Обмотка альтернатора
—
Медная. Медная обмотка характерна для генераторов продвинутого класса. Медный альтернатор отличается высокой проводимостью и слабым сопротивлением. Проводимость меди в 1,7 раза превышает проводимость алюминия, такая обмотка меньше греется, а соединения из этого металла стойко переносят температурные перепады и вибрационные нагрузки. Среди недостатков медной обмотки можно отметить разве что высокую стоимость альтернатора. В остальном же генераторы с медной обмоткой характеризуются высокой надежностью и долговечностью.
— Алюминиевая. Алюминиевая обмотка альтернатора характерна для генераторов бюджетного класса. Главными преимуществами алюминия являются легкий вес и невысокая цена, в остальном же такая обмотка, как правило, уступает медным аналогам. На поверхности алюминия создается оксидная пленка, она появляется везде, даже в местах контактной пайки. Оксидная пленка подначивает контакты и не дает внешней защитной оплетке надежно удерживать алюминиевые жилы.
Модель двигателя
Название модели двигателя, установленного в генераторе. Зная это название, можно при необходимости найти подробные данные по двигателю и уточнить, насколько он удовлетворяет вашим требованиям. Кроме того, данные о модели могут понадобиться для некоторых специфических задач, включая обслуживание и ремонт.
Отметим, что современные генераторы нередко оснащаются
фирменными двигателями от именитых производителей: Honda, John Deere, Mitsubishi, Volvo и т. п. Стоят такие двигатели дороже, чем аналогичные агрегаты от малоизвестных брендов, однако это компенсируется более высоким качеством и/или солидными условиями гарантии, а во многих случаях — еще и простотой поиска запчастей и дополнительной документации (вроде руководств по специальному обслуживанию и мелкому ремонту).
Объем двигателя
Рабочий объем двигателя в бензиновом или дизельном генераторе (см. «Топливо»). Теоретически больший объем обычно означает большую мощность, однако на практике все не так однозначно. Во-первых, конкретная мощность сильно зависит от типа топлива, а в бензиновых агрегатах — также от типа ДВС (см. выше). Во-вторых, схожие двигатели одной мощности могут иметь разный объем, и здесь есть практический момент: при той же мощности более объемный мотор потребляет больше топлива, однако сам по себе может стоить дешевле.
Мощность
Рабочая мощность двигателя, установленного в генераторе. Традиционно указывается в лошадиных силах; 1 л.с. приблизительно равна 735 Вт.
От этого показателя напрямую зависит прежде всего номинальная мощность генератора (см. выше): она в принципе не может быть выше мощности двигателя, к тому же часть мощности двигателя уходит на тепло, трение и другие потери. А чем меньше разница между этими мощностями — тем выше КПД генератора и тем он экономичнее. Правда, высокий КПД сказывается на стоимости, однако эта разница может окупиться при регулярном использовании за счет экономии топлива.
Тип запуска
Способ запуска двигателя электрогенератора. Для запуска двигателя внутреннего сгорания (бензинового или дизельного, см. «Топливо») в любом случае необходимо прокрутить вал двигателя; сделать это можно двумя способами:
—
Ручной. При таком способе запуска первоначальный импульс сообщается двигателю вручную — обычно пользователю для этого нужно с силой дёрнуть за тросик, раскручивающий специальный маховик. Наиболее простой по конструкции и дешёвый способ запуска, из дополнительного оборудования требует только собственно тросика с маховиком. С другой стороны, он может потребовать от пользователя приложения значительных мускульных усилий и слабо подходит для высокомощных агрегатов.
—
Электростартер. При таком типе запуска вал двигателя прокручивается при помощи специального электромотора, который и называется стартером; питается стартер от собственного аккумулятора. Подобный вариант запуска силового агрегата генератора является наиболее простым для пользователя и требует приложения минимума усилий. В зависимости от реализации электростартера, обычно достаточно провернуть ключ в замке зажигания, нажать на кнопку, повернуть ручку или прокрутить специальный барабан и т.п. Мощности современных стартеров хватает даже для тяжелых двигателей, где ручной запуск затруднен или невозможен. Также отметим, что электростартер по определению требуется для использования автозапуска ATS (см. «Функции»). С др
...угой стороны, дополнительное оснащение влияет на вес и стоимость агрегата, причем иногда весьма заметно. Поэтому подобные системы запуска используются в основном там, где без них не обойтись — в упомянутой тяжелой технике, а также генераторах с ATS.Расход топлива (50% нагрузка)
Расход топлива бензиновым или дизельным генератором при работе в полсилы, а для комбинированных моделей — при использовании бензина (см. «Топливо»).
Уровень расхода горючего обычно увеличивается с ростом нагрузки. Однако эффективность генератора не всегда линейна — при разной нагрузке расход топлива может изменяться непропорционально. В данном случае приводится примерное количество потребляемого генератором горючего при работе в полсилы (50 % от номинальной мощности). Зная расход топлива и объем бака, как минимум можно оценить, на сколько времени хватит одной заправки.
Объем топливного бака
Объем топливного бака, установленного в генераторе.
Зная расход топлива (см. выше) и вместимость бака, можно рассчитать время работы на одной заправке (если оно не указано в характеристиках). Однако более емкий бак получается и более громоздким. Поэтому производители выбирают баки, исходя из общего уровня и «прожорливости» генератора — дабы обеспечить приемлемое время работы без значительного увеличения габаритов и веса. Так что в целом данный параметр является скорее справочным, нежели практически значимым.
Что касается цифр, то в маломощных моделях устанавливаются баки на
5 – 10 л, а то и
меньше; в тяжелой профессиональной технике этот показатель может
превышать 50 л.
Уровень шума
Уровень шума, производимого генератором при работе в штатном режиме. Чем меньше агрегат шумит — тем более комфортно его использование, тем ближе к людям его можно располагать, однако тем выше его цена, при прочих равных.
Также стоит учитывать, что генераторы с ДВС в принципе являются довольно шумной техникой. Так, даже самые «тихие» агрегаты выдают
до 70 дБ — это громкость разговора на тонах от средних до повышенных. Соответственно устанавливать устройство рекомендуется удаленно от места использования. При этом отметим, что уровень шума не связан напрямую с мощностью: к примеру, среди агрегатов на 80 дБ и более имеются как тяжелые, так и сравнительно маломощные модели.
Уровень звука (7 м)
Уровень звукового давления в децибелах на расстоянии 7 м между источником шума и ухом оператора оборудования. Поскольку в непосредственной близости от генератора люди не работают, параметр будет полезен для оценки уровня шума на дистанции. К примеру, действующие нормы Европейского союза предполагают, чтобы звуковая мощность электроагрегатов мощностью более 2 кВт не превышала 97 дБ — на расстоянии 7 м шум от двигателя генератора будет соответствовать звуковому давлению порядка 72 дБ.