Регулировка чувствительности
Возможность
регулировать чувствительность клавиатуры цифрового пианино.
От уровня чувствительности зависит громкость и резкость звука, который будет выдавать инструмент при определённой силе и скорости нажатия клавиши. Высокая чувствительность позволяет добиться резкого, выразительного звучания со значительными перепадами по громкости, низкая — относительно тихого, мягкого и сглаженного. А в некоторых инструментах предусматривается даже «нулевая» чувствительность — когда все клавиши звучат с одинаковой громкостью и динамикой вне зависимости от силы нажатия. Это может пригодиться, к примеру, для имитации звука некоторых инструментов (таких, как клавесин).
Встроенные тембры
Количество встроенных тембров звучания, предусмотренных в цифровом пианино.
Несмотря на название, цифровые пианино крайне редко конструируются в расчёте на имитацию звука только фортепиано — электронная «начинка» позволяет предусмотреть в них и другие тембры звучания. Кроме того, даже фортепиано имеет свои разновидности — к примеру, среди роялей выделяют 6 основных классов, от большого концертного до миниатюрного. Так что встроенные тембры могут охватывать как разные виды фортепиано, так и другие инструменты и звуковые эффекты.
Обилие и разнообразие тембров в цифровых пианино в целом не столь велики, как в синтезаторах, однако и в данной категории встречаются весьма «заряженные» модели, на сотню тембров и более (в самых многофункциональных это количество может превышать 900). Впрочем, специально искать «мультиинструментальную» модель стоит в том случае, если Вы не намерены ограничиваться звуком фортепиано и хотели бы иметь большую свободу выбора. При этом стоит помнить, что конкретный набор тембров может быть разным.
Если же инструмент покупается исключительно как пианино — то здесь, наоборот, стоит обратить внимание прежде всего на решения с небольшим числом тембров. Такие модели не только обходятся дешевле «универсалов» — они могут ещё и звучать лучше (за счёт того, что тембров мало и производитель может внимательнее подойти к качеству звучания каждого встроенного «инструмента»).
Изменение темпа
Диапазон, в котором может изменяться темп звука, воспроизводимого инструментом. Речь может идти как о встроенной мелодии или записанной на секвенсоре партии, так и об автоаккомпанементе, обучающей программе или метрономе. Подробнее обо всех этих функциях см. соответствующие пункты глоссария. Здесь же отметим, что изменение темпа нередко требуется на практике — например, чтобы ускорить изначально «вялое» сопровождение или замедлить обучающую программу, сложную для освоения на оригинальном темпе.
Темп традиционно обозначается в ударах в минуту. Классический, «академический» диапазон охватывает варианты от 40 уд\мин («grave», «очень медленно») до 208 уд/мин («prestissimo», «очень быстро»), однако в современных цифровых пианино рабочий диапазон темпов нередко бывает значительно шире.
Секвенсор (запись)
Наличие секвенсора в конструкции цифрового пианино.
Данная функция позволяет не только исполнять на инструменте музыку, но и записывать её с возможностью последующего воспроизведения. Впрочем, это как минимум; помимо записи партий самого инструмента,
секвенсор может предусматривать запись аудио- или MIDI-сигнала с соответствующего входа, сведение нескольких партий (в т.ч. запись исполняемой музыки поверх проигрываемой «на ходу»), работу с параметрами отдельных треков (громкостью, тоном, тембром), а также специфические функции вроде квантования (выравнивания неравномерностей темпа). Конкретный функционал секвенсора может быть разным, его не помешает уточнить перед покупкой. Однако в любом случае данная функция может стать неплохим подспорьем для музыканта; особенно она пригодится тем, кто не ограничивается исполнением готовой музыки и хочет сочинять собственные композиции.
Встроенные композиции
Наличие встроенных композиций в конструкции цифрового пианино.
В отличие от автоаккомпанемента (см. выше), встроенные композиции представляют собой готовые мелодии, воспроизводимые строго по нотам; музыкант может менять их темп и тональность (если в инструменте имеются соответствующие функции), однако не может управлять мелодией в процессе воспроизведения.
Способы использования встроенных композиций могут быть разными. Так, при обучении они могут играть роль образца, который пытается повторить музыкант. Можно включать такую мелодию для аккомпанемента, а то и вовсе применять синтезатор в роли проигрывателя (например, для заполнения технических перерывов в живом выступлении). Кроме того, встроенные композиции могут пригодиться при выборе конкретной модели цифрового пианино — эти мелодии воспроизводятся средствами самого инструмента, благодаря чему позволяют оценить его общие возможности и особенности звучания тех или иных тембров.
Наложение тембров
Возможность наложения друг на друга отдельных тембров, предусмотренных в инструменте (или загруженных в его память пользователем). Проще говоря,
наложение тембров позволяет воспроизводить партию сразу на двух тембрах — например, дополнить звук рояля звуком скрипки. Это позволяет добиваться более богатого и оригинального звучания.
Конкретные комбинации тембров могут быть записаны в памяти, однако во многих моделях пользователь и сам может выбрать сочетание на своё усмотрение. Впрочем, эти детали не помешает уточнить отдельно.
Реверберация
Возможность добавления эффекта реверберации к звучанию инструмента.
Реверберация — это многократное отражение и затухание звука. Более всего этот эффект заметен в обширных пространствах с выраженным эхом — например, крупных пещерах; однако в любой обстановке характерная для такой обстановки окраска звука обусловлена в основном именно реверберацией. Таким образом, данная функция позволяет имитировать музыку, звучащую в разных помещениях — например, создать впечатление того, что инструмент находится в зале готического собора или, наоборот, в небольшой комнате с мягкими стенами. Впрочем, возможно применение реверберации и в качестве классического звукового эффекта, не направленного на имитацию обстановки и лишь придающего звучанию специфическую окраску.
Хорус
Наличие эффекта хоруса в цифровом пианино.
Изначально данный эффект был разработан как попытка сымитировать хоровое звучание нескольких однотипных инструментов. Даже идеальный хор никогда не играет на 100 % синхронно, это и попытались воспроизвести создатели хоруса. Работает этот эффект следующим образом: с основного сигнала снимается несколько копий, которые воспроизводятся вместе с ним — но не строго одновременно, а с небольшой (до 30 мс) задержкой, подбираемой случайно для каждого отдельного сигнала. Это действительно до определённой степени позволяет имитировать эффект многоголосья, однако до полноценного хора такому звучанию всё равно далеко. Тем не менее,
хорус сам по себе весьма интересен как дополнительный эффект.
Транспонирование
Возможность транспонирования звука на цифровом пианино.
Транспонирование представляет собой перевод в другую тональность, когда каждая нота повышается или понижается на определённое количество полутонов. Поддержка этой функции позволяет как минимум «переучивать» клавиатуру, что бывает незаменимо при необходимости быстро перестроиться из тональности в тональность — например, если вокалист не «вытягивает» свою партию и мелодию нужно понизить хотя бы на 1 – 2 полутона. В подобных случаях достаточно включить транспонирование с нужными настройками — и можно играть знакомую партию на тех же клавишах, не разучивая её в другой раскладке. Также транспонирование может применяться ко встроенным композициям (для подстройки под тональность основной партии), к трекам, с которыми работает секвенсор (для сведения двух партий в разных тональностях), и т.п.