Послекасание
Наличие в клавиатуре функции послекасания (aftertouch). Суть этой функции заключается в отслеживании силы давления на клавишу после ее нажатия. На практике это значит, что в моделях с послекасанием можно управлять звуком не только за счет силы и скорости нажатия на клавишу, но и за счет изменения давления на нее после нажатия; это дает дополнительные возможности и позволяет использовать различные специфические приемы игры. Конкретные способы изменения звука, «привязанные» на aftertouch, могут быть разными, в зависимости от выставленных настроек синтеза: например, при записи партии гитары можно подвязать к этой функции небольшое изменение тона и имитировать подтяжку струн, при записи саксофона — изменять громкость нот, и т. п.
В относительно недорогих моделях для слежения за послекасанием используется общий датчик, отслеживающий среднюю силу давления на все нажатые клавиши; в более продвинутых устанавливаются отдельные датчики для каждой клавиши.
Разделение клавиатуры
Наличие в устройстве функции разделения клавиатуры.
Эта функция, в соответствии с названием, позволяет разделить клавиатуру на две части, каждой из которых будет соответствовать свой тембр. Таким образом на одном устройстве можно исполнять партию сразу двух инструментов (например, добавить к скрипке звук струнного оркестра) или сопровождать партию инструмента различными эффектами (сирена, клаксон, раскат грома и т. п.). Некоторые модели позволяют выбирать положение границы между зонами клавиатуры.
Арпеджиатор
Наличие в клавиатуре
арпеджиатора.
Название этой функции происходит от «арпеджио» — техники исполнения аккордов, при которой ноты играются не все сразу, а по очереди. Соответственно, арпеджиатор — это функция, позволяющая воспроизводить взятый аккорд в технике арпеджио: музыкант нажимает все клавиши сразу, а клавиатура воспроизводит их по очереди. Такого эффекта можно добиться и вручную, однако арпеджиатор в некоторых случаях оказывается удобнее: он воспроизводит ноты с четко заданной скоростью и интервалом, может сопровождать их различными эффектами и обеспечивает другие дополнительные возможности. Эти возможности могут быть разными, в зависимости от модели, однако некоторые инструменты позволяют создавать при помощи арпеджиатора целые композиции, всего лишь нажимая последовательность аккордов.
Пэды
Количество
пэдов, предусмотренных в конструкции клавиатуры.
Пэды представляют собой вспомогательные органы управления в виде характерных площадочек, обычно квадратных. Площадочки реагируют на прикосновения, на каждую из них можно подвязать определенный звук или даже последовательность звуков. Один из самых популярных способов применения пэдов — воспроизведение ударных или других ритмических инструментов.
Регуляторы (энкодеры)
Количество
регуляторов-энкодеров, предусмотренных в конструкции клавиатуры.
Такой регулятор имеет вид поворотной ручки, с помощью которой можно управлять различными функциями устройства, к которому подключена клавиатура — например, поворачивать виртуальные регуляторы в программе для записи и обработки звука. При этом отметим, что полноценный энкодер способен вращаться на 360° и поворачиваться на любой угол в любую сторону, однако в клавиатурах могут встречаться и ручки с ограниченным сектором поворота — они также могут называться энкодерами. Однозначного преимущества не имеет ни один из этих вариантов: в одних случаях удобнее неограниченный сектор поворота, в других — ограниченный.