Корпус
—
Стационарный. Стационарные инструменты имеют собственную подставку и предназначены на установку прямо на пол. При этом, в соответствии с названием, подобные модели рассчитаны на постоянное нахождение на одном месте и плохо подходят для регулярных перемещений даже в пределах одной комнаты, не говоря уже о более дальних дистанциях. Впрочем, это не недостаток, а лишь характерная особенность подобных корпусов. А вот однозначным недостатком стационарных инструментов можно назвать их довольно высокую стоимость. С другой стороны, такие модели максимально схожи с настоящими фортепиано по внешнему виду, компоновке и оснащению: клавиатура, как правило, располагается на стандартной высоте, а в нижней части корпуса устанавливаются педали (причём их обычно целых три, полный набор). Да и предусмотреть в таком инструменте высококачественный звук и обилие возможностей значительно проще, чем в портативном — производителю не нужно особо следить за компактностью и снижением веса.
—
Портативный. Портативными называют цифровые пианино, выполненные в виде переносных клавиатур и лишённые подставок; для игры такую клавиатуру нужно положить на стол или другую опору. Внешне такие инструменты схожи с синтезаторами, а иногда почти неотличимы от них. В то же время, в отличие от синтезаторов, портативные цифровые пианино имеют преимущественно полноразмерные клавиатуры на 88 клавиш, а дисплеями оснащаются редко. А с точки зре
...ния функционала различия заключаются в том, что цифровые пианино более ориентированы на традиционную музыку: они могут предусматривать сравнительно немного тембров, часто не поддерживают автоаккомпанемента (см. ниже), однако обеспечивают довольно высокое качество звука. Если же сравнивать портативные модели со стационарными, то ключевое преимущество данного варианта очевидно — инструмент можно с относительной лёгкостью переносить с места на место и даже возить с собой, при наличии соответствующего чехла. Недостаток также закономерно вытекает из конструкции — без дополнительной опоры играть на таком инструменте будет крайне сложно, а роль такой опоры может сыграть далеко не всякий предмет мебели. Так что портативному цифровому пианино практически не обойтись без стойки (см. «Комплектация»).Крышка
Наличие собственной крышки в конструкции цифрового пианино.
Такая крышка в нерабочее время закрывает клавиатуру, а нередко — ещё и дополнительные органы управления. Это не только придаёт инструменту аккуратный внешний вид, но и обеспечивает защиту клавиш — прежде всего от пыли (а пыль может не только создавать дискомфорт при пользовании, но и вызывать сбои в работе механики, накапливаясь под клавишами).
Отметим, что данная функция характерна для стационарных инструментов (см. «Корпус»). Портативные модели с крышками получались бы слишком громоздкими и тяжелыми, поэтому для них предполагается использовать чехлы или другие аналогичные приспособления.
Встроенные педали
Наличие встроенных педалей в конструкции цифрового пианино.
Педали являются обязательным элементом оснащения классического фортепиано, соответственно, нередко предусматриваются и в цифровых аналогах. Собственно, данная функция практически обязательна для моделей стационарной компоновки (см. «Корпус»). А вот в портативных, наоборот,
встроенные педали не встречаются — их попросту негде устанавливать, для таких моделей выпускаются внешние подключаемые педали (см. ниже).
Традиционное число встроенных педалей — три, другие варианты в электроинструменте практически не встречаются. Отметим, что во многих моделях конкретные функции педалей могут меняться в зависимости от выставленного тембра или даже вручную, по желанию музыканта.
Полифония
Количество голосов, поддерживаемое цифровым пианино — если точнее, максимальное количество голосов, которое инструмент способен воспроизвести одновременно.
Этот параметр не стоит путать с количеством нот, которое одновременно можно взять на клавиатуре. Дело в том, что во многих тембрах для каждой ноты используется сразу несколько голосов (тон-генераторов) — только так можно добиться более-менее достоверного звучания. Таким образом, необходимое количество голосов может быть в разы выше числа нот — например, на простейший аккорд из 3 нот может потребоваться 9, а то и 12 голосов. Кроме того, тон-генераторы задействуются для воспроизведения партий автоаккомпанемента и встроенных композиций (см. ниже), и здесь уже число голосов может измеряться десятками.
В свете всего этого полифония на менее чем 90 голосов характерна в основном для сравнительно простых и недорогих инструментов, не рассчитанных на сложные задачи. Наименьший показатель, встречающийся в современных цифровых пианино — это 32 голоса. Более-менее солидному инструменту желательно иметь не менее 96 голосов, а в топовых моделях этот показатель может достигать 256.
Встроенные тембры
Количество встроенных тембров звучания, предусмотренных в цифровом пианино.
Несмотря на название, цифровые пианино крайне редко конструируются в расчёте на имитацию звука только фортепиано — электронная «начинка» позволяет предусмотреть в них и другие тембры звучания. Кроме того, даже фортепиано имеет свои разновидности — к примеру, среди роялей выделяют 6 основных классов, от большого концертного до миниатюрного. Так что встроенные тембры могут охватывать как разные виды фортепиано, так и другие инструменты и звуковые эффекты.
Обилие и разнообразие тембров в цифровых пианино в целом не столь велики, как в синтезаторах, однако и в данной категории встречаются весьма «заряженные» модели, на сотню тембров и более (в самых многофункциональных это количество может превышать 900). Впрочем, специально искать «мультиинструментальную» модель стоит в том случае, если Вы не намерены ограничиваться звуком фортепиано и хотели бы иметь большую свободу выбора. При этом стоит помнить, что конкретный набор тембров может быть разным.
Если же инструмент покупается исключительно как пианино — то здесь, наоборот, стоит обратить внимание прежде всего на решения с небольшим числом тембров. Такие модели не только обходятся дешевле «универсалов» — они могут ещё и звучать лучше (за счёт того, что тембров мало и производитель может внимательнее подойти к качеству звучания каждого встроенного «инструмента»).
Режим обучения
Наличие режима обучения в цифровом пианино.
Как следует из названия, данный режим предназначен для обучения игре. При этом, как правило, он предусматривает разные уровни сложности — от самого базового, для тех, кто только начинает осваивать «клавиши», до продвинутого, позволяющего тренировать технику и улучшать уже имеющиеся навыки исполнения. Однако в любом случае принцип обучения один: инструмент самостоятельно подсказывает ученику, какие клавиши нужно нажимать в тот или иной момент. Такие подсказки могут выполняться в виде подсветки (см. выше) или в виде графики на дисплее. Подобный метод сомнителен с точки зрения классического академического обучения, однако, несомненно, более удобен и быстр, чем чтение нотной записи. Тем более что инструмент может играть ещё и роль экзаменатора — запускать подсказки в оригинальном темпе мелодии и проверять, насколько точно ученик попадает по нотам.
Также отметим, что
режим обучения предполагает обязательное наличие метронома (см. ниже).
Изменение темпа
Диапазон, в котором может изменяться темп звука, воспроизводимого инструментом. Речь может идти как о встроенной мелодии или записанной на секвенсоре партии, так и об автоаккомпанементе, обучающей программе или метрономе. Подробнее обо всех этих функциях см. соответствующие пункты глоссария. Здесь же отметим, что изменение темпа нередко требуется на практике — например, чтобы ускорить изначально «вялое» сопровождение или замедлить обучающую программу, сложную для освоения на оригинальном темпе.
Темп традиционно обозначается в ударах в минуту. Классический, «академический» диапазон охватывает варианты от 40 уд\мин («grave», «очень медленно») до 208 уд/мин («prestissimo», «очень быстро»), однако в современных цифровых пианино рабочий диапазон темпов нередко бывает значительно шире.
Октавный перенос
Наличие в цифровом пианино функции октавного переноса.
Данная функция даёт возможность «сдвинуть» звук на определённое число октав вверх или вниз — например, таким образом, чтобы на клавишах первой октавы звучал басовый регистр, или наоборот, первая октава «съехала» ниже, в басы, а на её месте звучали ноты второй или даже третьей октавы.
Данная функция заметно расширяет диапазон инструмента, позволяя брать ноты, изначально не охваченные клавиатурой. Это особенно важно для инструментов на 61 или 73 клавиши (см. «Количество клавиш»), однако
октавный перенос нередко встречается и в полноразмерных 88-клавишных моделях — он может оказаться нелишним при разделении клавиатуры (см. выше), когда доступный для каждой руки диапазон заметно сокращается, а партия может быть очень низкой или очень высокой. Впрочем, есть и другие варианты применения переноса — например, дабы при игре обновлённого варианта мелодии не приходилось перемещаться с привычных октав.
Хорус
Наличие эффекта хоруса в цифровом пианино.
Изначально данный эффект был разработан как попытка сымитировать хоровое звучание нескольких однотипных инструментов. Даже идеальный хор никогда не играет на 100 % синхронно, это и попытались воспроизвести создатели хоруса. Работает этот эффект следующим образом: с основного сигнала снимается несколько копий, которые воспроизводятся вместе с ним — но не строго одновременно, а с небольшой (до 30 мс) задержкой, подбираемой случайно для каждого отдельного сигнала. Это действительно до определённой степени позволяет имитировать эффект многоголосья, однако до полноценного хора такому звучанию всё равно далеко. Тем не менее,
хорус сам по себе весьма интересен как дополнительный эффект.