Цветность
— Монохромный. Монохромные дисплеи могут делаться на основе разных цветов, однако в велокомпьютерах они практически все — традиционные черно-белые. Такие экраны недороги и потребляют немного энергии, в то же время на них можно вывести большинство актуальных для велосипедиста данных.
—
Цветной. Цветной экран является безошибочным признаком дорогого велокомпьютера с обилием возможностей. Это связано с тем, что такие экраны реально нужны лишь для некоторых продвинутых функций вроде GPS-навигации по картам или расширенных приложений для учета тренировок.
Количество строк
Количество строк на экране велокомпьютера.
В данном случае подразумеваются только строки, предназначенные для отображения основных данных — значений скорости, времени и т. п.; строки для служебных символов не учитываются. Таким образом, число строк — это число параметров, которые могут одновременно отображаться на дисплее велокомпьютера: например, на двустрочном экране можно видеть текущую скорость и время поездки. А в некоторых моделях на одну строку может приходиться и два параметра. Самих же строк в большинстве велокомпьютеровдве, реже —
три или
четыре, использовать большее количество не имеет смысла.
Датчики
—
GPS-модуль. Встроенный модуль спутниковой навигации GPS отвечает за определение текущих географических координат устройства. Способы использования этих данных могут быть разными. С одних моделях с помощью GPS повышается точность измерений скорости и/или расстояния, другие способны записывать треки пройденных маршрутов, которые можно просматривать на внешнем устройстве или даже на самом велокомпьютере. Данные GPS может также использовать
альтиметр. А в самых продвинутых моделях поддерживается даже полноценная навигация со встроенными картами.
—
Bluetooth. Технология беспроводной связи, применяемая для прямого соединения между различными устройствами. Самый популярный вариант применения такой связи — подключение беспроводного датчика (см. «Тип»); в этом случае одно из преимуществ Bluetooth заключается в отличной помехозащищенности и практически нулевой вероятности наложения разных сигналов один на другой даже при обилии беспроводных устройств поблизости. Помимо этого, Bluetooth может использоваться для подключения к смартфону/ПК (см. «Функции»), а также для более специфических целей — например, подключения беспроводной гарнитуры и получения голосовых подсказок с GPS-навигатора.
— Wi-Fi. Беспроводная связь Wi-Fi в велокомпьютерах чаще всего используется для соединения с Интернетом через беспроводные точки доступа. Технически возможно также прямое подключе
...ние к смартфону/планшету или даже ПК, но на практике для такого подключения традиционно используется Bluetooth. Конкретные же функции, доступные при работе со Всемирной сетью, могут быть разными, их стоит уточнять отдельно. Среди наиболее популярных вариантов — выгрузка собранных данных на специальные онлайн-сервисы вроде Strava; загрузка карт и маршрутов/треков для навигации; обновление программной прошивки, а в некоторых моделях — даже установка дополнительных приложений. В любом случае наличие Wi-Fi является признаком довольно продвинутого велокомпьютера с обширным дополнительным функционалом.
— Термометр. Датчик для определения температуры окружающего воздуха. Может пригодиться как для оценки текущей обстановки (к примеру, если велосипедист садится в седло разгоряченным после разминки и не уверен в своем восприятии температуры), так и, в некоторых случаях, для прогнозирования погоды.
— Альтиметр. Датчик для определения текущей высоты над уровнем моря. Высота может определяться двумя основными методами: по барометру и по GPS (см. соответствующие пункты). В первом случае определяется разница давлений между эталонной и текущей высотой; во втором — используется база данных о высоте местности с теми или иными координатами. Также может определяться и формат обозначения высоты: в одних моделях она указывается относительно уровня моря, в других — относительно условной нулевой точки, заданной пользователем. Как бы то ни было, информация с альтиметра может пригодится для оценки перепадов высот во время поездки.
— Пульсометр. Возможность определения текущей частоты пульса. Пульс является одним из важнейших параметров для более-менее серьезных тренировок; для разных целей (сброс веса, поддержание формы, набор мышечной массы) требуется поддерживать во время занятий разную частоту сердцебиения (конкретное ее значение можно определить по специальным методикам). Датчик пульсометра обычно делается выносным и закрепляется на теле — это обусловлено особенностями данного вида замеров. Стоит учитывать, что упоминание о пульсометре не обязательно означает наличие такого датчика в комплекте — возможно, его потребуется приобретать отдельно. Также отметим, что сам велокомпьютер может поддерживать расширенные функции пульсометра: максимальный пульс, средний пульс, сигналы о работе в оптимальном диапазоне и т.п.
— Барометр. Датчик для определения текущего атмосферного давления. Эта информация может применяться с разными целями. Так, в некоторых моделях работа альтиметра (см. соответствующий пункт) основана на данных с барометра. А изменения атмосферного давления могут служить признаком определенных изменений в погоде — например, резкое «падение» барометра обычно свидетельствует о приближении дождя.
— Поддержка ANT+. Поддержка велокомпьютером технологии передачи данных ANT+. Эта технология была специально разработана для использования со спортивными устройствами, в том числе компактными. Отличается неплохой надежностью соединения и экономичным энергопотреблением. В велокомпьютерах ANT+ может применяться как для подключения датчиков, так и для соединения самого компьютера со смартфоном или иным гаджетом, поддерживающим данную технологию. При этом ANT+ устройства совместимы между собой по базовым возможностям независимо от производителя, что позволяет, к примеру, дополнять велокомпьютер «неродными» беспроводными датчиками, если штатные вышли из строя.Функции
—
Слот для карт памяти. Слот для сменных карт памяти, чаще всего в типоразмере microSD (конкретные поддерживаемые разновидности могут быть разными, их стоит уточнять отдельно). Такие карты не только расширяют встроенную память велокомпьютера, но также могут применяться для обмена данными с другими устройствами: например, с помощью такого носителя можно выгрузить на ноутбук GPS-треки поездок или загрузить с того же лэптопа навигационные карты. Данная функция встречается преимущественно в продвинутых моделях.
—
Ударозащита. Наличие в устройстве усиленной защиты от ударов и сотрясений; в некоторых моделях заявлена также повышенная стойкость к вибрациям. Здесь стоит отметить, что любой велокомпьютер делается с расчетом на тряску и толчки, неизбежно возникающие при езде на велосипеде. Поэтому ударозащита обычно означает именно повышенную стойкость, позволяющую переносить не только стандартную дорожную тряску, но и экстремальное применение вроде даунхилла или велокросса. При этом конкретную степень такой защиты не помешает уточнить отдельно.
—
Подключение к смартфону. Возможность подключения велокомпьютера к смартфону — как правило, с помощью Bluetooth (см. «Датчики»). Теоретически возможно соединение и с другими гаджетами, однако смартфон, в отличие от них, можно использовать на ходу (в креплении на руле или просто держа при себе). Соединение со смартфоном мо
...жет предусматривать множество разных функций, их набор стоит уточнять отдельно. Один из наиболее популярных вариантов — «прямая трансляция» данных с велокомпьютера в фитнесс-приложение на смартфоне, а то в специальные социальные Интернет-сервисы для тренировок.
— Подключение к ПК. Возможность подключения велокомпьютера к ПК или ноутбуку. Классический способ применения этой функции — загрузка собранных велокомпьютером данных на ПК для их последующей обработки. Отметим, что само подключение может осуществляться разными способами: в одних моделях используется простейший USB-кабель (обычно включаемый в комплект), в других — беспроводной адаптер, который нужно приобретать отдельно.
— Крепление на руку. Возможность крепления велокомпьютера на руку пользователя. Данная возможность встречается исключительно в беспроводных моделях (см. «Тип»); как правило, для этого используется специальный ремешок, приобретаемый отдельно. Для некоторых пользователей такое крепление более удобно, а при экстремальной езде оно может оказаться еще и более надежным, чем стандартная установка на руль.
— Расчет калорий. Функция расчета затраченных пользователем калорий. Отметим, что устройства с данной возможностью не измеряют фактические энергозатраты — они вычисляют количество сожженных калорий по данным о скорости, расстоянии, перепаде высот, частоте пульса и т. п. Результат при этом получается приблизительным, однако идеальная точность в данном случае и не требуется.
— Построение маршрута. Функция, встречающаяся исключительно в моделях с GPS-модулем (см. «Датчики»). Как правило, предполагает подключение к ПК и построение маршрута по карте в специальном приложении, после чего эти данные загружаются в велокомпьютер — и пользователь может ехать по маршруту, получая подсказки о направлениях с экрана устройства. А после поездки можно выгрузить фактический маршрут с результатами заезда. Некоторые модели с данной функцией даже имеют интеграцию с «социальными» спортивными сервисами, которые позволяют делиться маршрутами и соревноваться с другими пользователями.
— Автоматический старт-стоп. Функция автоматического старта и остановки замеров. Модели с такой функцией включаются при начале движения, когда датчик оборотов подает первый сигнал, и отключаются (прекращают фиксировать параметры) через некоторое время после остановки. Это избавляет пользователя от необходимости включать/выключать велокомпьютер вручную.
— Часы. Наличие в велокомпьютере собственных часов. Здесь подразумевается не просто счетчик времени, позволяющий фиксировать время поездки, а именно полноценные часы, отображающие текущее время суток. Помимо общего удобства (возможности в любой момент узнать, который час), данная функция имеет и более специфические варианты применения: к примеру, по часам отслеживается смена суток при отсчете суточной пройденной дистанции (см. «Показания»).
— Таймер и секундомер. Возможность работы велокомпьютера в режиме таймера и секундомера; обычно предусматриваются обе эти возможности, поэтому они в данном случае объединены. От отсчетов времени в пути (см. «Показания») данные функции отличаются тем, что отсчет можно начинать и прекращать по команде пользователя — обычно нажатием кнопки. Секундомер может пригодиться, в частности, для замера общего времени в пути, с учетом всех остановок; таймер — для отсчета определенного времени тренировки.
— Уровень заряда батареи. Индикатор, отображающий текущий уровень заряда батареи. Может иметь разный внешний вид и специфику использования: так, в одних моделях указатель заряда выводится на экран по команде пользователя, в других — отображается постоянно, обычно в верхней части. Показания индикатора довольно приблизительны, однако он все равно заметно облегчает слежение за состоянием батареи и снижает риск исчерпания заряда в самый неподходящий момент.
— Энергонезависимая память. Наличие в велокомпьютере энергонезависимой памяти. Различная информация, прежде всего данные измерений, сохраняются в такой памяти даже при перебоях с энергоснабжением — например, при извлечении батареи или разрядке аккумулятора «в ноль».
— Статистика экономии топлива. «Экологическая» функция, рассчитанная в основном на тех, кто переживает о сохранении окружающей среды. Позволяет оценить, сколько топлива сэкономил пользователь, проехав определенную дистанцию на велосипеде вместо того, чтобы воспользоваться машиной. Впрочем, экологической сознательностью дело не ограничивается: данные об экономии топлива могут оказаться мощной мотивацией и с финансовой точки зрения.