Тип двигателя
Тип двигателя, приводящего в движение режущий инструмент газонокосилки, а в самоходных моделях — и само устройство. На данный момент используются такие типы двигателей:
— Электрический (сеть). Двигатель с питанием
от электрической сети. Его достоинствами являются низкий уровень шума, дешевизна и удобство в эксплуатации (не требуется покупать горючее и масло) и отсутствие выбросов в атмосферу. Из недостатков можно назвать относительно небольшую мощность и малый радиус действия, ограниченный длиной сетевого шнура.
— Электрический (аккумулятор). Электрический двигатель с питанием от собственного встроенного аккумулятора. Имеет все те же достоинства, что и двигатель с питанием от сети; кроме того, такие устройства не ограничены в передвижениях, поскольку не требуют подключения к сети при работе. С другой стороны, время автономной работы
аккумуляторных газонокосилок редко превышает полчаса, аккумулятор много весит и довольно долго заряжается, а мощность таких устройств — ещё ниже, чем у сетевых (притом что стоят они заметно дороже).
—
Бензиновый. Двигатель внутреннего сгорания на бензине. Достоинствами таких двигателей, по сравнению с электрическими, являются независимость от подключения к сети и высокая мощность, позволяющая работать с густой толстой растительностью. С другой стороны, бензиновые двигатели тяжелее, дороже в эксплуатации, требуют покуп
...ки топлива и смазочных материалов и выбрасывают в воздух отработанные газы.
— Дизель. Разновидность двигателя внутреннего сгорания. По основным чертам дизельные двигатели почти идентичны описанным выше бензиновым, однако имеют и свои особенности. С одной стороны, в таких агрегатах проще обеспечить высокую мощность и хороший крутящий момент, благодаря чему они лучше подходят для «тяжёлых» задач; а топливо для дизелей стоит дешевле бензина. С другой стороны, сами по себе дизельные двигатели дороже, тяжелее и сложнее в эксплуатации. Поэтому особой популярностью среди газонокосилок они не пользуются, этот вариант встречается в основном в райдерах (см. «Тип»), где высокая мощность важнее упомянутых недостатков.
— Газовый. Редкая разновидность двигателей внутреннего сгорания, использующих в качестве горючего пропан-бутановую смесь газа. Их достоинствами перед бензиновыми агрегатами являются экономичный расход, высокая производительность покоса, малое количество вредных выбросов в атмосферу. К тому же газовое топливо снижает нагрузку на двигатель, что, в свою очередь, продлевает его эксплуатационный ресурс. Обратная сторона медали — необходимость заправки баллона сжиженными углеводородными газами на специализированных заправочных комплексах или же частая замена картриджей с газом.
— Без двигателя (ручная). Газонокосилки, не оснащённые никакими двигателями и использующие мускульную силу пользователя — при работе необходимо толкать устройство перед собой. Достоинствами такой схемы являются небольшая стоимость (как самого устройства, так и его эксплуатации), независимость от топлива и электричества и максимальная экологичность; недостатками — относительно невысокое качество работы и значительные затраты физических сил.Ширина захвата
Ширина захвата, обеспечиваемая агрегатом, иными словами — ширина полосы земли, обрабатываемой за один проход. Фактически этот размер соответствует ширине рабочей насадки.
Большая ширина захвата удобна при обработке крупных открытых пространств, так как позволяет закончить работу за небольшое количество проходов. С другой стороны, для труднодоступных мест лучше подходят относительно узкие инструменты, способные пройти там, где не поместится более широкий агрегат. Кроме того, ширина инструмента напрямую влияет на вес и цену.
В целом сравнивать по ширине захвата имеет смысл только агрегаты одного типа (см. выше). Однако здесь стоит отметить, что триммеры не так сильно различаются между собой — большинство моделей захватывает от 25 до 45 см (а широкая полоса обработки обеспечивается за счет движения насадки из стороны в сторону). Что же до остальных типов, то в наиболее скромных моделях ширина захвата
не превышает 40 см, в наиболее тяжелых и мощных она может составлять
56 – 60 см и даже
более (в минитракторах — до 1,5 м).
Ширина ножа триммера
Ширина (диаметр) ножа триммера характеризует размер лопастного ножа (или пильного диска). Такая насадка имеет меньшую ширину захвата нежели леска, однако позволяет косить более густые заросли, включая кустарники.
Расположение двигателя
Расположение двигателя на штанге триммера. Большинство бензиновых триммеров и электрических триммеров высокой мощности имеют
верхнее расположение двигателя — с учётом значительного веса последнего это оптимальный вариант с точки зрения баланса. В свою очередь у маломощных электрических триммеров двигатели имеют небольшой вес и могут быть расположены снизу — такое расположение позволяет значительно укоротить вал триммера и уменьшить потери мощности при передаче вращения на рабочий инструмент. Таким образом, триммеры с
нижним расположением двигателя обычно значительно легче, но имеют меньшую мощность, плохо справляются с толстой густой растительностью и слабо подходят для работы в сырую погоду из-за опасности поражения электротоком (последнее, впрочем, касается всех электрических газонокосилок независимо от типа).
>
Также встречаются модели, двигатель которых переносится на спине как рюкзак.
Наплечное расположение двигателя — удобный способ, позволяющий оператору уменьшить нагрузку на руки.
Тип штанги
— Прямая. В триммерах с
прямой штангой вращение от двигателя передаётся на режущий инструмент при помощи прямого жёсткого вала. Такая конструкция считается оптимальной для триммеров средней и высокой мощности, хотя прямая форма штанги может быть не идеальной с точки зрения удобства работы.
—
Изогнутая. Штанга изогнутой формы может быть удобнее в работе, чем прямая, однако такие триммеры имеют невысокую мощность вследствие того, что вращение от двигателя на рабочий инструмент в них передаётся при помощи тонкого металлического троса — такая передача не рассчитана на высокие нагрузки.
Диаметр лески
Диаметр лески, поставляемой вместе с триммером (точнее — с насадкой-катушкой, см. «Насадки»).
В современных моделях данный параметр может составлять от 1 до 4 мм. При этом более толстая леска лучше справляется с густыми зарослями, однако работает грубее, обработанный газон получается не особенно ровным, а для эффективной работы такой насадки нужен довольно мощный двигатель. С другой стороны, мелкая леска обеспечивает чистое и аккуратное кошение, но не подходит для обильной растительности и крупных стеблей. В свете этого толстой леской обычно комплектуются мощные агрегаты, рассчитанные на «запущенные» газоны с обилием толстых стеблей. Тонкая же встречается преимущественно в маломощных электротриммерах с нижним расположением двигателя, рассчитанных на аккуратные газоны с регулярно подстригаемой травой.
Также напомним, что многие триммеры имеют возможность замены штатной катушки на другую, отличающуюся по толщине лески.
Дополнительно
—
Регулировка наклона штанги. Возможность наклонить штангу либо же рабочую головку относительно штанги. Настройка придется кстати для покоса травы в труднодоступных местах. Триммерами с такой функцией гораздо удобнее работать под качелями, лавочками и садовой мебелью. Также с помощью регулировки наклона штанги можно подстроить хват триммера под рост пользователя.
—
Телескопическая штанга. Возможность увеличения длины триммера путем удлинения штанги. В силу конструкционных особенностей такое решение доступно только для моделей с нижним двигателем и помогает максимально подстроить устройство для человека любого роста.
—
Разборная штанга. Возможность разобрать штангу триммера на несколько частей. Данная особенность значительно упрощает хранение и транспортировку: упаковывать, носить и перевозить составные части, сложенные бок о бок, проще, чем сплошную длинную штангу. Теоретически такая конструкция является менее надежной, чем неразборная, однако триммеры обычно не подвергаются настолько высоким нагрузкам, чтобы это оказалось заметно.
—
Ремень. Ремень для переноски триммера —
плечевой или
ранцевый. Такая конструкция заметно упрощает задачу оператора и снижает утомляемость оператора: переноска с помощью ремня не столь утомительна, как удержание инс
...трумента в руках на весу. Плечевой ремень предполагается надевать через одно плечо. Он помогает лучше контролировать триммер и уменьшает усталость, особенно при продолжительной работе. Более сложная ранцевая система ремней позволяет распределить вес инструмента на оба плеча и спину. В подобной реализации ремень не будет соскальзывать с плеча при ношении триммера. Отметим, что в моделях без ремня может предусматриваться возможность докупить его отдельно. Однако проще (а часто и дешевле) сразу купить инструмент с данным аксессуаром.
— Ограничительная скоба. Скоба выполняет роль ограничителя и предназначена уберечь высокую (нужную) растительность от покоса. Т.е. можно выдвинуть небольшой элемент конструкции у основания штанги, который приближаясь к кустарникам будет отодвигать их, тем самым не срезая. Так же скоба будет уместна и при покосе участка с забором, декоративным ландшафтом с множеством элементов, которые могут быть как повреждены при кошении, так и сами могут лишний раз «укоротить» леску оборвав ее кончики.
— Поворотная головка. Возможность поворота рабочей насадки триммера на штанге. Обычно эта функция используется для того, чтобы перевести режущую систему из горизонтального положения в вертикальное. Резание в вертикальной плоскости может пригодиться, к примеру, для выравнивания краёв и формирования границ на газонах.
—Окантовочный ролик. Ролик необходим для аккуратной «стрижки» между газоном и тротуаром. Встречается он в моделях с поворотной головкой и предназначен для более комфортной работы. Поскольку устройство не надо держать на весу, то, опираясь на ролик, значительно проще делать окантовку клумб, декоративных элементов на газоне, бордюров и т.п.
— Опорные ролики. Специальные ролики, установленные на режущей головке триммера. Благодаря таким роликам можно опереть головку на землю и катить инструмент перед собой — это удобнее, чем нести его «на себе». Еще одно преимущество заключается в том, что ролики поддерживают рабочую насадку на одной и той же высоте — а значит, кошение получается максимально аккуратным, практически как при использовании обычной газонокосилки (при всех достоинствах триммера). Главными недостатками моделей с роликами можно назвать высокую стоимость, а также увеличенный вес, затрудняющий работу «в отрыве от земли».Мощность двигателя
Мощность двигателя газонокосилки, выраженная в ваттах. Такое обозначение используется абсолютно для всех электрических моделей (см. «Тип двигателя»), также оно нередко встречается в бензиновых и дизельных агрегатах наряду с мощностью в лошадиных силах (эти единицы четко связаны, 1 л.с. составляет около 735 Вт).
В целом чем мощнее двигатель — тем производительнее косилка и тем лучше она справляется с тяжелыми работами вроде резки густой травы, кустарника и т. п. С другой стороны, высокая мощность соответствующим образом сказывается на потреблении топлива/электричества, а также весе и цене двигателя. Кроме того, стоит учитывать, что требования к мощности зависят от типа самой косилки и ее двигателя (о том и другом см. выше). К примеру, у большинства
роботов мощность
не превышает 500 Вт — большего, с учетом специализации, и не требуется, к тому же иначе устройства получались бы слишком громоздкими и тяжелыми. Триммеры и газонокосилки аналогичной мощности бывают только электрическими, а предел мощности для электроинструмента —
2500 – 3000 Вт при питании от сети и
1500 – 2000 Вт для аккумуляторных моделей. А вот в бензиновых инструментах минимальная мощность составляет порядка
500 – 1000 Вт для триммеров и
1000 – 1500 Вт для косилок; максимальное же значение мо
...жет превышать 4 кВт.
Подробные рекомендации по выбору газонокосилки в зависимости от ее типа и особенностей планируемых работ можно найти в специальных источниках.Бесщеточный двигатель
Наличие бесщеточного (бесколлекторного) двигателя в устройстве. Такие электродвигатели имеют ряд преимуществ перед традиционными коллекторными: в частности, они более экономичны в плане энергопотребления, менее шумны, а также не искрят. Недостатки
бесщеточных моторов — сложность и высокая стоимость.