Интерфейс подключения
Основной способ соединения наручного гаджета с внешними устройствами. Для умных часов и фитнес-браслетов (см. «Тип») подразумевается подключение к смартфону или планшету, а в случае часов-телефонов речь обычно идет о гарнитурах.
— Bluetooth. Беспроводная технологию для прямой связи различных устройств между собой. Это наиболее популярный интерфейс в умных часах и браслетах: модули Bluetooth можно сделать очень миниатюрными, дальность связи даже в самых ранних версиях достигает 10 м, а разные поколения Bluetooth взаимно совместимы по основному функционалу. Конкретно же версии в наше время встречаются такие:
- v 2.0. Наиболее ранний стандарт, используемый в современных носимых гаджетах. Возможности такой связи скромнее, чем у более продвинутых версий, однако их нередко оказывается вполне достаточно с учетом сферы применения.
- v 3.0. Стандарт, сочетающий классический Bluetooth v 2.0 и высокоскоростную «надстройку» для передачи больших объемов данных.
- v 4.0. Дальнейшее, после 3.0, улучшение Bluetooth: к классическому и скоростному формату в данной версии добавилась технология «Bluetooth с низким энергопотреблением». Поддержка этой технологии особенно полезна в фитнес-браслетах, которые обычно передают небольшие объемы данных, но постоянно.
- v 4.1. Модификация описанного выше стандарта 4.0 с улучшенной защитой от помех при одновременной работе с мобильной связью LTE.
- v 4.2. Еще одн...о усовершенствование стандарта 4.0, представившее, в частности, улучшенную защиту данных и повышение скорости соединения.
- — v 5. Пятое поколение Bluetooth было выпущено в 2016 году. Ключевым новшеством в версии 5.0 стало расширение возможностей, связанных с «Интернетом вещей». Так, в протоколе Bluetooth Low Energy появилась возможность увеличивать скорость передачи данных вдвое (до 2 Мбит/с) ценой уменьшения дальности, а также увеличивать дальность вчетверо ценой уменьшения скорости; кроме того, был введен ряд улучшений, касающихся одновременной работы с большим количеством подключенных устройств.
- — v 5.1. Обновление описанной выше версии v 5.0. Помимо общих улучшений качества и надежности связи, в этом обновлении была реализована такая интересная возможность, как определение направления, с которого поступает Bluetooth-сигнал. Благодаря этому появляется возможность определять местоположение подключенных устройств с точностью до сантиметра.
- — v 5.2. Следующее, после 5.1, обновление Bluetooth пятого поколения. Основными нововведениями в данной версии стали ряд улучшений безопасности, дополнительная оптимизация энергопотребления в режиме LE и новый формат аудиосигнала для синхронизации параллельного воспроизведения на нескольких устройствах.
- — v 5.3. Протокол беспроводной связи Bluetooth v 5.3 был введен в обиход на заре 2022 года. Из нововведений в нем ускорили процесс согласования канала связи между контроллером и устройством, реализовали функцию быстрого переключения между состоянием работы в малом рабочем цикле и высокоскоростном режиме, улучшили пропускную способность и стабильность соединения за счет снижения восприимчивости к помехам. При неожиданном возникновении помех в режиме работы с низким энергопотреблением Low Energy впредь ускорена процедура выбора канала связи для переключения. Принципиальных новшеств в протоколе 5.3 не представлено, однако ряд качественных улучшений видится в нем налицо.
Разумеется, для использования всех возможностей той или иной версии Bluetooth ее должен поддерживать не только сам гаджет, но и смартфон/планшет, к которому он подключен.
ОС гаджета
Операционная система, установленная на самом гаджете.
В данном случае подразумевается не базовая программная прошивка, а именно полноценная ОС, обеспечивающая обширные возможности. Например, позволяющая устанавливать дополнительные приложения или функционально заточенная под тесную интеграцию с определенными веб-сервисами. Наиболее популярные варианты операционных систем в наручных гаджетах представлены ниже:
—
Android. Мобильная ОС Android известна в основном по смартфонам и планшетам, однако открытый исходный код позволяет оптимизировать ее и под другие устройства, в том числе наручные. Отметим, что традиционные Android-приложения в основном слабо совместимы с наручными гаджетами, однако некоторые программы способны автоматически адаптироваться под подобные устройства, а для определенных моделей выпускается еще и специализированный софт (нередко — самими производителями).
— WatchOS. Операционная система, специально разработанная для наручных гаджетов компании Apple и применяемая только в них. Из ключевых особенностей стоит отметить поддержку голосового ассистента Siri и системы Apple Pay, набор фитнес-инструментов, а также высокую степень оптимизации под органы управления Apple Watch. WatchOS использует собственные приложения, которые могут создаваться и сторонними разработчиками.
—
Wear OS. Система, ранее известная как Android Wear. Это специфическая версия Andro
...id, изначально разработанная как решение для «умных» наручных гаджетов. Отличается кардинально переработанным интерфейсом, тесной интеграцией с голосовым помощником Google Assistant, так называемыми проактивными уведомлениями. Благодаря последним устройство способно самостоятельно, без запроса, выдавать расширенные подсказки для определенной ситуации: например, перед важной встречей проложить по карте маршрут с учетом пробок и при необходимости включить напоминание раньше запланированного изначально времени.
— Nucleus. Довольно редкая и необычная «операционка»: относится не к ОС общего назначения, а к системам реального времени. Такие системы оптимизированы под максимально быструю реакцию на внешние события (тогда как в обычных ОС реакция происходит в зависимости от распределения ресурсов). Конкретно Nucleus имеет все необходимые для наручных гаджетов возможности, однако по ряду причин встречается такая прошивка довольно редко.
— Tizen. Открытая операционная система для мобильных устройств, продвигаемая в первую очередь компанией Samsung. Как и в случае с Android, оригинальная Tizen слабо подходит для умных часов, поэтому обычно речь идет о специальной версии Tizen Wearable. Стоит отметить, что существуют инструменты, позволяющие запускать на устройствах с данной ОС приложения для Android.
— ColorOS.
Система, разработанная компанией OPPO и применяемая в ее мобильных девайсах. Непосредственно для смарт-часов «операционка» представлена в виде ColorOS Watch — интерфейс системы оптимизирован под использование на небольших экранах и включает инструменты для отслеживания физической активности пользователя, мониторинга сна и состояния здоровья, управления уведомлениями и т.п. Более того, смарт-часы под предводительством ColorOS Watch могут служить цифровым ключом для некоторых современных автомобилей китайского производства.
— HarmonyOS. Универсальная операционная система от Huawei, также известная под названием Hongmeng. Обеспечивает работу широкого перечня устройств: техники из экосистемы «умного» дома, смарт-часов, смартфонов и планшетов. На борту носимых гаджетов система HarmonyOS является переоблицованной версией доморощенной «операционки» Lite OS, которая используется в часах и других малопроизводительных устройствах Huawei.
— Zepp OS. Специализированная система реального времени для «умных» часов Amazfit и Zepp. Это открытая платформа для управления здоровьем и отслеживания параметров активности, в основе которой лежат принципы легкости, плавности и практичности. Из примечательного в ОС реализована поддержка приложений облачных интернет-сервисов (по типу Spotify, SoundCloud и т.п.).
— Lite OS. Легковесная система для носимых гаджетов с ограниченными вычислительными мощностями, применяемая в некоторых простых моделях смарт-часов от Huawei. Более продвинутым вариантом «операционки» для подобных устройств производителя является HarmonyOS (см. выше).
— Fitbit OS. Операционная система, разработанная для наручных гаджетов компании Fitbit и применяемая только в них. Fitbit OS поддерживает установку на смарт-часы разнообразных приложений, в системе реализовано управление жестами, под нее выпущено множество виджетов и циферблатов. Также в «операционке» предусматриваются целевые режимы упражнений и реализована возможность бесконтактной оплаты покупок в магазинах посредством NFC-чипа часов по программе Fitbit Pay.
— Moto Watch OS. Фирменное программное обеспечение для смарт-часов Motorola из разряда систем реального времени. Moto Watch OS разработана с прицелом на точное отслеживание состояния здоровья, также ОС занимается сбором сведений об активности пользователя, поддерживает получение уведомлений со связанного смартфона, обеспечивает максимальную длительность автономной работы носимого гаджета. Отметим, что операционная система не поддерживает установку приложений от сторонних разработчиков — довольствоваться придется предустановленными инструментами и программами.
— MagicOS. Операционная система, специально разработанная для наручных гаджетов компании Honor и применяемая только в них. Внешне и по набору возможностей она весьма похожа на родственную «операционку» HarmonyOS, которая встречается в носимых устройствах Huawei. При этом утверждается, что MagicOS имеет свою собственную философию и вектор развития.
— BlueOS. Собственная ОС компании Vivo, на которой могут работать самые разношерстные устройства — от мобильных телефонов и планшетов до смарт-часов. Собственно, на борту носимых гаджетов и состоялся дебют системы в 2023 году. «Операционка» написана на языке программирования Rust с акцентом на максимальную безопасность пользовательских данных. Отличительной чертой BlueOS является генеративный искусственный интеллект. Так, в «умных» часах Vivo уже реализована функция создания циферблатов голосом при участии ИИ.
— HyperOS. Единая операционная система на базе Linux для смарт-устройств Xiaomi. Но если в мобильных телефонах HyperOS пришла на смену фирменной оболочке MIUI, то в сегменте «умных» часов это нечто новое. Упор в «операционке» от Xiaomi делается на тесную взаимосвязь всех девайсов под управлением HyperOS в рамках единой экосистемы.Звонки и оповещения
Виды уведомлений, а также базовые функции голосовой связи, поддерживаемые гаджетом.
— Уведомления. В классических умных часах и фитнес-браслетах конкретный функционал таких уведомлений может быть разным — от обычного звукового или вибросигнала до возможности отобразить на экране и даже ответить. Но в любом случае подобные уведомления часто оказываются более заметными для пользователя, чем собственный сигнал смартфона, находящегося глубоко в кармане или сумке.
—
Голосовое управление.
Возможность управления устройством посредством голосовых команд. Чтобы смарт-часы или фитнес-браслет выполнили какую-то простую функцию, достаточно произнести вслух её название.
—
Голосовой ассистент.
В часах с поддержкой голосового помощника уровень пользовательского взаимодействия с устройством выводится на новый качественный лад. Самые популярные виртуальные ассистенты — это Google Assistant и Amazon Alexa. В «яблочных» устройствах роль помощника выполняет Apple Siri, в носимых гаджетах Samsung — виртуальный подмастерье Bixby. В отличие от функции управления голосом ассистент не просто включает ту или иную функцию, а позволяет выполнять определённые операции в приложениях, требующие фидбека.
— Звуковой сигнал. Возможность подавать звуковые сигналы при помощи встроенного динамика. Эта функция будет полезна прежде всего в ситуациях, когда гаджет находится не на руке — например, если о
...н используется в роли будильника и снимается на ночь.
— Вибрация. Вибросигнал наподобие того, что применяется в мобильных телефонах. В носимых гаджетах такой сигнал особенно удобен за счет того, что устройство постоянно контактирует с кожей владельца, благодаря чему вибрация отлично ощущается — причем независимо от уровня шума вокруг. Кроме того, виброрежим пригодится и в тихой обстановке, где громкий звуковой сигнал нежелателен.
— Встроенный микрофон. Собственный микрофон, встроенный в корпус устройства. Такое оснащение может применяться с разными целями, в зависимости от типа и функционала гаджета. Прежде всего, без микрофона невозможно голосовое общение. Другая функция, для которой микрофон обязателен — голосовой помощник (см. выше). А в детских маячках может предусматриваться возможность удаленно включить микрофон с родительского гаджета и послушать, что происходит вокруг ребенка; подробнее см. соответствующий пункт ниже.
— Громкая связь (динамик). Возможность работы гаджета в режиме громкой связи, с использованием встроенного динамика и микрофона для беседы. В обычных умных часах (см. «Тип») эта функция позволяет разговаривать через часы, не извлекая смартфон из кармана; в часах-телефонах громкая связь позволяет обойтись без наушников и гарнитур, а для детских смарт часов данная функция практически обязательна. Правда, громкость встроенного динамика обычно невысока, так что в шумной обстановке его мощности может не хватить.Спортивных режимов
Количество поддерживаемых смарт-часами разновидностей спортивных тренировок. Чем их больше, тем более широкий охват потенциальной аудитории обеспечивается носимым гаджетом на запястье.
К разряду наиболее распространённых спортивных режимов относятся бег, ходьба, езда на велосипеде, плавание, занятия на эллиптическом тренажёре и т.п. Количество и качество данных для разных видов спорта зависит уже от технического уровня оснащения конкретного устройства. Покуда одни модели регистрируют лишь частоту сердечных сокращений и примерно подсчитывают число сожжённых калорий, другие экземпляры смарт-часов оценивают эффективность тренировки по развёрнутому перечню данных и даже рисуют трек условной пробежки по информации со спутников системы GPS.
Диагональ
Диагональ дисплея, установленного в гаджете; для круглых экранов, соответственно, указывается диаметр.
Более крупный экран, с одной стороны, получается более удобным в использовании, с другой — заметно влияет на габариты всего устройства, что особенно критично для наручных гаджетов. Поэтому производители выбирают размер дисплея в соответствии с назначением и функционалом каждой конкретной модели — чтобы и места на экране хватало, и само устройство было не слишком громоздким.
Также стоит сказать, что экраны со схожей диагональю могут иметь разные пропорции сторон. К примеру, традиционные умные часы обычно оснащаются квадратными или круглыми матрицами, тогда как в фитнес-браслетах экраны часто делают вытянутыми в высоту.
Разрешение экрана
Размер экрана часов в точках (пикселях) по горизонтали и вертикали. В целом это один из показателей, определяющих качество изображения: чем выше разрешение — тем чётче и ровнее картинка на экране (при той же диагонали), тем менее заметны отдельные точки. С другой стороны, рост количества пикселей влияет на стоимость дисплеев, их энергопотребление и требования к аппаратной платформе (требуется более мощная «начинка», которая и сама будет стоить дороже). Кроме того, специфика использования умных часов такова, что устанавливать в них «навороченные» экраны высокого разрешения попросту незачем. Поэтому современные наручные аксессуары используют дисплеи с относительно небольшим разрешением: например, 320х320 при диагонали около 1,6" считается вполне достаточным показателем даже для часов премиум-класса.
PPI
Плотность точек на экране гаджета, а именно — количество пикселей, которое приходится на каждый дюйм матрицы по вертикали или горизонтали.
Чем выше PPI — тем выше детализация экрана, тем более четким и сглаженным получается изображение. С другой стороны, этот показатель соответствующим образом влияет на цену. Поэтому чем выше плотность точек — тем более продвинутой, как правило, является данный гаджет и по общим возможностям. Впрочем, при выборе экрана производители учитывают общее назначение и функционал устройства; так что даже небольшое число PPI обычно не мешает комфортному использованию.
Защита циферблата
Материал, из которого выполнено прозрачное покрытие дисплея.
—
Пластик. Недорогой, к тому же достаточно прочный и ударобезопасный материал: даже при сильном ударе пластик скорее потрескается, чем рассыплется на осколки. В то же время на таком покрытии легко появляются царапины, и со временем оно неизбежно мутнеет. Из-за этого пластик встречается преимущественно в недорогих наручных гаджетах.
—
Стекло. В данном случае может подразумеваться как классическое силикатное стекло (такое же, как, к примеру, в окнах), так и некоторые оригинальные разновидности ударозащитных стёкол, не относящиеся к
Gorilla Glass (см. ниже). Обычное стекло стоит дороже пластика, но ненамного, при этом оно лучше выглядит и дольше сохраняет прозрачность благодаря стойкости к царапинам. Главные недостатки этого материала — хрупкость и склонность рассыпаться на острые осколки при ударах. Этого недостатка в той или иной степени лишены ударозащищённые стёкла, однако они и стоят дороже. По ценовой категории гаджета можно довольно точно определить, какое именно стекло в нём используется — обычное или ударостойкое.
—
Сапфир. Покрытие, выполненное из синтетического сапфира, используется исключительно в гаджетах премиум-класса — это связано со сложностью его производства и, соответственно, высокой стоимостью. С практической
...стороны сапфир отличается чрезвычайно высокой стойкостью к царапинам (поцарапать такое стекло возможно разве что алмазом или специальными инструментом), однако в то же время он хрупок и легко раскалывается от удара.
— Gorilla Glass. Семейство ударопрочных стекол, созданное компанией Corning и широко применяющееся в современной электронике, включая наручные гаджеты. Помимо прочности, Gorilla Glass отличаются еще и неплохой стойкостью к царапинам, при этом стоят относительно недорого (по меркам подобного покрытия), что и обусловило их популярность. Впрочем, конкретные свойства такого стекла зависят от его версии; вот варианты, актуальные для современных наручных устройств:
- Gorilla Glass v3. Наиболее старая из актуальных на сегодня версий — выпущена в 2013 году. Тем не менее, даже такое покрытие заметно превосходит традиционное стекло (не говоря уже о пластике) по прозрачности и стойкости к царапинам.
- Gorilla Glass v4. Версия, вышедшая в 2014 году. Ключевой особенностью стало то, что при разработке этого покрытия основное внимание было уделено стойкости к ударам (тогда как предыдущие поколения делали упор в основном на сопротивление царапинам). В итоге стекло получилось вдвое прочнее, чем в версии 3, притом что его толщина составила всего 0,4 мм.
- Gorilla Glass SR+. Первая версия Gorilla Glass, созданная специально для смарт-часов и других миниатюрных наручных гаджетов; представлена в 2016 году. По заявлению создателей, стойкость к царапинам у подобных покрытий приближается к показателям сапфирового стекла при сохранении основных достоинств Gorilla Glass — высокой прочности и прозрачности. В целом же для данного материала заявлено превосходство над «альтернативными вариантами» на 70 % по характеристикам прочности и на 25 % по оптическим свойствам.
- Gorilla Glass DX. Еще одна разновидность стекол, специально созданная для наручных устройств. Была выпущена в 2018 году одновременно с версией DX+ (см. ниже). Из ключевых улучшений в Gorilla Glass DX заявлены, в частности, повышенные антирефлексивные свойства и увеличение уровня контрастности видимого изображения на 50%; последнее, помимо прочего, позволяет снизить фактическую яркость и, соответственно, энергопотребление экранов без ущерба для качества изображения, что особенно важно для миниатюрных наручных устройств. А от покрытия типа DX+ данный материал отличается, с одной стороны, меньшей стойкостью к царапинам, с другой — более высокими атирефлексивными характеристиками.
- Gorilla Glass DX+. «Ровесница» оригинальной версии DX, относящаяся к той же специализации — носимые наручные гаджеты и другие миниатюрные устройства. При этом DX+ отличается более высокой стойкостью к царапинам, однако имеет несколько худшие антирефлексивные характеристики. В остальном же эти типы покрытия практически идентичны.
Дополнительно
Среди дополнительных функция встречаются
встроенный плеер,
датчик освещения,
Wi-Fi,
NFC, в том числе и с
бесконтактной оплатой,
акселерометр,
камера,
фонарик (и его более
мощная версия). Подробнее о них:
— Встроенный плеер. Наличие в смарт-часах плеера позволяет использовать гаджет для прослушивания музыки. Для этого нет надобности подключаться к телефону. Композиции будут воспроизводиться непосредственно с часов. Поэтому данные устройства в обязательном порядке должны обладать внушительным (как для часов) объемом памяти и всеядностью в подключении (для соединения с наушниками).
— Датчик освещения. Датчик, отслеживающий яркость окружающего освещения. Один из самых популярных способов применения этой функции — автоподстройка яркости дисплея: на ярком свету она увеличивается, дабы изображение оставалось видимым, а в сумерках — уменьшается, что снижает нагрузку на глаза и расход энергии. Кроме того, могут предусматриваться и другие функции, более специфические — например, включение экрана при отдергивании рукава одежды.
— Wi-Fi. Технология, изначально применяемая для выхода в Интернет через беспроводные точки доступа, однако в последнее время исп
...ользуемая также для прямой связи между двумя устройствами (такое соединение имеет ряд преимуществ перед традиционным Bluetooth). В наручных гаджетах чаще всего предусматривается первый вариант, хотя встречается и второй. А вот конкретные способы применения Wi-Fi могут быть разными, в зависимости от устройства: доступ к веб-сайтам и различным Интернет-сервисам, удаленная связь с системами «умного дома», дистанционное управление цифровыми фотоаппаратами и другой электроникой, передача через Интернет GPS-координат (в детских смарт часах) и т. п.
— NFC. Технология беспроводной связи на малых расстояниях (до 10 см). Способы ее применения, в том числе в наручных устройствах, могут быть разными. Один из наиболее популярных вариантов — использование гаджета для бесконтактных платежей (см. ниже); впрочем, в наличии такой функции не помешает убедиться отдельно. Еще одна распространенная функция — упрощение соединения по Bluetooth со смартфоном или планшетом, также имеющим NFC: вместо ручной настройки достаточно поднести одно устройство к другому — и они автоматически распознают друг друга и установят связь, останется лишь подтвердить соединение. Могут предусматриваться и другие способы взаимодействия — например, запуск «спортивного» приложения на смартфоне при поднесении к нему фитнес-браслета. А в теории допускаются и более специфические варианты применения NFC — например, в роли проездного, пропуска и т. п.. Собственно во многих моделях наручных гаджетов набор этих способов ограничивается лишь установленными приложениями.
— Бесконтактная оплата. Возможность применения наручного гаджета для бесконтактной оплаты. Данная функция встречается исключительно в моделях с NFC (см. выше); она фактически превращает устройство в аналог кредитной карты с чипом и позволяет рассчитываться, не вынимая лишний раз карту из кошелька — достаточно поднести руку с гаджетом к считывателю терминала. Это обеспечивает не только дополнительное удобство, но и безопасность. Так, поднести часы к терминалу определенно проще, чем лезть в карман или сумочку за кредиткой — особенно если руки заняты покупками. А вместо традиционной карты, с которой злоумышленник может скопировать основные реквизиты вроде номера, CVV-кода и срока годности (например, «подсмотрев» их при помощи встроенной камеры), используется гаджет, передающий эти данные в шифрованном виде и нигде не отображающий их явно.
Для использования бесконтактной оплаты, как правило, нужно синхронизировать гаджет со смартфоном и настроить такую оплату в системе Google Wallet или Apple Pay. А вот для совершения платежей смартфон уже не обязателен — многие наручные устройства способны выполнять эту функцию полностью автономно (хотя такую возможность все же не помешает уточнить отдельно).
— Акселерометр. Датчик, определяющий направление силы тяжести, а также ускорения, действующие на устройство. Это позволяет отслеживать сразу два параметра: текущее положение в пространстве и различные физические воздействия (вроде постукивания или встряхивания). Чаще всего акселерометр отвечает за две основные функции: автоматический поворот изображения на экране, а также работу шагомера (собственно, наличие такого датчика практически гарантированно означает и наличие шагомера, см. «Возможные измерения»). Однако возможны и другие способы применения этого датчика — например, сброс звонка при встряхивании часов, включение экрана при постукивании по корпусу и т. п.
— Гироскоп. Приспособление, позволяющее отслеживать повороты гаджета в ту или иную сторону. Как правило, используется в сочетании с акселерометром. Гироскоп улучшает точность позиционирования в пространстве (что положительно сказывается на качестве работы шагомера и других аналогичных функций), а также дает дополнительные возможности по управлению жестами. Впрочем, конкретные варианты применения этого датчика сильно зависят от модели.
— Камера. Наличие в часах/браслете собственной встроенной камеры; её расположение и назначение отличается от модели к модели. В одних устройствах объектив находится на передней панели, над экраном, и дело ограничивается лишь видеосвязью и съемкой селфи, другие позволяют снимать и «классические» фото или видео. В то же время стоит отметить, что в любом случае характеристики подобных камер обычно весьма скромны — так, разрешение редко превышает 2 МП, а автофокус предусматривается только в самых продвинутых моделях.
— Фонарик. Функция преимущественно в детских смарт часах, которая не заменяет полноценный фонарик (см. ниже), а лишь дает некоторое подобие подсветки в непосредственной близости с часами. Реализован фонарик при помощи диода, однако его мощность довольно таки слаба, чтоб освещать, допустим, дорогу. Но, к примеру, в темном подъезде замочную скважину позволит найти.
— Полноценный фонарик. Полноценный фонарик, как бы громко это не звучало в смарт-часах, состоит всего-навсего из диода. Однако конструкционные особенности его оформления позволяют получить достаточный пучок света для хорошего освещения вплоть до пары метров. Естественно, полноценным данный фонарик является лишь на фоне самих смарт часов и его никак нельзя сравнить с настоящим фонариком, как отдельным устройством.