Тип
Общий тип инструмента.
Прежде всего здесь стоит отметить, что название «акустическая гитара» в наше время может употребляться как в широком смысле (для обозначения целого класса инструментов), так и в узком (для обозначения одного из типов подобных инструментов). К акустическим гитарам в широком смысле слова относятся также
классические и
электроакустические модели, а также более специфические инструменты —
акустические бас-гитары и
укулеле. Вот подробное описание каждой из этих разновидностей.
—
Акустическая. Говоря о типах гитар, «акустическими» называют сравнительно современные модели, отличающиеся по конструкции от «классики» (см. ниже). С точки зрения возможностей главными особенностями таких инструментов являются возможность использования металлических струн, а также в целом более громкий и звонкий звук. Внешне акустические гитары (в узком смысле слова) выделяются прежде всего сравнительно узким и длинным грифом, а также несколько иной конструкцией бриджа, чем у классических; кроме того, большинство моделей имеет еще и более крупный корпус, форма которого может быть весьма разнообразна (см. «Форма (вид)»). Данный тип гитар может применяться для разных стилей игры; в этом смысле он более универсален, чем классические модели.
...— Классическая. Инструменты, созданные на основе традиционных испанских гитар еще в XIX веке и дожившие до наших дней почти без изменений. Классическая гитара имеет достаточно широкий гриф, а также характерную форму корпуса; эта форма фактически является стандартом, так что разные модели по очертаниям очень похожи друг на друга и внешне различаются в основном цветом и наличием/отсутствием выреза (см. «Вырез (cutaway)»). Главной функциональной особенностью таких инструментов является невозможность работы с металлическими струнами — на «классике» можно использовать исключительно нейлон. За счет этого подобные гитары звучат очень мягко и относительно негромко, как следствие — они слабо подходят для агрессивной, динамичной игры аккордами. Поэтому основным назначением таких инструментов являются классические композиции. Также данный тип гитар неплохо подходят для первоначального обучения музыке: нейлоновые струны не так режут подушечки пальцев, как металлические.
— Электроакустическая. Акустические гитары, дополненные встроенными звукоснимателями и, как правило, темброблоками (о том и другом см. ниже). Это позволяет не только использовать гитару в традиционном, акустическом формате, но и подключать её к усилителю или другой аппаратуре, в т.ч. для внесения в звучание дополнительных эффектов при помощи «примочек».
— Укулеле. Инструмент, известный также как «гавайская гитара». Внешне действительно очень похож на гитару, однако имеет намного меньшие размеры. Струн на таком инструменте обычно 4; есть и другие варианты — 8 (4 сдвоенных) либо 6, как на обычной гитаре («гиталеле»), такие модели тоже включены в данную категорию. Укулеле получила распространение на тихоокеанских островах и с самого начала ассоциировалась именно с гавайской традиционной музыкой, однако этим дело не ограничивается: для подобных инструментов доступны почти те же возможности, что и для обычных акустических гитар.
— Бас. Гитары с низким, басовым тембром звучания. Классический бас имеет 4 струны в строе EADG — аналогично струнам шестиструнной гитары с третьей по шестую, однако на октаву ниже; сами струны, соответственно, тоже значительно толще. Реже встречаются пятиструнные модели, они имеют аналогичный принцип строя (см. «Количество струн»). Внешне многие басы выделяются длинными и узкими грифами, хотя это не является строго обязательным. Особый случай представляет собой безладовый бас: такой инструмент не имеет порожков на грифе, что расширяет возможности по применению различных специфических приемов звукоизвлечения, однако требует особой точности при постановке пальцев. В любом случае основное применение басов — ритмическое сопровождение, чаще всего в сочетании с ударными; для сольных партий такой инструмент практически не применяется. Также отметим, что акустические басы обычно дополняются звукоснимателями — аналогично описанным выше электроакустическим гитарам: подзвучить такой инструмент другим способом (внешним микрофоном) очень сложно.Звукосниматель
Наличие
звукоснимателя в конструкции гитары.
Звукосниматель позволяет подключать инструмент к внешней аппаратуре — например, для концерта; он, в соответствии с названием, обеспечивает передачу звука со струн на выход (обычно через темброблок, см. ниже). Данную функцию по определению имеют все
электроакустические гитары, кроме того, звукоснимателями обычно оснащаются басы (см. «Тип»).
Тип
Тип темброблока, установленного в гитаре со звукоснимателем (см. выше).
Темброблок отвечает за обработку сигнала, поступающего со звукоснимателя, перед подачей этого сигнала на выход инструмента. Такая обработка включает как минимум частотную коррекцию, нередко — также усиление; кроме того, именно через темброблок реализуются такие функции, как тюнер для настройки и эквалайзер (см. ниже). А типы подобных блоков могут быть такими:
— Активный. Темброблоки, работающие от собственного источника питания (обычно сменной батарейки). Такие модули сложнее и дороже пассивных, к тому же при их использовании требуется следить за состоянием батареек и вовремя их менять. С другой стороны, активная схема работы позволяет реализовать множество продвинутых функций: качественную частотную коррекцию, усиление, согласование сопротивлений с внешним усилителем, а также упомянутые выше эквалайзер и тюнер. В свете этого большинство гитар со звукоснимателями в наше время оснащается именно активными темброблоками.
— Пассивный. Пассивные темброблоки не имеют электроники, требующей дополнительного питания, благодаря чему они недороги и предельно просты в использовании. В то же время возможности у таких блоков значительно скромнее: к примеру, коррекция тембра в них осуществляется только срезанием «лишних» частот, а об усилении речи вообще не идет. Особого распространения данный вариант не получил.
Эквалайзер
Наличие в темброблоке гитары (см. выше) функции
эквалайзера.
Под эквалайзером в данном случае подразумевается возможность устанавливать уровень громкости для каждой отдельной частотной полосы. Это позволяет довольно точно настроить темброблок под желаемое звучание. Гитарные эквалайзеры обычно имеют не более 3 полос (низкие, средние, высокие частоты) — этого вполне достаточно для первоначальной регулировки (более точную подстройку звука имеет смысл проводить уже на внешней аппаратуре).
Тюнер
Наличие встроенного
тюнера в темброблоке гитары (см. выше).
Тюнер используется при настройке гитары: он «слушает» каждую струну и сообщает музыканту, насколько высота её звучания соответствует эталонной (выше, ниже, норма). Такое оснащение значительно упрощает настройку. Тюнеры могут выпускаться и в виде внешних устройств, однако наличие такой электроники прямо в темброблоке бывает значительно удобнее: как минимум, она всегда под рукой и не теряется. Подробнее об особенностях таких приборов см. п. «Тюнер» ниже.
Пикгард
Специальная защитная накладка, защищающая деку от случайных контактов с медиатором.
Пикгард обычно располагается у резонаторного отверстия ниже струн (если рассматривать гитару в стандартном положении для игры). При динамичном, агрессивном исполнении (особенно при игре аккордами) именно по этому месту чаще всего попадает зажатый в руке медиатор; удары по незащищенной деке приводят к повреждениям ее поверхности, что ухудшает внешний вид и акустические характеристики гитары. Пикгард же предотвращает такие повреждения: такая накладка обычно выполняется из твердого материала, устойчивого к контакту с большинством медиаторов. Соответственно, наличие данной детали крайне рекомендуется, если при игре вы планируете интенсивно использовать медиатор.
Отметим, что защитная накладка обычно отличается по цвету от основного материала деки, благодаря чему хорошо заметна.
Корпус
Конструкция корпуса гитары, включая обе деки и обечайку. Для этих деталей могут применяться две основных разновидности древесины: цельная (solid) и слоёная (более известная как фанера). Фанера дешевле цельной древесины, однако проигрывает ей по акустическим свойствам. Поэтому тип деки в характеристиках обычно указывают только в том случае, если в ней присутствует цельная древесина. Впрочем, если данных по деке не приводится — это не значит, что инструмент выполнены целиком из фанеры; кроме того, стоит отметить, что некоторые виды фанеры по акустическим свойствам вплотную приближаются к цельному дереву. Поэтому, не имея информации по конструкции деки, имеет смысл ориентироваться прежде всего на ценовую категорию инструмента.
Варианты же по цельному дереву могут быть такими:
—
Цельный верх. Также используется английское название — solid top. Речь идёт об инструментах, в которых из цельной древесины выполнена только верхняя дека — остальной корпус сделан из фанеры. Этот вариант является неплохим компромиссом между качеством звучания и доступной ценой, он довольно популярен в гитарах среднего уровня.
—
Полностью цельная. Корпус, в котором из цельного дерева выполнены все детали — обе деки и обечайка. Это наиболее продвинутый вариант с точки зрения акустики — тем более, что у некоторых пород дерева со временем акустические свойства даже улучшаются (при условии, что это именно цельн
...ое дерево). Однако полностью цельный корпус обходится весьма недёшево, поэтому этот вариант встречается в основном в высококлассных профессиональных инструментах.Верхняя дека
Материал, из которого выполнена верхняя дека гитары — плоская часть корпуса, на которой расположены бридж (см. ниже) и резонаторное отверстие.
В современных гитарах встречается большое разнообразие материалов — от привычных в наших широтах
ели, клёна или
кедра до дорогого
красного дерева и «экзотики» вроде бубинги («африканского розового дерева») или коа, произрастающего только на Гавайях. Каждый материал имеет свои особенности, влияющие на звучание и другие свойства инструмента (например, внешний вид и долговечность). Однако звук гитары во многом зависит от ряда других факторов, кроме материала — от типа инструмента, формы корпуса и т.п. Поэтому модели из схожих материалов вполне могут звучать ощутимо по-разному. Кроме того, стоит учитывать, что дорогие породы дерева могут использоваться исключительно в эстетических целях и не иметь преимуществ перед более дешёвыми материалами.
В свете всего этого можно сказать, что данные о материалах имеют скорее справочное значение, и ориентироваться при выборе стоит скорее на более значимые характеристики (к примеру, ту же форму корпуса), а также на практические данные об инструменте (отзывы, обзоры, аудиозаписи игры и т.п.). Подробные данные по материалам могут потребоваться разве что профессиональным музыкантам, мастерам-лютье и т.п.; эту информацию при желании можно найти в специальных источниках.
Нижняя дека
Материал, из которого выполнена нижняя дека гитары — плоская поверхность с противоположной стороны от верхней деки (именно эта поверхность прилегает к телу музыканта при штатном удержании инструмента).
Значение этого параметра подробно описано в п. «Верхнаяя дека» — изложенное там справедливо и в данном случае. Отметим только, что для нижней деки используется более обширный набор материалов: эта деталь менее требовательна к характеристикам материала, что дает производителям дополнительный выбор.
Что касается конкретных материалов, то значительной популярностью в наше время пользуются, помимо прочего,
палисандр,
сапеле,
клен,
меранти и
нато. Вот краткое описание каждого из них:
— Палисандр. Название, объединяющее древесину нескольких видов тропических деревьев. Считается, что этот материал обеспечивает глубокое звучание и повышает качество басов, благодаря чему улучшает эффективность гитары при исполнении ритмических партий на аккордах.
— Сапеле. Также известна как «африканское красное дерево», из-за характерного оттенка. Способствует ровному звучанию со средней глубиной и хорошей выраженностью отдельных нот, что считается важным прежде всего в сольных партиях.
— Клен. Древесина клена склонна к достаточно резкому и звонкому звучанию
...без особой глубины. Впрочем, это не недостаток, а особенность: для некоторых стилей музыки идеально подходит именно такая окраска звука.
— Меранти. Древесина деревьев рода Шорея, произрастающих в тропических лесах Юго-Восточной Азии. Этот материал применяется в основном в инструментах производства Yamaha, преимущественно классических гитарах и укулеле — именно для этих разновидностей меранти считается оптимальным вариантом.
— Нато. Сравнительно недорогая разновидность красного дерева (махагони), используемая в гитарах соответствующего ценового диапазона. Способствует плотному, однако не очень яркому звучанию.