Механика
Тип механики, используемый в клавишах синтезатора.
— Пассивная. Простейший тип механики, когда каждая клавиша является, по сути, «выключателем» для своей ноты: она лишь включает и выключает звук, громкость же этого звука не зависит от силы и интенсивности нажатия. Пассивные клавиатуры обычно имеют невзвешенную, реже — полувзвешенную жёсткость (см. ниже). Их основным и, пожалуй, единственным достоинством является невысокая стоимость, обусловленная простотой конструкции. При этом возможности таких инструментов весьма скромны, и даже при обучении использовать их рекомендуется разве что на самых начальных этапах. Как следствие, пассивная механика используется исключительно в простейших синтезаторах бюджетного уровня, пригодных скорее на роль игрушки для развлечений, а не полноценного инструмента.
— Активная. Механика, обеспечивающая взаимосвязь между громкостью и силой нажатия: чем сильнее нажата клавиша, тем громче и резче будет звук. Чаще всего сочетается с полувзвешенной, изредка — невзвешенной жёсткостью (см. ниже). Такие клавиши уже дают возможность управлять динамикой каждой ноты: выбирать её громкость «на ходу», выделять акценты, использовать специальные приёмы и т.п. Эта возможность особенно важна при обучении, когда нужно тренироваться управлять усилием на каждом отдельном пальце.
Активная механика крайне рекомендуется даже для недорогого синтезатора, а для инструмента среднего уровня она
...является практически обязательной, равно как и для серьёзного обучения. При этом во многих моделях может предусматриваться регулировка чувствительности, а то и полное переключение в пассивный режим (например, для имитации некоторых инструментов).
— Молоточковая. Самая продвинутая разновидность механики. Как и активная, обеспечивает регулировку громкости в зависимости от силы нажатия, однако принципиально отличается по отклику: молоточковая механика применяется только во взвешенных клавиатурах (см. «Жёсткость»), и ощущения при игре на ней получаются приближёнными к игре на настоящем фортепиано. Степень приближения, правда, может быть разной — одни модели неотличимы по ощущениям от пианино, в других механика попроще. Однако в любом случае такие возможности обходятся недёшево, притом что реальная необходимость в «фортепианном» отклике имеется крайне редко. Как следствие, молоточковые клавиатуры встречаются в основном среди инструментов топового класса, преимущественно — рабочих станций (см. «Тип») с полноформатными клавиатурами на 88 клавиш.Полифония
Полифония, поддерживаемая синтезатором, проще говоря — количество «голосов« (тон-генераторов), которое может одновременно звучать на нём.
Этот параметр часто описывают как количество нот, которое можно одновременно взять на клавиатуре. Однако это не совсем верно по той причине, что во многих тембрах одна нота может задействовать несколько тон-генераторов. В итоге, к примеру, для воспроизведения аккорда из 3 нот в тембре с 4 тон-генераторами на ноту потребуется полифония не менее чем в 3*4=12 голосов. Кроме того, автоаккомпанемент и встроенные композиции (см. соответствующие пункты) тоже используют тон-генераторы — соответственно, для эффективной работы с этими функциями требуется ещё больше голосов.
Минимальным значением для более-менее функционального современного синтезатора считается полифония на 32 голоса — да и то такой инструмент можно использовать в основном для первоначального обучения и несложных мелодий. Для более солидного применения желательно иметь хотя бы 50 – 60 голосов, а в профессиональных моделях (в частности, рабочих станциях, где приходится иметь дело с несколькими звуковыми дорожками сразу) встречаются модели с полифонией на 150 тон-генераторов и более.
В целом более продвинутый синтезатор, скорее всего, будет иметь более обширную полифонию, однако оценивать класс инструмента по данному параметру можно лишь весьма приблизительно — инструменты с одинаковым числом голосов могут сильно отличаться по уровню. Исключением из это...го правила являются разве что детские синтезаторы (см. «Тип»), поддерживающие до 20 голосов.
Встроенные тембры
Количество встроенных тембров звучания, предусмотренных в синтезаторе.
Количество тембров нередко описывают как число инструментов, которые способна имитировать данная модель. Однако это не совсем верно — скорее этот параметр можно назвать «количество инструментов и звуковых эффектов». К примеру, один и тот же инструмент — электрогитара — с различными «примочками» (дисторшн, овердрайв) будет звучать по-разному, и в синтезаторе каждая такая примочка будет считаться отдельным тембром. Тембр «ударные» обычно объединяет разные типы барабанов и других ударных инструментов — иными словами он позволяет изобразить и «бас-бочку», и тарелки, не переключая настроек, лишь нажав нужные клавиши. А некоторые тембры могут вообще не иметь аналогов среди реальных инструментов.
Чем больше встроенных тембров — тем обширнее возможности синтезатора, тем разнообразнее звуки, которые из него можно извлечь. При этом в высококлассных моделях вроде рабочих станций (см. «Тип») это число может достигать 1000 и даже более.
Стилей аккомпанемента
Количество стилей автоаккомпанемента (см. выше), изначально предусмотренных в синтезаторе, иными словами — число вариантов аккомпанемента, доступных пользователю.
Чем обширнее этот набор — тем выше вероятность найти среди этих мелодий подходящие варианты для того или иного случая. В то же время само по себе обилие стилей ещё не является 100 % гарантией того, что среди них окажется подходящий, тем более что разные модели синтезаторов могут заметно различаться по конкретному набору мелодий. Так что список не помешает уточнять перед покупкой. Также отметим, что ситуацию можно исправить за счёт пользовательских стилей (см. ниже) — их поддерживает немало синтезаторов с автоаккомпанементом.
Наложение тембров
Возможность
наложения разных тембров звучания синтезатора друг на друга. Таким образом создаётся эффект звучания двух (или даже больше) инструментов сразу — например, фортепиано и скрипки. При этом в продвинутых моделях может предусматриваться возможность выставить для разных тембров разные настройки, чтобы одинаковость извлекаемых нот была не так заметна — например, ту же «скрипку» можно настроить на плавные переходы между нотами, тогда как на «фортепиано» они будут звучать отрывисто.
Разделение клавиатуры
Возможность
разделения клавиатуры синтезатора на две части, каждая из которых отвечает за свой тембр звучания. Таким образом на одной клавиатуре можно в реальном времени играть сразу на двух «инструментах» — например, сопроводить сольную партию скрипки аккордами струнного оркестра. При этом, в отличие от автоаккомпанемента (см. выше), все ноты берёт сам музыкант, не полагаясь прописанные в программе автоматические настройки.
Как правило, в памяти синтезатора заранее прописывается несколько комбинаций «разделённой клавиатуры», однако некоторые модели позволяют отдельно выбирать тембр под каждую половину, на усмотрение музыканта.
Арпеджиатор
Наличие арпеджиатора в конструкции синтезатора.
Термин «арпеджио» изначально означает технику исполнения аккорда, при которой ноты звучат не все сразу, а одна за другой. Соответственно,
арпеджиатор, грубо говоря, представляет собой устройство для автоматизированного проигрывания аккордов в технике арпеджио. По сравнению с ручным воспроизведением по нотам данная функция удобна тем, что арпеджиаторе можно предусмотреть различные дополнительные настройки: задать направление воспроизведения (вверх или вниз), скорость, интервал между нотами и их длительность, специальные эффекты, фоновое сопровождение и т.п. При этом все эффекты срабатывают автоматически, от пользователя требуется лишь нажать клавиши, составляющие аккорд (а в отдельных синтезаторах на некоторых режимах за целый аккорд вообще может отвечать всего одна клавиша). Конкретные возможности арпеджиаторов могут быть разными, нередко такое приспособление позволяет создавать целые композиции всего лишь за счёт нажатия последовательности аккордов.
Выходы
— Цифровой. Выход для передачи аудиосигнала в цифровом виде, обычно по коаксиальному интерфейсу S/P-DIF. По назначению аналогичен линейным выходам (см. ниже), отличается лишь типом разъёма и цифровым форматом сигнала. Может пригодиться, в частности, для подключения синтезатора к устройству, не имеющему линейных входов, либо если эти входы заняты.
— USB B. Разъем, предназначенный для подключения синтезатора к компьютеру или ноутбуку в качестве периферийного устройства. Такое подключение обеспечивает весьма обширные возможности: оно позволяет загружать в синтезатор новые тембры, стили автоаккомпанемента и мелодии, редактировать уже имеющиеся; записывать на компьютер играемую музыку (или переписывать на него музыку, записанную в памяти самого синтезатора); применять инструмент в роли внешней MIDI-клавиатуры; изменять различные тонкие настройки и устранять неполадки, и т.п. Конкретный функционал, доступный при USB-подключении, зависит от модели синтезатора.
— MIDI. Выход для передачи MIDI-сигналов (MIDI-событий) на внешние устройства. MIDI — это специализированный тип цифровых управляющих сигналов, применяемый в музыкальных инструментах. Такой сигнал формируется при нажатии клавиши, он содержит данные о самом нажатии (длительности, силе и скорости), а также номере ноты; на основании этого сигнала, а также выставленных настроек электронная «начинка» синтезатора формирует звук необходимой длительности, тембра и других характеристик. Соответствен...но, MIDI-выход позволяет передавать MIDI-события на внешнее устройство — секвенсор, сэмплер, другой синтезатор, компьютер (хотя к компьютеру удобнее подключать инструмент по USB) и т.п. Данный интерфейс может использоваться с разными целями — запись MIDI, проигрывание музыки через дополнительный синтезатор, если у основной модели нет нужного тембра, и т.п.
— MIDI thru. Выход, предназначенный для передачи на другое устройство MIDI-событий, принятых синтезатором через MIDI-вход (см. «Входы»). При этом поток MIDI-команд передается неизменным, нажатия на клавиатуру синтезатора не влияют на него. Данная функция может пригодиться в некоторых ситуациях, связанных с подключением инструмента к нескольким внешним устройствам сразу. Например, если нужно управлять с одного синтезатора сразу двумя другими, скомпоновать такую систему можно следующим образом: MIDI-выход управляющего синтезатора подключается к MIDI-входу первого управляемого, а выход MIDI thru первого — к MIDI-входу второго. Таким образом, управляющий сигнал поступает и на первый управляемый синтезатор, и, сквозь него — на второй, тогда как подключить оба инструмента напрямую было бы сложно.
— На наушники. Специализированный выход для подключения наушников. Обычно использует разъём mini-Jack 3.5 мм или Jack 6.35 мм — первым оснащается подавляющее большинство современных наушников, второй в «ушах» встречается реже, однако более надежен, к тому же совместим с 3.5 мм через простейший переходник. Использовать «уши» при игре на синтезаторе удобно тем, что играемую музыку слышит только музыкант — это может пригодиться в ситуациях, когда нужно упражняться, а шуметь нежелательно (например, в позднее время суток). Кроме того, некоторые инструменты не имеют встроенной акустики, и нормально слушать их можно только через дополнительное оборудование — роль которого могут играть как раз наушники.