Схема звукоснимателей
Схема расположения звукоснимателей электрогитары. Буквы, используемые в данной схеме, обозначают типы звукоснимателей:
—
S — сингл (single). Однокатушечный звукосниматель, имеющий вид узкой полоски, нередко с рядом «кнопочек» (магнитов) по количеству струн. Такие модули обеспечивают чистое и звонкое звучание, хорошо подходящее для джаза, блюза и других аналогичных жанров. С другой стороны, насыщенность звука от синглов не очень высока, они плохо совместимы с дисторшном и другими аналогичными эффектами, из-за чего слабо подходят для «тяжелых» стилей музыки. Кроме того, такие звукосниматели подвержены воздействию внешних магнитных полей, которые могут ухудшить звук.
—
H — хамбакер (humbucker). Разновидность звукоснимателей, имеющая две катушки, изначально созданная для компенсации недостатков синглов — в частности, для снижения уровня помех от внешних магнитных наводок. Однако в итоге оказалось, что хамбакеры заметно отличаются по окраске звука: он получается менее выразительным, но более плотным и насыщенным, благодаря чему отлично подходит для игры «на перегрузе» (дисторшн, овердрайв и т.п.). Классический звукосниматель этого типа имеет две катушки, расположенные бок о бок, за счет чего он заметно шире сингла; а хамбакеры класса Standard вообще выглядят как два сингла, установленные вплотную друг к другу. Однако, помимо этого, встречаются и другие варианты конструкции — например, хамк
...анселлер, имеющий катушки «в два этажа» и по ширине сравнимый с синглом. Также отметим, что существуют хамбакеры, способные переключаться в режим сингла (подробнее см. «Отсечка катушки»).
— J. Подвид звукоcнимателей типа S с одной катушкой и дополнительным полюсом на каждую струну. Впервые эта разновидность появилась на легендарной бас-гитаре Fender Jazz Bass. Звукосниматели J обладают универсальным звучанием и подходят практически под любой стиль музыки.
— P. Звукосниматели P имеют по два намагниченных полюса на каждую струну, но у них есть уникальная особенность: они разрезаны пополам и намотаны в обратном направлении. Преимуществом такой намотки является эффект хамбакера (см. тип «H»). Широкая и длинная форма звукоснимателя P обеспечивает мощное и напористое звучание в таких жанрах как рок, металл, панк и т.п.
— P90. Особая разновидность однокатушечных синглов с более широкой, но укороченной шпулькой. Устанавливаются такие звукосниматели в области бриджа или грифа гитары. Их отличительной чертой является характерный «рок-н-рольный» звук с теплыми, мягкими и богатыми тембрами. Инструменты со звукоснимателями P90 часто используются в стилях альтернативного рока, блюза, инди и т.п.
Схема звукоснимателей описывает их типы, количество и взаимное расположение. В нашем каталоге используется обозначение по принципу «от бриджа к грифу»: например, схема H-S-S означает, что гитара оснащена одним хамбакером у самого бриджа и двумя синглами ближе к грифу.
Данный параметр определяет, прежде всего, общую окраску звука инструмента. Так, приведенный выше вариант H-S-S будет давать звук достаточно чистый и выразительный, но в то же время чуть более плотный и низкий, чем на чисто «сингловой» электрогитаре. Выпускается немало моделей, оснащаемых только одним типом звукоснимателей. При этом чем больше звукоснимателей — тем, как правило, глубже и насыщенней звук. Помимо всего этого, на звучание инструмента влияет немало других моментов, так что при выборе не стоит смотреть только на схему звукоснимателей.Регуляторы громкости
Количество регуляторов громкости, предусмотренное в электрогитаре.
Если регулятор всего один — это означает, что музыкант может регулировать лишь общую громкость инструмента. Однако встречаются модели, имеющие несколько ручек управления громкостью — обычно их не меньше, чем звукоснимателей (2 или 3), что позволяет отдельно регулировать громкость каждого звукоснимателя. А поскольку особенности звучания зависят от типа используемого звукоснимателя (см. «Схема звукоснимателей») и даже его расположения, то, изменяя взаимную громкость отдельных звукоснимателей, можно добиваться разной окраски звучания. При этом в конструкции может предусматриваться и общий регулятор громкости, позволяющий регулировать её классическим способом и не возиться с настройками каждого звукоснимателя.
Переключатель звукоснимателей
Тип переключателя звукоснимателей, используемого в электрогитаре.
Этот переключатель отвечает за включение и отключение отдельных звукоснимателей, а также может управлять отсечкой катушек (см. выше). Соответственно, производитель выбирает его тип прежде всего в зависимости от количества звукоснимателей (см. «Схема звукоснимателей»). Так, 3-позиционные переключатели характерны в основном для моделей с двумя звукоснимателями — они обычно позволяют включать каждый из них по отдельности или использовать оба сразу. 5-позиционные регуляторы характерны для моделей с тремя звукоснимателями, имеющими корпуса типа stratocaster или superstrat (см. «Форма (вид)»). Отметим, что конкретные комбинации звукоснимателей, доступные в таких инструментах, могут быть разными, этот момент не помешает уточнить отдельно. Самый продвинутый вариант — 6-позиционный переключатель — встречается крайне редко, в основном в дорогих инструментах класса custom.
Отдельную разновидность переключателей представляют собой регуляторы баланса, применяемые в основном в бас-гитарах (см. «Тип»). Они отвечают не за отключение отдельных звукоснимателей (их обычно два), а за изменение их громкости относительно друг друга. Грубо говоря, это два регулятора громкости для отдельных звукоснимателей, объединённые в одной ручке (самих звукоснимателей, закономерно, в таких инструментах тоже два). По сути, управление балансом в данном случае обеспечивает ещё и плавное изменение тембра: звукосниматель около...бриджа лучше улавливает высокие частоты, звукосниматель около грифа — более низкие, соответственно и окраска звука меняется в зависимости от того, который из них звучит громче.
Форма (вид)
Общая форма корпуса электрогитары.
Цельному корпусу электрогитары можно придать практически любую форму; полые корпуса такой свободы не дают, однако и среди них варианты по форме могут быть весьма разнообразными. Тем не менее, существуют определённые стандартные формы. Нередко эти формы названы в честь определённой «легендарной» модели гитары — например, «Les Paul» или «Stratocaster» (по одноимённым инструментам от Gibson и Fender соответственно). Описывать каждую стандартную форму нет смысла — проще найти иллюстрацию в нашем каталоге или в Интернете.
Основной, а нередко и единственный момент, на который влияет форма корпуса — это внешний вид гитары. Также от данного параметра до некоторой степени зависит удобство для музыканта — к примеру, одни модели позволяют играть сидя, опирая инструмент на ногу, для других такой способ подходит слабо или не подходит вообще. А вот влияют ли очертания корпуса на звучание электрогитары — вопрос спорный. Однозначная зависимость есть только в полуакустических моделях, а вот для цельных корпусов нет чёткого ответа на этот вопрос: некоторые музыканты утверждают о превосходстве одних форм над другими, но этот момент во многом субъективен. Кроме того, на качество звука сильно влияют другие параметры (типы и количество звукоснимателей, конструкция бриджа и т.п.).
Сейчас на рынке представлены гитары с такой формой корпуса:
Les Paul,
Superstrat,
Stratocaster,
Jazz Bass,
Precision Bass,
Telecaster,
PRS Santana,
Flying V,
SG, впрочем встречаться и совсем
нестандартные варианты.
Вырез (cutaway)
Тип выреза, предусмотренного в конструкции корпуса гитары.
Вырез располагается в месте крепления грифа к корпусу и может быть
одинарным либо
двойным. Одинарный вырез при стандартном удержании гитары находится снизу, под грифом. Он предназначен для того, чтобы музыкант мог комфортно использовать более высокие (близкие к бриджу) лады, чтобы корпус при этом не мешал левой руке (или правой, в инструменте для левши). В моделях с двойным вырезом выемка имеется и над грифом, она может быть меньше нижней. Верхний вырез предусматривается в основном в эстетических целях, для придания инструменту характерного внешнего вида, однако он может пригодиться и на практике — например, если музыкант использует для зажатия ладов большой палец.
Отметим, что некоторые варианты формы корпуса вообще не предусматривают вырезов — это попросту не требуется. В качестве примера можно привести гитары с корпусом типа Flying B («ласточкин хвост»).
Материал корпуса
Материал, из которого выполнен корпус электрогитары. Для моделей с вырезами (полуакустических, см. «Тип») в данном случае может учитываться только материал нижней деки и боковых поверхностей, а данные по верхней деке приводиться отдельно (подробнее см. «Материал крышки деки»).
Сейчас на рынке представлены корпуса из таких деревьев:
красное,
клен,
агатис,
ясень,
ольха.
Нет смысла подробно останавливаться на каждом из материалов, встречающихся в современных электрогитарах. Их разнообразие весьма велико, однако, в отличие от акустических гитар, корпус в данном случае играет не столь значительную роль при формировании звука, и его материал сравнительно слабо влияет на акустические свойства инструмента (хотя какова конкретная степень такого влияния — вопрос спорный). При желании можно найти подробные данные по тому или иному материалу в специальных источниках, однако на практике имеет смысл смотреть прежде всего на внешний вид инструмента и его ценовую категорию.
Топ корпуса
Материал, из которого выполнена крышка деки — дополнительная накладка на верхнюю деку, играющая прежде всего декоративную роль и придающая инструменту приятный внешний вид. Не стоит путать такую крышку с защитной накладкой (о ней см. выше). А в полуакустических инструментах с полым корпусом (см. «Тип») в данном пункте может указываться материал верхней деки, отдельная крышка как таковая при этом может и отсутствовать.
В целом значение данного параметра аналогично материалу корпуса (см. выше) — с поправкой на то, что крышка деки напрямую определяет ещё и внешний вид электрогитары, а в полуакустических моделях влияет на звук сильнее, чем весь остальной корпус. Впрочем, основным критерием при выборе по данному параметру вполне могут быть эстетические предпочтения музыканта.
Бридж
Тип бриджа, предусмотренного в конструкции гитары.
Под бриджем часто подразумевают деталь, используемую для закрепления струн на корпусе, однако это не совсем верно. Существует немало моделей, где бридж играет исключительно роль порожка (ограничивает длину мензуры), а струна закрепляется в отдельном приспособлении (стоп-баре) или даже в корпусе гитары, сквозным способом (см. ниже).
Все современные бриджи можно разделить на две основные категории. Первая —
фиксированные, в которых струны установлены неподвижно, а подтяжку во время игры можно выполнять только левой рукой на грифе. Они несколько ограничивают набор приёмов, доступный музыканту, зато недороги, компактны и не затрудняют настройку гитары. Вторая разновидность —
тремоло («машинки»), которые имеют рычаг под правой рукой гитариста, позволяют изменять натяжение всех струн сразу и добиваться интересных эффектов, недоступных при обычной подтяжке. Недостатки «машинок» противоположны достоинствам «фиксов»: тремоло-бриджи дороже, нередко — громоздки, при частом использовании могут быстро расстраивать инструмент, а настройка нередко оказывается довольно сложным делом, требующим специфических навыков и инструментов. Отметим, что тремоло-машинки используются только в электро- и полуакустических гитарах, бас-гитары оснащаются только фиксированными струнодержателями.
Основные типы бриджей,
...встречающиеся в современных электрогитарах, таковы:
— Фиксированный. Такое обозначение используется для всех фиксированных бриджей, не относящихся к описанным ниже популярным разновидностям.
— Hardtail (фиксированный). Отличительной чертой «хардтейлов» является металлическая пластина, играющая роль основания для прочей механики. Такая пластина устанавливается на верхней деке; она загнута кверху с дальней (от грифа) стороны, а сёдла для струн крепятся одновременно к основанию и к загнутой части. Крепление струн нередко делается сквозным. Данный тип бриджа позволяет индивидуально регулировать для каждой струны не только длину мензуры, но и высоту над грифом.
— Tune-o-Matic (фиксированный). Бридж в виде планки, на которой закреплены сёдла для струн. При этом струны могут крепиться к корпусу гитары (сквозным способом), к отдельному стоп-бару или в отверстиях на самом бридже (впрочем, последнее встречается редко). Tune-o-Matic позволяет отдельно регулировать мензуру для каждой струны, однако высота над грифом изменяется лишь за счёт изменения высоты и наклона планки (для этого на каждом конце планки предусматривается регулировочный винт).
— Тремоло. Тремоло-машинки, не относящиеся ни к одной из описанных ниже разновидностей; также этот вариант указывается в тех случаях, когда производитель по какой-то причине не уточнил конкретный тип «машинки». В данную категорию входят довольно разнообразные по конструкции и функционалу механизмы, так что особенности такого бриджа в каждом случае стоит уточнять отдельно.
— Vintage Tremolo. Одна из первых разновидностей тремоло-машинок, разработка фирмы Fender. Внешне такое приспособление выглядит как описанный выше Hardtail, дополненный подвижным (поворотным) креплением и рычагом для регулировки натяжения; крепление струн — чаще всего сквозное. Стоит учитывать, что Vintage Tremolo предназначены прежде всего для понижения строя; повышать строй при помощи такой машинки можно лишь слегка, и то для этого потребуются определённые ухищрения. Ещё один недостаток заключается в том, что интенсивное использование рычага тремоло довольно быстро расстраивает гитару — особенно если музыкант пренебрёг правилами настройки, которые для Vintage Tremolo хотя и не сложны, но довольно специфичны. С другой стороны, и стоят «винтажи» недорого, а компенсировать упомянутый недостаток можно, к примеру, применением топ-лока. Классический «винтаж» крепится к корпусу шестью винтами, но есть и двухвинтовые версии — они проще и в то же время дольше держат строй при активном использовании.
— Wilkinson (тремоло). Дальнейшее развитие конструкции описанного выше Vintage Tremolo. Одним из ключевых отличий «вилкинсона» является то, что струны в нём держатся на самом бридже, а не на корпусе гитары. Благодаря этому бриджи этого типа намного лучше держат строй, чем оригинальные «винтажи». Кроме того, рычаг в таких «машинках» крепится без резьбы, благодаря чему вероятность появления люфта сводится к нулю. С другой стороны, стоят бриджи Wilkinson заметно дороже, а основной их функцией осталось понижение строя (хотя, опять же, при некоторых ухищрениях возможно и небольшое повышение).
— Bigsby (тремоло). Ещё один представитель «нестареющей классики», едва ли не первая система тремоло в мире. На сегодняшний день применяется в основном на гитарах в винтажном стиле; особенно хорошо подходит для полуакустических инструментов, т.к. крепится к торцу гитары, а не к тонкой верхней деке, и не создаёт высоких нагрузок на деку. Отличительной особенностью Bigsby является то, что в качестве стоп-бара, к которому крепятся струны, в таких машинках используется круглый стержень, вращающийся от движения рычага и изменяющий таким образом натяжение струн. Благодаря этому подобные бриджи имеют целый ряд достоинств: они могут работать и на понижение, и на повышение, легко настраиваются и хорошо держат строй и реагируют на малейшее движение рычага, позволяя музыканту очень точно управлять звуком. Кроме того, системы Bigsby имеют стильный внешний вид. С другой стороны, они довольно массивны и громоздки, стоят недёшево, а диапазон регулировки получается сравнительно небольшим (меньшим, чем у того же Floyd Rose).
— Floyd Rose (тремоло). Одна из наиболее популярных тремоло-систем, применяемых профессиональными музыкантами. По конструкции схоже с Vintage Tremolo, в частности, также крепится на двух болтах и имеет пружину, компенсирующую натяжение струн. Однако конструкция Floyd Rose позволяет изменять строй как в сторону понижения, так и в сторону повышения (усиливая натяжение), обеспечивая возможности, недоступные при использовании «винтажей» и аналогичных систем; а от Bigsby подобные машинки отличаются более широким диапазоном регулировки. Отметим, что в конструкцию инструментов с такими бриджами обычно входит топ-лок — приспособление, зажимающее струны на грифе у верхнего порожка. Благодаря этому «флойд-роузы» отлично держат строй при активной работе с рычагом. Всё это и обусловило популярность данных систем среди гитаристов. С другой стороны, настройка таких бриджей и уход за ними — дело весьма непростое, кропотливое и деликатное. Так, для установки струн и настройки может потребоваться целый набор ключей; при обрыве струны строй «плывёт», и замена испорченной струны неизбежно связана с перенастройкой всей гитары; мало того, строй может сбиться даже от неаккуратного перемещения инструмента или сильного удара ладонью при глушении струн. Поэтому машинки типа Floyd Rose рекомендуются в основном продвинутым гитаристам, имеющим опыт в обращении с электрогитарами. И даже профессиональные музыканты иногда предпочитают обращаться к мастеру, а не возиться с обслуживанием самостоятельно.
— Kahler (тремоло). Система, аналогичная Floyd Rose, однако не имеющая пружин и закрепляемая непосредственно на корпусе, обычно 4 винтами. Это позволяет несколько увеличить састейн (за счёт улучшенного контакта струн с корпусом). Остальные достоинства и недостатки в большинстве случаев те же, что и Floyd Rose. Впрочем, под брендом Kahler выпускаются и высококлассные решения, стоящие недёшево, однако имеющие усовершенствованную конструкцию и лишённые ряда недостатков — в частности, такие модели нечувствительны к изменению положения инструмента и резком глушению струн ладонью.
— Zero Resistance (тремоло). Ещё одна усовершенствованная версия описанного выше Floyd Rose, отличающаяся наличием блокиратора — приспособления, жёстко фиксирующего бридж. Благодаря этому строй не «плывёт» при обрыве струны, да и настройка гитары заметно упрощается по сравнению с оригинальным «флойд роузом». Недостаток ZR традиционен — высокая цена.
Стоит отметить, что вышеприведённый список включает не конкретные марки бриджей, а лишь их общие типы; в пределах одного типа могут встречаться модели, несколько различающиеся по конструкции и функционалу.Сквозное крепление струн
Наличие в электрогитаре системы сквозного крепления струн.
В классическом сквозном креплении роль стоп-бара играет сам корпус инструмента — в нём проделываются отверстия, в которых и закрепляются струны (со стороны бриджа). Достоинством такой конструкции является улучшенный контакт струн с корпусом, что позволяет добиться хорошего састейна. Впрочем, в тремоло-машинках (см. «Бридж») встречается и другая разновидность сквозных креплений — когда отверстия располагаются не на корпусе, а на бридже; в частности, именно этот вариант характерен для машинок Vintage Tremolo. В таких случаях само по себе сквозное крепление является лишь конструктивной особенностью бриджа, а контакт струн с корпусом зависит от особенностей крепления «машинки» на корпусе и может быть разным.