Масштаб модели
Масштаб позволяет оценить общие размеры модели — он описывает соотношение её габаритов с габаритами полноразмерной машины аналогичного типа (см. ниже). Например, длина и ширина полноразмерного багги составляют в среднем около 4 м и 2 м соответственно; значит, для радиоуправляемой модели в масштабе
1:10 эти параметры будут составлять в 10 раз меньше — порядка 40 см и 20 см (плюс-минус).
Миниатюрными считается масштаб
1:24 и меньше (
1:28 и
1:32), а в наиболее крупных он достигает
1:6 (
1:5) — такие модели не намного меньше детских автомобилей (однако не предназначены для их замены). Небольшой размер считается оптимальным для использования в жилых помещениях, крупный — на открытой местности. Большинство шоссейных моделей (см. «Тип») выпускается в масштабе 1:10, внедорожников —
1:8, а более крупные масштабы характерны для продвинутых моделей с двигателями внутреннего сгорания (см. «Двигатель»). Наиболее распространенными вариантами масштабов являются
1:14,
1:16 и
1:18, которые встречаются как в бюджетном, так и в топовом сегменте.
Назначение (класс)
—
Трюковые. Машинки этого класса предназначены для езды с выполнением различных трюков, преимущественно связанных с акробатическими номерами, прыжками и преодолением препятствий. Для них характерна принадлежность к внедорожному типу (обычно «монстр» или трагги, см. ниже), мощный двигатель, высокий дорожный просвет, большие колеса и усиленная подвеска.
—
Шорт-корс. Модели шорт-корс представляют собой аппараты внедорожного типа (багги, трагги, «монстры», см. ниже), специализированные под гонки на скорость по пересечённой местности. Они отличаются хорошей степенью защиты от столкновений и ударов при прыжках, имеют конструкцию повышенной прочности, жёсткий корпус, закрывающий большую часть чувствительных деталей, а также амортизаторы, рассчитанные на высокие нагрузки.
—
Дрифтовые. Соревнования по дрифту на радиоуправляемых моделях предполагают прохождение асфальтированной трассы на максимальной скорости с постоянным использованием управляемого заноса. Исходя из этого дрифтовые машинки обязательно должны иметь задний привод, блокировку заднего дифференциала, а также более жёсткие, чем у большинства других моделей, покрышки с неглубоким рисунком. Стоит отметить, что их внешний вид может намного точнее повторять реальные авто, нежели в случае с
кольцевыми моделями.
— Кольцевые. Разновидност
...ь моделей шоссейного типа (см. ниже), предназначенная для прохождения ровных трасс с твёрдым покрытием (вроде асфальта) на время. Отличительной особенностью большинства таких машинок является гладкая, «зализанная» форма кузова для обеспечения аэродинамичности (или для имитации таковой, если максимальная скорость невелика).
Отметим, что какую-то специализацию из вышеперечисленных обычно имеют профессиональные модели, предназначенные для соревнований и серьёзных занятий автомодельным спортом. Если же класс не указан — машинка, скорее всего, относится к начальному уровню и имеет чисто развлекательное назначение (хотя такие модели тоже могут иметь довольно продвинутые характеристики).Тип
—
Шоссейные. Также известны как «туринг». Это машинки, внешне копирующие легковые авто — как обычные серийные, так и тюнингованные и даже специальные вроде болидов NASCAR. Могут иметь кольцевое или дрифтовое назначение (см. выше), в целом характеризуются высокой скоростью и хорошей управляемостью.
—
Багги. Полноразмерная техника типа «багги» — это лёгкие полноприводные машины для езды по бездорожью, в первую очередь песку, с характерной конструкцией кузова (угловатые панели, открытые элементы каркаса, дуги безопасности) и подвески (колёса чаще всего заметно вынесены вбок на рычагах подвески). Аналогичную конструкцию имеют и радиоуправляемые багги. Кузов, правда, часто бывает стилизован под гоночные авто, однако специализация у этого типа в первую очередь внедорожная — так, многие модели шорт-корс (см. «Назначение») относятся именно к багги.
—
Трагги. Этот класс во многом аналогичен вышеописанным багги, однако отличается от них большим диаметром колёс, более длинными рычагами подвески и увеличенным клиренсом (см. ниже). Это может несколько снизить скорость, однако повышает проходимость; трагги используются как для шорт-корса, так и для трюковой езды (см. «Назначение/класс»).
—
Внедорожник (монстр). Как следует из названия, такие модели копируют монстр-траки — стилизованные под пикапы авто, самой яркой особен
...ностью которых являются огромные колёса, мощные двигатели и соответствующие особенности ходовой (большой ход подвески, высокий дорожный просвет). Как и полноразмерные оригиналы, радиоуправляемые монстр-траки во многом аналогичны багги (см. выше), и отличаются от них только описанными особенностями. «Монстры» относительно слабо подходят для скоростной езды, однако отличаются высокой проходимостью, благодаря чему в этом типе встречаются модели для трюков и для шорт-корс (см. «Назначение (класс)»).
— Ралли. Такие машинки представляют собой нечто среднее между «турингами» и полноценными внедорожниками. Внешне они похожи на шоссейные модели, однако имеют значительно больший ход подвески, более мощные двигатели и улучшенную защиту от грязи. В то же время раллийные машинки не предназначены для полноценной внедорожной езды, преодоления значительных неровностей и т.п.; их максимум — плотное покрытие вроде слежавшегося песка или мелкого гравия.
— Краулер. Специализированная разновидность радиоуправляемых машинок, предназначенная для преодоления препятствий. Внешне краулеры до некоторой степени похожи на описанные выше «монстры», однако отличаются от них большей высотой подвески, которая обеспечивает характерный силуэт: корпус, высоко поднятый на длинных «ногах». Такая конструкция позволяет краулерам справляться с препятствиями высокой сложности — вроде каменных осыпей с крутыми склонами. Отметим, что скоростные характеристики у данной категории машинок довольно скромны, т.к. упор в них делается прежде всего на высокую проходимость.
—Перевертыш. Модели машин, которые даже перевернувшись смогут продолжать движение. При этом с разных сторон корпус машины может выглядеть по другому. Такие модели обладают хорошей проходимостью и считаются трюковыми (см. «Назначение (класс)»).Возраст
Минимальный возраст, для которого подходит данная радиоуправляемая модель. Эти рекомендации являются довольно условными, однако отступать от них все равно не рекомендуется. «Взрослые»
модели 14+ со множеством регулировок, подвижных деталей и мощностью попросту будут не под силу освоить юному гонщику
дошкольного и может даже
школьного возраста. В то же время, модели для младшей возрастной категории (
3+,
4+,
5+) могут оказаться не интересными и скучными для подросших детей (
дети 6 лет и
8+). Стоит так же отметить, что радиоуправляемые машины не всегда детские игрушки и встречаются модели для моделирования, гонок — профессионального использования.
Модель двигателя
Название двигателя, установленного в машинке. Как правило, зная это название, можно без проблем найти информацию об особенностях двигателя — причём как официальные данные производителя, так и отзывы от пользователей — и определить, насколько его характеристики Вас устраивают. Это может быть очень важно при выборе модели для профессиональных занятий автоспортом.
Помимо названия, в этом пункте также может уточняться тип электромотора (см. «Двигатель»), установленного в машине — коллекторный или бесколлекторный.
Коллекторную конструкцию электродвигателя можно назвать классической. Она позволяет создавать довольно лёгкие, компактные, недорогие моторы, которые к тому же легко ремонтируются. Недостатками данного варианта являются относительно невысокий КПД, склонность к искрению (особенно при перегреве), а также меньшая долговечность, чем у бесколлекторных моделей. Кроме того, с коллекторным двигателем труднее обеспечить высокую скорость. Как следствие, данный вариант характерен для моделей начального и среднего уровня (относительно медленных).
Бесколлекторные моторы считаются более продвинутыми, чем коллекторные: они мощнее, экономичнее, долговечнее, лучше защищены от загрязнений и хорошо подходят для разгона до больших скоростей. С другой стороны, стоят такие двигатели заметно дороже, а сложность конструкции не позволяет ремонтировать мотор своими си...лами. В свете всего этого бесколлекторные двигатели используются преимущественно в продвинутых скоростных машинках; наличие такого мотора является показателем довольно высокого класса модели.
Некоторые модели радиоуправляемых машинок могут выпускаться в двух версиях, различающихся только типом электродвигателя.
Амортизаторы
Тип, модель и другие особенности амортизаторов, установленных в машинке. Подробнее о значении этого параметра см. «Модель двигателя».
Источник питания
Тип источника питания, используемого в машинке с электродвигателем (см. «Двигатель»).
— AA. Сменные элементы стандартного типоразмера, известные в народе как «пальчиковые батарейки». Главным преимуществом
машинок на батарейках перед
машинками на аккумуляторе является возможность быстрой замены севших батареек. С другой стороны, мощность такого питания довольно скромна, поэтому встречаются преимущественно в моделях для младшего возраста.
— AAA. Такие элементы практически полностью аналогичны вышеописанным АА и внешне отличаются от них только уменьшенными размерами (что отразилось на их бытовом названии — «мизинчиковые»).
— Ni-Mh. Специализированные аккумуляторы, выполненные по никель-металл-гидридной технологии как и другие аккумуляторы (
Li-Pol,
Li-Ion,
Ni-Cd,
LiFePO4,
фирменные) превосходят сменные батарейки по емкости и компактности и лучше подходят для мощных электромоторов. Сами
Ni-Mh аккумуляторы примечательны прежде всего способностью без последствий переносить высокие токи заряда и разряда — первое важно с учетом «прожорливости» электродвигателей, второе положительно сказывается на скорости зарядки. Кроме того, такие аккумуляторы устойчивы к низким температурам, не им
...еют «эффекта памяти», а стоят относительно недорого. В то же время они уступают Li-Pol элементам по емкости (при одинаковых габаритах).
— Li-Pol. Специализированные аккумуляторы, выполненные по литий-полимерной технологии. О специализированных батареях в целом подробнее см. выше (Ni-Mh). Сама же Li-Pol технология позволяет создавать аккумуляторы с высокой емкостью, небольшими размерами и весом и без «эффекта памяти», однако и обходится она довольно дорого.
— Ni-Cd. Сравнительно старая технология изготовления аккумуляторов, предшественница описанной выше Ni-Mh. Общими чертами этих технологий являются стойкость к высоким токам заряда и разряда, низким температурам, а также невысокая стоимость. Правда, никель-кадмиевые батареи подвержены «эффекту памяти» — снижению емкости при зарядке не полностью разряженной батареи; однако это можно исправить применением продвинутых зарядных устройств и соблюдением правил эксплуатации. А вот однозначным недостатком данного варианта считается экологическая небезопасность при производстве и утилизации; это характерно для всех батарей, однако для Ni-Cd элементов наиболее актуально, поэтому они используются все реже.
— Li-Ion. Аккумуляторы, выполненные по литий-ионной технологии и не относящиеся ни к одному из универсальных типоразмеров (вроде AA). Литий-ионные аккумуляторы практически не подвержены «эффекту памяти», просты в использовании и заряжаются довольно быстро. Их недостатками можно назвать более высокую цену и меньшую стойкость к высоким и низким температурам.
— LiFePO4. Литий-железо-фосфатные батареи фактически являются модификацией литий-ионных (см. соответствующий пункт), разработанной для устранения некоторых недостатков оригинальной технологии. Примечательны прежде всего высокой надёжностью и безопасностью: вероятность «взрыва» батареи при перегрузке сведена практически к нулю, да и в целом LiFePO4 без проблем справляются с высокими пиковыми нагрузками. Кроме того, они довольно устойчивы к холоду и держат рабочее напряжение почти до самого разряда. Главным недостатком данного типа является несколько меньшая ёмкость.
— Фирменный аккумулятор. В данную категорию отнесены все специализированные аккумуляторы (см. подпункт «Ni-Mh» выше), для которых производитель не указал технологии изготовления. Отметим также, что если «обычные» специализированные батареи могут быть стандартными и допускать применение в разных моделях радиоуправляемой техники, то фирменные аккумуляторы чаще имеют оригинальную конструкцию и рассчитаны только на машинки одного производителя.Емкость аккумулятора
Ёмкость аккумулятора, поставляемого в комплекте с моделью на основе электродвигателя (см. «Двигатель»). Указывается только для вариантов, использующих оригинальные батареи (см. «Тип аккумулятора»), измеряется в ампер-часах: 1 Ач соответствует ёмкости, при которой батарея способна выдать ток в 1 А в течении 1 часа.
Чем выше ёмкость аккумулятора — тем, как правило, дольше «аппарат» способен проработать без перезарядки. Однако практическое время работы на заряде во многом определяется другими характеристиками машины —масштабом, назначением (оба момента см. выше), весом, моделью и мощностью двигателя и т.п. Поэтому в большинстве случаев данный параметр играет чисто справочную роль, а сравнивать по ёмкости аккумулятора между собой можно разве что машинки, не имеющие сколь-либо значимых различий по остальным характеристикам.
Источник питания
Тип и количество элементов питания, необходимых для работы пульта управления моделью.
— АА. Сменные элементы, известные в быту как «пальчиковые батарейки». Могут выпускаться не только в виде одноразовых батареек, но и в виде перезаряжаемых аккумуляторов. В обеих случаях доступны в широком ассортименте наименований, различающихся по цене и качеству, что дает свободу выбора; в виде батареек продаются практически повсеместно и стоят недорого. Мощность и емкость элементов АА относительно невелики, но в большинстве случаев их вполне достаточно для нормальной работы передатчика в течении довольно длительного времени. Как правило, современные пульты требуют нескольких таких батарей — обычно 2, 4 либо 6.
— ААА. Сменные элементы, известные как «мини-пальчиковые» или «мизинчиковые» батарейки. От описанных выше батареек АА отличаются только меньшим размером и, соответственно, емкостью; в остальном полностью аналогичны. Применяются преимущественно в пультах для недорогих развлекательных моделей: много энергии таким пультам не требуется, а вот компактность иногда имеет решающее значение.
— «Крона». Сменные батарейки характерной прямоугольной формы, с парой контактов на одном из торцов. Имеют номинальное напряжение в 9 В. Такие элементы довольно популярны в «развлекательных» моделях, рассчитанных на детей — не в последнюю очередь потому, что для пульта достаточно всего одной батарейки.
—...Аккумулятор. В данном случае подразумевается специализированный аккумулятор либо оригинальной конструкции, либо в типоразмере, не относящемся к сменным элементам. Такие источники питания могут заметно превосходить комплекты батареек по мощности и емкости, однако обходятся они недешево, а подобные продвинутые характеристики на практике требуется редко. Поэтому аккумуляторные пульты встречаются в основном среди крупномасштабных моделей профессионального уровня, с повышенными требованиями к дальности и надежности передатчика на пульте.