Лад — это промежуток между порожками на грифе; каждый такой промежуток отвечает за свою ноту (интервал между ладами — полтона). Соответственно, чем больше ладов, тем больше нот можно взять на одной струне. Однако стоит учитывать, что ширина промежутков между порожками уменьшается по мере приближения к бриджу, и если ладов много, игра на высоких ладах может оказаться непростым делом, требующим очень высокой точности.
Самые популярные на сегодняшний день варианты —
22 или
24 лада, они встречаются в большинстве электрогитар всех типов. В басах встречается и меньшее количество (
20 ладов и
21 лад), т.к. расстояние между порожками на таких инструментах больше, и грифы, соответственно, при том же числе ладов получаются более длинными, чем у гитар.
В целом обращать внимание на данный параметр имеет смысл прежде всего профессиональным музыкантам, которым принципиально важно обширное «пространство для маневра».
Отдельную категорию представляют собой
безладовые инструменты, полностью лишённые порожков. Практически все они относятся к бас-гитарам; встречаются и электрогитары без ладов, однако очень редко. В таких инструментах роль порожка играет палец музыканта, прижимающий струну к грифу. Техника игры на безладовых гитарах заметно сложнее: во-первых, для извлечения чист
...ых нот необходимо очень точное расположение пальца; во-вторых, такая конструкция снижает громкость звука и длительность састейна, и для получения звука нужной громкости могут потребоваться специальные приёмы игры (а для басов — ещё и более тяжёлые струны). С другой стороны, отсутствие ладов даёт профессиональному музыканту ряд дополнительных возможностей. К примеру, на безладовом грифе можно делать очень плавные слайды, без ступенчатого перехода между нотами, а сам инструмент не привязан к стандартному 12-ступенному строю, что может весьма пригодиться в некоторых областях музыки (экспериментальной, восточной и т.п.). Также отметим, что безладовая бас-гитара и по звучанию, и по технике игры очень близка к классическому контрабасу, что особенно ценят любители джаза и других схожих стилей.Материал, из которого выполнена накладка грифа электрогитары.
Накладка грифа устанавливается под струнами, там, куда струны прижимаются при игре. Необходимость применения накладок связано с тем, что породы древесины, из которых делается сам гриф, нередко бывают недостаточно твёрдыми, и от постоянного контакта со струнами на их поверхности могли бы возникать вмятины. Соответственно, накладки выполняются из более твёрдого материала, сохраняющего форму поверхности даже после многократного прижатия струн. В качестве такого материала могут использоваться как особые породы древесины (
черное дерево,
палисандр), так и высококачественные феноловые полимеры.
В целом же качество накладки обычно вполне соответствует ценовой категории инструмента, останавливаться же на подробных характеристиках каждого материала навряд ли имеет смысл (они не настолько критичны для нормального использования электрогитары). Отметим только, что материал накладки напрямую влияет ещё и на внешний вид инструмента.