Регулировка чувствительности
Возможность
изменять чувствительность активной механики (см. выше) в синтезаторе.
Данная функция позволяет подстроить интенсивность отклика клавиши на нажатие. Проще говоря, чем выше чувствительность — тем громче и резче будет звук, при той же силе нажатия. Это позволяет изменять особенности звучания инструмента.
Также в синтезаторах с данной функцией нередко предусматривается возможность полностью отключить активную механику и играть на “пассивной” клавиатуре. Это может пригодиться для реалистичности звучания определённых тембров, например, клавесина или органа.
Подсветка
Наличие подсветки в конструкции клавиатуры.
Как правило, в данном случае подразумевается подсветка каждой отдельной клавиши. Эта функция не имеет особого значения для обычного музицирования, однако может быть весьма актуальна при обучении: инструмент может подсвечивать клавиши, на которые нужно нажать в данный момент, упрощая задачу для ученика. Собственно,
наличие подсветки чаще всего как раз является признаком наличия в инструменте режима обучения (см. ниже), хотя не всякий «обучающий» синтезатор имеет данную функцию.
Встроенные тембры
Количество встроенных тембров звучания, предусмотренных в синтезаторе.
Количество тембров нередко описывают как число инструментов, которые способна имитировать данная модель. Однако это не совсем верно — скорее этот параметр можно назвать «количество инструментов и звуковых эффектов». К примеру, один и тот же инструмент — электрогитара — с различными «примочками» (дисторшн, овердрайв) будет звучать по-разному, и в синтезаторе каждая такая примочка будет считаться отдельным тембром. Тембр «ударные» обычно объединяет разные типы барабанов и других ударных инструментов — иными словами он позволяет изобразить и «бас-бочку», и тарелки, не переключая настроек, лишь нажав нужные клавиши. А некоторые тембры могут вообще не иметь аналогов среди реальных инструментов.
Чем больше встроенных тембров — тем обширнее возможности синтезатора, тем разнообразнее звуки, которые из него можно извлечь. При этом в высококлассных моделях вроде рабочих станций (см. «Тип») это число может достигать 1000 и даже более.
Стилей аккомпанемента
Количество стилей автоаккомпанемента (см. выше), изначально предусмотренных в синтезаторе, иными словами — число вариантов аккомпанемента, доступных пользователю.
Чем обширнее этот набор — тем выше вероятность найти среди этих мелодий подходящие варианты для того или иного случая. В то же время само по себе обилие стилей ещё не является 100 % гарантией того, что среди них окажется подходящий, тем более что разные модели синтезаторов могут заметно различаться по конкретному набору мелодий. Так что список не помешает уточнять перед покупкой. Также отметим, что ситуацию можно исправить за счёт пользовательских стилей (см. ниже) — их поддерживает немало синтезаторов с автоаккомпанементом.
Пользовательские стили
Количество пользовательских стилей автоаккомпанемента, поддерживаемое синтезатором, проще говоря — количество дополнительных стилей, которое можно записать в память в дополнение к встроенным. Отметим, что стили могут иметь разный объём (в зависимости от количества используемых нот), поэтому данный параметр нередко оказывается не точным, а лишь усреднено-приблизительным.
Современные синтезаторы могут иметь довольно обширный набор встроенных стилей автоаккомпанемента (см. выше), однако даже в самом богатом наборе может не оказаться нужной мелодии. В свете этого многие модели позволяют дополнить штатный список пользовательскими мелодиями. Сами способы дополнения могут быть разными: в одних моделях эти мелодии нужно загружать с внешнего носителя, в других их можно даже составлять вручную. Тем не менее, наличие пользовательских стилей позволяет расширить ассортимент мелодий автоаккомпанемента, причём по желанию самого пользователя.
Режим обучения
Наличие
режима обучения в конструкции синтезатора.
Назначение данной функции понятно уже из названия. В основе же её чаще всего лежит следующий принцип: синтезатор сам подсказывает ученику, какие клавиши нужно нажать, отображая клавиатуру на дисплее или выделяя нужные клавиши при помощи подсветки (при её наличии, см. выше). Разумеется, на разных уровнях обучения формат таких подсказок тоже будет разным: к примеру, в самом начале синтезатор подсвечивает нужные ноты до тех пор, пока они будут нажаты, а на финальном этапе выделяет их в том темпе, в котором нужно играть мелодию, и оценивает точность нажатий ученика на нужные клавиши. Встречаются и другие особенности и нюансы обучения — например, режим отдельного разучивания партий для левой и правой руки, когда инструмент сам играет одну партию и подсказывает ученику, как играть вторую. Кроме того, практически обязательной для синтезатора с таким режимом является функция метронома (см. ниже).
Независимо от конкретного функционала, данный режим будет весьма полезна тем, кто только развивает навыки игры на клавишном инструменте.
Наложение тембров
Возможность
наложения разных тембров звучания синтезатора друг на друга. Таким образом создаётся эффект звучания двух (или даже больше) инструментов сразу — например, фортепиано и скрипки. При этом в продвинутых моделях может предусматриваться возможность выставить для разных тембров разные настройки, чтобы одинаковость извлекаемых нот была не так заметна — например, ту же «скрипку» можно настроить на плавные переходы между нотами, тогда как на «фортепиано» они будут звучать отрывисто.
Разделение клавиатуры
Возможность
разделения клавиатуры синтезатора на две части, каждая из которых отвечает за свой тембр звучания. Таким образом на одной клавиатуре можно в реальном времени играть сразу на двух «инструментах» — например, сопроводить сольную партию скрипки аккордами струнного оркестра. При этом, в отличие от автоаккомпанемента (см. выше), все ноты берёт сам музыкант, не полагаясь прописанные в программе автоматические настройки.
Как правило, в памяти синтезатора заранее прописывается несколько комбинаций «разделённой клавиатуры», однако некоторые модели позволяют отдельно выбирать тембр под каждую половину, на усмотрение музыканта.
Октавный перенос
Поддержка синтезатором функции
октавного переноса.
Данная функция позволяет сдвинуть звук инструмента на одну или несколько октав вверх или вниз — например, чтобы на клавишах первой октавы звучали ноты второй, или наоборот. Эта функция может использоваться как просто из соображений удобства, так и с более практичными целями — она позволяет брать очень низкие и очень высокие ноты, которые изначально не охватываются диапазоном клавиатуры. Это бывает особенно полезно для укороченных синтезаторов на 49 или 61 клавишу, изначально не дотягивающих до полного диапазона фортепиано.