Тип
— Мотобур. Традиционные мотобуры представляют собой агрегаты довольно высокой мощности, предназначенные прежде всего для бурения скважин в земле при помощи шнека — характерного стержня со спиральной поверхностью по всей рабочей длине. При этом большинство мотобуров рассчитаны на шнеки диаметром порядка 20 – 40 см, а в наиболее мощных моделях максимальная толщина бура может достигать 60 см. Это позволяет с лёгкостью бурить скважины под опорные столбы, лунки для посадки деревьев и кустарников и т.п. Агрегаты данного типа могут быть довольно тяжёлыми и требовать участия 2 человек (см. «Количество операторов»). Преимущественная часть таких устройств в качестве питания использует ДВС, однако встречаются
аккумуляторные модели и
электробуры.
—
Мотодрель. По конструкции патрона такие инструменты аналогичны более распространённым электрическим дрелям, да и свёрла в мотодрелях используются такие же. Ключевым отличием является то, что вместо электродвигателя вращение обеспечивает бензиновый мотор. Это, с одной стороны, позволяет добиться более высокого крутящего момента, чем в электрическом инструменте, притом что дрель не зависит от розеток; с другой — вес, габариты и стоимость у мотодрелей тоже получаются значительно большими. Данный тип инструмента рассчитан в основном на сверление, для которого традиционные электродрели не подходят — например, если высокая мощность являе
...тся решающим фактором, или если поблизости нет розеток.Диаметр приводного вала
Диаметр приводного вала, используемого в мотобуре (см. «Тип»).
Рабочие инструменты для мотобуров — шнеки — выпускаются под определённый диаметр приводного вала. Проще говоря, данный параметр — это, по сути, размер посадочного места под бур; от него зависит совместимость с тем или иным шнеком. В большинстве современных моделей используются валы диаметром от 20 до 25 мм; как правило, чем больше диаметр вала — тем толще шнек, с которым способен работать инструмент.
Тип ДВС
Тип двигателя внутреннего сгорания, используемого в мотобуре.
— 2-тактный. Главными достоинствами двухтактных двигателей, по сравнению с четырёхтактными, являются простота конструкции, невысокая стоимость, а также более высокая мощность на единицу объёма (как следствие — меньшие размеры и вес). Из недостатков стоит отметить более высокий расход топлива и уровень шума, а также необходимость приготовления бензино-масляной смеси для заправки. Впрочем, эти недостатки в данном случае нельзя назвать критичными, благодаря чему двухтактные двигатели используются в большинстве современных мотобуров всех ценовых категорий.
— 4-тактный. Четырёхтактные двигатели менее шумны и более экономичны, чем двухтактные, а заправлять бензин и масло в них нужно отдельно, что значительно удобнее использования смеси. С другой стороны, они сложнее, тяжелее и дороже, а потому используются редко, в основном в довольно продвинутых мотобурах (хотя и не обязательно высокомощных).
Объем двигателя
Рабочий объём двигателя мотобура.
Больший объём (при том же типе ДВС, см. выше), с одной стороны, повышает мощность, с другой — увеличивает расход топлива. Впрочем, в целом этот параметр является справочным, и обращать внимание при выборе стоит на более практически значимые показатели — мощность, обороты, передаточное число и т.п.
Мощность
Мощность двигателя мотобура в лошадиных силах. Лошадиная сила традиционно применяется для обозначения мощности двигателей внутреннего сгорания. 1 л.с. приблизительно равна 735 Вт.
Мощность является одним из ключевых параметров для любого мотобура: чем она выше — тем более высокого крутящего момента можно добиться на приводном валу, тем более толстые шнеки можно использовать с агрегатом и тем лучше он подходит для сложных работ и «тяжёлых» грунтов. С другой стороны, высокая мощность заметно сказывается на цене, габаритах и весе двигателя. Поэтому данный параметр производители выбирают, исходя из ценовой категории и общего назначения инструмента.
Наиболее скромные двигатели, порядка 0,8 – 1,5 л.с., устанавливаются в мотодрелях (см. «Тип») — для таких устройств высокая мощность не нужна, а вот небольшой вес и компактность, наоборот, критичны. Для мотобуров показатели в 1,6 – 3 л.с. соответствуют начальному уровню, 3 – 5 л.с. — среднему, а в наиболее мощных моделях устанавливаются моторы на 7 – 8 л.с., что даёт возможность работать со шнеками диаметром в полметра и более. В то же время стоит учитывать, что агрегаты одинаковой мощности могут различаться по диаметру шнека и другим рабочим характеристикам.
Мощность
Мощность двигателя мотобура в киловаттах. Ватты (киловатты) являются общей единицей мощности, эта единица используется и для бензиновых двигателей наряду с лошадиными силами (см. выше).
Мощность является одним из ключевых параметров для любого мотобура: чем
мощнее двигатель — тем более высокого крутящего момента можно добиться на приводном валу, тем более толстые шнеки можно использовать с агрегатом и тем лучше он подходит для сложных работ и «тяжёлых» грунтов. С другой стороны, высокая мощность заметно сказывается на цене, габаритах и весе двигателя. Поэтому данный параметр производители выбирают, исходя из ценовой категории и общего назначения инструмента.
Показатели в 0,6 – 1,2 кВт характерны для наиболее скромных двигателей, такими комплектуются в основном мотодрели (см. «Тип»). В мотобурах начального уровня применяются агрегаты помощнее, на 1,2 – 2,2 кВт, среднему классу соответствует показатель в 2,3 – 3,7 кВт, а в наиболее солидных устройствах мощность может достигать 5,5 – 6 кВт. Стоит учитывать, что агрегаты одинаковой мощности могут различаться по диаметру шнека и другим рабочим характеристикам.
Максимальные обороты
Наибольшие обороты, которые способен выдать двигатель мотобура, по сути — скорость вращения вала при максимально выжатом дросселе.
Разница между холостыми (см. выше) и максимальными оборотами определяет рабочий диапазон скоростей двигателя. При этом более быстрый мотор будет иметь меньший крутящий момент, чем более медленный агрегат с той же мощностью. В то же время на скорость вращения приводного вала (и крутящий момент на нём) влияют не только обороты двигателя, но и передаточное число редуктора (см. выше); это значит, что применением соответствующих редукторов можно уравнять возможности разноскоростных моторов. Поэтому сравнивать мотобуры схожей мощности стоит не по оборотам двигателя, а по скорости вращения рабочего вала.
Объем топливного бака
Объём топливного бака, установленного в мотобуре.
Более объёмный бак позволяет дольше проработать без дозаправки, однако заметно влияет на вес инструмента. Учитывая особенности работы мотобуров, на практике проще делать перерывы на дозаправку, чем держать большой запас топлива в самом агрегате. Поэтому объёмы баков обычно невелики, лишь в отдельных моделях высокой мощности этот параметр превышает 2 л. При этом производители учитывают расход топлива и подбирают баки таким образом, чтобы перерывы не приходилось делать слишком часто.
Макс. длина
Максимальная длина бура (шнека) или сверла, с которым инструмент способен нормально работать; фактически — это максимальная глубина бурения, доступная при использовании данной модели. Отметим, что некоторые модели допускают, при необходимости, использование и более длинных буров, за счёт некоторых ухищрений (подробнее о них можно прочитать в специальных источниках); однако такая возможность имеется далеко не везде, и при выборе стоит исходить именно из заявленной производителем длины.