Интерфейс подключения
Основной способ соединения наручного гаджета с внешними устройствами. Для умных часов и фитнес-браслетов (см. «Тип») подразумевается подключение к смартфону или планшету, а в случае часов-телефонов речь обычно идет о гарнитурах.
— Bluetooth. Беспроводная технологию для прямой связи различных устройств между собой. Это наиболее популярный интерфейс в умных часах и браслетах: модули Bluetooth можно сделать очень миниатюрными, дальность связи даже в самых ранних версиях достигает 10 м, а разные поколения Bluetooth взаимно совместимы по основному функционалу. Конкретно же версии в наше время встречаются такие:
- v 2.0. Наиболее ранний стандарт, используемый в современных носимых гаджетах. Возможности такой связи скромнее, чем у более продвинутых версий, однако их нередко оказывается вполне достаточно с учетом сферы применения.
- v 3.0. Стандарт, сочетающий классический Bluetooth v 2.0 и высокоскоростную «надстройку» для передачи больших объемов данных.
- v 4.0. Дальнейшее, после 3.0, улучшение Bluetooth: к классическому и скоростному формату в данной версии добавилась технология «Bluetooth с низким энергопотреблением». Поддержка этой технологии особенно полезна в фитнес-браслетах, которые обычно передают небольшие объемы данных, но постоянно.
- v 4.1. Модификация описанного выше стандарта 4.0 с улучшенной защитой от помех при одновременной работе с мобильной связью LTE.
- v 4.2. Еще одн...о усовершенствование стандарта 4.0, представившее, в частности, улучшенную защиту данных и повышение скорости соединения.
- — v 5. Пятое поколение Bluetooth было выпущено в 2016 году. Ключевым новшеством в версии 5.0 стало расширение возможностей, связанных с «Интернетом вещей». Так, в протоколе Bluetooth Low Energy появилась возможность увеличивать скорость передачи данных вдвое (до 2 Мбит/с) ценой уменьшения дальности, а также увеличивать дальность вчетверо ценой уменьшения скорости; кроме того, был введен ряд улучшений, касающихся одновременной работы с большим количеством подключенных устройств.
- — v 5.1. Обновление описанной выше версии v 5.0. Помимо общих улучшений качества и надежности связи, в этом обновлении была реализована такая интересная возможность, как определение направления, с которого поступает Bluetooth-сигнал. Благодаря этому появляется возможность определять местоположение подключенных устройств с точностью до сантиметра.
- — v 5.2. Следующее, после 5.1, обновление Bluetooth пятого поколения. Основными нововведениями в данной версии стали ряд улучшений безопасности, дополнительная оптимизация энергопотребления в режиме LE и новый формат аудиосигнала для синхронизации параллельного воспроизведения на нескольких устройствах.
- — v 5.3. Протокол беспроводной связи Bluetooth v 5.3 был введен в обиход на заре 2022 года. Из нововведений в нем ускорили процесс согласования канала связи между контроллером и устройством, реализовали функцию быстрого переключения между состоянием работы в малом рабочем цикле и высокоскоростном режиме, улучшили пропускную способность и стабильность соединения за счет снижения восприимчивости к помехам. При неожиданном возникновении помех в режиме работы с низким энергопотреблением Low Energy впредь ускорена процедура выбора канала связи для переключения. Принципиальных новшеств в протоколе 5.3 не представлено, однако ряд качественных улучшений видится в нем налицо.
Разумеется, для использования всех возможностей той или иной версии Bluetooth ее должен поддерживать не только сам гаджет, но и смартфон/планшет, к которому он подключен.
Спортивных режимов
Количество поддерживаемых смарт-часами разновидностей спортивных тренировок. Чем их больше, тем более широкий охват потенциальной аудитории обеспечивается носимым гаджетом на запястье.
К разряду наиболее распространённых спортивных режимов относятся бег, ходьба, езда на велосипеде, плавание, занятия на эллиптическом тренажёре и т.п. Количество и качество данных для разных видов спорта зависит уже от технического уровня оснащения конкретного устройства. Покуда одни модели регистрируют лишь частоту сердечных сокращений и примерно подсчитывают число сожжённых калорий, другие экземпляры смарт-часов оценивают эффективность тренировки по развёрнутому перечню данных и даже рисуют трек условной пробежки по информации со спутников системы GPS.
Тип матрицы
— TFT. Простейшая разновидность жидкокристаллических матриц, используемых в цветных дисплеях. Обеспечивают относительно невысокое, однако в целом достаточное качество изображения, при этом стоят заметно дешевле более продвинутых технологий. Не требуют подсветки — точнее, подсветка является частью самого экрана и включается вместе с ним. Из однозначных недостатков стоит отметить то, что многие
TFT-матрицы имеют довольно ограниченные углы обзора; впрочем, по мере совершенствования технологии этот недостаток постепенно устраняется.
— IPS. Разновидность ЖК-матриц, созданная в попытке устранить недостатки TFT. Существует множество подвидов
матриц IPS, однако все они отличаются высоким качеством цветопередачи, отличной яркостью и широкими углами обзора. Недостаток данного варианта — сравнительно высокая стоимость.
—
OLED. В данном случае подразумевается технология, используемая для создания простейших монохромных дисплеев. В таких экранах каждый сегмент, из которого состоит изображение, представляет собой отдельный светодиод, благодаря чему отпадает необходимость во внешней подсветке. Цвет свечения в разных моделях может быть разным, что позволяет придавать гаджету стильный и оригинальный внешний вид.
—
AMOLED. Экраны на основе матрицы из активных органических светодиодов. Аналогично различным видам TFT, эта техн
...ология позволяет создавать цветные дисплеи с высоким разрешением. Её ключевой особенностью является то, что для экрана не требуется отдельная система подсветки — в матрицах AMOLED каждый пиксель светится самостоятельно, в результате чего энергопотребление получается несколько меньшим. При этом подобные экраны отличаются хорошим качеством цветопередачи, отличной яркостью и обширными углами обзора, однако и обходятся заметно дороже TFT.
— Super AMOLED. Усовершенствованная версия описанной выше технологии AMOLED, обеспечивающая более обширную цветопередачу и яркость, а также улучшенную точность и скорость сенсорной отдачи — причём при меньшей толщине дисплея и более низком энергопотреблении. Кроме того, снижена степень отражения внешнего света, такая матрица даёт меньше бликов и лучше видна при солнечном свете.
— E-Ink (E-Paper). Дисплеи, выполненные по технологии «электронной бумаги»; кроме того, в данную категорию включают также экраны типа Memory LCD. Классический E-Ink экран — черно-белый, не оснащается подсветкой (впрочем, она может быть встроена в гаджет отдельно), имеет очень невысокую скорость обновления и слабо подходит даже для секундомеров, не говоря уже о видео или анимированных картинках. С другой стороны, «электронная бумага» отлично видна на ярком свету и имеет очень низкое энергопотребление: электричество ей требуется только при изменении изображения, неподвижная же картинка остается видна даже при полностью отключенном питании. Экраны Memory LCD, в свою очередь, при тех же достоинствах почти не уступают классическим ЖК-матрицам по скорости обновления, однако по ряду причин особого распространения они не получили.
— Transflective. Специфическая разновидность ЖК-матриц, способная работать как за счет собственной подсветки, так и за счет отраженного света. При ярком внешнем свете (например, на солнце) такой экран эффективно отражает его и не требует отдельной подсветки — однако она все равно имеется в конструкции и включается при слабом освещении. Подобный формат работы позволяет заметно снизить энергопотребление по сравнению с традиционными ЖК-экранами, где изображение не видно без подсветки; кроме того, хорошая видимость на ярком свету тоже является немаловажным достоинством. Основной недостаток матриц этого типа — высокая стоимость; кроме того, они делаются в основном монохромными.
— LTPO. OLED и AMOLED-матрицы с адаптивной частотой обновления, изменяемой в широком диапазоне исходя из выполняемых задач. При отрисовке динамичных кадров экраны с LTPO-технологией автоматически поднимают частоту развертки до максимальных значений, при просмотре статичных изображений — автоматически снижают ее вплоть до минимума. В существе технологии лежит традиционная LTPS-подложка с тонкой оксидной пленкой TFT поверх основания тонкопленочных транзисторов. Динамическое управление частотой обновления обеспечивается за счет контроля потоков электронов. Ключевым достоинством LTPO-экранов является сниженное энергопотребление.Диагональ
Диагональ дисплея, установленного в гаджете; для круглых экранов, соответственно, указывается диаметр.
Более крупный экран, с одной стороны, получается более удобным в использовании, с другой — заметно влияет на габариты всего устройства, что особенно критично для наручных гаджетов. Поэтому производители выбирают размер дисплея в соответствии с назначением и функционалом каждой конкретной модели — чтобы и места на экране хватало, и само устройство было не слишком громоздким.
Также стоит сказать, что экраны со схожей диагональю могут иметь разные пропорции сторон. К примеру, традиционные умные часы обычно оснащаются квадратными или круглыми матрицами, тогда как в фитнес-браслетах экраны часто делают вытянутыми в высоту.
Разрешение экрана
Размер экрана часов в точках (пикселях) по горизонтали и вертикали. В целом это один из показателей, определяющих качество изображения: чем выше разрешение — тем чётче и ровнее картинка на экране (при той же диагонали), тем менее заметны отдельные точки. С другой стороны, рост количества пикселей влияет на стоимость дисплеев, их энергопотребление и требования к аппаратной платформе (требуется более мощная «начинка», которая и сама будет стоить дороже). Кроме того, специфика использования умных часов такова, что устанавливать в них «навороченные» экраны высокого разрешения попросту незачем. Поэтому современные наручные аксессуары используют дисплеи с относительно небольшим разрешением: например, 320х320 при диагонали около 1,6" считается вполне достаточным показателем даже для часов премиум-класса.
PPI
Плотность точек на экране гаджета, а именно — количество пикселей, которое приходится на каждый дюйм матрицы по вертикали или горизонтали.
Чем выше PPI — тем выше детализация экрана, тем более четким и сглаженным получается изображение. С другой стороны, этот показатель соответствующим образом влияет на цену. Поэтому чем выше плотность точек — тем более продвинутой, как правило, является данный гаджет и по общим возможностям. Впрочем, при выборе экрана производители учитывают общее назначение и функционал устройства; так что даже небольшое число PPI обычно не мешает комфортному использованию.
Защита циферблата
Материал, из которого выполнено прозрачное покрытие дисплея.
—
Пластик. Недорогой, к тому же достаточно прочный и ударобезопасный материал: даже при сильном ударе пластик скорее потрескается, чем рассыплется на осколки. В то же время на таком покрытии легко появляются царапины, и со временем оно неизбежно мутнеет. Из-за этого пластик встречается преимущественно в недорогих наручных гаджетах.
—
Стекло. В данном случае может подразумеваться как классическое силикатное стекло (такое же, как, к примеру, в окнах), так и некоторые оригинальные разновидности ударозащитных стёкол, не относящиеся к
Gorilla Glass (см. ниже). Обычное стекло стоит дороже пластика, но ненамного, при этом оно лучше выглядит и дольше сохраняет прозрачность благодаря стойкости к царапинам. Главные недостатки этого материала — хрупкость и склонность рассыпаться на острые осколки при ударах. Этого недостатка в той или иной степени лишены ударозащищённые стёкла, однако они и стоят дороже. По ценовой категории гаджета можно довольно точно определить, какое именно стекло в нём используется — обычное или ударостойкое.
—
Сапфир. Покрытие, выполненное из синтетического сапфира, используется исключительно в гаджетах премиум-класса — это связано со сложностью его производства и, соответственно, высокой стоимостью. С практической
...стороны сапфир отличается чрезвычайно высокой стойкостью к царапинам (поцарапать такое стекло возможно разве что алмазом или специальными инструментом), однако в то же время он хрупок и легко раскалывается от удара.
— Gorilla Glass. Семейство ударопрочных стекол, созданное компанией Corning и широко применяющееся в современной электронике, включая наручные гаджеты. Помимо прочности, Gorilla Glass отличаются еще и неплохой стойкостью к царапинам, при этом стоят относительно недорого (по меркам подобного покрытия), что и обусловило их популярность. Впрочем, конкретные свойства такого стекла зависят от его версии; вот варианты, актуальные для современных наручных устройств:
- Gorilla Glass v3. Наиболее старая из актуальных на сегодня версий — выпущена в 2013 году. Тем не менее, даже такое покрытие заметно превосходит традиционное стекло (не говоря уже о пластике) по прозрачности и стойкости к царапинам.
- Gorilla Glass v4. Версия, вышедшая в 2014 году. Ключевой особенностью стало то, что при разработке этого покрытия основное внимание было уделено стойкости к ударам (тогда как предыдущие поколения делали упор в основном на сопротивление царапинам). В итоге стекло получилось вдвое прочнее, чем в версии 3, притом что его толщина составила всего 0,4 мм.
- Gorilla Glass SR+. Первая версия Gorilla Glass, созданная специально для смарт-часов и других миниатюрных наручных гаджетов; представлена в 2016 году. По заявлению создателей, стойкость к царапинам у подобных покрытий приближается к показателям сапфирового стекла при сохранении основных достоинств Gorilla Glass — высокой прочности и прозрачности. В целом же для данного материала заявлено превосходство над «альтернативными вариантами» на 70 % по характеристикам прочности и на 25 % по оптическим свойствам.
- Gorilla Glass DX. Еще одна разновидность стекол, специально созданная для наручных устройств. Была выпущена в 2018 году одновременно с версией DX+ (см. ниже). Из ключевых улучшений в Gorilla Glass DX заявлены, в частности, повышенные антирефлексивные свойства и увеличение уровня контрастности видимого изображения на 50%; последнее, помимо прочего, позволяет снизить фактическую яркость и, соответственно, энергопотребление экранов без ущерба для качества изображения, что особенно важно для миниатюрных наручных устройств. А от покрытия типа DX+ данный материал отличается, с одной стороны, меньшей стойкостью к царапинам, с другой — более высокими атирефлексивными характеристиками.
- Gorilla Glass DX+. «Ровесница» оригинальной версии DX, относящаяся к той же специализации — носимые наручные гаджеты и другие миниатюрные устройства. При этом DX+ отличается более высокой стойкостью к царапинам, однако имеет несколько худшие антирефлексивные характеристики. В остальном же эти типы покрытия практически идентичны.
Источник питания
Тип элемента питания, штатно установленного в часах/браслете.
— Li-Ion (литий-ионный). Собственный аккумулятор оригинального формата, выполненный по технологии Li-Ion. Подобные батареи сочетают компактные габариты с хорошими показателями ёмкости, они неприхотливы в использовании, долговечны и надёжны, а из существенных недостатков можно отметить разве что некоторую чувствительность к низким температурам. Как следствие, эта технология является одной из самых популярных в современной портативной электронике, в т.ч. носимых аксессуарах.
— Li-Pol (литий-полимерный). Обновлённый и улучшенный вариант технологии Li-Ion (см. выше). При тех же основных достоинствах литий-полимерные элементы характеризуются ещё большей ёмкостью при тех же небольших габаритах и массе, они стабильнее держат напряжение по мере разряда и более устойчивы к низким температурам. В то же время и стоят такие батареи несколько дороже.
— Батарейка. Питание от сменной батарейки — как правило, компактной «таблетки» того или иного типа. Такие батарейки имеют сравнительно невысокую емкость и обычно делаются одноразовыми, то есть не допускают перезарядки. Поэтому подобное питание встречается в основном среди двух категорий устройств: в фитнес-браслетах без дисплея, а также часах классической конструкции с минимумом «умных» функций, не требующих большого количества энергии.
Емкость аккумулятора
Емкость аккумулятора, штатно установленного в гаджете.
Теоретически чем выше емкость — тем большее время работы на заряде может обеспечить батарея. Однако на практике автономность гаджета зависит еще и от его энергопотребления, а оно определяется характеристиками дисплея и «начинки». Поэтому сравнивать по емкости батареи можно лишь модели одного типа с очень похожими характеристиками; а для точной оценки автономности лучше ориентироваться на прямо заявленное время работы в том или ином режиме (см. ниже).
Также стоит сказать, что емкие батареи неизбежно получаются довольно тяжелыми и громоздкими. Так что емкость аккумуляторов, устанавливаемых в наручные гаджеты, сильно ограничивается также габаритами и весом.