Общий объём изделия. Может указываться как с учётом внешних карманов, так и без них (см. «Отделения») — это в данном случае некритично, т.к. ёмкость карманов невелика и не особо влияет на общую вместимость. А вот внешнее отделение (см. там же) в характеристиках учитывается обязательно, так как на него приходится довольно значительная часть объёма.
Больший объём позволяет переносить внутри больше предметов. С другой стороны, для учеников младших и средних классов вместительные рюкзаки не требуются, а тяжёлый груз может оказаться вредным для здоровья и нормального развития. Поэтому объём во многом зависит от возрастной категории. Так, объём ранцев (см. «Тип»), которые изначально рассчитаны на младшую возрастную группу, редко превышает 20 л, а в большинстве случаев составляет не более 15 л. То же касается сумок, но в их случае это связано скорее с конструктивными особенностями, да и объёмы в целом побольше — до 29 л. Наиболее объёмными являются рюкзаки — среди них нередки модели на 25 л, а в некоторых
объём превышает 30 л. Впрочем, выбор по объёму зависит не только от возрастной категории, но и от предполагаемого количества груза. Так, старшекласснику может и не потребоваться вместительный рюкзак, если в школе есть шкафчики и учебники хранятся в основном там.
Вес пустого изделия. Данный параметр имеет двойственное значение. С одной стороны, чем меньше собственный вес рюкзака, сумки или ранца — тем меньше нагрузки придётся на плечи ребёнка при том же весе груза. С другой — при тех же материалах более лёгкое изделие является ещё и более тонким и, соответственно, менее прочным.