Размер
Размеры, в которых выпускается данная модель шлема.
Подходящий размер шлема зависит прежде всего от окружности головы пользователя. Окружность замеряется в самом широком месте головы — обычно на уровне на 1 – 2 см выше бровей и по выступу на затылке; более подробные рекомендации и описания можно найти в специальных источников. Здесь же отметим, что хотя производители используют одни и те же обозначения размеров —
XXS,
XS,
S,
M,
L,
XL и т.д. — конкретные значения размеров у разных брендов могут несколько различаться; к примеру, XL может соответствовать и 60 – 61 см, и 61 – 62 см. Эта, казалось бы, небольшая разница способна заметно повлиять на комфорт и безопасность использования. Поэтому при выборе нужно руководствоваться таблицами размеров конкретного производителя.
Также стоит учитывать, что шлемы с одинаковым обозначением размера могут различаться не только по фактическому размеру, но и по форме внутреннего пространства. Поэтому даже соответствие по таблице размеров не является гарантией того, что изделие окажется подходящим; наиболее надёжный способ — проверить шлем «вживую» перед покупкой.
Застежка
Тип застёжки, используемой в мотошлеме для фиксации подбородочного ремня.
—
D-Rings. Классическая застёжка, популярная и в наши дни благодаря сочетанию простоты и надёжности. Основой конструкции является пара колец D-образной формы (отсюда и название). При правильном применении эти кольца крепко зажимают пропущенный через них ремень, а свободный конец ремня фиксируется на застёжку-кнопку или магнит. Помимо надёжного удержания, к достоинствам D-Rings можно отнести то, что настройка по размеру всякий раз производится «на лету», непосредственно при застёгивании; это особенно удобно для «пассажирского» шлема, которым приходится пользоваться разным людям. С другой стороны, сам процесс застёгивания-расстёгивания не очень удобен: он требует определённой привычки и занимает больше времени, чем в других застёжках.
—
Quick-Click. Классическая Quick-Click по конструкции напоминает застёжку автомобильного ремня безопасности: на одной половине находится металлическая пластинка с отверстием, на другой — замок, автоматически фиксирующий эту пластину и открываемый по нажатию на кнопку. Считается, что такие застёжки менее надёжны, чем D-Rings, однако при должном качестве исполнения эта разница не является значимой; а застёгиваются и расстёгиваются Quick-Click намного быстрее и удобнее. Также в эту категорию относят «фастекс» — застёжки, знакомые многим по туристическ
...ому снаряжению. «Фастекс» имеет вид трезубца, фиксируемого в специальном гнезде, открывается такой замок по нажатию с боков; особого распространения эта разновидность не получила, т.к. она считается не очень надёжной.
— Трещотка. Также известна как Quick-Release. Одна половина такой застёжки имеет вид ремешка (обычно пластикового) со специальной насечкой, на второй установлен замок. Ремешок может двигаться через закрытый замок только в одну сторону — на затягивание, именно таким образом «трещотка» застёгивается (с характерным звуком, отсюда и название). Для расстёгивания же нужно раскрыть замок, дав ремешку возможность двигаться в обратную сторону. Подобная конструкция позволяет легко и быстро снимать и надевать шлем, при этом, как и в D-Rings, она регулируется по размеру автоматически, при каждом застёгивании. При этом застёжки считают не очень надёжными, однако на практике всё зависит от качества исполнения (которое, как правило, напрямую связано с ценовой категорией шлема).Функции и возможности
—
Быстросъемный визор. Возможность быстро снять визор шлема, в большинстве случаев — без использования специальных инструментов. Подобная возможность может пригодиться, к примеру, для очистки от загрязнений, замены прозрачного стекла на тонированное или наоборот
—
Антизапотевающее покрытие. Наличие на визоре шлема специального покрытия, предотвращающего запотевание от дыхания мотоциклиста. Данная особенность будет полезна прежде всего в холодную погоду (при высокой температуре воздуха стёкла практически не потеют). Она особенно важна для шлемов закрытой конструкции (интегралов и эндуро, см. «Тип»), однако может встречаться и в открытых. Отметим, что подобное покрытие не является стопроцентной гарантией от запотевания, однако вероятность этого явления очень сильно снижается.
—
Солнцезащитный визор. Солнцезащитное приспособление в виде дополнительных затемнённых очков, опускаемых и поднимаемых по мере необходимости — обычно при помощи небольшого рычажка или кнопки на боковой части шлема. Не стоит путать это приспособление с тонированным стеклом (см. «Визор» выше): солнцезащитный визор предусматривается как дополнение к основному визору и закрывает только глаза. Опуская и поднимая такие очки, можно «включать» и «выключать» дополнительное затемнение. При этом основной визор чаще всего делается прозрачным, б
...лагодаря чему шлем можно с удобством использовать и в ночное время — достаточно поднять встроенные очки и смотреть через прозрачное стекло. Впрочем, солнцезащитный визор может сочетаться и с затемнённым стеклом; этот вариант оценят люди с чувствительными глазами, плохо переносящими солнечный свет и требующими усиленного затемнения. Недостаток данной функции — заметное увеличение стоимости шлема.
— УФ защита. Наличие защиты от ультрафиолета в стекле и/или солнцезащитном визоре шлема (см. выше). Интенсивный ультрафиолетовый свет вреден для глаз, он приводит к их быстрому утомлению, ухудшению зрения, а иногда — даже заболеваниям глаз. При этом такое излучение может быть довольно интенсивным не только в солнечную, но даже в пасмурную погоду; кроме того, количество ультрафиолета увеличивается в горной местности, по мере увеличения высоты. Правда, при кратковременном воздействии описанные эффекты малозаметны, однако даже для поездок на небольшие расстояния УФ-защита будет нелишней. А уж если вы собираетесь ездить «далеко и долго» — данная функция является крайне желательной. Отметим, что при необходимости УФ-защиту можно обеспечить при помощи отдельных очков (мотоциклетных или обычных), однако далеко не все шлемы допускают возможность использования таких очков
— Встроенная вентиляция. Система вентиляции обычно имеет вид отверстий в скорлупе — попадающий в них поток воздуха «продувает» внутреннее пространство шлема. Это не только обеспечивает комфорт (особенно в жаркую погоду), но и уменьшает количество скапливающейся внутри влаги: голова мотоциклиста потеет меньше, чем в полностью закрытом шлеме, да выделившийся пот быстро испаряется и выдувается в вентиляцию. При этом во многих моделях предусматривается возможность полностью или частично перекрыть вентиляцию — например, в холодную или дождливую погоду.
— Отсекатель дыхания. Чаще всего встречается в шлемах закрытой конструкции (интегралах, модулярах, эндуро — см. «Тип»). В таких моделях он представляет собой своеобразный козырёк, прикрывающий нос и рот мотоциклиста — таким образом, чтобы выдыхаемый воздух отводился в нижнюю часть шлема и визор не запотевал. Также иногда отсекателями называют дополнительные маски, которыми комплектуются открытые шлемы, однако это не совсем верно — у таких масок несколько другое назначение, они предназначены в основном для защиты рта и носа от пыли, мелкого сора, насекомых и т. п.Сертификат безопасности
Сертификат или сертификаты безопасности, которым соответствует шлем. На сегодняшний день в мотошлемах встречаются в основном такие виды сертификатов:
—
ECE 22.05. Европейская система сертификации, предусматривающая весьма строгие требования к проверке на безопасность среди государственных и международных стандартов (разве что в ACU требования могут быть ещё жёстче). Согласно ECE 22.05 каждая партия шлемов должна проходить проверку перед отправкой в продажу (для этого отбираются несколько тестовых экземпляров), а сама проверка является довольно жёсткой и проводится с учётом того, что головы мотоциклистов могут иметь разный размер и вес. Шлемы, сертифицированные по данному стандарту, используются даже в профессиональном мотоспорте (хотя, разумеется, сертификацию могут проходить изделия разного уровня и назначения).
—
Snell. Также известен как SMF. Стандарт, разработанный и используемый в США; появился ещё в середине 50-х годов ХХ века, с тех пор регулярно улучшается и дорабатывается. Требования Snell более мягкие, чем у ECE 22.05, однако жёстче, чем в DOT: продукция обязательно проходит постоянный контроль качества, а при испытании учитывается возможная разница в размерах головы (хотя и не учитывается разница в весе).
— DOT. Стандарт, разработанный Министерством транспорта США ещё в 1972 году и с тех пор практически не изменявшийся. Предусматривает весьма мягкие условия ка
...к самого тестирования, так и контроля результатов. Так, проверка проводится только для стандартного размера и веса головы, занимается этим сам производитель и он же определяет, соответствует ли его продукция требованиям DOT, а контроль со стороны Министерства Транспорта ограничивается периодическими выборочными тестированиями. Тем не менее, даже с учётом этого наличие DOT намного предпочтительнее, чем полное отсутствие сертификации.
— ACU. Стандарт, разработанный и поддерживаемый Британским Мотоциклетным союзом (Auto-Cycle Union) — общественной организацией, представляющей интересы мотоциклетного сообщества. Предусматривает два основных варианта маркировки — ACU Gold и ACU Silver; впрочем, второй вариант по ряду причин встречается крайне редко, и обычно используется именно топовая, «золотая» маркировка. Для получения сертификата ACU Gold шлем должен не только соответствовать определённым общепринятым стандартам (описанным выше Snell 2005 или ECE 22.05, британскому BSI Type А и т. п.), но и пройти испытания по правилам ACU, которые предполагают дополнительные проверки. Благодаря этому маркировка ACU Gold соответствует весьма высокому уровню безопасности. Отметим, что некоторое время назад данная система оказалась в центре скандала: появились слухи, что наклейки «ACU Gold» продаются свободно и могут встречаться даже на низкокачественных шлемах, не проходивших (и не способных пройти) официальную проверку. Однако организация ACU приняла меры к исправлению ситуации, да и добросовестные продавцы не идут на подобный обман. Впрочем, если у вас есть сомнения — можно уточнить по официальным источникам (например, сайту ACU в Интернете), соответствует ли выбранный шлем заявленному для него уровню безопасности.