Схема винтов
Схема расположения винтов, применённая в конструкции вертолёта.
—
Классическая. Данная схема предполагает наличие одного несущего винта на основной оси и небольшого рулевого — на хвосте. Хвостовой винт компенсирует вращающий момент от несущего (без такой компенсации вертолёт бы поворачивался в сторону, противоположную вращению основного винта), а также отвечает за управление по курсу — повороты вправо-влево осуществляются именно изменением тяги рулевого винта. Вертолёты классической схемы сложнее и дороже соосных, а также более требовательны к точности управления; с другой стороны, они имеют больше возможностей по маневрированию и лучше подходят для пилотажа, в т.ч. сложного. Поэтому данная конструкция характерна преимущественно для продвинутых аппаратов полупрофессионального и профессионального класса.
—
Соосная. Название этой схемы обусловлено тем, что подобные вертолёты имеют два несущих винта, расположенных на одной оси, один над другим. Винты вращаются в противоположные стороны, что даёт возможность обойтись без рулевого винта и пустить всю мощность двигателя на создание вертикальной тяги. Впрочем, небольшой винт на хвосте в большинстве случаев всё же имеется — но, в отличие от классической схемы, он обеспечивает управление вертолётом по тангажу, а не по курсу, и вращается не постоянно, а лишь при необходимости наклонить машину вперёд или назад. Модели соосной схемы значительно де
...шевле и проще в управлении, чем классические, однако свобода маневра в них ограничена. Поэтому данный вариант считается оптимальным для начинающих пользователей, а также любителей, не претендующих на профессиональный пилотаж.Количество каналов
Количество каналов управления, предусмотренное в радиоуправляемой модели.
Каждый такой канал отвечает за отдельную функцию управления: работу руля направления, рулей высоты и т.п. Для простейших моделей хватает 2 – 3 каналов. Полноценное же управление требует большего числа каналов. Ав продвинутых моделях могут предусматриваться дополнительные каналы общее число которых может достигать 6 и более.
Гироскоп
Наличие гироскопа в конструкции вертолёта.
Гироскоп — это модуль, отслеживающий положение машины в пространстве и её перемещения. В радиоуправляемых вертолётах он применяется для компенсации порывов ветра, сбоев в механизмах и других факторов, создающих мелкие помехи в управлении: к примеру, если движение воздуха сбило вертолёт с курса, гироскоп реагирует на это и возвращает машину в предыдущее положение. Данная функция делает управление ровным и плавным, что особенно важно для машин бюджетного класса, где нет возможности использовать высококачественное (и, соответственно, дорогое) механическое оборудование. А в некоторых моделях гироскоп отвечает и за более продвинутые функции: автоматическое удержание на месте при висении, полёт в обратную сторону при потере сигнала с пульта и т.п. В то же время в профессиональные пилотажные модели подобное оснащение могут и не устанавливать, поскольку оно склонно снижать отзывчивость и точность управления.
Тип аккумулятора
Тип источника питания, необходимого для работы вертолёта. Отметим, что такие источники требуются не только для моделей с электродвигателями (см. «Двигатель») — любая машина нуждается в электричестве как минимум для питания приёмника радиосигнала.
— AA. Сменные элементы стандартного типоразмера, известные в народе как «пальчиковые батарейки». В этом типоразмере выпускаются не только перезаряжаемые аккумуляторы, но и одноразовые батарейки, что даёт возможность выбора: либо всякий раз докупать батарейки по мере необходимости за относительно небольшие деньги, либо один раз выложить крупную сумму за аккумуляторы, но не тратиться впредь. Ещё более расширяет выбор то, что элементы АА имеют разные характеристики и цену, однако являются полностью взаимозаменяемыми. Главным преимуществом перед оригинальными аккумуляторами является возможность быстрой замены севших батареек: продаются они практически во всех магазинах с «бытовыми мелочами», а сам процесс занимает обычно не больше пары минут. С другой стороны, мощность такого питания довольно скромна, а самих элементов обычно требуется несколько даже для питания бортовой электроники. В некоторых моделях элементы АА могут включаться в комплект поставки, однако чаще всего покупать их владельцу машины приходится самостоятельно.
— Ni-Mh. В данную категорию отнесены аккумуляторы, выполненные по никель-металл-гидридной технологии и не относящиеся к какому-либо стандартному типоразмеру — то есть имеющие оригинальную форм...у и характеристики и чаще всего изначально «заточенные» под конкретную модель вертолёта (или серию моделей). Сами по себе «оригинальные» аккумуляторы в большинстве своём превосходят элементы АА по характеристикам и позволяют создавать модели с электродвигателями довольно внушительной мощности. Конкретно никель-металл-гидридные батареи примечательны небольшой стоимостью, надёжностью, хорошей ёмкостью, отсутствием «эффекта памяти» (падения ёмкости при заряде недоразряженного элемента), а также устойчивостью к перепадам температур, что делает их весьма полезными для использования вне помещений. Из недостатков — требования по хранению: такие батареи нельзя больше нескольких дней хранить полностью разряженными.
— Li-Pol. Аккумуляторы оригинальной формы, выполненные по литий-полимерной технологии. Об оригинальной форме подробнее см. выше (Ni-Mh). Что касается данной технологии, то она позволяет создавать батареи с высокой ёмкостью, небольшими размерами и весом и без «эффекта памяти»; главными её недостатками в случае радиоуправляемых моделей можно назвать чувствительность к низким температурам, а также довольно высокую стоимость.
— Фирменный аккумулятор. В данную категорию отнесены все аккумуляторы оригинального типоразмера (см. подпункт «Ni-Mh» выше), для которых производитель не указал технологии изготовления. Они могут использовать одну из описанных выше технологий, или другую.
Время работы
Время работы вертолёта с электрическим двигателем (см. «Двигатель») на одном заряде аккумулятора или на одном комплекте батарей. Данный параметр является довольно условным и приблизительным: обычно он указывается для оптимальных условий эксплуатации, при равномерной невысокой нагрузке на двигатель (чаще всего для режима висения), а при использовании сменных элементов — для батарей высокого качества. Соответственно, на практике время работы может заметно отличаться от заявленного в характеристиках. Тем не менее, этот показатель довольно достоверно описывает автономность машины, и разные модели вполне можно сравнивать по нему.
Источник питания
Тип и количество элементов питания, необходимых для работы пульта управления вертолётом.
— АА. Сменные элементы питания, известные в просторечии как «пальчиковые батарейки». Они доступны не только в виде одноразовых батареек, но и в виде перезаряжаемых аккумуляторов, выпускаются под различными марками, различающимися по цене и качеству (что обеспечивает свободу выбора), а найти такие элементы в продаже обычно не составляет проблем. Мощность и ёмкость элементов АА относительно невелики, но в большинстве случаев их вполне достаточно для нормальной работы передатчика в течении довольно длительного времени. Как правило, современные пульты требуют нескольких таких батарей — обычно 2, 4 либо 6.
— ААА. Также известны как «мизинчиковые». Фактически — уменьшенная версия популярных элементов АА (см. выше); имеет те же ключевые особенности, однако отличается более компактными габаритами и, вследствие этого, несколько сниженной мощностью. Этот вариант характерен для моделей бюджетного класса, с небольшим радиусом действия пульта.
Управление смартфоном
Возможность использования смартфона (а в большинстве случаев — и планшета) для управления вертолётом. Данная функция предполагает установку на электронный гаджет специального приложения, которое обеспечивает расширенные возможности по сравнению с обычным пультом. Конкретный набор таких возможностей зависит от модели, он может включать, в частности, передачу на экран смартфона данных о высоте, скорости, курсе, заряде аккумулятора и т.п., трансляцию видео с бортовой камеры, запись треков полёта, выполнение машиной заранее составленных программ и многое другое. Связь обычно осуществляется по Wi-Fi, и радиус действия может заметно отличаться от цифр, заявленных в характеристиках вертолёта, поскольку в данном случае он зависит от возможностей смартфона, а не комплектного пульта.
Современные смартфоны используют разные операционные системы, и для нормальной работы вертолёт должен быть совместим с соответствующей ОС. Конкретные варианты могут быть такими:
— Android. Весьма популярная ОС, применяемая огромным количеством производителей смартфонов и планшетов — от гигантов вроде Samsung и LG до малоизвестных китайских брендов. Отметим, что на рынке представлено множество версий Android, в т.ч. глубоко кастомизированные и даже откровенно устаревшие. Поэтому если Ваш гаджет использует фирменную прошивку или старую версию системы, стоит отдельно уточнить его совместимость с выбранным вертолётом (точнее, с фирменным приложением для
...управления моделью).
— iOS. Фирменная мобильная ОС компании Apple, используется исключительно в «яблочных» электронных устройствах — смартфонах iPhone, планшетах iPad и плеерах iPod touch; все эти гаджеты могут играть роль пульта для модели. iOS отличается единообразием на всех устройствах, а также оперативностью и массовостью обновлений, благодаря чему проблем с совместимостью электроники и вертолётов практически не возникает.
Большинство моделей с возможностью управления смартфоном совместимы с обеими платформами. Встроенная пушка
Наличие в конструкции
встроенной пушки. В современных радиоуправляемых вертолётах устанавливаются разные типы пушек, заметно различающиеся от модели к модели. Так, один из наиболее популярных вариантов — пружинная «катапульта» с пластиковыми «снарядами», имитирующими запуск ракет; это усиливает сходство модели с реальной боевой машиной. Другой вариант — инфракрасный светодиод и набор фотодатчиков — позволяет устраивать воздушные бои между несколькими машинами. Есть также вертолёты с водяными «брызгалками», и даже с генераторами мыльных пузырей — последний вариант в нашем каталоге также отнесён к пушкам, хотя фактически больше похож на имитацию выхлопа.
Копия оригинала
В данную категорию отнесены радиоуправляемые модели, дизайн которых
копирует внешность реально существующих вертолётов — штурмовых, транспортных, поисково-спасательных и т.п. На функционал подобное оформление, чаще всего, не влияет, однако оно придаёт дополнительное сходство с полноразмерными машинами. Это ценят в первую очередь фанаты авиации, однако чисто эстетическими моментами применение моделей-копий не ограничивается — они могут пригодиться и для вполне практических задач (например, имитации настоящего вертолёта при съёмке фильма).