Размер
Размеры, в которых выпускается данная модель шлема.
Подходящий размер шлема зависит прежде всего от окружности головы пользователя. Окружность замеряется в самом широком месте головы — обычно на уровне на 1 – 2 см выше бровей и по выступу на затылке; более подробные рекомендации и описания можно найти в специальных источников. Здесь же отметим, что хотя производители используют одни и те же обозначения размеров —
XXS,
XS,
S,
M,
L,
XL и т.д. — конкретные значения размеров у разных брендов могут несколько различаться; к примеру, XL может соответствовать и 60 – 61 см, и 61 – 62 см. Эта, казалось бы, небольшая разница способна заметно повлиять на комфорт и безопасность использования. Поэтому при выборе нужно руководствоваться таблицами размеров конкретного производителя.
Также стоит учитывать, что шлемы с одинаковым обозначением размера могут различаться не только по фактическому размеру, но и по форме внутреннего пространства. Поэтому даже соответствие по таблице размеров не является гарантией того, что изделие окажется подходящим; наиболее надёжный способ — проверить шлем «вживую» перед покупкой.
Функции и возможности
—
Быстросъемный визор. Возможность быстро снять визор шлема, в большинстве случаев — без использования специальных инструментов. Подобная возможность может пригодиться, к примеру, для очистки от загрязнений, замены прозрачного стекла на тонированное или наоборот
—
Антизапотевающее покрытие. Наличие на визоре шлема специального покрытия, предотвращающего запотевание от дыхания мотоциклиста. Данная особенность будет полезна прежде всего в холодную погоду (при высокой температуре воздуха стёкла практически не потеют). Она особенно важна для шлемов закрытой конструкции (интегралов и эндуро, см. «Тип»), однако может встречаться и в открытых. Отметим, что подобное покрытие не является стопроцентной гарантией от запотевания, однако вероятность этого явления очень сильно снижается.
—
Солнцезащитный визор. Солнцезащитное приспособление в виде дополнительных затемнённых очков, опускаемых и поднимаемых по мере необходимости — обычно при помощи небольшого рычажка или кнопки на боковой части шлема. Не стоит путать это приспособление с тонированным стеклом (см. «Визор» выше): солнцезащитный визор предусматривается как дополнение к основному визору и закрывает только глаза. Опуская и поднимая такие очки, можно «включать» и «выключать» дополнительное затемнение. При этом основной визор чаще всего делается прозрачным, б
...лагодаря чему шлем можно с удобством использовать и в ночное время — достаточно поднять встроенные очки и смотреть через прозрачное стекло. Впрочем, солнцезащитный визор может сочетаться и с затемнённым стеклом; этот вариант оценят люди с чувствительными глазами, плохо переносящими солнечный свет и требующими усиленного затемнения. Недостаток данной функции — заметное увеличение стоимости шлема.
— УФ защита. Наличие защиты от ультрафиолета в стекле и/или солнцезащитном визоре шлема (см. выше). Интенсивный ультрафиолетовый свет вреден для глаз, он приводит к их быстрому утомлению, ухудшению зрения, а иногда — даже заболеваниям глаз. При этом такое излучение может быть довольно интенсивным не только в солнечную, но даже в пасмурную погоду; кроме того, количество ультрафиолета увеличивается в горной местности, по мере увеличения высоты. Правда, при кратковременном воздействии описанные эффекты малозаметны, однако даже для поездок на небольшие расстояния УФ-защита будет нелишней. А уж если вы собираетесь ездить «далеко и долго» — данная функция является крайне желательной. Отметим, что при необходимости УФ-защиту можно обеспечить при помощи отдельных очков (мотоциклетных или обычных), однако далеко не все шлемы допускают возможность использования таких очков
— Встроенная вентиляция. Система вентиляции обычно имеет вид отверстий в скорлупе — попадающий в них поток воздуха «продувает» внутреннее пространство шлема. Это не только обеспечивает комфорт (особенно в жаркую погоду), но и уменьшает количество скапливающейся внутри влаги: голова мотоциклиста потеет меньше, чем в полностью закрытом шлеме, да выделившийся пот быстро испаряется и выдувается в вентиляцию. При этом во многих моделях предусматривается возможность полностью или частично перекрыть вентиляцию — например, в холодную или дождливую погоду.
— Отсекатель дыхания. Чаще всего встречается в шлемах закрытой конструкции (интегралах, модулярах, эндуро — см. «Тип»). В таких моделях он представляет собой своеобразный козырёк, прикрывающий нос и рот мотоциклиста — таким образом, чтобы выдыхаемый воздух отводился в нижнюю часть шлема и визор не запотевал. Также иногда отсекателями называют дополнительные маски, которыми комплектуются открытые шлемы, однако это не совсем верно — у таких масок несколько другое назначение, они предназначены в основном для защиты рта и носа от пыли, мелкого сора, насекомых и т. п.Материал скорлупы
Материал, из которого выполнена скорлупа — внешняя жёсткая оболочка шлема.
—
Термопластик. Материал, применяемый преимущественно в недорогих мотошлемах; самый популярный вариант в данной категории. Термопластик (чаще всего это поликарбонат) отличается невысокой стоимостью и имеет вполне достаточные, хотя и не очень высокие, характеристики прочности, однако он достаточно тяжёл, к тому же «стареет» по мере использования за счёт перепадов температур и воздействия ультрафиолета; такие шлемы рекомендуется менять раз в 5 лет.
—
Термосмола. По основным свойствам этот материал аналогичен описанному выше пластику; при этом он более прочен и долговечен, однако и стоит несколько дороже, что соответственно сказывается на цене шлемов.
—
Фибергласс (стекловолокно). В данном случае речь идёт не о чистом стеклянном волокне, а о стеклопластике — композите, состоящем из стекловолокна и пластиковой основы. Достаточно прочный и надёжный, но в то же время довольно тяжёлый материал, применяемый преимущественно в шлемах среднего уровня.
—
Карбон. Он же углепластик — композитный материал, сочетающий углеродное волокно и основу из полимерной смолы. Такое сочетание позволяет добиться лёгкости и в то же время чрезвычайно высокой прочности, однако обходится недёшево. Поэтому скорлупа из карбона, как правило,
...является признаком шлема премиум-класса.
— Фибергласс/кевлар. Описанный выше фибергласс, дополненный композитом на основе другого волокна — кевларового. Кевлар по прочности ненамного уступает карбону, при этом стоит дешевле, а весит такой материал заметно меньше фибергласса, что заметно сказывается на массе всего шлема. При этом материалы обычно располагаются слоями.
— Карбон/фибергласс. Шлемы, частично выполненные из карбона, частично — из фибергласса; такая скорлупа обычно имеет «слоёную» конструкцию. Об особенностях каждого из этих материалов см. выше, а их сочетание позволяет объединить достоинства и частично компенсировать недостатки. Так, подобные комбинированные шлемы дешевле, чем чисто карбоновые, а по прочности могут не уступать им. Правда, фибергласс — тяжёлый материал, что соответственно сказывается на весе; однако такие шлемы всё равно получаются довольно лёгкими.
— Карбон/кевлар. Шлемы, сочетающие в конструкции карбон и кевлар — как правило, в виде слоёв, составляющих скорлупу. Оба этих материала подробно описаны выше, а их сочетание примечательно высокой прочностью и меньшей стоимостью, чем у чистого карбона. В то же время подобные шлемы всё равно обходятся недёшево, а весят чуть больше карбоновых.