Жесткость
—
Невзвешенная. Клавиши с очень малой силой нажатия, буквально «проваливающиеся» под пальцами. Такой вариант неплохо подходит для недорогих синтезаторов с пассивной механикой (см. выше), а вот в активных моделях применяется редко — малая сила сопротивления затрудняет выбор оптимальной силы нажатия.
—
Полувзвешенная. Клавиши со средней силой нажатия, не дотягивающие по жёсткости до полноценных фортепианных, однако оказывающие заметно больше сопротивления, чем невзвешенные. Этот вариант наиболее популярен среди инструментов с активной механикой (см. выше) — усилие на клавишах обеспечивает адекватную обратную связь и в то же время игра на таком инструменте не вызывает особых трудностей даже у тех, кто раньше имел дело лишь с невзвешенными клавиатурами.
—
Взвешенная. Клавиши с высокой силой нажатия, сравнимой с усилием на классическом фортепиано. Используются только в профессиональных инструментах с
молоточковой механикой (см. выше) — высокая жёсткость является обязательной чертой для такой механики (точнее, для отклика, который она должна обеспечивать).
Полифония
Полифония, поддерживаемая синтезатором, проще говоря — количество «голосов« (тон-генераторов), которое может одновременно звучать на нём.
Этот параметр часто описывают как количество нот, которое можно одновременно взять на клавиатуре. Однако это не совсем верно по той причине, что во многих тембрах одна нота может задействовать несколько тон-генераторов. В итоге, к примеру, для воспроизведения аккорда из 3 нот в тембре с 4 тон-генераторами на ноту потребуется полифония не менее чем в 3*4=12 голосов. Кроме того, автоаккомпанемент и встроенные композиции (см. соответствующие пункты) тоже используют тон-генераторы — соответственно, для эффективной работы с этими функциями требуется ещё больше голосов.
Минимальным значением для более-менее функционального современного синтезатора считается полифония на 32 голоса — да и то такой инструмент можно использовать в основном для первоначального обучения и несложных мелодий. Для более солидного применения желательно иметь хотя бы 50 – 60 голосов, а в профессиональных моделях (в частности, рабочих станциях, где приходится иметь дело с несколькими звуковыми дорожками сразу) встречаются модели с полифонией на 150 тон-генераторов и более.
В целом более продвинутый синтезатор, скорее всего, будет иметь более обширную полифонию, однако оценивать класс инструмента по данному параметру можно лишь весьма приблизительно — инструменты с одинаковым числом голосов могут сильно отличаться по уровню. Исключением из это...го правила являются разве что детские синтезаторы (см. «Тип»), поддерживающие до 20 голосов.
Встроенные тембры
Количество встроенных тембров звучания, предусмотренных в синтезаторе.
Количество тембров нередко описывают как число инструментов, которые способна имитировать данная модель. Однако это не совсем верно — скорее этот параметр можно назвать «количество инструментов и звуковых эффектов». К примеру, один и тот же инструмент — электрогитара — с различными «примочками» (дисторшн, овердрайв) будет звучать по-разному, и в синтезаторе каждая такая примочка будет считаться отдельным тембром. Тембр «ударные» обычно объединяет разные типы барабанов и других ударных инструментов — иными словами он позволяет изобразить и «бас-бочку», и тарелки, не переключая настроек, лишь нажав нужные клавиши. А некоторые тембры могут вообще не иметь аналогов среди реальных инструментов.
Чем больше встроенных тембров — тем обширнее возможности синтезатора, тем разнообразнее звуки, которые из него можно извлечь. При этом в высококлассных моделях вроде рабочих станций (см. «Тип») это число может достигать 1000 и даже более.
Стилей аккомпанемента
Количество стилей автоаккомпанемента (см. выше), изначально предусмотренных в синтезаторе, иными словами — число вариантов аккомпанемента, доступных пользователю.
Чем обширнее этот набор — тем выше вероятность найти среди этих мелодий подходящие варианты для того или иного случая. В то же время само по себе обилие стилей ещё не является 100 % гарантией того, что среди них окажется подходящий, тем более что разные модели синтезаторов могут заметно различаться по конкретному набору мелодий. Так что список не помешает уточнять перед покупкой. Также отметим, что ситуацию можно исправить за счёт пользовательских стилей (см. ниже) — их поддерживает немало синтезаторов с автоаккомпанементом.
Режим обучения
Наличие
режима обучения в конструкции синтезатора.
Назначение данной функции понятно уже из названия. В основе же её чаще всего лежит следующий принцип: синтезатор сам подсказывает ученику, какие клавиши нужно нажать, отображая клавиатуру на дисплее или выделяя нужные клавиши при помощи подсветки (при её наличии, см. выше). Разумеется, на разных уровнях обучения формат таких подсказок тоже будет разным: к примеру, в самом начале синтезатор подсвечивает нужные ноты до тех пор, пока они будут нажаты, а на финальном этапе выделяет их в том темпе, в котором нужно играть мелодию, и оценивает точность нажатий ученика на нужные клавиши. Встречаются и другие особенности и нюансы обучения — например, режим отдельного разучивания партий для левой и правой руки, когда инструмент сам играет одну партию и подсказывает ученику, как играть вторую. Кроме того, практически обязательной для синтезатора с таким режимом является функция метронома (см. ниже).
Независимо от конкретного функционала, данный режим будет весьма полезна тем, кто только развивает навыки игры на клавишном инструменте.
Разделение клавиатуры
Возможность
разделения клавиатуры синтезатора на две части, каждая из которых отвечает за свой тембр звучания. Таким образом на одной клавиатуре можно в реальном времени играть сразу на двух «инструментах» — например, сопроводить сольную партию скрипки аккордами струнного оркестра. При этом, в отличие от автоаккомпанемента (см. выше), все ноты берёт сам музыкант, не полагаясь прописанные в программе автоматические настройки.
Как правило, в памяти синтезатора заранее прописывается несколько комбинаций «разделённой клавиатуры», однако некоторые модели позволяют отдельно выбирать тембр под каждую половину, на усмотрение музыканта.
Входы
— mini-Jack (3.5 мм). Вход для линейного аналогового аудиосигнала, использующий разъем 3.5 мм mini-Jack. Сам по себе линейный вход используется для подключения к синтезатору внешнего аналогового аудиосигнала — например, со звуковой платы компьютера. Применение такого подключения может быть разным: воспроизведение аккомпанемента через встроенные динамики инструмента, коммутация сигнала на внешний усилитель с «подмешиванием» в него звука самого синтезатора, и т.п. А конкретно разъем 3.5 мм mini-Jack имеет небольшие размеры, он популярен в основном в портативной технике и недорогих стационарных устройствах — «серьезная» же аудиотехника обычно оснащается более надежными разъемами, вроде Jack (см. ниже). Как следствие, вход с данным типом разъема характерен в основном для синтезаторов начального уровня.
— Jack (6.35 мм). Вход для линейного аналогового аудиосигнала, использующий разъем 6.35 мм Jack. По назначению такой вход полностью аналогичен описанному выше входу с гнездом 3.5 мм mini-Jack, однако разъем Jack имеет более крупные размеры, обеспечивает более надёжное и качественное соединение и считается более подходящим для стационарной аудиотехники, особенно высококлассной. Поэтому в синтезаторах среднего и продвинутого уровня, как правило, используется именно данный тип линейного входа. При этом отметим, что штекер 3.5 мм можно подключить к гнезду 6.35 мм при помощи простейшего переходника.
— Цифровой. Вход для подключения к синт
...езатору аудиосигнала в цифровом виде. По назначению аналогичен описанным выше линейным интерфейсам, однако отличается как по формату сигнала, так и по типу разъема — чаще всего это коаксиальный интерфейс S/P-DIF, использующий разъем RCA, хотя возможны и другие варианты. Цифровые выходы довольно популярны как в профессиональной аудиоаппаратуре, так и в бытовой технике вроде ПК и даже телевизоров, так что такой вход может оказаться нелишним.
— MIDI. Изначально MIDI — формат цифровых сигналов, используемый в электронных музыкальных инструментах. Каждая нажатая на синтезаторе клавиша подает именно такой сигнал: он содержит данные о длительности, силе и скорости нажатия, а также номере ноты, и на основе управляющего сигнала (MIDI-события) «начинка» синтезатора генерирует нужный звук. Соответственно, вход MIDI позволяет синтезатору принимать MIDI-события с внешних электронных музыкальных устройств — других синтезаторов, MIDI-контроллеров и т.п. Такое подключение может пригодиться, к примеру, если во внешнем инструменте нет нужного тембра; кроме того, многие синтезаторы способны записывать принятые MIDI-сигналы. В некоторых случаях может пригодиться и возможность коммутации такого сигнала через MIDI thru (см. «Выходы»).
— USB (type A). Классический разъем USB, позволяющий подключать к синтезатору различные внешние устройства — прежде всего флешки и другие накопители, другая периферия поддерживается крайне редко. Возможности, доступные при работе с флешкой, зависят от общего функционала синтезатора и в разных моделях могут быть разными. Так, одни инструменты способны проигрывать с такого носителя музыку, играющую роль аккомпанемента для основной партии — это бывает удобнее, чем пользоваться автоаккомпанементом. Другие способны записывать музыку на флешку. Может также предусматриваться обновление набора тембров и/или стилей автоаккомпанемента (см. выше), обновление прошивки и т.п.
— Картридер. Разъем для чтения карт памяти, чаще всего SD: это универсальный формат, широко применяемый во многих типах современной электроники. Как и флешка, подключаемая по USB (см. выше), картридер может применяться с разными целями — чаще всего для воспроизведения музыкального сопровождения или записи музыки, однако встречаются и другие варианты (загрузка дополнительных тембров, обновление прошивки и т.п.).Под микрофон
Количество входов под микрофон, предусмотренное в конструкции синтезатора.
Микрофоны применяются в основном для работы с голосом либо записи звуковых сэмплов (см. «Сэмплирование»). При этом в высококлассных моделях вроде профессиональных инструментов и рабочих станций (см. «Тип») входов под микрофон может быть и больше одного — например, для одновременной записи двух вокалистов, записи сэмпла из нескольких источников «на лету» или записи стереозвука с пары микрофонов. В то же время подобные задачи довольно специфичны и встречаются редко, и большинству современных синтезаторов вполне достаточно одного микрофона (если такой вход вообще есть).
Выходы
— Цифровой. Выход для передачи аудиосигнала в цифровом виде, обычно по коаксиальному интерфейсу S/P-DIF. По назначению аналогичен линейным выходам (см. ниже), отличается лишь типом разъёма и цифровым форматом сигнала. Может пригодиться, в частности, для подключения синтезатора к устройству, не имеющему линейных входов, либо если эти входы заняты.
— USB B. Разъем, предназначенный для подключения синтезатора к компьютеру или ноутбуку в качестве периферийного устройства. Такое подключение обеспечивает весьма обширные возможности: оно позволяет загружать в синтезатор новые тембры, стили автоаккомпанемента и мелодии, редактировать уже имеющиеся; записывать на компьютер играемую музыку (или переписывать на него музыку, записанную в памяти самого синтезатора); применять инструмент в роли внешней MIDI-клавиатуры; изменять различные тонкие настройки и устранять неполадки, и т.п. Конкретный функционал, доступный при USB-подключении, зависит от модели синтезатора.
— MIDI. Выход для передачи MIDI-сигналов (MIDI-событий) на внешние устройства. MIDI — это специализированный тип цифровых управляющих сигналов, применяемый в музыкальных инструментах. Такой сигнал формируется при нажатии клавиши, он содержит данные о самом нажатии (длительности, силе и скорости), а также номере ноты; на основании этого сигнала, а также выставленных настроек электронная «начинка» синтезатора формирует звук необходимой длительности, тембра и других характеристик. Соответствен...но, MIDI-выход позволяет передавать MIDI-события на внешнее устройство — секвенсор, сэмплер, другой синтезатор, компьютер (хотя к компьютеру удобнее подключать инструмент по USB) и т.п. Данный интерфейс может использоваться с разными целями — запись MIDI, проигрывание музыки через дополнительный синтезатор, если у основной модели нет нужного тембра, и т.п.
— MIDI thru. Выход, предназначенный для передачи на другое устройство MIDI-событий, принятых синтезатором через MIDI-вход (см. «Входы»). При этом поток MIDI-команд передается неизменным, нажатия на клавиатуру синтезатора не влияют на него. Данная функция может пригодиться в некоторых ситуациях, связанных с подключением инструмента к нескольким внешним устройствам сразу. Например, если нужно управлять с одного синтезатора сразу двумя другими, скомпоновать такую систему можно следующим образом: MIDI-выход управляющего синтезатора подключается к MIDI-входу первого управляемого, а выход MIDI thru первого — к MIDI-входу второго. Таким образом, управляющий сигнал поступает и на первый управляемый синтезатор, и, сквозь него — на второй, тогда как подключить оба инструмента напрямую было бы сложно.
— На наушники. Специализированный выход для подключения наушников. Обычно использует разъём mini-Jack 3.5 мм или Jack 6.35 мм — первым оснащается подавляющее большинство современных наушников, второй в «ушах» встречается реже, однако более надежен, к тому же совместим с 3.5 мм через простейший переходник. Использовать «уши» при игре на синтезаторе удобно тем, что играемую музыку слышит только музыкант — это может пригодиться в ситуациях, когда нужно упражняться, а шуметь нежелательно (например, в позднее время суток). Кроме того, некоторые инструменты не имеют встроенной акустики, и нормально слушать их можно только через дополнительное оборудование — роль которого могут играть как раз наушники.