Макс. мощность
Максимальная рабочая мощность лодочного мотора, выраженная в лошадиных силах.
Лошадиные силы (л.с.) традиционно используется в основном для обозначения мощности двигателей внутреннего сгорания, включая бензиновые (см. «Тип двигателя»). Однако в лодочных моторах данные единицы применяются и для электрических моделей (см. там же). Это связано с тем, что бензиновых двигателей на рынке большинство, и производители лодок предпочитают указывать максимальную рекомендуемую мощность двигателя именно в «лошадях».
Общие закономерности при выборе лодочных моторов по мощности таковы. С одной стороны, более
мощный агрегат позволит развивать большую скорость и лучше подойдёт для тяжёлого судна (см. «Максимальный вес лодки»). С другой — вес, габариты, стоимость и потребление топлива/энергии также напрямую зависят от мощности. Поэтому не всегда имеет смысл гнаться за максимальными показателями.
Кроме того, выбор мотора по максимальной мощности зависит также от характеристик плавсредства, на котором его планируется применять. Превышать рекомендуемую мощность, заявленную в характеристиках, не стоит — во-первых, транец лодки может быть не рассчитан на тяжёлый крупногабаритный агрегат, во-вторых, сама лодка может оказаться непригодной к разгону до высоких скоростей. Существуют и более специфические рекомендации. Например, оптимальной с точки зрения эффективности и безопасности считается мощно
...сть мотора на уровне 60 – 80% от максимума, указанного в характеристиках лодки. Более низкие показатели могут пригодиться, если для Вас важна экономичность и невысокий уровень шума, а более высокие — если ключевыми моментами являются высокая скорость и динамика разгона.
Есть ещё один специфический момент, связанный с данным параметром: чаще всего в характеристиках указывается мощность, выдаваемая непосредственно на винт, однако некоторые производители (в основном отечественные) могут идти на небольшую хитрость, указывая мощность на основном валу двигателя. При передаче мощности на винт неизбежно возникают потери, поэтому полезная мощность мотора в подобном случае будет меньше заявленной. Таким образом, при выборе и сравнении не помешает уточнить, какая именно мощность подразумевается в характеристиках — на винте или на валу.Макс. потребляемый ток
Наибольший ток, потребляемый при работе электрическим лодочным мотором (см. «Тип двигателя»). Этот параметр необходим для успешного выбора аккумулятора, от которого планируется запитать мотор: любая батарея имеет ограничения по максимальному току разрядки, и перегрузка (превышение этого тока) чревато различными неприятностями — от ухудшения характеристик батареи до её возгорания или даже взрыва.
Кроме того, энергопотребление позволяет оценить время работы мотора от той или иной батареи. Например, если подходящий аккумулятор имеет ёмкость 60 Ач, а максимальный потребляемый ток двигателя составляет 30 А, то можно рассчитывать не менее чем на 60/30 = 2 ч работы от полностью заряженной батареи.
Макс. тяга
Наибольшая сила тяги, развиваемая лодочным мотором. Измеряется в килограммах: к примеру, показатели в 15 кг означают, что мотор на максимальной мощности толкает лодку вперёд с такой же силой, с какой груз в 15 кг давит на находящуюся под ним поверхность. От этого параметра зависит рекомендуемый вес лодки (см. ниже): чем больше вес — тем «сильнее» должен быть мотор для того, чтобы успешно двигать судно по воде. Разница между тягой и рекомендуемым весом на первый взгляд может показаться огромной: например, упомянутые 15 кг приблизительно соответствуют рекомендуемому весу в 800 кг. Однако это не является чем-то необычным — ведь трение на поверхности воды чрезвычайно мало, и для движения лодки не нужно значительных усилий.
По ряду причин данный показатель указывается только для электрических моторов (см. «Тип двигателя»).
Рекомендуемый вес лодки
Рекомендуемый вес лодки, на которую планируется устанавливать мотор. В данном случае подразумевается общий вес судна, с учётом как самого корпуса, так и различного снаряжения, а также багажа и пассажиров. Отметим, что этот показатель является именно рекомендацией, а не жёстким предписанием — как правило, мотор вполне приемлемо работает и на более лёгких, и на более тяжёлых судах. Однако считается, что именно при соответствии веса лодки рекомендуемым показателям двигатель оказывается наиболее эффективным и безопасным; при меньшем весе часто приходится несколько «сдерживать» мощь двигателя, а при большем судно может двигаться медленнее, чем хотелось бы.
Как и описанная выше максимальная тяга, рекомендуемый вес обычно указывается только для электрических моторов (см. «Тип двигателя»).
Гребной винт
Конструкция гребного винта, поставляемого в комплекте с лодочным мотором соответствующего типа (см. выше). В данном случае используется простейшее разделение — по количеству лопастей.
Данный показатель фактически относится к справочным, а не к практически значимым, т.к. практические характеристики винта зависят не только от числа лопастей, но и от их формы и длины, а на общие характеристики мотора влияет ряд других показателей (мощность, сила тяги и т.п.). Кроме того, производители, как правило, подбирают винты в расчёте на оптимальное соответствие желаемым возможностям мотора.
Передача
Виды передач, предусмотренные в конструкции лодочного мотора, фактически — направление, в котором он может двигать лодку.
—
Передняя. Стандартная передача, обеспечивающая движение вперёд. Имеется во всех без исключения лодочных моторах, по определению.
—
Нейтральная. В данном случае под нейтральной передачей подразумевается режим работы мотора, при котором его вал вращается вхолостую, не передавая вращение на гребной винт или водомёт. Благодаря этому можно полностью убирать тягу, не выключая мотора и не поднимая его «ногу» из воды. Учитывая, что запуск после выключения может быть довольно хлопотной процедурой (особенно если делать это приходится часто), а извлечение вращающегося винта из воды вообще нежелательно — наличие нейтральной передачи является весьма полезной особенностью, и большинство бензиновых моторов (см. «Тип двигателя») имеют данный режим. А вот в электрических моделях (см. там же) остановка и запуск проблемы не составляют, поэтому роль «нейтралки» в них играет отключение питания и полная остановка мотора (а сама нейтральная передача в характеристиках не указывается).
—
Задняя (реверс). Режим работы, при котором двигатель тянет всё судно назад; в винтовых моторах реализуется за счёт вращения винта в противоположную сторону, в водомётных — применением реверсных заслонок. Функция реверса зна
...чительно облегчает как маневрирование в узких пространствах, так и экстренное торможение на воде, поэтому она встречается в подавляющем большинстве бензиновых моторов и практически во всех электрических.
Отметим, что у электрических моторов (см. «Тип двигателя») может быть несколько передач одного типа — например, 5 передних и 3 задних. В таких моделях каждая «передача» — это отдельное положение переключателя, соответствующее определённой мощности работы двигателя. В бензиновых же моторах регулировка мощности осуществляется плавно, при помощи дросселя, поэтому передач каждого типа у них не больше одной.Высота транца (дейдвуда)
Высота транца лодки, на которую рассчитан мотор. Также этот параметр называют «длина ноги» (подразумевая, разумеется, «ногу» самого мотора, а не лодки).
Транец — это деталь в корме судна, предназначенная для крепления мотора. Длина ноги мотора должна соответствовать размерам транца — в противном случае гребной винт будет находиться на нерасчётной глубине, что чревато проблемами в работе и потерей мощности (независимо от того, идёт ли речь о слишком большой или о слишком маленькой глубине). Высота транца, как правило, указывается в документам к самой лодке — именно из этих данных стоит исходить, выбирая мотор по длине ноги.
Подключение индикаторов
Типы индикаторов, которые можно подключить к мотору. Индикаторы обеспечивают разнообразную дополнительную информацию о режиме работы мотора и могут оказаться полезны для разных целей, связанных с управлением лодкой. Отметим, что совместимость с определённым индикатором означает только наличие в моторе соответствующих датчиков — сам индикатор обычно требуется приобретать отдельно.
—
Спидометр. Индикатор, показывающий текущую скорость лодки. Стоит учитывать, что данные спидометра основаны на скорости движения потока воды относительно судна; иными словами, он показывает скорость относительно воды, а не относительно берега, и при сильном течении фактическая скорость перемещения может заметно отличаться от данных со спидометра. Впрочем, для несложных навигационных задач этого вполне достаточно, а для сложных имеются более продвинутые методы определения скорости — например, по данным GPS.
—
Тахометр. Индикатор, отображающий обороты двигателя. Позволяет контролировать режим работы мотора и не допускать критического превышения оборотов (чреватого повышенным износом, а то и аварией). Отличием тахометра от датчика превышения оборотов (см. ниже) является более подробное информирование — данный индикатор работает постоянно, обеспечивая водителя информацией об оборотах как в нештатном, так и в штатном режиме работы.
—
Счетчик моточасов. Система, ведуща
...я подсчёт общего времени работы лодочного мотора. Данные о наработанных часах являются чрезвычайно важными для обслуживания двигателя и профилактики неисправностей: к примеру, во многих моделях периодичность замены масла, общего ТО и других подобных процедур завязана именно на количество моточасов. Кроме того, и общий ресурс мотора описывается именно временем его работы.
— Давления масла. Индикатор, отображающий давление масла в двигателе. Снижение этого давления является признаком того, что масла осталось мало или в системе смазки имеется неполадка; индикатор обеспечивает своевременное предупреждение о подобных неприятностей, предотвращая ситуации, когда двигатель остаётся без смазки (что не только повышает износ, но и чревато заклиниванием и аварией).
— Температуры масла. Индикатор, отображающий температуру масла в двигателе. Высокая температура масла нежелательна не только потому, что масло теряет свои свойства — она часто является признаком серьёзных неполадок в моторе.
— Уровня масла. Индикатор, отображающий количество оставшегося в двигателе масла. Позволяет оценить количество имеющейся смазки и, при необходимости, принять меры по пополнению её запаса.
— Заряда батареи. Индикатор, отображающий уровень заряда аккумуляторной батареи. Он чаще всего встречается в электрических моторах (см. «Тип двигателя») и играет в подобных моделях ту же роль, что и индикатор остатка топлива (см. ниже) в бензиновых — то есть информирует пользователя о запасе энергии. Однако индикатором заряда могут оснащаться и бензиновые агрегаты с электрической системой запуска (см. выше) — дабы пользователь мог контролировать состояние аккумулятора и вовремя принимать меры к его подзарядке (иначе в самый неподходящий момент можно остаться без возможности запустить двигатель).
— Остатка топлива. Индикатор, отображающий количество оставшегося в баке топлива. Данная функция позволяет контролировать запас топлива и снижает вероятность остаться с пустым баком в самый неподходящий момент. Правда, информация с таких индикаторов довольно приблизительна — тем не менее, она вполне достаточна для успешного применения на практике.
— Расхода топлива. Индикатор, отображающий расход топлива при текущем режиме работы мотора. Позволяет оценить экономичность выбранного режима и определить, на какое время хватит имеющегося горючего; особенно эффективен в сочетании с описанным выше индикатором остатка топлива.
— Перегрева двигателя. Индикатор, сигнализирующий о критическом повышении температуры двигателя. Подобное явление может быть как следствием неполадки в самом моторе, так и результатом внешнего влияния (например, долгого пребывания под прямыми солнечными лучами); однако в любом случае перегрев чреват различными неприятностями (от заклинивания до возгораний и даже взрывов), и своевременное предупреждение о нём определённо не будет лишним.
— Превышения оборотов двигателя. Индикатор, обеспечивающий предупреждение о критическом повышении оборотов двигателя. В отличие от описанного выше тахометра, срабатывает только в нештатных ситуациях и не обеспечивает данных о конкретном количестве оборотов.
— Положения тримма. Индикатор, уведомляющий пользователя о текущем положении тримма (ноги) двигателя. Удобен тем, что для уточнения положения ноги не приходится всякий раз оборачиваться и присматриваться к двигателю.
— Положения дросселя. Индикатор, информирующий о текущем положении дросселя — и, соответственно, мощности, которую должен выдавать мотор. Позволяет не только контролировать режим работы двигателя, но и, в сочетании с другими датчиками, диагностировать различные неполадки: например, отсутствие реакции дросселя на движение ручки управления двигателем говорит о неполадках в дистанционном управлении (см. «Система управления»).
— «Вода в топливе». Индикатор, предупреждающий о наличии воды в поступающем в двигатель топливе. Попадание воды в топливо приводит к снижению мощности мотора и перебоям в его работе (поскольку вода не горит, энергия сгорания в цилиндрах падает), а большое количество посторонней жидкости приводит к т.н. гидроудару, серьёзно повреждающему двигатель. Индикатор предупреждает о подобных явлениях, причём в большинстве случаев он способен сработать задолго до того, как описанные эффекты станут заметны «невооружённом глазом». Это позволяет заблаговременно принять меры, пока последствия не стали плачевными.Вес
Общий вес лодочного мотора. Данный параметр указывается, как правило, только для самого агрегата, без учёта топлива в баке и самого бака (если он внешний — см. «Топливный бак»), а также дополнительного оснащения. Данные о весе мотора могут пригодиться для того, чтобы оценить общий баланс лодки и изменение её полезной грузоподъёмности.