аудиотехнике такой разъем менее распространен, чем трехконтактный , но конкретно в наушниках именно он является стандартным вариантом — тем более что 4 пина позволяют вывести оба канала стерео через одно гнездо (тогда как трехпиновые гнезда работают в формате «один канал на разъем»). Впрочем, встречаются модели, где роль балансного выхода на наушники играет именно пара трехконтактных XLR. При этом такие разъемы могут физически сочетаться с выходами 6.35 мм Jack — проще говоря, гнездо 6.35 мм встраивается прямо в центр разъема XLR. Это делает конструкцию более компактной, но не позволяет применять оба вида разъемов одновременно.
— Pentaconn 4.4. Соединение, реализованное 5-контактным разъемом диаметром 4,4 мм. Это сравнительно новый стандарт балансного подключения, разработанный компанией Sony. Чаще всего используется в качестве линейного выхода для цифро-аналоговых преобразователей и усилителей. Дополнительно этот разъем можно встретить в мультимедиа проигрывателях и даже консольных приставках. Главным преимуществом стандарта Pentaconn 4.4 является возможность вывода аудиосигнала на достаточно мощные высокоомные наушники. Данный стандарт является альтернативой для не совсем практичных соединений Jack и XLR.